Энциклопедия для детей. Всемирная история 1996г. 3

Рефераты по астрономии » Энциклопедия для детей. Всемирная история 1996г. 3 Скачать

АССИРИЯ

— Синаххериб великий царь могучий «царь царь обитаемого мира царь Ас­сирии царь четырёх стран света...» — так ассирийский царь Синаххериб начинает рас­сказ о своих военных походах. Он приказал масте­рам нанести эти горделивые слова на камень чтобы слава о его могуществе сохранялась вечно...

Дошли до нас и высеченные из камня изобра­жения ассирийских царей в полный рост; их лица и фигуры выражают мощь решимость смести всё на своём пути преодолеть любую преграду. Взгляд царя — хищный взгляд орла руки с выпуклыми мышцами напоминают львиные лапы пышные волосы уложенные на спине — львиную гриву царь стоит на земле непоколебимо как бык...

Наверное в древности не было народа который поклонялся бы силе и власти так как ассирийцы. Слова царя Синаххериба не были хвастовством. Во время его правления (около 700 г. до н. э.) в состав Ассирийской державы входили Вавилония Сирия Палестина с Иудеей отдельные районы Закавка­зья. При наследниках Синаххериба Ассирия при­соединила на некоторое время также Египет и Элам. Синаххерибу с его наследниками удалось за­воевать почти «весь обитаемый мир» (конечно в пределах известных ассирийцам).

Начиналась же история Ассирии довольно мир­но. Её древней столицей был небольшой город Ашшур от которого позднее получила своё название и вся держава. Если бы мы могли пройтись по его улицам скажем в 1900 г. до н. э. то встретили бы мало воинов но много купцов. Как же получилось что небольшой торговый город превратился в центр огромной державы наводившей ужас на народы Передней Азии? Попробуем вместе разобраться в этой непростой истории.

Ашшур располагался в верхнем течении реки Тигр где жили в основном семитские народы. Здесь сходились торговые пути Древнего Мира. С севера на юг в Междуречье везли золото и серебро медь и олово рабов. В северные земли отправляли для продажи зерно и растительное масло изделия ис­кусных ремесленников. Жители Ашшура со време­нем поняли что смогут разбогатеть покупая то­вары в одних странах и перепродавая в других. За­ниматься посреднической торговлей могли только умные хитрые и отважные люди. Купцу прихо­дилось отбиваться от нападений разбойников; он должен был уметь ладить с вождями диких племён у которых покупал рабов; ему следовало знать язы­ки нравы и обычаи чужих стран быть обходитель­ным с царями и их вельможами потому что самые дорогие товары продавались в царских дворцах. Для удобства торговли в чужих землях купцы стро­или свои посёлки жили там среди местного люда и лишь изредка возвращались на родину за това­ром.

В самом же Ашшуре богатая купеческая вер­хушка заправляла всеми городскими делами. Вы­сокие должности в городском управлении занимали жрецы самых почитаемых храмов. Царей в Ашшуре ещё не было. Город рос и богател не нуждаясь в далёких военных походах.

Ассирийцы жили в плодородных степных пред­горьях. Земля здесь давала обильные урожаи без дополнительного полива поэтому оросительные ка­налы и земляные плотины были чаще всего не нуж­ны. Большая крестьянская семья обрабатывала свой надел самостоятельно не обращаясь за помо­щью ни к соседям ни к храму пасла быков и овец в широких и привольных окрестных степях. Ас­сирийский крестьянин мог прокормить себя и свою


Царская охота.

74


семью был свободен и независим платил сравни­тельно небольшие налоги.

Это может показаться странным но именно из-за своего благополучия ассирийская деревня почти не менялась на протяжении веков. В ней долго со­хранялись первобытные порядки полная власть от­ца над всеми членами семьи очень крепкие связи между крестьянами-общинниками. Деревни ис­правно поставляли в город продуктовые налоги и молодых парней для пополнения армии а город почти не вмешивался в сельские дела. Независи­мое зажиточное крестьянство было главной опорой ассирийского государства.

В первый раз мирная и богатая жизнь Ашшура была поставлена под угрозу около 1800 г. до н. э. В это время соседние государства Вавилон и Мари а позднее новое царство Митанни и хетты стали вы­теснять ассирийских купцов с насиженных мест и богатых рынков. Ашшур попробовал было воевать но сил для неравной борьбы не хватило и он поте­рял независимость. На несколько веков торговый город на Тигре уходит в тень.

Примерно в 1350 г. до н. э. ассирийцы вновь ста­ли независимыми от Митанни и Вавилона благо­даря помощи своих союзников — египтян. Теперь нужно было завладеть дорогами которые вели к побережью Средиземного моря к богатым сирий­ским городам. Самым важным участком были пе­реправы через реку Евфрат которые не мог мино­вать ни один купец. Для достижения независимос­ти и для борьбы за свои интересы необходима была дисциплинированная хорошо организованная сильная армия под единым руководством. Так гра­доначальник Ашшура («ишшиаккум») власть ко­торого передавалась по наследству набрал силу и принял царский титул.

К ассирийцам приходит военная удача. Они со­крушают расположенное в среднем течении Евфра­та царство Митанни присоединяют часть его тер­ритории строят у реки крепости и на протяжении двух веков (1300—1100 гг. до н. э.) удерживают пе­реправы через Евфрат ведущие к морю. Благодаря этому они ограничивают торговлю соперников и со­бирают большие пошлины с купцов. Иногда асси­рийская армия отправлялась и в дальние походы. Вернувшись из такого похода с большой добычей царь нередко строил столицу-крепость охраняя в ней свои сокровища. Последней и наиболее роскош­ной из таких столиц стала позднее Ниневия — са­мый известный из ассирийских городов. Древний Ашшур всё более отходит на задний план: улицы новых городов заполняют уже не торговцы а сол­даты.

Военные успехи ассирийцев были блестящими но слабость царской власти всё же сказывалась. Жрецам и знати не нужен был сильный царь. Они привыкли сами управлять страной. Даже знамени­тый полководец победитель Вавилона царь Тукульти-Нинурта I (1244—1208 гг. до н. э.) был объяв­лен сумасшедшим и лишён трона едва он попы­тался установить в Ассирии свою неограниченную власть и ввести пышные придворные церемонии по

Ассирийцы грабят город.

Ашшурбанапал один из последних ассирийских царей собрал в своей столице Ниневии богатейшую библиотеку шумерских и вавилонских литературных произведений и на­учных трактатов. Достоинства этой библиотеки заключались не только в большом количестве «глиняных книг» соб­ранных царём. Впервые в истории книги подбирались и рас­ставлялись по разделам с учётом содержания; посланцы царя разъезжали по всей стране разыскивая в храмах древние таблички и списывая их для царской библиотеки. Царь внимательно следил за пополнением библиотеки. Похоже что он поставил перед собой цель собрать и сохранить всё значительное что было написано в Междуречье за два с половиной тысячелетия истории страны.

Внимательное изучение древних табличек побуждало некоторых из ассирийских вельмож к самостоятельному литературному творчеству. Очень выразительны ассирий­ские анналы — рассказы о военных походах царей а также нравоучительные истории вроде повести о премудром писце и советнике ассирийских царей по имени Ахикара. Возможно расцвет ассирийской литературы был уже не за горами когда в 612 г. до н. э. вавилоняне и мидяне поставили последнюю точку в ассирийской истории.

Подобно литературным вкусам ассирийцев их художественные пристрастия также развивались под вавилон­ским воздействием. В то же время скульптурные украшения царских дворцов в Ниневии показывают что ассирийцы любили точность в деталях изображений их реализм умели изящно располагать фигуры на барельефах. Вавилонское изобразительное искусство этого времени было более символичным; художники стремились передать в первую очередь смысл изображения обращая мало внимания на реалистические детали. Одним из высших достижений ас­сирийской скульптуры справедливо считаются барельефы умирающей львицы убитой Ашшурбанапалом во время цар­ской охоты на львов.

*

75


Переправа ассирийских воинов на бурдюках.

Лучники.

вавилонскому образцу. Страной по-прежнему пра­вили богатые торговцы и жрецы; они уступали ца­рю славу и военную добычу но не власть. В мирное время царь запирался в своей столице-сокровищни­це и особой надобности в нём никто не испытывал.

Этот порядок был нарушен около 1100 г. до н. э. нашествием кочевников-арамеев. Ассирийцы поте­ряли все владения на Евфрате часть территории на Тигре и отступили в ближние предгорья. По сосед­ним странам кочевники нанесли ещё более сильный удар. Поэтому когда ассирийцы оправились и на­чали новые завоевания в Передней Азии (около 900 г. до н. э.) у них в течение ещё ста лет не было достойных соперников.

Ассирийские цари сумели воспользоваться об­стоятельствами и значительно укрепили свою власть. Они применяли новый способ ведения вой­ны устрашивший все народы Передней Азии (см. ст. «Военное дело Древнего Востока»). Ассирий­цы нападали всегда неожиданно и быстро подобно удару молнии. Пленных чаще всего не брали: если население захваченного города сопротивлялось то его уничтожали полностью в назидание всем непо­корным. Добиваясь от побеждённых послушания их лишали родины тысячами перегоняя новых подданных царя в другие места нередко очень да­леко. Всё делалось для того чтобы устрашить завоё­ванные народы сломить их дух волю к свободе. Ассирийцы грабили покорённые страны десятиле­тиями.

Однако грозные ассирийские цари так и не смог­ли надолго объединить завоёванные страны соз­дать крепкое государство. Зоркость орла помогала им быстро замечать мятежи на окраинах державы львиная храбрость — противостоять врагам в от­крытом бою упорство быка выручало тогда когда поражение казалось неминуемым но этих качеств оказалось недостаточно для решения новых задач.

Без конца грабить завоёванные страны оказа­лось невозможно: некому стало засевать собствен­ные поля и заниматься ремёслами. У ассирийцев было слишком много военачальников и слишком мало чиновников чтобы собирать налоги. Писец мог заменить солдата только там где население доб­ровольно согласилось бы жить под властью асси­рийцев. Таких народов на Древнем Востоке не бы­ло — захватчиков ненавидели все.

Сложность возникла у ассирийцев и с торговыми городами которые на протяжении всей своей исто­рии пользовались особыми правами: они не пла­тили больших налогов их жители освобождались от армейской службы. Сохранить эти привилегии ассирийцы не хотели но и отменить их тоже не могли опасаясь постоянных мятежей.

Одним из таких вольных городов был Вавилон. Культуру религию и письменность ассирийцы в ос­новном переняли от Вавилона. Уважение к этому городу было столь велико что на некоторое время он стал как бы второй столицей Ассирии. Правив­шие в Ниневии цари делали богатые подарки вави­лонским храмам украшали город дворцами и ста­туями а Вавилон тем не менее оставался центром опасных заговоров и мятежей против ассирийской власти. Дело кончилось тем что царь Синаххериб в 689 г. до н. э. приказал уничтожить весь город и затопить место на котором он стоял (см. ст. «Ва­вилон»). Ужасный поступок царя вызвал недоволь­ство даже в самой Ниневии и хотя город был быст­ро отстроен заново при сыне Синаххериба Ассархаддоне отношения между Ассирией и Вавилоном испортились окончательно. Ассирия так и не смог­ла опереться на авторитет важнейшего религиозно­го и культурного центра Передней Азии.

Главная же беда ассирийцев оказалась тесно свя­занной с их блестящими военными победами. В войнах с сильным и молодым государством Урарту

76


(800—700 гг. до н. э.) ассирийская держава не раз бывала на грани поражения (см. ст. «Урарту»). Что­бы победить ассирийцы заменили (около 750 г. до н. э.) ополчение армией состоящей из солдат-наём­ников специально обученных военному делу. Что­бы содержать такое войско цари вынуждены были снова и снова отправляться в грабительские похо­ды.

С этого же времени быстро ухудшается положе­ние свободных крестьян — прежних ополченцев. Вельможи начинают закабалять и порабощать их. Обездоленные ассирийцы смешиваясь с пригнан­ными из дальних стран несвободными людьми оказываются у себя на родине в меньшин­стве... Могущество великой державы начинает быстро ослабевать. И в 614 г. до н. э. мидяне взяли древнюю столицу страны Ашшур а через два года они же в союзе с освободив­шимся Вавилоном разгромили Ниневию (см. ст. «Древний Иран»).

Ассирия исчезла с лица земли. Оказалось что создать крепкое государство с помощью страха на­силия и грабежей невозможно. Этому учит и исто­рия небольшого городка купцы которого сначала хотели лишь одного — свободно торговать на мир­ных восточных рынках.

УРАРТУ

К 800 г. до н. э. над странами Передней Азии нависла угроза ассирийского порабощения (см. ст. «Ассирия»). Казалось что натиску ассирийских армий не может противостоять ни­кто — ни слабые цари Вавилона ни правители мелких «осколков» великой Хеттской державы ни вожди племён населявших Иранское нагорье и Закавказье. Установление ассирийского господства означало для этих народов катастрофу — ведь оно неминуемо повлекло бы страшное разорение завоё­ванных стран и массовое истребление людей.

И всё же в то время когда мощь Ассирийской державы была поистине огромна в Передней Азии нашёлся народ который не только решился на от­крытую борьбу с грозным врагом но и почти выиг­рал у него смертельное противоборство. Речь идёт о близкородственных племенах населявших гор­ные долины Закавказья примерно в том районе где сейчас сходятся границы Турции Ирана и Арме­нии. На этой территории сложились тогда два силь­ных союза племён два государства — Урарту и Манна. Центрами их стали долины горных озёр Ван и Урмия.

Ассирийцы до поры до времени не обращали внимания на события происходившие на северных окраинах их державы. Владыки мира относились к урартам как к одному из многочисленных полуди­ких племён считая что их следует держать в пос­тоянном страхе и наказывать за непослушание ка­рательными походами. Ассирийцы явно недооцени­вали урартов. И позднее этот народ продемонстри­ровал свои военные политические административ­ные и культурные дарования. Ассирийские пози­ции в Передней Азии оказались не такими прочны­ми как можно было подумать. Цари Урарту Менуа (810—786 гг. до н. э.) и его сын Аргишти I (786— 764 гг. до н. э.) начали это умело использовать.

Племена урартов подобно хеттам принадлежа­ли к индоевропейской языковой семье. Число ин­доевропейских народов в Передней Азии всё увели­чивалось благодаря постоянным переселениям с Балкан и из причерноморских степей; можно ска­зать что над Ассирией с севера нависала грозная индоевропейская «туча». Появление кочевых народов — киммерийцев и скифов — в Закавказье и Малой Азии после 730 г. до н. э. придало этой «ту­че» ещё более угрожающие очертания. После рас­пада Хеттского царства (около 1200 г. до н. э.) все эти близкие по языку религии и культуре индоев­ропейские народности и племена лишились объеди­няющего их центра. Место лидера благодаря своим энергичным действиям заняли цари Урарту. Менуа и Аргишти I постепенно прибирали к рукам насе­лённые в основном индоевропейскими народами районы Муцацира (к востоку от ассирийских сто­лиц) и Северной Сирии (к западу от них). Тем са­мым урарты перерезали главные торговые пути ас­сирийцев оставляя им для военной и торговой ак­тивности только одно направление — южное. А там находился непокорный Вавилон и без того достав­лявший ассирийским царям немало хлопот.

Слабым местом ассирийской державы оказалась её зависимость от ввоза сырья (прежде всего — руд металлов) и готовых металлических изделий из Ма­лой Азии и Закавказья. Урарты же располагали своими собственными рудниками. К тому же урарт­ская сталь благодаря искусности кузнецов была лучше ассирийской. Сами ассирийцы предпочита­ли оружие изготовленное в Закавказье и во время походов против Урарту стремились захватить как можно больше мечей кинжалов наконечников ко­пий.

Урарты были не только искусными кузнецами но и трудолюбивыми земледельцами изобретатель­ными строителями и толковыми чиновниками-ад­министраторами. Они смогли перенять у других на­родов Древнего Востока приёмы орошаемого земле­делия и прорыли немало сложных разветвлённых каналов; некоторые из них достигали протяжённо­сти 70 км. Орошение полей в горных долинах поз­воляло получать высокие урожаи накапливать ог­ромные запасы продовольствия и содержать боль­шое число солдат и чиновников.

Урарты основали много городов; некоторые из них например Ереван существуют и по сей день. Отдельные города имели правильную прямоуголь­ную планировку; перед их оборонительными стена­ми оказывалось бессильным даже прославленное

77


Ещё в глубокой древности вос­точные районы Малой Азии и Закавказья были центрами метал­лургии. Здесь очень рано научи­лись сплавлять вместе медь и оло­во получая бронзу; здесь же по-видимому впервые началось ши­рокое производство железа и из­готовление железного оружия и орудий труда.

Страницы: 1 2 3 4 5 6