ЦЕРКОВЬ И ГОСУДАРСТВО В ПОСЛЕПЕТРОВСКОЕ ВРЕМЯ 1725-1730 гг

Рефераты по астрономии » ЦЕРКОВЬ И ГОСУДАРСТВО В ПОСЛЕПЕТРОВСКОЕ ВРЕМЯ 1725-1730 гг

СОДЕРЖАНИЕ:

Введение

Организация Синода. Круг решаемых дел. Духовный регламент

Борьба за патриарший престол

Учреждение “монастырей дела”

Преобразование Монастырского приказа в синодальную камер-контору

Разделение Синода на два департамента и коллегия экономии синодального правительства.

Введение штатов

Отношения Синода с Сенатом

Заключение


ВВЕДЕНИЕ

Явления церковной жизни тесно переплетались с политическими явлениями ибо церковь начиная с 20-х годов XVIII в. окончательно становится instrumentum regni орудием в руках государства. Это положение церкви стало ясным для всего русского общества уже со времени церковной реформы Петра и с того же времени правительство не обинуясь причисляет церковь к числу своих государственных учреждений а с начала XIX в. в официальном словоупотреблении даже сам термин” церковь” заменяется термином “ведомство православным исповеданием” .

Цель моего реферата- показать насколько изменилось положение церкви в структуре государственных органов насколько разными стали отношения церкви и императорского двора. Уже со времен принятия христианства мы видим стремление сначала князей а позже царей подчинить церковь престолу а то и сделать орудием царской власти. Петр I во время церковной реформы приравнял церковь к государственному учреждению т.е. фактически подчинил ее государству. При власти первого императора у церковников были надежды вернуть прежнее устройство церковной власти. При ближайших преемниках Петра эта надежда начинала постепенно рассеиваться и превращаться в несбыточную мечту.

Отношения церкви и государства в 1725-1730 гг. я считаю важнейшей иллюстрацией реформ проводимых Петром по отношении к церкви т.к. эти события являются не чем иным как реакцией на церковную реформу.

Вопрос отношения церкви и государства включает в себя много различных подвопросов которые нельзя раскрыть полностью в одном реферате. Это проблемы взаимоотношения церковнослужителей и светских людей эксплуатация монастырских крестьян попытка церкви вмешаться в дела светской власти регламентация духовной властью жизни общества раскол произошедший после реформ Синода и мн. др. В своей работе я попытаюсь осветить главный на мой взгляд вопрос т.е. отношение верховной власти к Синоду. А т.к. Синод- явление на 1725 год новое то я считаю необходимым сначала описать Синод как новую ведомость.

ОРГАНИЗАЦИЯ СИНОДА. КРУГ РЕШАЕМЫХ ДЕЛ. ДУХОВНЫЙ РЕГЛАМЕНТ

Важной мерой Петра была отмена патриаршества которое иногда приходило в столкновение с царской властью. Когда умер патриарх Адриан (1700 г.) приверженец старины и противник нововведений царь не назначил ему преемника; а дела подлежавшие ведомству патриарха поручил рязанскому митрополиту Стефану Яворскому назвав его “блюстителем патриаршего престола” . Потом для управления церковными делами учреждена была коллегия из высших духовных лиц под именем святейшего Синода (1721 г.) . Первым президентом Синода был тот же Стефан Яворский один из лучших проповедников и духовных писателей своего времени. Псковский архиепископ Феофан Прокопович по поручению Петра написал духовный устав или “регламент” для Синода.

Отмена патриаршества нанесла сильный удар по независимости и самостоятельности духовной власти. Правда наше духовенство никогда не пользовалось независимостью в такой мере как например католичество на западе. Избрание патриарха назначение архиереев решение важнейших дел касавшихся всей церкви- все это было всегда делом не столько духовенства сколько светского правительства. Но все же при патриаршем управлении духовенство пользовалось во внутренних делах большей самостоятельностью имело свою юрисдикцию пред которой преклонялась и светская власть а нередко обнаруживало сильное влияние и на государственные дела (например при Филарете и Никоне) . Вообще в отношениях между светской и духовной властью до Петра было более взаимодействия чем подчинения. Но это отношение изменилось со времени уничтожения патриаршества и учреждения святейшего Синода. Синод явился учреждением чисто правительственным через которое внешнее управление церковью вдвигалось в состав общей государственной администрации. Подчинение Синода постоянному контролю правительственной власти представителем которой был здесь обер-прокурор получивший с течением времени большое влияние на церковные дела низводило духовное правительство на степень обыкновенного административного органа отличавшегося от других подобных только по характеру своей функции. Синод был такой же коллегией как и все другие и члены его исключая особенный род их дел были такими же начальниками в своем ведомстве как и другие- в своих управлениях даже с теми же названиями президента вице-президентов советников асессоров как и в других коллегиях. Вместе с этим церковь и духовенство становились в общую подсудность государству по всем своим делам и интересам исключая церковных догматов и канонов.

В целом в 1721-1725 гг. на последнем этапе церковной реформы Петра I секуляризационная политика правительства осуществлялась по двум основным направлениям. Первое из них сводилось главным образом к тому чтобы розданные в управление своим владельцам заопределенные вотчины вновь вернуть под контроль государства во всяком случае обеспечить бесперебойное поступление в казну взимаемых с них доходов. Для этой цели Синод был наделен соответствующими хозяйственными правами ему было придано специальное учреждение Монастырский приказ непосредственно осуществлявшее реализацию названных прав. Но если поступление сборов в первое время было в известной степени обеспечено то управление заопределенными вотчинами осуществлено не полностью т.к. известно что некоторые из них в конце петровского правления все еще находились в руках своих владельцев. Второе направление секуляризационной политики правительства предусматривало установление в монастырях и архиерейских домах определенных штатов а также сокращение численности монастырей и монахо в и обращение высвободившихся средств на дело призрения и просвещения.

Такое обстоятельство как непредоставление Синодом отчетных ведомостей не могло быть не замеченным Петром I. И видимо этот момент сыграл свою роль в том что в последние годы у Петра I возникла мысль лишить Синод хозяйственных прав оставив ему только духовные дела. На такое его намерение как мы увидим ниже прямо ссылаются его преемники. Возможно не случайно и преобразование Монастырского приказа именно в Камер-контору имел в виду в будущем подчинить ее Камер-коллегии или вообще сделать независимым от Синода финансовым учреждением. Во всяком случае в это время зарождается еще одно направление в секуляризационной политике правительствастремление передать хозяйственное управление духовными вотчинами в руки государства. В дальнейшем как мы увидим это направление выдвинется на первый план поскольку станет ясным что без лишения Синода хозяйственных прав нельзя было обеспечить ни бездоимочное поступление заопределенных доходов в казну ни введение штатов в монастырях и архиерейских домах. Борьба по всем названным линиям особенно обострялась во время смены правительств которыми так характерен был изучаемый период. К рассмотрению таких узловых моментов когда секуляризационные тенденции в правительственной политике проявляются особенно четко и ясно мы и переходим.

Не смотря на то что идея коллегиального церковного управления была фактически закреплена учреждением Синода надежды на восстановление патриаршества долго еще жили в сердцах ревнителей церковной старины и волновали честолюбивые мечты некоторых членов высшей иерархии. Эпоха реакции наступившая после смерти Петра казалось благоприятствовала осуществлению этих надежд.

По-видимому Петр предвидел возможность церковной фронды при проведении описуемой реформы и поэтому еще до опубликования духовного регламента предложил обсудить и подписать его проект сенаторам и бывшем в то время в Москве шести архиереям; подписанный проект был затем послан подполковником Давыдовым в Москву куда собрали остальных архиереев которым Давыдов “указом царского величества” также предложил дать свои подписи. Однако многие архиереи чувствовали что их “без рассмотрения о кроющихся в оном Регламенте ересях принудили подписаться” и поэтому ждали случая повернуть дело назад. Сначала сам Синод пробовал поставить себя на место патриарха; по формальному вопросу- о порядке сношений с Сенатом- он в запросе Петру рискнул заметить что “духовная коллегия имеет честь силу и власть патриаршескую или едва не большую понеже собор” * ; но Петр прошел мимо этой вылазки и в 1722 г. отправляясь в персидский поход официально подчинил Синод Сенату.

Организация Синода передает управление церковью всецело в руки государства. Постоянных членов в Синоде нет; все члены временные приглашаются на определенные сроки императором из числа архиереев (не менее трех) архимандритов и протопопов; председатель и вице-председатель Синода также назначаются императором. После своего учреждения Синод добился упразднения монастырского приказа и получил все те функции которые ранее принадлежали последнему; но зато правительство приняло меры чтобы административно-хозяйственное управление Синода стояло под контролем государства. Контроль был вверен обер-прокурору Синода светскому чиновнику названному в официальной инструкции 1722 г. “оком государственным” . Он обязан был “смотреть накрепко дабы Синод свою должность хранил и во всех делах... истинно ревностно и порядочно без потери времени по регламентам и указам отправлял” “также должен накрепко смотреть дабы Синод в своем звании праведно и неминуемо поступал” . В случае упущений или нарушений указов и регламентов обер-прокурор должен был предлагать Синоду “дабы исправили” “а ежели не послушают то должен в тот час протестовать и иное дело остановить и неминуемо донести нам (императору) если весьма нужное” . Обер-прокурор еще не был назначен главой духовного ведомства- эта функция формально и фактически оставалась за императором и формально перешла к обер-прокурору только в 1824 г. но отношения между Синодом и правительственной властью несмотря на попытки синодского фронда уже в 30-х гг. XVIII в. сложились такие что церковь можно было с полным правом назвать синодской командойнедаром на должность первого обер-прокурора Петр предписал Сенату выбрать “из офицеров доброго человека” и больше половины обер-прокуроров XVIII в. были военными. За синодальными верхами этой команды послушно тянулись низы: епархиальные архиереи превратившиеся в духовных чиновников и белое духовенство в городах всецело зависевшее от архиереев а в селах от местных помещиков трактовавших сельских попов как “подлый род людей” .

Круг дел подлежавших ведению Синода в духовном регламенте определен в следующих чертах. Все дела регламент разделяет на “общие” т.е. касающиеся всех членов церкви: дела епископов дьяконов и прочего клира дела монашеские образовательно-просветительские (школа и проповедь) и наконец дела мирян т.к. миряне “участны суть наставления духовного” . Определяя “общие” дела Синода духовный регламент возлагает на Синод наблюдение за тем чтобы среди всех членов правления церкви все “делалось правильно по закону христианскому” чтобы ничего не было противного этому “закону” и чтобы не было “скудости в наставлении подобающем всякому христианину” . Относительно дел “собственных” регламент замечает что Синод для того чтобы выполнять свою задачу должен знать в чем состоят обязанности в частности каждого члена церкви т.е. епископов пресвитеров с прочими церковнослужителями монашествующих учителей проповедников учащихся мирских лиц в той степени в которой и они “наставления духовного участники” .

В делах веры регламент указывал “что есть важное” :

1. Авторизация богослужебного текста: разыскать и пересмотреть вновь сложенные и слагаемые акафисты и иные службы и молебны которых в то время много появилось в Малороссии согласны ли эти сочинения со священным писанием и не заключают ли в себе что-либо противного слову Божью.

2. Искоренение суеверий.

3. Авторизация святынь: удостоверение в подлинности чудес наблюдение за тем чтобы не было ложных мощей чудотворных и явленных икон и др.

4. Наблюдение за порядком богослужений и священнодействий: чтобы не было многогласия чтобы не допускалась дача молитв “в шапку” для передачи отсутствующим и т.д.

5. Обережение веры от пагубного влияния лжеучений: суд над раскольниками и лжеучителями; цензура “историй святых” и вообще всякого рода богословских сочинений чтобы не было допущено в них чего-либо противного православному вероучению.

6. Разрешение недоуменных случаев пастырской практики в делах веры и добродетели христианской.

По части “просвещения и образования” духовный регламент вменял Синоду в обязанность следить чтобы “и у нас было довольное к исправлению христианское учение” . И т.к. существующие в этом отношении положение вещей признавалось неудовлетворительным то предполагалось что Синод составит краткие и удобопонятные для простых людей книжки для обучения народа главнейшим догмам веры и правилам христианской нравственности. Возникала необходимость распределения в среде духовенства и народа образования грамоты: забота об этом была поручена епископам а Синоду принадлежало по регламенту только наблюдение за этим поскольку ему принадлежало наблюдение за исполнением епископами своих обязанностей.

В деле “управления церковным строем” духовный регламент указывал что Синод обязан исследовать достоинство лиц поставляемых в архиереи защищать церковный клир путем представлений подлежащему начальству наблюдать чтобы каждый христианин пребывал в своем звании наставлять и наказывать погрешающих. Любопытная черта времени: Синоду вменялось регламентом в обязанность рассматривать проекты об улучшении управления церковью которые каждый мог представить в Синод.

“Суду” Синода подлежало рассмотрение жалоб на суд епархиального архиерея ведение бракоразводных процессов дел по отлучение от церкви и лишению священников сана.

Наконец по части церковного имущества Синоду вменялось в обязанность наблюдение за правильным употреблением церковного достояния. Так как в то время назревавшими вопросами были вопросы о призрении нищих и об обеспечении духовенства то Синод должен был упорядочить оба эти дела в целях устранения множества злоупотреблений тунеядства среди нищенствующих и нестроений в приходском клире.

    БОРЬБА ЗА ПАТРИАРШИЙ ПРЕСТОЛ

После смерти Петра появились претенденты на патриарший престол надежды которых особенно расцвели по вступлению на престол Петра II воспитанного матерью Авдотьей в строгих правилах старины. Один из претендентов новгородский архиепископ Феодосий “плут Федос” торжествовал: “государь де... весьма тщился ниспровергнуть сие духовное правительство и для того нас утеснял штатами и невыплатой жалования (вот где ересь!) ; а теперь де смотрите отцы святые мы живы а он умре” . Однако “плут Федос” скомпрометировал себя нелепым поведением в своей епархии; не дожидаясь пока судьба вознесет его на патриарший престол он попробовал “отложиться” от Синода. Он составлял присягу по образцу императорской и разослал ее по всем церквям и монастырям новгородской епархии с приказанием чтобы эту присягу ему все подчиненное духовенство. Тогда “плут Федос” был приговорен Синодом “за злоковарное свое воровство” к лишению епископского сана и простым чернецом сослан в Холмогоры а составленная им присяга была всенародно сожжена. Другие претенденты члены Синода Георгий Дашков и Игнатий Смола тверской епископ Феофилакт Лопатинский начали борьбу против Феофана Прокоповича; однако их мечты и планы были разрушены внезапной смертью Петра II. Но и без того эта борьба за восстановление патриаршества была обречена на неудачу прежде всего уже потому что для ее успешного завершения не было материальной базы. Пока церковь не вернула себе своих имуществ она не могла вообще вести никакой борьбы. Синод сознательно или бессознательно но это чувствовал; и его борьба за восстановление церковного имущества была наиболее яркой стороной церковной фронды. Эта борьба должна была кончиться и кончилась также решительным поражением; но на ее протяжении у Синода были и победы.

УЧРЕЖДЕНИЕ “МОНАСТЫРЕЙ ДЕЛА”

18 мая 1725 г. место обер-прокурора И. Болотина занял Алексей Баскаков которому при том же велено было “отправлять от Его Императорского Величества указ об учреждении монастырей дела” . Нашли неудобным только что сделанное распределение маленьких монастырей и пустынок между большими с перечислением их в другие епархии и самое право сводить монастыри между собой решили предоставить Духовной Дикастерии и епархиальным епископам а затем общему собранию членов Московской Синодальной Канцелярии Духовной Дикастерии и Камер-конторы для которых состояние их было виднее. И далее хотя заботы Государя об упорядочении монастырской жизни и были вновь восстановлены в памяти для исполнения все-таки велено было возвратить самостоятельность некоторым девичьим монастырям запрещено переводить монахов и отбирать имущество из тех монастырей которые по малобратственности хотя и были приписаны к другим монастырям но не упразднены и могут доставлять пропитание 30 братьям.

Между тем было обнаружено что при соединении братии значительно превышает штатное число и не только не может быть остатка от доходов таких многобратственных монастырей но их даже не хватит если рассчитать опять-таки по штату. Поэтому Святейший Синод предполагал “новопереведенных из других монастырей и пустыней братию и служителей отпустить до времени паки в которые пристойнее из прежних безвотчинных монастырей” соединяя с ними и другие малобратственные пустыни предназначенные к упразднению с тем чтобы они довольствовались тем чем и прежде питались не требуя от вотчин больших монастырей никаких доходов.

Страницы: 1 2 3