Что такое налог

Рефераты по астрономии » Что такое налог

1. Понятие налога и налоговой системы.

Налоговое законодательство. Структура закона о налоге Основные положения о налогах закреплены в Конституции РФ. В соответствии со ст. 57 Конституции РФ “каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Законы устанавливающие' новые налоги и ухудшающие положение налогоплательщиков обратной силы не имеют” . В Законе РФ от 27 декабря 1991 г. “Об основах налоговой системы в Российской Федерации” не проводится четкой грани между налогом и другими платежами (сборами госпошлиной и др.) взимаемых в обязательном порядке в бюджет или во внебюджетный фонд на условиях определяемых законодательными актами.

Налог — это обязательный безвозмездный платеж (взнос) установленный законодательством и осуществляемый плательщиком в определенном размере и в определенный срок. Налоги зачисляются в бюджет соответствующего уровня и обезличиваются в них. Этим налоги отличаются от всевозможных сборов которые тоже в обязательном порядке безвозмездно уплачиваются плательщиками в бюджет соответствующего уровня но при этом должны использоваться только на те цели ради которых они взимались. Госпошлина — это в отличие от налога плата за оказанные плательщику какие-либо услуги поэтому необходима соразмерность между стоимостью услуги и платой за нее. В соответствии с Законом РФ от 27 декабря 1991 г. “Об основах налоговой системы в Российской Федерации” совокупность налогов сборов пошлин и других платежей взимаемых в установленном порядке образуют налоговую систему.

Налоговая система действующая в России в настоящее время сформировалась к началу 1992 г. Но уже в середине 1992 г. и в последующие годы в нее были внесены существенные изменения. Появились новые виды налогов в существующие — внесены изменения. Сущность и роль налогов проявляются в их функциях: фискальной (обеспечение государства финансовыми ресурсами) и регулирующей (воздействие на общественные отношения в обществе в первую очередь на производственные процессы) . Соотношение этих функций при взимании налогов различается в зависимости от вида налога.

Классификацию налогов можно проводить по разным признакам Законодательство подразделяет налоги на федеральные налоги субъектов Российской Федерации (региональные) местные налоги. В основу данной классификации положена компетенция соответствующих органов представительной власти и местного самоуправления в отношении установления и введения налогов. В зависимости от плательщика налога налоги подразделяются на налоги уплачиваемые организациями (юридическими лицами) и гражданами (физическими лицами) . В зависимости от связи с объектом налогообложения налоги подразделяются на прямые и косвенные.

Налоговая система России включает в себя различные виды налогов. Важнейшими налогами уплачиваемыми организациями (юридическими лицами) различных организационно-правовых форм являются: налог на добавленную стоимость акцизы налог на прибыль налог на имущество предприятий и др. Физические лица (граждане) уплачивают следующие основные налоги и сборы: подоходный налог с физических лиц; налог с имущества переходящего в порядке наследования или дарения; налог на имущество физических лиц; регистрационные курортные сборы и др. Общественные отношения возникающие при установлении взимании налогов и сборов регламентируются нормами финансового права. Указанные нормы имеют определенные специфические признаки позволяющие объединить их в самостоятельную группу. Эту совокупность финансовых норм регулирующих налоговые отношения принято называть институтом финансового права или даже подотраслью — “налоговое право” . Нормы налогового права содержатся в различных нормативных актах: Конституции РФ федеральных законах о налогах в иных нормативных актах регулирующих налоговые отношения. Совокупность указанных нормативных актов образует налоговое законодательство.

В настоящий период наблюдается процесс кодификации налогового законодательства кардинального его обновления. Проект Налогового кодекса предусматривает снижение доли налога на прибыль и повышение доли косвенных налогов: акцизов и НДС; рост доли прямых налогов уплачиваемых населением. Предусматривается упразднение части ныне действующих налогов понижение налоговых ставок с одновременной отменой всевозможных льгот количество налогов предполагается ограничить 30 налогами установить исчерпывающие списки региональных и местных налогов (в настоящее время существует около 200 местных налогов) .

Предполагается упразднение всех целевых налогов а также массы мелких налогов затраты на сбор которых не покрывают получаемого дохода. Налог на ценные бумаги будет заменен взиманием государственной пошлины на ценные бумаги. Отчисления в государственные внебюджетные фонды (пенсионный социального страхования медицинского страхования и занятости) будут объединены в социальный налог. Проект Налогового Кодекса предусматривает введение некоторых новых налогов: — 15-процентного налога на доходы от капитала (под налогообложение подпадут дивиденды доходы по ценным бумагам и процентные доходы) ; — единый налог на имущество для граждан и организаций который будет взиматься с земли и связанных с ней построек оцененных по рыночной стоимости предельная ставка — 2% от стоимости имущества.

Проект Налогового кодекса предполагает коренные изменения взаимоотношений налогоплательщика и налоговых органов — будет введен механизм предъявления налоговым органам “требования об уплате налога” что позволит плательщику в случае несогласия опротестовать такое требование.

В соответствии со ст. 75 Конституции РФ система налогов взимаемых в федеральный бюджет и общие принципы налогообложения и сборов в Российской Федерации устанавливаются федеральным законом.

Закон РФ от 27 декабря 1991 г. “Об основах налоговой системы в РФ” предусматривает что закон устанавливающий какой-либо налог должен иметь определенную структуру содержать соответствующие элементы.

В законе указываются субъекты (плательщики) налога. Субъектами налогообложения могут быть юридические (иные организации) и физические лица которые в обязательном порядке подлежат постановке на учет в органах федеральной налоговой службы по месту их регистрации.

Приказом Госналогслужбы России от 13 июня 1996г. № ВА-3-12/49 была утверждена Инструкция о порядке учета налогоплательщиков в соответствии с которой разработаны Методические указания для государственных налоговых инспекций по заполнению “карты постановки на учет налогоплательщика-организации” .

В литературе было высказано мнение что понятию “субъект налогообложения” близко по значению понятие “носитель налога” . Понятие “носитель налога” используется в связи с тем что при взимании определенных налогов возможно переложить тяжесть уплаты налога с субъекта налогообложения который в соответствии с законом обязан уплачивать налог на другое лицо. Такая ситуация возникает при уплате акцизов косвенных налогов представляющих надбавку в цене товара. Акциз в цене не выделяется и его фактически оплачивает покупатель товара хотя формально (юридически) его перечисляет в бюджет продавец товара.

В законе о налоге вторым элементом должно присутствовать указание на объект налогообложения. Объектом налогообложения в теории финансового права иногда считают те юридические факты 1 которые обусловливают обязанности субъекта уплаты налога: совершение оборота по реализации товара работы услуги; ввоз товара на территорию Российской Федерации; владение имуществом; вступление в права наследства; получение дохода и т.д. Понятие “объект налогообложения” по нашему мнению включает в себя указание не на основании возникновения обязанности а на наличие у субъекта налогообложения соответствующего права на предмет обложения. Предметом обложения являются те предметы материального мира с которыми закон связывает налоговые последствия. Например объектом налога на имущество является право собственности на соответствующее имущество (жилое строение транспортные средства) само имущество — предмет налогообложения. Однако законодатель использует как правило понятие “объект” .

Для определения размера налога в законе устанавливается единица измерения предмета налога т.е. какой-либо критерий параметр измерения предмета налога. Например для взимания налога с владельца транспортного средства устанавливается единица измеряющая мощность двигателя в лошадиных силах и киловаттах; для взимания таможенной пошлины устанавливается единица измеряющая объем двигателя автотранспортного средства; при взимании акциза налога на приобретение автотранспортного средства единица измерения—его стоимость.

Источниками налога в науке финансового права принято считать доход либо капитал налогоплательщика. При этом налоги должны оплачиваться из доходов налогоплательщиков и не затрагивать капитал так как если налог уплачивать постоянно за счет капитала то исчезнет возможность уплаты налога. Доходы имеют разные формы (заработная плата прибыль рента проценты) . Для налогообложения форма дохода имеет существенное значение. Размер налога на единицу налогообложения называют ставкой налога. При этом ставки бывают твердые и процентные (квоты) . Ставки непосредственно как правило указываются в законе о налоге.

С целью сокращения размера налогового обязательства налогообложения вводятся налоговые льготы; которые подразделяются на три группы: — изъятия; — скидки; — налоговые кредиты.

Изъятие — выведение из-под налогообложения отдельных предметов налогового обложения. Например выигрыши по государственным займам не включаются в состав облагаемого дохода.

Скидки — сокращение налоговой базы. Например в соответствии с Законом РФ “О налоге на прибыль предприятий и организаций” не подлежит налогообложению прибыль направляемая на расширение г реконструкцию предприятий.

Под налоговыми кредитами понимают льготы направленные на уменьшение налоговой ставки или окладной суммы.

Разновидностью налогового кредита рассматривают возврат ранее уплаченного Налога (части налога) . Например в соответствии с Законом РФ “О налоге на добавленную стоимость” при вывозе с территории Российской Федерации товаров приобретенных с уплатой налога на добавленную стоимость сумма налога возвращается предприятиям-экспортерам. Иногда в счет уплаты одного налога может засчитываться другой. В соответствии с Законом РФ “О налоге с имущества переходящего в порядке наследования или дарения” сумма исчисленного налога на имущество переходящее в собственность граждан в порядке наследования в случае наличия в составе этого имущества жилых домов (квартир) дач и садовых домиков в садоводческих товариществах уменьшается на сумму налога на имущество физических лиц подлежащую уплате этими лицами за указанные объекты.

Указом Президента РФ от 28 февраля 1995г. установлено что решение о сокращении доходной базы федерального бюджета включая льготы по уплате налогов таможенных платежей и других обязательных платежей в федеральный бюджет принимается с определением за счет каких дополнительных доходов будет пополняться бюджет или какие расходы будут сокращены. Рассматривая налоговые льготы следует назвать инвестиционный налоговый кредит предоставляемый в соответствии с договоренностью между налогоплательщиком и государственным или местным органом в целях стимулирования какой-либо деятельности.

2. Понятие налога и сбора.

Характерными чертами налога как платежа исходя из положений Кодекса являются: -обязательность; -индивидуальная безвозмездность; - отчуждение денежных средств принадлежащих организациям и физическим лицам на праве собственности хозяйственного ведения или оперативного управления; - направленность на финансирование деятельности государства или муниципальных образований.

Характерными чертами сбора как взноса являются: - обязательность; - одно из условий совершения государственными и иными органами в интересах плательщиков сборов юридически значимых действий.

Кодекс называет следующие сборы действующие в Российской Федерации: таможенные сборы сбор за право пользования объектами животного мира и водными биологическими ресурсами федеральные лицензионные сборы региональные лицензионные сборы и местные лицензионные сборы. Следовательно к данным сбои рам положения Кодекса применяются в том случае если на это указано в самом Кодексе: например "налоги и сборы". Если в статьях Кодекса используется только понятие "налог" данные нормы (правила) на сборы не распространяются..

Статья 8 Налогового кодекса в которой дается определение понятий налога и сбора выделяет индивидуально-безвозмездный характер налога с одной стороны и обусловленность услуг публично-правового характера (совершение уполномоченными органами юридически значимых действий) включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений уплатой сбора с другой стороны. Именно частичная "как бы" возмездность сбора отличает его от налога хотя сам сбор не является платой за данную публично-правовую услугу Второе отличие сборов и пошлин от налогов состоит в том что взимаются они только с тех кто вступает в отношения с соответствующим органом или учреждением по поводу получения нужных ему услуг. Следовательно обязательность уплаты пошлин и сборов наступает непосредственно в результате свободного выбора плательщика. Обязанность же по уплате налога возникает в любом случае при наличии у налогоплательщика объекта налогообложения Необходимо отметить что государственная пошлина и таможенная пошлина относятся к сборам поскольку также являются условием действий государственных органов в том числе выдаваемых им разрешений (см. ст. 18 Таможенного кодекса о понятии таможенной пошлины и ст. 1 Закона РФ "О государственной пошлине" — о понятии государственной пошлины) .


Список использованной литературы:

1. Грачева Е. Ю. Соколова Э. Д. Финансовое право России М. 1997.

2. Налоговый кодекс Российской Федерации. М. 1999.

3. Комментарий основных положений налогового кодекса Российской Федерации. “Политика” Санкт-Петербург 1999.