Инвестиции в свободные экономические зоны

Рефераты по международному частному праву » Инвестиции в свободные экономические зоны

ВВЕДЕНИЕ


Важным а для многих стран необходимым фактором развития рыночных отношений является привлечение иностранных инвестиций. По общему правилу сложившемуся в международных экономических отношениях иностранные инвесторы приносят на территорию другого государства не только капитал но опыт и знания которые способствуют экономическому росту такой страны.

Современные реалии мирового развития свидетельствуют об углублении противоречий между различными регионами блоками и группами стран. Все больше проявляет себя конкуренция между отдельными странами за «право обладания» капиталами иностранных инвесторов. Это ведет к повышению роли различных средств и механизмов привлечения инвесторов. Наиболее эффективным и проверенным инструментом повышения экономической конкурентоспособности страны является создании свободных экономических зон (СЭЗ).

В последние годы формирование СЭЗ стало одним из направлений реформ в странах переходящих от цен­трализованной плановой экономики к рыночному хозяй­ству и в частности в России. Достаточно значительная законодательная база принятая в Российской Федерации на первых этапах становления института свободных экономических зон во многом носила ограниченный и непоследовательный характер хотя и включала в себя как общее и специальное законодательство РФ так и международно-правовые акты.

Как отмечается в литературе положение СЭЗ в России является весьма неустойчивым в том числе и в связи с имеющимися упущениями и недостатками в право­вом регулировании отношений связанных с их созданием и функционированием1. По моему мнению закон РСФСР от 4 июля 1991 г. "Об иностранных инвестициях в РСФСР" лишь декларировал возможность создания СЭЗ на территории России но не регулировал практические вопросы их деятельности. Уже в первые годы реализации актив­ных экономических реформ предполагалось принять пакет законов и под­законных актов призванных стимулировать приток ино­странных инвестиций в Россию. В числе запланированных был и Закон о свободных экономических зонах в Российской Федера­ции. Однако полноценная нормативно-правовая база в этой области правового регулирования так и не была созда­на процесс создания СЭЗ не был упорядочен. Но и в этих условиях СЭЗ создавались. Однако по мнению многих авторов ни одна из них на полную "проектную" мощность не заработала. Основная причина заключается в том что на федеральном уровне так и не был задействован механизм предоставления льгот гарантий и других мер поддержки СЭЗ1.

В ходе работы мною было изучено большое количество нормативных актов имеющих предметом регулирования свободные экономические зоны (ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» от 9 июля 1999 г.; Гражданский кодекс РФ (часть третья) принятый Государственной Думой 1 ноября 2001 г. и вводимый в действие 1 марта 2002 г. Федеральным законом “О введении в действие части третьей Гражданского кодекса РФ” от 26 ноября 2001г.; Закон РФ “О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках” от 22 марта 1991 г.;. Закон “О валютном регулировании и валютном контроле” от 9 октября 1992 г.; Таможенный кодекс РФ введенный в действие 18 июня 1993 г. и другие.) периодической литературы («Гражданин и право» «Экономика и право» «Законодательство и экономика» и другие) научных работ на основании чего был сделан вывод что в Российской Федерации на данный момент отсутствует единый специальный закон который регулировал бы процедуру создания функционирования и ликвидации различных зон. Именно поэтому в своей работе наряду с исследованием истории создания и международной практикой функционирования свободных экономических зон я большое внимание уделяю анализу существующей законодательной базы регламентирующей положение СЭЗ и проекта федерального закона Российской Федерации "О свободных экономических зонах".


ГЛАВА I. пОНЯТИЕ И ОСНОВнЫе принципы ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СВОБОДНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗОН


1.1. Понятие и виды свободных экономических зон


Первоначально свободной экономической зоной считалась особая территория крупного морского порта или примыкающего к нему района выделенная из таможенной территории страны для свободного беспошлинного ввоза и вывоза иностранных товаров. Статус свободных портов имели Ливорно (1547г.) Генуя (1595 г.) Венеция (1661 г.) Марсель (1669 г.). На территории России - Одесса (1817 г.) Владивосток (1862 г.) Батуми (1878 г.). В настоящее время имеют статус "свободный порт": в Швейцарии - Букс Женевпорт В Бразилии - Манаус в Румынии - Сулина и некоторые другие. По мере монополизации рынка и усиления протекционистской политики государств "свободные порты" стали видоизменяться в свободные экономические зоны.

В соответствии с документами международной конвенции по упрощению и гармонизации таможенных процедур (Киото 18 мая 1973 г.) под свободной зоной (или "зоной-франко") понимается часть территории страны на которой товары рассматриваются как объекты находящиеся за пределами национальной таможенной территории (принцип "таможенной экстерриториальности") и поэтому не подвергаются обычному таможенному контролю и налогообложению.

В современных теоретических работах посвященных проблемам свободных зон их сущность трактуется более широко: они определяются как инструмент выборочного сокращения масштабов государственного вмешательства в экономические процессы1.

В соответствии с проектом Федерального закона Российской Федерации "О свободных экономических зонах" свободная экономическая зона представляет собой ограниченный участок территории Российской Федерации в пределах которого устанавливается особый режим предпринимательской деятельности. Этот режим предоставляется коммерческим организациям созданным в организационно-правовых формах предусмотренных гражданским законодательством Российской Федерации и филиалам иностранных юридических лиц которые зарегистрированы в этой зоне в качестве участников (участники свободной экономической зоны) в соответствии с Федеральным законом "О свободных экономических зонах" таможенным и иным законодательством Российской Федерации»1.

Выражающее этот режим специальное законодательство регулирует деятельность хозяйствующих субъектов в СЭЗ охватывает следующий круг вопросов: таможенное регулирование; налогообложение; лицензирование; визовое оформление; банковскую деятельность; имущественные и залоговые отношения (в том числе - касающиеся прав собственности на землю); предоставление концессий; управление свободной зоной. Определенную специфику в СЭЗ могут иметь также акты трудового и социального законодательства. В связи с этим в Российской Федерации целями создания свободных экономических зон являются обеспечение благоприятных условий в них для предпринимательской деятельности в том числе и внешнеэкономической внедрение достижений научно-технического прогресса стимулирование отечественных и иностранных инвестиций увеличение занятости населения2.

Такие анклавы со специфическим режимом предпринимательства могут быть различных видов начиная от простейших — тран­зитных — и до более сложных например финансово-кредитных зон.

Киотской конвенции от 18 мая 1973 г. устанавливается два наиболее общих вида зон – это коммерческая и промышленная свободные зоны. Под коммерческой свободной зоной понимается зона куда "товары допускаются для последующей продажи их переработка и использование в производстве обычно запрещены". Промышленная зона подразумевает что "товары допущенные к ввозу могут быть подвергнуты разрешенным операциям по переработке".

Следует отметить что в различных странах превалируют те или иные виды экономических зон. В США это зоны внешней торговли предпринимательские зоны и технологические парки. Первые из них - зоны внешней торговли создававшиеся на основе Закона о зонах внешней торговли (1934г.). В России к свободным экономическим зонам относятся зоны экспортного производства и свободные таможенные зоны производственного и торгового типов1. Свободные экспортно-промышленные зоны (СЭПЗ) являются наиболее распространенными в мире. Под СЭПЗ понимается территориальный анк­лав создаваемый для использования конкурентных пре­имуществ основанных на дешевых местных трудовых ре­сурсах в целях привлечения иностранных инвестиций в отрасли работающие на внешние рынки. Первым про­образом такой зоны была свободная зона созданная в 1888 г. в Гамбурге.2 Наибольшее распространение СЭПЗ получили в развивающихся странах. Если в 1966 г. в "треть­ем мире" насчитывалось всего три СЭПЗ (зона "Кандла" в Индии зона "Мэйагуэс" на Пуэрто-Рико зона "Гаосюн" на Тайване) то за 1966—1978 гг. было создано 52 новых СЭПЗ а к 1988 г. число СЭПЗ основанных в 30 разви­вающихся странах превысило 260.3

Понятия свободных таможенных зон производственного и торгового типа даются в проекте Федерального закона "Об основах создания функционирования и ликвидации свободных экономических зон в Российской Федерации". Свободная таможенная зона производственного типа представляет собой ограниченный участок территории который имеет развитые производственную и транспортную инфраструктуры и другие благоприятные условия для производства наукоемкой импортозамещающей экспортоориентированной и конверсионной продукции отраслей обрабатывающей промышленности и на котором разрешается совершение производственных операций приводящих к изменению классификации товара для последующего его вывоза за пределы территории принимающего государства.

Свободная таможенная зона торгового типа представляет собой ограниченный участок территории государства и создается в морских и речных портах на железнодорожных узлах в аэропортах пограничных пунктах или иных местах через которые осуществляются регулярные поставки экспортных и импортных товаров.

Ее территория используется для создания складов проведения выставок осуществления подработки сортировки упаковки маркировки товара для последующего его вывоза.

В Российской Федерации также возможно создание особых экономических зон. Последние могут создаваться только в исключительных случаях а также с учетом географического расположения территории субъекта Российской Федерации осуществляющего приграничную торговлю с сопредельными государствами. В соответствии со статьей 22 Федерального закона "О государственном регулировании внешнеторговой деятельности" на территории субъекта Российской Федерации может быть создана особая экономическая зона. Создание особой экономической зоны и регулирование правового режима инвестиций и предпринимательской деятельности в ней устанавливаются на основании специального федерального закона принимаемого для каждой особой экономической зоны. Примером таких актов могут служить Федеральный закон от 22 января 1996г. №13-ФЗ «Об особой экономической зоне в калининградской области»1 Указ Президента РФ от 10 декабря 1992г. №172 о создании свободной таможенной зоны «Шереметьево» Федеральный Закон от 17 декабря 1998 г. №191-ФЗ «Об исключительной экономической зоне Российской Федерации» и многие другие.


1.2. Организация деятельности свободных экономических зон

на примере Китайской народной республики


Наиболее интересными для сравнения с российскими СЭЗ и близкими к ним с точки зрения исторических условий возникновения являются особые экономические районы (зоны) (далее - ОЭЗ) возникшие в Китайской Народной Республике в начале 80-х годов. Именно эти зоны послужили прообразом СЭЗ получивших развитие в СССР а позднее - в РФ. Указанные образования также действовали на основе отдельных правовых актов - положений.

ОЭЗ представляли собой новое явление в политико-экономической жизни Китая. Их создание стало важной частью провозглашенной и последовательно проводимой в жизнь руководством КНР политики открытости внешнему миру.

Согласно ст.1 Положения КНР об особых экономических зонах провинции Гуандун1 для развития внешнеэкономического сотрудничества и технического обмена содействия социалистической модернизации три города провинции (Шенчжень Чжухай и Шаньтоу) были выделены в качестве отдельных районов и образовали особые экономические зоны.

При внешнем сходстве с российскими СЭЗ китайские ОЭЗ имели существенные отличия.

Выбор территорий для них был обусловлен в первую очередь географическим положением вследствие которого они оказывались практически отделенными от других населенных районов КНР горными массивами или водной поверхностью зачастую представляя собой полуостров или остров2. По сути созданные на этих территориях зоны стали анклавами предназначенными для изучения и практического использования в интересах КНР системы свободного предпринимательства. В результате предпринятых мер в сравнительно короткие сроки в Китай из-за рубежа начали поступать современное оборудование информация значительные финансовые средства.

Вместе с тем новые социально-экономические отношения лишь в минимальной степени затрагивали остальную территорию Китая. В этой связи можно привести ст.19 Положения об особых экономических зонах провинции Гуандун в которой предусматривалось создание в зонах компаний по обслуживанию в сфере трудовых отношений. Китайские рабочие и служащие рекомендовались такой компанией или приглашались для работы самими предпринимателями с согласия Комитета по управлению особыми экономическими зонами провинции Гуандун. Предприятия принимали персонал на работу после проверки и заключали с рабочими и служащими трудовые контракты. Таким способом осуществлялся отбор наемных работников из числа граждан КНР для работы в зонах1.

В России система специального отбора граждан для работы на расположенных в особых зонах предприятиях практически не нашла применения. При этом режим зоны закрепленный в соответствующем российском Положении о СЭЗ распространялся на всех граждан проживавших в ее пределах на момент учреждения зоны. Зато наибольшее распространение получили зоны особого режима.

Всего по имеющимся данным с начала 90-х годов в различных регионах было учреждено 24 зоны с особым правовым режимом. Впрочем судить не только об экономическом состоянии в котором находятся такие зоны в настоящее время но даже об их точном количестве и реальном функционировании весьма затруднительно. Как российская общественность так и потенциальные зарубежные инвесторы не получают объективной подкрепленной статистическими обзорами и экспертными оценками информации как в целом о состоянии инвестиционного рынка в России так и о положении дел в отдельных свободных (особых) зонах. Поэтому отнюдь не случайно у специалистов в области инвестиций и бизнесменов формируется мнение о том что «эти зоны не работают»2.

В тех странах где имеется реальная заинтересованность в привлечении капиталов в определенные отрасли хозяйства или отдельные регионы проводится активная работа по разъяснению текущей инвестиционной политики: публикуются разнообразные материалы рекламного характера проводятся выставки и симпозиумы. Такой подход одинаково характерен как для динамично развивающихся Китая и Индии так и для промышленно развитых стран заинтересованных в привлечении капиталов (США Япония Франция и др.).

В последнее преобладающей тенденцией в мире стал переход от создания преимущественно экспортно ориентированных зон производственного назначения целью которых в основном было пополнение валютных ресурсов соответствующих стран к образованию технопарков (парков высоких технологий).

В России технопарк "Зеленоград" был учрежден в г.Зеленограде Московской области. Его создание основывалось на предоставлении государством долгосрочного налогового кредита. К сожалению судить о результатах деятельности парка сложно поскольку они либо не были подведены либо не стали достоянием общественности.

Создание технопарков преследует цели развития наукоемких высокотехнологичных отраслей производства.

Одним из примеров зоны сочетающей в себе разработки в области высоких технологий и производственную деятельность является зона экономического и технологического развития Далянь в КНР.

В целом по объему привлекаемых в страну прямых иностранных инвестиций в том числе и через механизм особых экономических зон КНР занимает в настоящее время второе место в мире после США. По мнению некоторых исследователей1 уже к 1992 г. прямые иностранные инвестиции стали для КНР основным внешним источником капитала.

Помимо уже названной зоны Далянь в КНР в США находится наиболее известный технопарк - Силиконовая Долина подобные образования есть во Франции в Японии Греции Германии Китае Индии и многих других странах.


ГЛАВА II. Правовое регулирование инвестиций в свободных экономических зонах Российской Федерации


2.1. Законодательно урегулированные принципы функционирования свободных экономических зон

в Российской Федерации


Правовое регулирование отечественных СЭЗ осуществляется главным образом на основе индивидуальных нормативных актов имеющих различную юридическую силу от уже упоминавшихся мною положений о СЭЗ утвержденных распоряжением Верховного Совета РФ до федеральных законов регламентирующих создание и деятельность отдельных зон.

Общие вопросы касающиеся режима свободных (особых) экономических зон находят отражение в распоряжениях и постановлениях правительства указах Президента РФ международных договорах и других нормативных актах.

Важное и определяющее значение в сфере правового регулирования деятельности иностранных инвесторов в СЭЗ имеют указы Президента и постановления Правительства РФ ведомственные нормативные акты. Указ Президента РФ “О некоторых мерах по развитию свободных экономических зон на территории Российской Федерации” от 4 июня 1992 г. содержит положение в соответствии с которым порядок таможенного контроля на территории зон устанавливается с учетом специфики каждой из них. Здесь же предусмотрен 50-процентный экспортный тариф на экспортные пошлины от уровня предусмотренного действующим законодательством для сырьевых товаров добываемых в СЭЗ и вывозимых за счет квот введенных положениями о СЭЗ.

Следующим нормативным документом в сфере инвестирования в СЭЗ имеющим кардинальное значение для развития СЭЗ на территории России является принятое в июле 1993 г. Министерством финансов и Государственной налоговой службой Письмо “О налогообложении в свободных экономических зонах” в котором было объявлено что “применение налоговых льгот не предусмотренных действующим налоговым законодательством для предприятий -резидентов СЭЗ является неправомерным”. Тем самым из статуса российских СЭЗ был изъят основополагающий принцип деятельности иностранных инвесторов в СЭЗ - принцип предоставления льготного налогообложения.

Еще одним важным документом в сфере деятельности предприятий в СЭЗ является Указ Президента РФ “О совершенствовании работы с иностранными инвестициями ” от 27 сентября 1993 г. центральным звеном которого является положение в соответствии с которым ограничения в деятельности иностранных инвесторов могут устанавливаться только законами РФ и указами Президента РФ.

Страницы: 1 2 3 4