1 История изучения
1.1 Отождествление урартского Эребуни с развалинами на Арин-Берде
1.2 Вопрос взаимосвязи Эребуни и Еревана
1.3 Другие результаты археологических раскопок
2 История Эребуни
2.1 Основание города (782 год до н. э.)
2.1.1 Национальный состав и религия Эребуни
2.2 Расцвет Эребуни (782—735 годы до н. э.)
2.3 Упадок Эребуни (735—600 год до н. э.)
2.4 Ахеменидский период в истории крепости (V—VI вв. до н. э.)
3 Устройство города
3.1 Устройство крепости
3.1.1 Внутренние помещения крепости
3.1.2 Архитектура крепости
3.1.3 Архитектура храмов
3.1.3.1 Храм бога Халди
3.1.3.2 Архитектура храма «Суси»
3.1.4 Монументальные росписи
4 Водоснабжение города
5 Наследие Эребуни
6 Эребуни в настоящее время
7 Примечания
8 Литература
9 Ссылки
Эребуни? (Ирпуни?, Ирепуни?, урартск. URUer-bu-?-ni[1], арм. ????????) — древний город государства Урарту, развалины которого расположены на холме Арин-Берд на окраине современного Еревана в Армении. Эребуни был основан царём Урарту Аргишти I в 782 году до н. э. в качестве опорного пункта для закрепления урартов в Араратской долине. В связи с тем, что Эребуни располагался в непосредственной близости от Еревана, а также благодаря возможной этимологической связи слов «Эребуни» и «Ереван», Эребуни часто отождествляют с Ереваном, считая 782 год до н. э. годом основания Еревана, несмотря на то, что нет данных, указывающих на существование значимого поселения на месте Еревана в период с IV века до н. э. по III век н. э.
История изученияВпервые холм Арин-Берд привлёк внимание учёных в 1894 году, когда российский учёный А. А. Ивановский приобрёл у жителя окрестного села Чолмакчи (ныне район Еревана Старый Норк) камень с урартской клинописью. Местный житель, Папак Тер-Аветистов, утверждал, что нашёл его в 1879 году на холме Арин-Берд. Рисунок и приблизительный перевод надписи был вскоре опубликован М. В. Никольским[2]. Надпись на камне сообщала, что на этом месте урартский царь Аргишти I построил зернохранилище «ёмкостью 10 100 капи». Однако в течение длительного периода времени холм оставался без внимания археологов и только в 1947 году археологическая экспедиция под руководством Б. Б. Пиотровского, занимавшаяся в Ереване раскопками Кармир-Блура, провела на холме разведывательные работы. В 1950 году эта же археологическая экспедиция начала на холме систематические археологические раскопки[3]. Отождествление урартского Эребуни с развалинами на Арин-Берде25 октября 1950 года во время разведывательных работ армянский учёный К. Л. Оганесян обнаружил два базальтовых камня, покрытых клинописью. Один из этих камней сообщал о строительстве зернохранилища урартским царём Сардури II, а второй приписывал постройку крепости Эребуни царю Аргишти I. После этой находки появилась гипотеза о том, что холм Арин-Берд скрывает развалины древнего Эребуни, и с 1952 года на холме продолжились археологические раскопки, проводимые совместно уже двумя археологическими экспедициями: Институтом археологии и этнографии АН Армянской ССР и Государственным музеем изобразительных искусств им. Пушкина под общим научным руководством Б. Б. Пиотровского. В связи с тем, что много предметов с надписью «Эребуни» были обнаружены при раскопках соседнего Тейшебаини, ещё некоторое время оставались сомнения, действительно ли Эребуни находился на холме Арин-Берд: существовала возможность, что табличка, обнаруженная Оганесяном в 1950 году, попала на холм случайно. Спустя 8 лет, в 1958 году, сомнения окончательно разрешились, и гипотеза получила окончательное подтверждение: во время археологических раскопок ещё одна надпись Аргишти I об основании Эребуни была обнаружена нетронутой, на камне, заложенном в древнюю стену. Таким образом, с 1958 года Эребуни был окончательно локализован на холме Арин-Берд[3][4].
Вопрос взаимосвязи Эребуни и ЕреванаПрочтение названия также долго вызывало сомнения исследователей. Первоначально название урартского города читали Ирпуни?, Ирепуни?, Ирбуни? и даже Сабуни?. Только после того, как окончательно было установлено, что ряд предметов Эребуни был перевезен в Тейшебаини, а также после находки в Тейшебаини щита царя Агришти I с написанием слова «Эребуни», вызывающем значительно меньше сомнений в правильности прочтения, окончательно устоялась прочтение «Эребуни», а также получили научную основу предположения об этимологической связи между словами «Эребуни» и «Ереван» впервые высказанные Г. Р. Капанцяном в популярной печати[6]. Для окончательного прояснения вопроса сопоставления Еревана и Эребуни не хватает научных данных[7]: после ахеменидского периода Эребуни то есть с IV века до н. э. и до III века н. э., когда появляются явные признаки армянской культуры, в истории региона наблюдается семисотлетний провал, связанный с отсутствием каких-либо письменных данных или значимых предметов материальной культуры. Тем не менее внутри Армении уверенно[8], за пределами более осторожно учёные допускают такое этимологическое сопоставление. Словами академика Пиотровского: «Возможно, что даже в названии столицы Армянской ССР города Еревана продолжает жить урартское название города Эребуни … Следует заметить, что сопоставления древних урартских названий со средневековыми и современными, проведенные без достаточного обоснования, могут ввести исследователей в заблуждение.»[9]. Другие результаты археологических раскопокПродолжающиеся с 1950 года археологические раскопки в крепости принесли немало ценных находок и внесли большой вклад в изучение государства Урарту. На холме в общей сложности было обнаружено 23 клинописные таблички царей Аргишти I, Сардури II и Русы III. Предметов материальной культуры на холме Эребуни было обнаружено немного, что главным образом связывается с тем, что в середине VI века до н. э. урарты оставили Эребуни без боя и вывезли всё ценное в соседний Тейшебаини[8]. Кроме этого городские постройки Эребуни располагались в основном к востоку от холма, и большая часть этих построек была разрушена во время интенсивного строительства посёлков Нор-Ареш и Вардашен на окраинах Еревана[10]. Эта зона была объявлена заповедником лишь в 1952 году. Раскопки крепости продолжались до 1958 года, раскопки городских кварталов начались в 1968 году. В настоящее время оба посёлка и холм Арин-Берд уже стали частью разросшегося Еревана. На самом холме Арин-Берд устроен Музей «Эребуни», в который в свою очередь наполнен в основном предметами материальной культуры, привезенных «обратно» с раскопок соседнего Тейшебаини. Раскопки городских кварталов, лежащих неподалёку от холма, понемногу продолжаются по сей день с участием армянских и западных археологов[11]. История Эребуни Основание города (782 год до н. э.)Как известно из клинописных табличек Аргишти I и его летописи, сохранившейся в столице Урарту — Тушпе, Эребуни был основан в 782 году до н. э. В этот период Урарту переживало свой расцвет и являлось самым могущественным государством Передней Азии. Аргишти I был озабочен расширением границ своего государства и укреплением экономического благополучия. Араратская долина при искусственном орошении, которым в совершенстве владели урарты, имела крайне благоприятные условия для сельского хозяйства, и поэтому являла собой привлекательную территорию для урартской экспансии. Местное население (по летописям — страна Аза) оказывало урартам сопротивление, и в качестве опорного пункта для дальнейшей экспансии Аргишти I основал новый город-крепость Эребуни.
Источник: НеизвестноФрагмент каменного водопровода ЭребуниКак и в других урартских крепостях, в крепости Эребуни были тщательно продуманы и организованы системы водоснабжения и водоотвода. Водоснабжение крепости обеспечивал подземный самотечный водопровод из круглых каменных труб, стыкующихся друг с другом. Внешний диаметр труб составлял 40 см, внутренний 10 см, стыки между ними заделывались глиной. Источником воды для водовода вероятно являлись источники Гарнийских гор, расположенные в 7 км от Эребуни[33]. Остатки веток древнего урартского водопровода были обнаружены при раскопках на холме Арин-Берд. Водовод был тщательно скрыт и имел также стратегическое значение, особенно на случай осады крепости[3].Также тщательно был организован отвод сточных вод из крепости. Например, в большом внутреннем дворе крепости и в перистильном дворе сохранились колодцы для сбора дождевой воды с последующим водоотводом.Вода из водовода крепости вероятно не использовалась в городских кварталах города, так как её не хватало. На территории города был обнаружен каменный чан, фильтрующий воду из более загрязненных источников[34]. Наследие ЭребуниКрепость Эребуни на холме Арин-Берд с некоторой степенью условности считается (словами Б. Б. Пиотровского) «древним ядром» современного Еревана. С одной стороны крепость Эребуни была покинута урартами в VI веке до н. э., а затем занята персами в V—IV веках до н. э. и в IV веке до н. э. окончательно заброшена[3][18]. Известно также, что после завоевания Империи Ахеменидов Александром Македонским греческий центр в Армении уже находился вблизи современного Вагаршапата, в 20 километрах от Эребуни[10]. Таким образом, нет прямой связи между Эребуни покинутым в IV веке до н. э. и Ереваном, впервые упоминаемым в 609 году нашей эры (но, возможно, существующим с III века нашей эры). С другой стороны, возможна этимологическая связь между словами «Ереван» («Эривань») и «Эребуни» (несмотря на первоначальное чтение «Ирпуни»), которая позволяет допустить определённую связь между Эребуни и Ереваном[18]. Кроме этого, несомненно культурное влияние Урарту на Армению в целом и на Ереван в частности. Исследователи также видят в перестройках Эребуни эпохи Ахеменидов и в серебряных изделиях этого времени, обнаруженных в Эребуни, следы культурного влияния Урарту на Империю Ахеменидов[3][25]. Эребуни в настоящее времяВсе археологические работы в крепости Эребуни, расположенной на вершине холма, в настоящее время законсервированы. Многие объекты крепости, включая большие участки фундаментов стен, фундаментов храмов частично реставрированы. Отдельные элементы храма бога Халди и хозяйственных помещений крепости, где наилучшим образом сохранились участки кирпичной кладки, фрагментарно реставрированы и частично реконструированы, чтобы продемонстрировать посетителям принцип их устройства в урартское время[35].У подножья северо-западной части холма в 1968 году открыт Музей «Эребуни», где собраны находки собственно из Эребуни и из соседнего Тейшебаини, при этом оригиналы некоторых наиболее ценных предметов материальной культуры из обоих городов заменены копиями, а сами предметы находятся в Историческом музее Армении или в его запасниках[11].У противоположного склона холма, где в урартское время располагались городские постройки, в 2002 году возобновились археологические раскопки, финансируемые Фондом Сороса, в которых участвуют армянские и западные археологи[11].Слово «Эребуни» популярно в современной Армении и часто используется в названиях коммерческих структур и торговых марок. Один из районов Еревана носит название «Эребуни», так же назван один из аэропортов этого города. Примечания Согласно новому прочтению, например см. Арутюнян Н.В., Оганесян К.Л. Новые урартские надписи из Эребуни // Вестник древней истории. — Москва: 1970. — № 3. — С. 107 — 112.. Ранее читалось урартск. URUir-pu-?-ni, см. например Меликишвили Г.А. Урартские клинообразные надписи // Вестник древней истории. — Москва: 1953 — 1954. — № 1 — 4, 1953; 1, 1954.). Детерминатив URU как и в других клинописных языках Месопотамии означает «город». Никольский М.В. Клинообразная надпись из Ганли-тапа около Эривани // Древности восточные. — Издательство Московского археологического общества, 1894. — В. II. Оганесян К.Л. Арин-Берд I, Архитектура Эребуни по материалам раскопок 1950—1959 гг.. — Ереван: Издательство АН Армянской ССР, 1961. Пиотровский Б.Б. Ванское царство (Урарту) / Орбели И.А.. — Москва: Издательство Восточной литературы, 1959. — С. 22—23. — 286 с. — 3500 экз. Компиляция Б. Б. Пиотровского на основании публикаций Меликишвили Г.А. Урартские клинообразные надписи // Вестник древней истории. — Москва: 1953 — 1954. — № 1 — 4, 1953; 1, 1954. и Оганесян К.Л. Арин-Берд (Ганли-тапа) — урартская крепость города Ирпуни // Известия академии наук Армянской ССР. — Ереван: 1951. — № 8. Капанцян Г.Р. Новая клинопись // Коммунист : газета. — Ереван: 1950. — Т. X. — № 4. Шнирельман В.А. Войны памяти: мифы, идентичность и политика в Закавказье / Алаев Л.Б. — М.: Академкнига, 2003. — С. 23. — 592 с. — 2000 экз. — ISBN 5-94628-118-6 Оганесян К.Л. Крепость Эребуни (782 г. до н.э.) / Пиотровский Б.Б.. — Ереван: Айастан, 1980. — 144 с. — 1500 экз. Пиотровский Б.Б. Ванское царство (Урарту) / Орбели И.А.. — Москва: Издательство Восточной литературы, 1959. — С. 31. — 286 с. — 3500 экз. Ходжаш С.И., Трухтанова Н.С., Оганесян К.Л. Эребуни. Памятник Урартского зодчества VIII—VI в. до н. э.. — Москва: Искусство, 1979. Каталог археологических предметов музея «Эребуни». — Ереван: издательство Управления по охране памятников истории и культуры Республики Армения, 2002. — 80 с. — ISBN 99930-2-535-6 Отождествление Хати, урартск. ??ti, с Мелитеной сделано на основе Дьяконов И.М. Предыстория армянского народа. История Армянского нагорья с 1500 по 500 г. до н.э. Хурриты, лувийцы, протоармяне / Еремян С.Т.. — Ереван: Издательство АН Армянской ССР, 1968. — С. 233. — 266 с. — 1000 экз. и Дьяконов И.М. Малая Азия и Армения около 600 г. до н.э. и северные походы вавилонских царей // Вестник древней истории. — Москва: Наука, 1981. — № 2. — С. 34—63. Перевод Г. А. Меликишвили из книги: Меликишвили Г.А. Урартские клинообразные надписи. — Москва: Издательство АН СССР, 1960. На самом деле «susi-» — урартский детерминатив, который вероятно обозначает просто «храм», однако это обстоятельство ещё не было известно учёным в начальный период раскопок в Эребуни, и за данным храмом бога Иварша во всей последующей литературе сохранилось условное название «Суси». Перевод Г. А. Меликишвили из статьи: Меликишвили Г. А. К вопросу о хетто-цупаннийских переселенцах в Урарту // Вестник древней истории. — Москва: 1958. — № 2. Меликишвили Г. А. К вопросу о хетто-цупаннийских переселенцах в Урарту // Вестник древней истории. — Москва: 1958. — № 2. Арутюнян Н.В. Биайнили (Урарту). — Ереван: Издательство Академии наук Армянской ССР, 1970. Пиотровский Б.Б. Ванское царство (Урарту) / Орбели И.А.. — Москва: Издательство Восточной литературы, 1959. — 286 с. — 3500 экз. Лосева И.М. Раскопки цитадели урартского города Ирпуни // Краткие сообщения Института истории материальной культуры. — Москва: 1955. — № 58. Оганесян К.Л. Крепость Эребуни (782 г. до н.э.) / Пиотровский Б.Б.. — Ереван: Айастан, 1980. — С. 91—113. — 144 с. — 1500 экз. Мартиросян А.А. Аргиштихинили. — Ереван: Издательство АН Армянской ССР, 1974. Перевод Н. В. Арутюняна из статьи: Арутюнян Н.В. Оганесян К. Л. Новые урартские надписи из Эребуни // Вестник древней истории. — Москва: 1970. — № 3. Оганесян К.Л. Раскопки урартского города Эребуни // Советская археология. — 1960. — № 3. Лосева И.М. Новые археологические исследования отряда ГМИИ им. А. С. Пушкина на холме Арин-берд // Советская археология. — Москва: 1958. — № 2. Аракелян Б.Н. Клад серебряных изделий из Эребуни // Советская археология. — 1971. — № 1. Оганесян К.Л. Крепость Эребуни (782 г. до н.э.) / Пиотровский Б.Б.. — Ереван: Айастан, 1980. — С. 33. — 144 с. — 1500 экз. Оганесян К.Л. Крепость Эребуни (782 г. до н.э.) / Пиотровский Б.Б.. — Ереван: Айастан, 1980. — С. 34. — 144 с. — 1500 экз. Оганесян К.Л. Крепость Эребуни (782 г. до н.э.) / Пиотровский Б.Б.. — Ереван: Айастан, 1980. — С. 16. — 144 с. — 1500 экз. James Russell The Formation of the Armenian Nation // Govannisian R.G. The Armenian People from Ancient to Modern Times. The Dynastic Periods: From Antiquity to the Fourteenth Century.. — New York: University of California, Los Angeles, St. Martin’s Press. — Т. 1. — ISBN 0-312-10169-4. Оганесян К.Л. Крепость Эребуни (782 г. до н.э.) / Пиотровский Б.Б.. — Ереван: Айастан, 1980. — С. 40. — 144 с. — 1500 экз. Оганесян К.Л. Крепость Эребуни (782 г. до н.э.) / Пиотровский Б.Б.. — Ереван: Айастан, 1980. — С. 63—64. — 144 с. — 1500 экз. Оганесян К.Л. Крепость Эребуни (782 г. до н.э.) / Пиотровский Б.Б.. — Ереван: Айастан, 1980. — С. 64. — 144 с. — 1500 экз. Оганесян К.Л. Крепость Эребуни (782 г. до н.э.) / Пиотровский Б.Б.. — Ереван: Айастан, 1980. — С. 125. — 144 с. — 1500 экз. Оганесян К.Л. Крепость Эребуни (782 г. до н.э.) / Пиотровский Б.Б.. — Ереван: Айастан, 1980. — С. 125—126. — 144 с. — 1500 экз. Оганесян К.Л. Крепость Эребуни (782 г. до н.э.) / Пиотровский Б.Б.. — Ереван: Айастан, 1980. — С. 131—138. — 144 с. — 1500 экз. ЛитератураОганесян К.Л. Крепость Эребуни (782 г. до н.э.) / Пиотровский Б.Б.. — Ереван: Айастан, 1980. — 144 с. — 1500 экз.Ходжаш С.И., Трухтанова Н.С., Оганесян К.Л. Эребуни. Памятник Урартского зодчества VIII—VI в. до н. э.. — Москва: Искусство, 1979.Оганесян К.Л. Арин-Берд I, Архитектура Эребуни по материалам раскопок 1950—1959 гг.. — Ереван: Издательство АН Армянской ССР, 1961.Крепость Эребуни / Гаркавец А.Н.. — Алматы: Баур, 2005. — 192 с. — ISBN 5-7667-3603-7Арутюнян Н.В. Город Эребуни согласно клинописным источникам // Древний Восток. Города и торговля. — Ереван: 1973.Арутюнян Н.В. Оганесян К. Л. Новые урартские надписи из Эребуни // Вестник древней истории. — Москва: 1970. — № 3.Лосева И.М. Новые археологические исследования отряда ГМИИ им. А. С. Пушкина на холме Арин-берд // Советская археология. — Москва: 1958. — № 2.Оганесян К.Л. Раскопки урартского города Эребуни // Советская археология. — 1960. — № 3. |