Вопросы на сравнение на экзаменах по истории в 9-ом и 11-ом классах вызывают затруднение у большинства учащихся. Найти общее и различное в событиях, процессах, явлениях, в деятельности исторических личностей не так-то просто. Главное здесь определить линии сравнения, по каким параметрам, элементам сравнивать. Для этого существуют памятки.Затем по каждому параметру определить общее и различное и записать свой ответ лучше всего в табличной форме, где сначала поставить общее, а потом различное.
Что же чаще всего приходится сравнивать? В последние годы на экзаменах встречаются такие вопросы (взято из блога сетевых КМ-методистов histblog/ ):
- Боярство с дворянством.
- Реформы Избранной Рады с опричной политикой Ивана Грозного.
- Взгляды патриарха Никона и протопопа Аввакума
- Пётр I и Екатерина II.
- Развитие культуры в 17 и 18 веках.
- Высшие и центральные органы Государственного управления к концу царствования Петра I и к концу царствования Николая I.
- Положение освободившихся от крепостной зависимости русских крестьян в периоды 1861-1881 г.г. и после принятия Положения 1881 года – вплоть до конца XIX века.
- Положение крестьян, крестьянских хозяйств в 1870-ых годах и в 1907-1914 годах.
- Положение русских дворян в последние годы царствования Николая I и в последние годы царствования Александра II.
- НЭП с «военным коммунизмом».
- Восстановление экономики после гражданской войны и после Великой Отечественной.
- Содержание государственной политики в отношении крестьянства в 1921-1928 г.г. и в 1929-1933 г.г.
- Основные черты развития культуры в СССР 1945-1953 и в 1953-1964 г.г.
- Характер экономических реформ в промышленности СССР, проведенных Н.С.Хрущевым и М.С.Горбачевым.
- Процессы демократизации общественной жизни в период «оттепели» и в период перестройки.
Давайте обобщим, что же получается?
Во 1-х, сравнение слоёв населения. Для этого нужно вспомнить о роли данной социальной группы в хозяйстве страны, в управлении страной, количество. Насколько данная группа удовлетворена своим положением в социальной иерархии, близостью или отдалённостью от центральной власти. Каким образом проявляет своё отношение к сложившейся в стране ситуации (протестом, бунтом, бойкотом, равнодушием и др.)
Во-2-х, сравнение процессов и явлений. Линиями сравнения здесь будут: 1) причины возникновения (противоречия, интересы заинтересованных сторон); 2) факторы и направление действия; 3) причины успеха или неуспеха в развитии процесса или явления; 4) последствия развития и значение.
В 3-х, сравнение исторических деятелей: 1) характеристика эпохи (страны), где жили и действовали исторические деятели, к какой общественной группе они принадлежали по своему происхождению? Каковы были их цели, планы, какими средствами они стремились реализовать их? 2) Какими личными качествами, для достижения цели обладали (не обладали)? 3) основные результаты деятельности, есть ли общее и что различает?
В 4-х, сравнение конкретных событий. Если это общественное явление, линии сравнения будут следующие: 1) Время и место выступления. 2) Причины. 3) Социальный состав участников. 4) Требования, лозунги, цели. 5). Методы борьбы (митинги, демонстрации, стачки, восстания, акция протеста, или гражданского неповиновения и т.д.). 6). Уровень организованности. 7). Имена участников, руководителей. 8). Развитие событий, основные этапы. 9). Значение выступления, его результаты.
Если это война, то 1) причина войн, повод к войне, хронологические рамки; 2) воюющие страны или группировки стран; 3) цели сторон; 4) соотношение сил воюющих стран; 5) ход военных действий; 6) характер войны; 7) условия мирного договора; 8) военные и политические итоги войны.
В 5-х, сравнение общественно – политического строя государства при разных правителях (в разные эпохи). нужно обратить внимание на следующее: 1) форма правления; 2) форма устройства; 3) форма режима; 4) структура органов власти; 5) права граждан; 6) основные политические партии и группировки; 7) краткая оценка строя и перспектив его развития.
В 6-х, сравнение культурных эпох. Здесь необходимо вспомнить, 1) направления развития культуры; 2) задачи общества и власти в области культуры; 3) основные характеристики форм культуры; 4) деятели культуры и их шедевры; 5) собственная оценка.
Другие работы по теме:
Применение EXPERT DECIDE 2.2 для решения задач управления
Сравнение элементов второго уровня для установления приоритета каждого из критериев при строительстве объекта в городе Орле. Сравнение элементов третьего уровня по критериям стоимости, площади, коммуникации. Построение итогового вектора приоритетов.
Методы анализа эффекивности деятельности предприятия
Экономический анализ — это метод исследования и познания объективного действия экономических законов. Метод экономического анализа базируется на диалектическом материализме, что означает изучение материалистической диалектики в единстве анализа и синтеза, индукции и дедукции.
Расчёт целесообразности проведения реконструкции установки
Рассчитать годовую производственную мощность установки. Смета затрат. Условно переменные. Условно постоянные. Рассчитываем себестоимость 1т. целевой продукции. Определить целесообразность данного мероприятия. Сравнение технико-экономических показателей.
Понятие как форма мышления
Языковые формы выражения понятий. Этапы формирования понятия. Операции анализа, синтеза, абстрагирования, сравнения и обобщения.
Цвет в дизайне винной продукции
Меняющийся мир требует более тщательно подхода к оформлению продукции. Похоже, нет более распространенной метафоры в бизнесе, чем сравнение упаковки с менталитетом покупателя.
Математические методы в психологии 3
МАТЕМАТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ В ПСИХОЛОГИИ Голубев А.М. Выписка из образовательного стандарта по дисциплине «Математические методы в психологии» Измерение в психологии; типы шкал; представление данных; описательная статистика; меры связи; метрика; методы одномерной и многомерной прикладной статистики; многомерное шкалирование; многомерный анализ данных (факторный, кластерный); дисперсионный анализ; анализ данных на компьютере, статистические пакеты; приближенные вычисления; возможности и ограничения конкретных компьютерных методов обработки данных; стандарты обработки данных; нормативы представления результатов анализа данных в научной психологии; методы математического моделирования; модели индивидуального и группового поведения, моделирование когнитивных процессов и структур, проблема искусственного интеллекта
Однофакторный анализ
Типичный пример задач однофакторного анализа - сравнение по достигаемым результатам нескольких различных способов действия, направляемых на достижение одной цели, скажем, нескольких школьных учебников или нескольких лекарств.
Алгоритмы сортировки
Проблема упорядочивания данных с практической точки зрения: достоинства и недостатки пяти различных методов сортировки.
Сравнение стихотворения М.Ю.Лермонтова Родина и А.А.Блока Россия
Сравнение стихотворения М.Ю.Лермонтова "Родина" и А.А.Блока "Россия" Автор: Лермонтов М.Ю. Тема Родины имела большое значение для многих поэтов XIXи начала XX века. Через свои стихи поэты пытались выразить любовь к Родине, показать её красоту, величие. Эта тема также играла не второстепенную роль в творчестве Лермонтова и Блока.
Сравнение двух переводов элегии Сельское кладбище
Сравнение двух переводов элегии "Сельское кладбище" Автор: Жуковский В.А. Когда я прочитала два перевода Жуковского элегии «Сельское кладбище», я поняла, насколько разным может быть ощущение от разных стилей изложения. Свой первый перевод он написал когда ему было 20 лет, и он читается легко, но при этом заставляет задуматься о теме, которая затронута в Элегии.
Анализ стихотворения И.А. БУнина Забытый фонтан
Анализ стихотворения И.А. БУнина " Забытый фонтан" Автор: Бунин И.А. Стихотворение И.Бунина "Забытый фонтан", написанное в 1902 году подтверждает кредо поэта, выраженное им в словах:"Ищу я в этом мире сочетание прекрасного и вечного".
Дворец в Боголюбово
Укрепленная загородная резиденция великого князя выдерживала сравнение даже с лучшими образцами дворцового строительства романского Запада.
Цифровые компараторы
Принцип действия цифрового компаратора. Фиксация входного напряжения на уровнях, совместимых с логическими уровнями транзисторно-логических микросхем. Схема компаратора на операционном усилителе. Структура логического элемента одноразрядного компаратора.
Вопросы истории
Введение 1 История издания 2 Публикации 3 Информация Список литературы Введение Вопросы истории — главный российский академический журнал в области истории. Выходит ежемесячно. Учредители — редакция журнала и Российская академия наук.[1]. Главный редактор — Ахмед Искендеров.
Сравнительно-исторический анализ
— научный метод, с помощью которого путём сравнения выявляется общее и особенное в исторических явлениях, достигается познание различных исторических ступеней развития одного и того же явления или двух разных сосуществующих явлений; разновидность исторического метода.
Максимальное ускорение алгоритма поиска
Если производится поиск DWORD-числа среди набора (массива) таких же значений, то самым оптимальным и скоростным будет последовательное сравнение заданного значения со всеми элементами массива до обнаружения совпадения.
Поиск подстроки в строке с помощью хеш-функции
Поиск подстроки в строке - часто возникающая на практике задача. Поиск подстроки в строке обычной подстановкой к каждой позиции строки всей подстроки - метод неэффективный и вообще грустный.
Булевые операции
Булевы операции Микросхемы MCS-51 содержат в своем составе “булевый” процессор (табл.3). Таблица 3 – Булевы операции Мнемокод Описание CLR С (С) <- 0
Выполнение арифметических операций над числами с фиксированной запятой
Цель: ознакомиться с командами арифметических операций, вводом данных с клавиатуры и выводом данных на экран. Задание: написать программу ввода с клавиатуры двух чисел в 9-ричной системе счисления размером с слово, выполнения над ними деления и вывода результата в исходной системе счисления. Программа должна предусматривать контроль вводимой информации, контроль диапазона чисел и результата операции (переполнение, невозможность деления).
Предмет, метод судебной медицины
Судебная медицина – самостоятельная медицинская дисциплина, изучающая и разрешающая вопросы медицинского и общебиологического характера, возникающие у судебно-следственных работников в процессе расследования и судебного разбирательства.
ЮБА (Iuba)
(Греческий историк и географ) Юба (Юба II Мавританский); Iuba, греч. Iobas, ок. 52 г. до н. э.-23 г. н. э. Греческий историк и географ. Сын Юбы I, царя Нумидии. Жил как заложник в Риме, где получил глубокое образование. Август пожаловал ему римское гражданство и посадил на нумидийский трон в 30 г. до н. э. Пятью годами позже вместо Нумидии, которая стала римской провинцией, он получил Мавританию.
Классификация и филогения
В основе построения классификаций и реконструкции филогенезов лежат одни и те же данные — сравнение видов, связанных близким или более отдаленным родством, и взвешивание сходства (или различия) по отдельным признакам.