Энциклопедия для детей. Всемирная история 1996г. 15

Рефераты по астрономии » Энциклопедия для детей. Всемирная история 1996г. 15 Скачать

СРЕДНЕВЕКОВАЯ

ИНДИЯ

Когда стемнело и на небе зажглись звёзды не находивший себе места Бханугупта поднялся на крышу дворца. Охваченный прокалённым за день воздухом он подумал о прохладе дворца где в каждой комнате бил маленький благоуханный фонтан а стены охлаждались при помощи специ­альных приспособлений. При свете луны с крыши просматривались обсерватория склады арсенал помещения для стражи сторожевые башни ко­нюшни стойла для слонов дворцовый бассейн. Дальше вырисовывались городские постройки. Бханугупта рассеянно переводил взгляд с храма на караван-сарай и дальше: на школу больницу свя­щенную рощу...

Задумчивость не покидала его. В этот вечер он не притронулся к шахматам равнодушно прошёл мимо павлинов в огромных золотых клетках. О чём думал великий царь могущественной державы Гуптов в тот вечер? Может быть вспоминал о победах над врагами? Или понимал что несмотря на воен­ные успехи держава слабеет и предчувствовал впе­реди тяжёлые дни? Шёл 510 год...

Бханугупта оказался последним правителем ве­ликой империи. Впоследствии период правления Гуптов историки назовут временем величайшего

благополучия объединённой страны — «золотым веком Индии». Некогда могучее государство вскоре распадается на множество мелких феодальных вла­дений.

Богатейшими феодалами были конечно индус­ские монастыри и храмы. Их земли пожалованные владыками на срок «пока светят Солнце и Луна» т. е. навечно освобождались от всех налогов. Уже начиная с VI в. храмы получают в дар целые дерев­ни обитателям которых вменялось в обязанность снабжать священнослужителей продуктами. Бого­служения в храмах происходили много раз в день и к каждому требовались гирлянды живых цветов разнообразные благовония свежее топлёное масло «гхи». Всё перечисленное поставляли исключи­тельно «свои» крестьяне. При храмах жило много людей — ремесленники писцы музыканты и да­же... танцовщицы. Ведь некоторые древние танцы исполнялись не для увеселения а только как по­священие богам. Эти танцовщицы «дэвадаси» («от­данные Богу») составляли отдельную касту. Их до­чери наследовали профессию матерей. В каждом храме наряду со святилищем залом для молящих­ся залом для подношения даров был «нат-мандир» — зал для ритуальных танцев.

458


Уже в раннем средневековье сложились два вида индусских храмов. Северные «нагара-шикхара» — изящны приближены по форме к эллипсу и как бы «облеплены» со всех сторон резными полубашенка­ми всевозможных размеров. Названы так по имени полулегендарного зодчего — Нагара («шикхара» означает «вершина»). На самом верху храма — тре­зубец — символ бога Шивы. Самые красивые и из­вестные храмы этого типа — храм Лингараджа в городе Бхубанешваре храм Солнца в городе Конараке именуемый также «Чёрной пагодой» и ко­нечно же храмовый комплекс в Кхаджурахо. Юж­ные храмы «дравида-шикхара» (дравиды — древ­ние обитатели Индии) напротив массивны и внеш­не напоминают многоступенчатую пирамиду увен­чанную куполом или двускатной крышей. Наибо­лее полное представление о них даёт знаменитый храмовый комплекс в местечке Махабалипурам на берегу Бенгальского залива.

Несмотря на то что буддизм как религия уже утратил главенствующую роль наряду с индусски­ми храмами строились и храмы буддийские. Храмы Аджанты несомненно — лучший пример.

Некогда процветающий монастырь в Аджанте угасал. Меньше становилось паломников перед изображением Будды реже курились благовония монахи разбредались по другим монастырям. В обезлюдевшие святилища заходили дикие звери заползали змеи вили гнёзда птицы и когда джунг­ли скрыли от людских глаз даже входы в монас­тырь — люди забыли о нём.

В начале XIX в. один английский офицер охо­тившийся в горах Северного Декана случайно за­метил неясные очертания пещер. С трудом добрался он до них. Пещер оказалось 29 а внутри — ве­ликолепные постройки с хорошо сохранившимися росписями. Учёные выяснили как они появились.

Сначала мастера готовили смесь из глины ко­ровьего навоза и порошка трапового камня иногда добавляя для прочности рисовую шелуху. На этот слой специальной щёткой наносили тончайший слой белой штукатурки «чунам» и полировали его тонкой железной лопаточкой. Для приготовления красок растирали яйца добавляя рисовый отвар патоку клей и нужные красители (кроме ляпис-лазури привозимой с острова Ланка их получали из местных минералов).

Возникает вопрос: как же могли художники в полутёмных пещерах так тщательно выписать мельчайшие детали? Оказывается они использова­ли белую материю и полированные металлические пластины для отражения в пещеры яркого солнеч­ного света. Самым же удивительным является то что многие краски этих росписей... светятся в тем­ноте!

Росписи Аджанты можно рассматривать в тече­ние многих дней. Здесь есть изображения богов не­бесных красавиц апсар сцены придворной жизни. Художники Аджанты оставили нам портреты мно­жества красавиц с замысловатыми украшениями и причёсками среди которых нет одинаковых. Ко­нечно большинство сюжетов посвящено жизни

Роспись из пещер в Аджанте.

Богиня Сарасвати.

459


Панч Махал.

Шах Джахангир.

ШахДжахан. Мумтаз-и-Махал.

Будды и его учению. Здесь и Махамайя мать Буд­ды стоящая у колонны и трогательная сцена пок­лонения Будде его жены и сына а также изобра­жение главного события в его жизни — преодоле­ния искушения посланного Будде демоном Марой и обретения истины под деревом Бодхи.

Интересны традиции изображения Будды со­хранившиеся с древности. Будду можно было изоб­разить символически — в виде следов босых ног или колеса судьбы «дхармачакры» зонтика. Мож­но было изобразить Будду и в обычном человече­ском облике.

Знатоки утверждают что если бы Индия внесла в сокровищницу мирового искусства только живо­пись Аджанты — уже одно это было бы бесценным даром.

В XI в. в Индии начались резкие перемены свя­занные с участившимися набегами тюркских заво­евателей. Правитель государства Саманидов Мах­муд Газневи грабил на севере Индии богатые хра­мы дворцы индийских феодалов города и деревни а потом уходил уводя караваны с богатой добычей. В одном из походов он захватил 57 тыс. рабов и 350 боевых слонов не считая денег и золотых украше­ний. Присоединить к своим владениям значитель­ные индийские территории ему не удалось.

Из преемников Махмуда Газневи успех сопут­ствовал полководцу Кутб-уд-дину Айбеку — на­местнику севера Индии. В 1206 г. он объявил себя независимым султаном индийских территорий со столицей в Дели.

Для того чтобы «...осенить тенью Аллаха Восток и Запад» да и подчеркнуть своё собственное мо­гущество Кутб-уд-дин Айбек распорядился начать строительство высочайшего в мире минарета из­вестного в истории мирового искусства как Кутб минар. Увы вскоре удача изменила правителю Де­лийского султаната — во время игры в поло он упал с лошади и умер так и не дождавшись завершения строительства. Лишь в 1236 г. это удалось его пре­емнику Шамс-уд-дину Ильтутмышу. У Ильтутмыша было много сыновей но к негодованию и ужасу всего двора он назначает своей преемницей дочь Раззийю считая её более подходящей для этой ро­ли.

Не прошло и четырёх лет как Раззийя была уби­та. С её смертью начинается период дворцовых пе­реворотов и смены династий: семь раз сменялись правители слабеющей распадающейся империи. Окончательный удар нанёс Делийскому султанату правитель Самарканда Тимур в 1398 г. Он разгра­бил Дели увёл в плен многих его жителей. Завое­ватель вернулся в Самарканд с богатой добычей оставив за спиной разорённую страну страдающую от голода и эпидемий. Империя распадалась. Мно­гочисленные мусульманские завоеватели захваты­вали её земли.

Оказавшись в 1469 г. в «Индии мусульман­ской» русский путешественник Афанасий Ники-

460


Махараджа.


тин был поражён великолепием прави­телей: «...выехал султан на прогулку а с ним 20 везиров великих да 300 сло­нов наряженных в доспехи булатные с башнями а башни окованы. В башнях же по 6 человек в дос­пехах с пушками да с пищалями а на великом сло­не 12 человек». И дальше перечисляет: «Да коней выехало простых тысяча в сбруе золотой да верб­людов 100 с литаврами да трубников 300 да пля­сунов 300 да дев из гарема 300». Особенно его при­влекает роскошная одежда владыки: «На султане кафтан весь унизан яхонтами да на шапке большой алмаз...» Наблюдая пышную процессию Афанасий Никитин удивляется: «А брат султанов сидит на носилках золотых и над ним балдахин бархатный маковка золотая с яхонтами».

Богатство мусульманских правителей в Индии нельзя считать необъяснимым чудом. Климат стра­ны чрезвычайно благоприятен для сельского хозяй­ства и позволяет выращивать два а в некоторых местах — даже три урожая в год. Хариф (осенний урожай) и раби (весенний) были очень щедрыми. Крестьяне выращивали более 20 сортов риса пше­ницу горох овощи фрукты сахарный тростник. Для выкармливания шелковичных червей и после­дующего получения шёлка сажали тутовые дере­вья. Сажали также индиго дававшее самый рас­пространённый тогда в Индии краситель тканей.

Но те кто трудился на земле получали малую часть плодов своего труда. Остальное уходило на налоги. Особенно тяжкой была джизия которую платили все не являвшиеся мусульманами. Хоро­шо известно что подавляющая часть населения Ин­дии исповедовала индуизм значит джизия прино­сила громадный доход.

При дворе султана появляются «кархана» — мастерские где трудились многочисленные ремес­ленники различных специальностей. Всё что они производили предназначалось для удовлетворения потребностей султана его огромной наёмной армии и целого сонма придворных которые поглощали го­ры продовольствия.

Но не всё было благополучно в султанате. Не­желание большинства феодалов подчиняться вер­ховному правителю и его стремление во что бы то ни стало обуздать непокорных приводили к посто­янным распрям накаляли обстановку. Жестокая тирания делийского султана Ибрахима Лоди пока­залась его вассалам невыносимой и в 1525 г. они призвали на помощь Захаруддина Мухаммада Бабура — правителя Кабула.

Потомок завоевателя Тимура и сам опытный полководец Бабур разбил в 1526 г. войско Ибра­гим-шаха в битве при Панипате. Это событие он описал в своих записках «Бабур-наме»: «Призыв к бою последовал когда солнце поднялось на высоту копья; битва продолжалась до полудня. В полдень враги были побеждены и подавлены а друзья радо­вались и ликовали. Великий Господь по своей ми­лости и благоволению сделал лёгким для нас это трудное дело: столь многочисленное войско он в полдня сравнял с землёй. Возле Ибрахима в одном лишь месте было убито пять или шесть тысяч чело­век; число павших в других местах мы приблизи­тельно определили в пятнадцать-шестнадцать ты­сяч. Потом когда мы прибыли в Агру то из расска­зов жителей Хиндустана стало известно что в этой битве было убито сорок-пятьдесят тысяч человек».

Бабур овладел почти всей долиной Ганга. Как и полагалось правоверному мусульманину этот ус­пех он приписывал воле Аллаха: «Как я и наде­ялся великий Господь не заставил нас страдать и терпеть напрасно и помог нам одолеть сильного вра­га и завоевать столь обширное государство как Хиндустан».

1526 год считается датой основания державы Ве­ликих Моголов правивших в Индии более 200 лет. Бабур пришёл в Индию с территории называемой тогда Моголистаном потому его самого и всех кто пришёл с ним стали называть моголами.

Бабур правил совсем недолго. В 1530 г. он уми­рает завещая престол своему любимцу Хумаюну почтительному сыну и храброму полководцу чей первый военный поход по словам Бабура «явился прекрасным предзнаменованием на будущее».

Груз этого наследства оказался очень тяжёлым — Индию пришлось отвоёвывать заново в непре­рывной борьбе с другими претендентами. Лишь в 1555 г. Хумаюн окончательно воцаряется в Дели. После недолгого правления он умирает неудачно упав на мраморной лестнице и на престоле оказы­вается его 13-летний сын Акбар.

Акбара можно по праву считать одним из самых выдающихся людей средневековья. Он расширил границы империи провёл серьёзные экономиче­ские преобразования. Однако главной его заслугой является религиозная реформа. Мудрый политик Акбар понимал что для поддержания спокойствия в стране необходимо ладить со всеми подданными. В 1563 г. Акбар отменяет унизительный налог на индусов-паломников а потом ликвидирует джизию. В 1575 г. Акбар повелевает построить молит­венный дом для религиозных дискуссий. Он вы­слушивает индусов парсов-огнепоклонников христиан и более того вводит у себя во дворце не­которые их обычаи к недовольству фанатичных му­сульман.

Переломным становится 1580 г. Акбар подав­ляет восстание мусульманского духовенства и вое­начальников и утверждает новую не существовав­шую до того религию «дин-и-илахи» («божествен­ная вера») соединявшую наиболее нравственные идеи из разных религий. После смерти Акбара в 1605 г. «божественная вера» в Индии почти исчез­ла; сохранилась лишь исповедовавшая её немного­численная секта.

Сын Акбара принц Салим известен как импе­ратор Джахангир — тонкий знаток искусства. Могольская школа индийской миниатюры возникла как придворная в середине XVI в. ещё при Акбаре и достигла наивысшего расцвета при Джахангире.

462


Бабур ("Великий Могол") осматривает достопримечательности завоёванного Индостана.


Прекрасно разбиравшийся в живописи и покровительствовавший художни­кам Джахангир утверждал: «Если в од­ной картине несколько портретов написанных раз­ными мастерами я могу указать художника каж­дого из них. Даже если один и тот же портрет ис­полнен несколькими живописцами я могу назвать имена всех кто нарисовал его различные части. По­истине я могу указать без промаха кем нарисо­ваны брови и кем ресницы».

Могольская миниатюра продолжает развиваться и при следующем императоре Шах Джахане обес­смертившем себя любовью к красавице-жене Мумтаз-и-Махал и воздвигшем ей усыпальницу извест­ную всему миру под названием Тадж Махал («Венец Дворца»). Её настоящее имя было Арджуманд Бану Бегум но любящий муж называл её только Мумтаз-и-Махал — Избранница дворца. Для него оставав­шегося одиноким среди множества окружавших его людей она персиянка по рождению была един­ственным близким человеком единственной кому он доверял. И когда в 1630 г. она умирает убитый горем Шах Джахан приказывает построить на бе­регу реки Джамны усыпальницу редкую по красоте и чистоте линий достойную прекрасного облика и нежной преданной души любимой Мумтаз. Он собирает лучших мастеров из разных стран привозит редкостной белизны мрамор. Для отделки здания словно для драгоценной шкатулки достав­ляют бирюзу из Тибета сердолик — из Багдада ляпис-лазурь — с острова Шри-Ланка хризолит — из Египта рубины — из горного Бадахшана и да­же... уральский малахит.

Несмотря на внушительные размеры (его высота 57 м) мавзолей кажется невесомым и лёгким как чистое белое облачко. Когда солнечный или лунный свет отражаются на стенах Тадж Махала он по­добен драгоценной жемчужине удивительно гар­монирующей с окружающей природой.

По обеим сторонам усыпальницы находятся два одинаковых здания из красного песчаника: мечеть и «джамаат-хана» — «дом для гостей» в котором обычно собирались родственники и друзья Мумтаз-и-Махал чтобы почтить её память. Обе постройки оттеняют красоту Тадж Махала. Архитектурный комплекс был завершён в 1653 г.

На другом берегу реки Шах Джахан сам пре­красный архитектор задумал построить мавзолей для себя но уже не из белого а из чёрного мрамора. Этой мечте не дано было к сожалению воплотиться в жизнь. В 1656 г. император тяжело заболевает.

Начинается жестокая борьба за трон между его сы­новьями. Обычно правители сами назначали своих преемников. Однако Шах Джахан был настолько болен что не смог объявить свою волю и передать трон любимому старшему сыну Дара Шукоху.

Борьба между его четырьмя сыновьями продол­жалась два года и закончилась победой Аурангзеба человека волевого и сильного но жестокого и ко­варного.

Аурангзеб был приверженцем ислама стремив­шимся выкорчевать ростки идей и настроений по­сеянных его прадедом Акбаром. Он запретил жи­вопись музыку и танцы приказал разрушить до основания многие индусские храмы а из их камней выстроить мечети. Индусам даже самого знатного происхождения Аурангзеб запретил ездить на сло­нах что они посчитали величайшим оскорблением.

1679 г. стал чёрным годом для индусского на­селения Могольской империи: Аурангзеб вновь ввёл ненавистную джизию казалось бы навсегда отменённую Акбаром. По стране прокатилась волна народных выступлений. Особенно заметный след оставило в истории восстание маратхов. Рам Дас наставник правителя маратхов Шиваджи говорил: «Всё отнято и только родина осталась!» Маратхи верили что смогут установить царство справедли­вости лишь освободившись от гнёта Великих Моголов. Они славились своей быстрой конницей; вне­запно нападали на могольские отряды и так же стремительно исчезали нагруженные добычей. В 1674 г. Шиваджи образовал независимое от Моголов маратхское государство короновавшись в го­роде Пуне.

Страницы: 1 2 3 4