Реферат: Международно-правовая охрана прав на Промышленную собственность (Контрольная) - Refy.ru - Сайт рефератов, докладов, сочинений, дипломных и курсовых работ

Международно-правовая охрана прав на Промышленную собственность (Контрольная)

Рефераты по международному частному праву » Международно-правовая охрана прав на Промышленную собственность (Контрольная)

Международно-правовая охрана прав на «промышленную собственность»

МОСКОВСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЮРИДИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ

КАФЕДРА МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА


КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

ПО

МЕЖДУНАРОДНОМУ ЧАСТНОМУ ПРАВУ

Тема 2.


МЕЖДУНАРОДНО - ПРАВОВАЯ ОХРАНА ПРАВ НА «ПРОМЫШЛЕННУЮ СОБСТВЕННОСТЬ»


студентки 1 группы 3 курса

ОЦП МФЗ МГЮА

Шабельниковой Е.В.


МОСКВА

1998


План.


1.

Понятие «промышленная собственность» в международном частном праве. Регулирование патентных правоотношений с иностранным элементом на территории РФ


стр. 2


2.

Парижская конвенция об охране промышленной собственности 1983 г. Международные конвенции по товарным знакам.


стр. 5


3.

Правовое регулирование в рамках СНГ по охране и использованию промышленной собственности.


стр. 9


4.

Список литературы

стр. 10


Вопрос 1.

Понятие «промышленная собственность» в международном частном праве. Регулирование патентных правоотношений с иностранным элементом на территории РФ.

Развитие международного сотрудничества в области науки и техники, происходящая бурная научно-техническая революция вызвали резкое увеличение числа изобретений, патентуемых в различных странах.

Охрана изобретений осуществляется на основе норм патентного права. Технические изобретения признаются в качестве изобретений только в результате принятия решения государственным органом (патентным ведомством), права на изобретения возникают у лица только в случае выдачи ему охранного документа - патента, действующего на территории государства, чье патентное ведомство выдало данный патент. Для приобретения права на это же изобретение на территории другого государства требуется подача заявки и получение патента (иного охранного документа) в этом иностранном государстве.

Признание предложение изобретением и охрана изобретений осуществляется в каждом государстве на основе норм его внутреннего законодательства. Чаще всего патентообладателем является юридическое лицо, которое может или разрешать кому-либо использовать это изобретение, использовать его непосредственно само, не предоставлять его для использования вообще никому. Без согласия патентообладателя изобретение не может быть использовано третьими лицами, если кто-либо нарушает данное правило, то права патентообладателя защищаются в судебном порядке, и по решению суда с нарушителя могут быть взысканы убытки, связанные с нарушением патента, наложен арест на изделия, созданное с использованием патента.

В соответствии со ст. 1 ПАРИЖСКОЙ КОНВЕНЦИИ ПО ОХРАНЕ ПРОМЫШЛЕННОЙ СОБСТВЕННОСТИ1 (Париж, 20 марта 1883 года) под промышленной собственностью понимаются патенты на изобретения2, полезные модели, промышленные образцы, товарные знаки, знаки обслуживания, фирменные наименования и указания происхождения или наименования места происхождения, а также пресечение недобросовестной конкуренции.

По тексту конвенции промышленная собственность понимается в самом широком смысле и распространяется не только на промышленность и торговлю в собственном смысле слова, но также и на области сельскохозяйственного производства и добывающей промышленности и на все продукты промышленного или природного происхождения, как например: вино, зерно, табачный лист, фрукты, скот, ископаемые, минеральные воды, пиво, цветы, мука.

В законодательстве РФ определение термина «Промышленное прав» можно встретить в ПАТЕНТНОМ ЗАКОНЕ РФ3, где в ст. 1 «Отношения, регулируемые настоящим Законом» предусматривается следующее: « Настоящим Законом и принимаемыми на его основе законодательными актами республик в составе Российской Федерации регулируются имущественные, а также связанные с ними личные неимущественные отношения, возникающие в связи с созданием, правовой охраной и использованием изобретений, полезных моделей и промышленных образцов (далее по тексту также - объекты промышленной собственности).

Законодательство РФ предусматривает охрану права на изобретение в России для иностранных лиц. Ст. 36 Патентного закона предусматривает, что иностранные лица пользуются правами, предусмотренными этим законом наравне с лицами РФ в силу международных договоров на основе принципа взаимности.

В настоящий момент в РФ право на изобретение охраняется государством и удостоверяется патентом, который подтверждает признание заявленного технического решения изобретением, авторство на изобретение, приоритет изобретения и исключительное право на его использование. Патент выдается автору изобретения; физическому или юридическому лицу, которое указывается автором в качестве патентообладателя; их правопреемникам; в определенных условиях - работодателю.

Иностранные лица и лица без гражданства, проживающие за границей ведут в РФ дела по получению патентов на изобретение и по поддержанию их в силе через патентного поверенного, зарегистрированного в Патентном ведомстве. При получении патента и ежегодно в течение срока его действия (20 лет) взимаются специальные патентные пошлины. Выдача охранных документов иностранцам производиться также, как и российским лицам.

Нормы российского законодательства отражают факт участия РФ в Парижской конвенции, других международных отношениях по охране промышленной собственности. Приоритет изобретения может устанавливаться по дате подачи первой заявки на изобретение в зарубежных странах4, если заявка на изобретение подана в течение 12 месяцев в Российское патентное ведомство с даты подачи первой заявки в зарубежной стране - участнице парижской конвенции. Статья 47. Закона РФ «О ТОВАРНЫХ ЗНАКАХ, ЗНАКАХ ОБСЛУЖИВАНИЯ И НАИМЕНОВАНИЯХ МЕСТ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ТОВАРОВ», предусматривает, что иностранные юридические и физические лица пользуются правами, предусмотренными настоящим Законом, наравне с юридическими и физическими лицами Российской Федерации в силу международных договоров Российской Федерации или на основе принципа взаимности, каких либо особых правил для иностранцев не установлено. Объем прав иностранца, получившего патент в РФ, полностью определяется нашим законодательством. Но тем не менее, в отношении иностранцев все-таки наблюдается ряд отличий:

  1. Иностранные юридические лица или постоянно проживающие за пределами Российской Федерации физические лица либо их патентные поверенные ведут дела, связанные с регистрацией товарных знаков, через патентных поверенных, зарегистрированных в Патентном ведомстве5.

  2. Иностранное юридическое лицо при регистрации товарного знака обязаны предоставить кроме документов, перечисленных для российских лиц, - документ, подтверждающий его право на заявленное наименование места происхождения товара в стране происхождения товара6.

  3. Действие регистрации наименования места происхождения товара на имя иностранного юридического или физического лица помимо остальных указанных оснований прекращается также в связи с утратой ими права на данное наименование места происхождения в стране происхождения товара7.

  4. В отношении физических лиц, постоянно проживающих за пределами Российской Федерации, или иностранных юридических лиц пошлины за совершение юридически значимых действий, связанных с регистрацией товарного знака или знака обслуживания, уплачиваются в долларах США. И размер этих пошлин выше, чем тех, которые предусмотрены для российских лиц8.

  5. Для иностранного юридического лица или постоянно проживающего за пределами Российской Федерации физического лица, испрашивающих регистрацию товарного знака, указывается код страны, соответственно, местонахождения или местожительства по стандарту Всемирной организации интеллектуальной собственности (ВОИС) ST.3.9

  6. В отношении иностранных юридических лиц в случае аннулирования регистрации товарного знака при ликвидации юридического лица помимо документа, подтверждающего факт ликвидации юридического лица - владельца товарного знака, дополнительно прилагаются документы, подтверждающие соответствие представленного документа о ликвидации законодательству соответствующего государства (выписки из нормативных актов, судебных решений и др.)10.

Другим важным вопросом является патентование отечественных изобретений за границей с целью обеспечения интересов российских лиц за рубежом:

  • обеспечение промышленного импорта: охрана экспорта при вывозе отечественных промышленных товаров, поставке оборудования за границу, строительство предприятий на основе нашей документации при техническом содействии российской стороны;

  • обеспечение наилучших условий продажи лицензий иностранным лицам на право пользования отечественными изобретениями11;

  • патентование изобретений, производимое при осуществлении научно - технического сотрудничества, для охраны результатов совместных исследований и разработок;

  • защита изобретений, используемых в изделиях, выставляемых на международные выставки и ярмарки.

Подача за границу заявки на изобретение, созданное в России, целесообразна после регистрации данного изобретения в РФ. При этом патентование за рубежом осуществляется не ранее чем через 3 месяца после подачи заявки в Российское патентное ведомство, которое, в соответствии со ст. 35 Патентного закона РФ, может разрешить патентование изобретения в зарубежных странах и ранее указанного срока.

Патент за рубежом испрашивается на имя юридического лица или действительного автора изобретения12, т. о. личные права изобретателя охраняются и при патентовании за границей. Изобретение патентуется по правилам той страны, в которой испрашивается охрана.


Вопрос 2.

Парижская конвенция об охране промышленной собственности 1983 г. Международные конвенции по товарным знакам.

Основным международным документом, регулирующим отношения промышленной собственности, является ПАРИЖСКАЯ КОНВЕНЦИЯ ПО ОХРАНЕ ПРОМЫШЛЕННОЙ СОБСТВЕННОСТИ (Париж, 20 марта 1883 года13)14. Главная цель конвенции заключается в создании более льготных условий для патентования изобретений, промышленных образцов, регистрации товарных знаков юридических и физических лиц одних государств в других. Конвенция не ставит своей целью создание международного патента, который будучи выдан в одной стране - участнице конвенции, действовал бы во всех других странах6 в любой другой стране изобретение может свободно использоваться без выплаты вознаграждения, если оно там не запатентовано.

Ст. 1,3 данной конвенции предусматривает, что страны, к которым применяется настоящая Конвенция, образуют Союз по охране промышленной собственности.

Одним из основных принципов конвенции является принцип национального режима. В отношении охраны промышленной собственности граждане каждой страны Союза пользуются во всех других странах Союза теми же преимуществами, которые имеют собственные граждане, не ущемляя при этом прав, специально предусмотренных данной Конвенцией. К гражданам стран Союза приравниваются граждане стран, не участвующих в Союзе, которые имеют на территории одной из стран Союза местожительство или действительные и серьезные промышленные или торговые предприятия.

Конвенцией охраняются и граждан данной страны, и они будут пользоваться теми же законными средствами защиты от всякого посягательства на их права, если при этом соблюдены условия и формальности, предписываемые собственным гражданам. Однако никакие условия о месте жительства или наличии предприятия в стране, где испрашивается охрана, не могут быть поставлены гражданам стран Союза в качестве предпосылки для пользования каким-либо из прав промышленной собственности.

Положения законодательства каждой из стран Союза, в отношении прав промышленной собственности регулируют отношения принадлежащие к судебной и административной процедуре и к компетенции судебных и административных органов, а также к выбору местожительства или к назначению поверенного, соблюдение которых требуется на основании законов о промышленной собственности.

Наиболее важным правилом конвенции является правило о конвенционном приоритете, в соответствии с которым любое лицо, надлежащим образом подавшее заявку на патент на изобретение, полезную модель, промышленный образец или товарный знак (основание для возникновения права приоритета) в одной из стран Союза, или правопреемник этого лица пользуется для подачи заявки в других странах правом приоритета в течение двенадцати месяцев для патентов на изобретения и для полезных моделей и шести месяцев для промышленных образцов и товарных знаков. Последующая подача заявки в одной из прочих стран Союза до истечения этих сроков не может быть признана недействительной на основании действий, совершенных в этот промежуток времени, в частности, на основании другой подачи заявки, опубликования изобретения или его использования, выпуска в продажу экземпляров образца, применения знака, и эти действия не могут послужить основанием для возникновения какого-либо права третьих лиц или какого-либо права личного владения. Права, приобретенные третьими лицами до дня первой заявки, которая служит основанием для права приоритета, сохраняются в соответствии с внутренним законодательством каждой страны Союза.

Первой заявкой, дата подачи которой служит днем отсчета срока приоритета, должна считаться последующая заявка на тот же объект, что и первая предшествующая заявка в смысле приведенного выше пункта 2, поданная в той же стране Союза, в случае, если эта предшествующая заявка на день подачи последующей заявки была взята обратно, оставлена без движения или отклонена, не будучи доступной для публичного ознакомления, а также при условии, что в отношении ее не продолжали существовать какие-либо права и она не послужила еще основанием для притязаний на право приоритета. Предшествующая заявка не может тогда служить основанием для притязаний на право приоритета.

Всякое лицо, желающее воспользоваться преимуществом приоритета на основании предшествующей заявки, обязано подать заявление с указанием даты подачи заявки и страны, где она произведена. Каждая страна устанавливает, не позднее какого момента должно быть подано такое заявление.

Ни одна страна Союза не имеет права не признать приоритет или отклонить заявку на патент на том основании, что заявитель притязает на несколько приоритетов, в том числе и установленных в разных странах, или на том основании, что заявка, притязающая на один или несколько приоритетов, содержит один или несколько элементов, которые не были включены в заявку или заявки, по которым испрашивается приоритет, если только в обоих случаях согласно закону страны существует единство изобретения.

В том, что касается элементов, не включенных в заявку или заявки, в отношении которых испрашивается приоритет, подача последующей заявки порождает право приоритета на обычных условиях.

Приоритет не может быть отклонен по той причине, что некоторые элементы изобретения, в отношении которых испрашивается приоритет, не фигурируют в притязаниях, изложенных в заявке в стране происхождения, если только в совокупности документов заявки четко обнаруживаются эти элементы.

Заявки на авторские свидетельства на изобретения, подаваемые в стране, в которой заявители имеют право испрашивать по собственному выбору либо патент, либо авторское свидетельство на изобретение, дают основание для права приоритета, предусмотренного настоящей статьей, на тех же условиях и с теми же последствиями, что и заявки на патенты.

Кроме того, конвенция предусматривает независимость патентов, полученных на одно и то же изобретение в различных странах; виды прав промышленной собственности; положения о свободном применении запатентованных объектов, являющихся частью транспортных средств; ввозе продуктов, изготовленных способом, запатентованным в стране ввоза; о промышленные образцах, которые охраняются во всех странах Союза15; о условиях регистрации товарных знаков; независимость охраны одного и того же знака в различных странах; об общеизвестных товарных знаках; о запрещении на использование знаков, касающихся государственных гербов, официальных клейм контроля и эмблем межправительственных организаций, о передаче знака; об охране знаков, зарегистрированных в одной стране Союза, в других странах Союза, положения о недобросовестной конкуренции; о специальных национальных службах по делам промышленной собственности и многие другие положения.

Данная конвенция предусматривает создание специального органа - Ассамблеи, в компетенцию которой входят следующие основные вопросы:

  • рассматривает все вопросы, относящиеся к сохранению и развитию Союза и применению настоящей Конвенции;

  • дает Международному бюро интеллектуальной собственности16, предусмотренному в Конвенции, учреждающей Всемирную организацию интеллектуальной собственности, указания относительно подготовки конференций по пересмотру, уделяя при этом должное внимание замечаниям стран Союза, не связанных статьями с 13 по 17 данной конвенции17;рассматривает и утверждает отчеты и деятельность Генерального директора Всемирной организации интеллектуальной собственности; дет ему все необходимые инструкции по вопросам, входящим в компетенцию Союза;

  • избирает членов Исполнительного комитета Ассамблеи18; рассматривает и утверждает отчеты и одобряет деятельность своего Исполнительного комитета, а также дает ему инструкции; определяет программу, принимает двухгодичный бюджет Союза и утверждает его финансовые отчеты; утверждает финансовый регламент Союза;

  • создает такие комитеты экспертов и рабочие группы, какие считает необходимыми для осуществления целей Союза;

  • определяет, какие страны, не являющиеся членами Союза, и какие межправительственные и международные неправительственные организации могут быть допущены на ее заседания в качестве наблюдателей;

  • осуществляет любые другие надлежащие действия, направленные на достижение целей Союза; выполняет все другие функции, вытекающие из рассматриваемой конвенции; осуществляет такие права, какие ей предоставлены конвенцией.

Таким образом, цель данной конвенции - создание благоприятных условий для патентования изобретений иностранцами.

Но в условиях развития патентования изобретений правила Парижской конвенции во многом недостаточны, особенно для стран, которые производят зарубежное патентование в широких масштабах, что логично привело к углублению международного сотрудничества в этой области, заключению других многосторонних соглашений в этой области:

  • Договор о патентной кооперации, заключенный в Вашингтоне 19.06.70 г., вступивший в силу в 1973 году19, предусматривающий возможность составления и подачи так называемой международной заявки, по которой проводиться по выявлению предшествующего уровня техники, что имеет существенное значение для получения патентов. Международный поисковый орган (каким является и Российское патентное ведомство)проводит поиск по материалам заявок, облегчающий затем проведение экспертизы в национальных ведомствах стран, куда подается заявка на патентование. По желанию заявителя поисковый орган может осуществить и международную предварительную экспертизу, что уменьшает затраты труда и средств при проведении зарубежного патентования, делает его более оперативным.

  • Конвенция о выдаче европейских патентов, подписанная в 1973 году в Мюнхене, - региональное соглашение, предусматривающее унификацию законодательства об изобретениях, а тем самым и создание единого патентного ведомства.

  • Мадридская конвенция о международной регистрации фабричных и товарных знаков, подписанная в 1891 году20, обеспечивает охрану товарного знака во всех странах -участницах конвенции без регистрации его в каждой из этих стран. В соответствии с конвенцией в Международное бюро в Женеве подается заявка на товарный знак, и потом этот знак получает охрану во всех странах - участницах.

  • Договор о регистрации товарных знаков, подписанный 12 июня 1973 года в Вене.

  • МАДРИДСКОЕ СОГЛАШЕНИЕ О САНКЦИЯХ ЗА ЛОЖНЫЕ И НЕПРАВИЛЬНЫЕ ОБОЗНАЧЕНИЯ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ИЗДЕЛИЙ21 предусматривает, что всякое изделие, снабженное ложным или неправильным обозначением, прямо или косвенно указывающим в качестве страны или места происхождения этого изделия какую-либо из стран, к которым применяется данное Соглашение, или место, расположенное в какой-либо из этих стран, подлежит аресту при ввозе в каждую из упомянутых стран.

Вопросы регулирования права промышленной собственности освещаются и в ряде других международных соглашений.


Вопрос 3.

Правовое регулирование в рамках СНГ по охране и использованию промышленной собственности.

С государствами - бывшими субъектами СССР может быть установлен на основе двусторонних или многосторонних соглашений иной, более льготной, чем с другими государствами, порядок патентования изобретений. В частности, в отношении лиц из некоторых стран СНГ не принимается требование о подаче заявок через патентных поверенных. Также, в этих государствах может быть подтверждено действие ранее выданных охранных документов СССР на изобретения.

С целью принятия неотложных мер по созданию межгосударственной системы правовой охраны промышленной собственности 12 марта 1993 года было заключено Соглашение о мерах по охране промышленной собственности и создание Межгосударственного совета по вопросам охраны промышленной собственности. Статья 1 данного Соглашения предусматривает, что вышеуказанный Совет создается для координации совместной деятельности по созданию межгосударственной системы охраны объектов промышленной собственности, унификации национального законодательства в области правовой охраны данных объектов, разработки конвенции по охране промышленной собственности.

Предусматривается, что данная конвенция будет конвенцией открытого типа, в которой могут участвовать не только страны СНГ, но и другие государства.

Соглашение было подписано на заседании Совета глав правительств государств - участников СНГ и также носят открытый характер.

12 марта 1993 года странами - участниками СНГ было подписано Соглашение о согласовании антимонопольной политики, согласно ст.2 которого страны СНГ осуществляют сотрудничество в выявлении и пресечении недобросовестной конкуренции хозяйствующих субъектов, что распространяется и на нарушение прав владельцев товарного знака: несанкционированное изготовление, применение, ввоз, предложение к продаже, продажа, иное введение в хозяйственный оборот или хранение с этой целью товара, обозначенного этим знаком или обозначением, сходным с ним до степени смешения в отношении однородных товаров.


Список литературы.

  1. ПАРИЖСКОЙ КОНВЕНЦИИ ПО ОХРАНЕ ПРОМЫШЛЕННОЙ СОБСТВЕННОСТИ (Париж, 20 марта 1883 года)

  2. ЗАКОН РФ «О ТОВАРНЫХ ЗНАКАХ, ЗНАКАХ ОБСЛУЖИВАНИЯ И НАИМЕНОВАНИЯХ МЕСТ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ТОВАРОВ».

  3. Патентный закон РФ

  4. ПОЛОЖЕНИЕ О ПОШЛИНАХ ЗА ПАТЕНТОВАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЙ, ПОЛЕЗНЫХ МОДЕЛЕЙ, ПРОМЫШЛЕННЫХ ОБРАЗЦОВ, РЕГИСТРАЦИЮ ТОВАРНЫХ ЗНАКОВ, ЗНАКОВ ОБСЛУЖИВАНИЯ, НАИМЕНОВАНИЙ МЕСТ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ТОВАРОВ, ПРЕДОСТАВЛЕНИЕ ПРАВА ПОЛЬЗОВАНИЯ НАИМЕНОВАНИЯМИ МЕСТ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ТОВАРОВ (Утверждено Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 12 августа 1993 г. N 793 в ред. Постановлений Правительства РФ от 12.08.96 N 947, от 16.04.97 N 423, от 20.08.97 N 1058).

  5. ПРАВИЛА СОСТАВЛЕНИЯ, ПОДАЧИ И РАССМОТРЕНИЯ ЗАЯВКИ НА РЕГИСТРАЦИЮ ТОВАРНОГО ЗНАКА И ЗНАКА ОБСЛУЖИВАНИЯ (в ред. Приказа Роспатента от 19.12.97 N 212)

  6. ПРАВИЛА АННУЛИРОВАНИЯ РЕГИСТРАЦИИ ТОВАРНОГО ЗНАКА ПРИ ЛИКВИДАЦИИ ЮРИДИЧЕСКОГО ЛИЦА - ВЛАДЕЛЬЦА ТОВАРНОГО ЗНАКА (утв. Роспатентом 27.06.96)

  7. ПЕРЕЧЕНЬ ТОВАРНЫХ ЗНАКОВ И ДРУГИХ ОБОЗНАЧЕНИЙ, СОПРОВОЖДАЮЩИХ АЛКОГОЛЬНУЮ ПРОДУКЦИЮ ИМПОРТНОГО ПРОИЗВОДСТВА, ЗАПРЕЩЕННУЮ ДЛЯ СВОБОДНОГО ОБРАЩЕНИЯ И РЕАЛИЗАЦИИ НА ТЕРРИТОРИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

  8. Телетайпограмма ГТК РФ от 30.09.96 N Т-20302 «О ЗАПРЕТЕ ВВОЗА НА ТАМОЖЕННУЮ ТЕРРИТОРИЮ РФ АЛКОГОЛЬНОЙ ПРОДУКЦИИ ИНОСТРАННОГО ПРОИЗВОДСТВА, МАРКИРОВАННОЙ ТОВАРНЫМИ ЗНАКАМИ РОССИЙ СКИХ ИЗГОТОВИТЕЛЕЙ».

  9. МАДРИДСКОЕ СОГЛАШЕНИЕ О САНКЦИЯХ ЗА ЛОЖНЫЕ И НЕПРАВИЛЬНЫЕ ОБОЗНАЧЕНИЯ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ИЗДЕЛИЙ.

  10. Богуславский М.М. Международное частное право. М. 1997


Шабельникова Е.В.

04.03.98

1 СССР подписал Конвенцию 12.10.67, ратифицировал 19.09.68 Конвенция ратифицирована СССР с оговоркой, касающейся п. 1 ст. 28 о порядке разрешения споров по толкованию и применению Конвенции (не считает себя связанным положениями этого пункта), и со следующим заявлением по ст. 24: "Союз Советских Социалистических Республик считает необходимым заявить, что положения ст. 24 Конвенции, предусматривающие распространение Договаривающимися Сторонами ее действия на территории, за международные отношения которых они несут ответственность, являются устаревшими и противоречат Декларации Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций о предоставлении независимости колониальным народам и странам".

2 п. 4 ст. 1 Парижской конвенции к патентам на изобретения относит различные виды промышленных патентов, как например: ввозные патенты, патенты на усовершенствование, дополнительные патенты и свидетельства и т.п.

3 от 23.09.92 N 3517-1

4 О конвенционном приоритете см ниже.

5 ЗАКОН РФ «О ТОВАРНЫХ ЗНАКАХ, ЗНАКАХ ОБСЛУЖИВАНИЯ И НАИМЕНОВАНИЯХ МЕСТ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ТОВАРОВ».

6 Там же

7 Там же.

8 ПОЛОЖЕНИЕ О ПОШЛИНАХ ЗА ПАТЕНТОВАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЙ, ПОЛЕЗНЫХ МОДЕЛЕЙ, ПРОМЫШЛЕННЫХ ОБРАЗЦОВ, РЕГИСТРАЦИЮ ТОВАРНЫХ ЗНАКОВ, ЗНАКОВ ОБСЛУЖИВАНИЯ, НАИМЕНОВАНИЙ МЕСТ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ТОВАРОВ, ПРЕДОСТАВЛЕНИЕ ПРАВА ПОЛЬЗОВАНИЯ НАИМЕНОВАНИЯМИ МЕСТ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ТОВАРОВ (Утверждено Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 12 августа 1993 г. N 793 в ред. Постановлений Правительства РФ от 12.08.96 N 947, от 16.04.97 N 423, от 20.08.97 N 1058).

9 ПРАВИЛА СОСТАВЛЕНИЯ, ПОДАЧИ И РАССМОТРЕНИЯ ЗАЯВКИ НА РЕГИСТРАЦИЮ ТОВАРНОГО ЗНАКА И ЗНАКА ОБСЛУЖИВАНИЯ (в ред. Приказа Роспатента от 19.12.97 N 212)

10 "ПРАВИЛА АННУЛИРОВАНИЯ РЕГИСТРАЦИИ ТОВАРНОГО ЗНАКА ПРИ ЛИКВИДАЦИИ ЮРИДИЧЕСКОГО ЛИЦА - ВЛАДЕЛЬЦА ТОВАРНОГО ЗНАКА" (утв. Роспатентом 27.06.96)

11 В отечественной практике лицензионные соглашения заключаются главным образом на длительный срок (5-10 лет). В течение этого срока сторонам приходиться выполнять не только условия договора, присущие обычным сделкам купли - продажи товаров, но и специфические условия, которые создают условия для постоянного научно - технического сотрудничества между сторонами лицензионного договора.

Лицензионный договор на использование изобретения, в отношении которого в РФ выдан патент, подлежит регистрации в Патентном ведомстве, без чего он считается недействительным.

12 Патент может быть получен и на правопреемников.

13 Пересмотрена в Брюсселе 14 декабря 1900 г., в Вашингтоне 2 июня 1911 г., в Гааге 6 ноября 1925 г., в Лондоне 2 июня 1934 г., в Лиссабоне 31 октября 1958 г. и в Стокгольме 14 июля 1967 г. и измененная 2 октября 1979 г.

14 с оговоркой и заявлением

15 Так, например Приложение к Постановлению Правительства Российской Федерации от 6 августа 1996 г. N 943 предусматривает ПЕРЕЧЕНЬ ТОВАРНЫХ ЗНАКОВ И ДРУГИХ ОБОЗНАЧЕНИЙ, СОПРОВОЖДАЮЩИХ АЛКОГОЛЬНУЮ ПРОДУКЦИЮ ИМПОРТНОГО ПРОИЗВОДСТВА, ЗАПРЕЩЕННУЮ ДЛЯ СВОБОДНОГО ОБРАЩЕНИЯ И РЕАЛИЗАЦИИ НА ТЕРРИТОРИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, а так же телетайпограмма ГТК РФ от 30.09.96 N Т-20302 «О ЗАПРЕТЕ ВВОЗА НА ТАМОЖЕННУЮ ТЕРРИТОРИЮ РФ АЛКОГОЛЬНОЙ ПРОДУКЦИИ ИНОСТРАННОГО ПРОИЗВОДСТВА, МАРКИРОВАННОЙ ТОВАРНЫМИ ЗНАКАМИ РОССИЙ СКИХ ИЗГОТОВИТЕЛЕЙ».

16Административные задачи Союза осуществляются Международным бюро, являющимся преемником Бюро Союза, объединенного с Бюро Союза, учрежденного Международной Конвенцией по охране литературных и художественных произведений. Международное бюро выполняет, в частности, функции Секретариата различных органов Союза. Генеральный директор Организации является главным должностным лицом Союза и представляет Союз. Международное бюро собирает и публикует информацию, касающуюся охраны промышленной собственности. Каждая страна Союза незамедлительно передает Международному бюро текст каждого нового закона и все официальные тексты, относящиеся к охране промышленной собственности. Кроме того, она высылает Международному бюро все публикации своих компетентных служб в области промышленной собственности, которые имеют прямое отношение к охране промышленной собственности и которые Международное бюро может найти полезными для своей деятельности. Кроме перечисленных за Международным бюро конвенция закрепляет и другие функции.. Генеральный директор и любой назначенный им член персонала участвуют без права голоса во всех заседаниях Ассамблеи. Исполнительного комитета и любого комитета экспертов или рабочей группы.

17 Данные статьи конвенции предусматривают положения об Ассамблее, исполнительном комитете (см. Следующую сноску), Международном бюро, финансах органов и организаций, вопросы поправок к ст. 13 - 17 настоящей конвенции.

18 Исполнительный комитет состоит из стран, избранных Ассамблеей из числа стран - членов Ассамблеи. Правительство каждой страны - члена Исполнительного комитета представлено одним делегатом, который может иметь заместителей, советников и экспертов.

Исполнительный комитет:

  • подготавливает проект повестки дня Ассамблеи;

  • представляет Ассамблее предложения, касающиеся проектов программы и двухгодичного бюджета Союза, подготовленных Генеральным директором;

  • представляет Ассамблее с соответствующими замечаниями периодические отчеты Генерального директора и ежегодные акты финансовых ревизий;

  • в соответствии с решениями Ассамблеи и с учетом обстоятельств, возникших между двумя очередными сессиями Ассамблеи, принимает все необходимые меры, чтобы обеспечить выполнение Генеральным директором программы Союза;

  • выполняет все другие функции, возложенные на него в соответствии с рассматриваемой Конвенцией.

19 СССР ратифицировал договор в 1977 году.

20 СССР участник конвенции с 1976 года.

21 Заключено в Мадриде 14 апреля 1891 года, пересмотрено в Вашингтоне 2 июня 1911 г., в Гааге 6 ноября 1925 г., в Лондоне 2 июня 1934 г. и в Лиссабоне 31 октября 1958 г.

12



14


План.

1.

Понятие хулиганства.

Анализ основного состава хулиганства


стр.

2.

Злостное хулиганство (квалифицирующие признаки)

стр.

3.

Особо злостное хулиганство (квалифицирующие признаки)


стр.

4.

Отличие хулиганства от преступлений против личности


стр.

5.

Список литературы

Стр.


1. Понятие хулиганства.

Анализ основного состава хулиганства.


Определение уголовно наказуемого хулиганства, которое дается в УГОЛОВНОМ КОДЕКСЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ от 13.06.961 (далее по тексту: УК РФ), существенно отличается от определения уголовно наказуемого хулиганства по УГОЛОВНОМУ КОДЕКСУ РСФСР2 (далее по тексту: УК РСФСР).

Состав преступления, именуемого "хулиганство", в УК РФ претерпел достаточно сильные изменения, по сравнению с УК РСФСР:

· ряд действий, квалифицировавшихся прежде по ст. 206 УК РСФСР, включены в соответствующие нормы раздела "Преступления против личности" нового УК как действия, совершенные из хулиганских побуждений3, либо обрели самостоятельные составы4.

· диспозиция ч. 1 ст. 213 УК РФ дает следующее определение понятия уголовно наказуемого хулиганства: "Грубое нарушение общественного порядка, выражающее явное неуважение к обществу, сопровождающееся применением насилия к гражданам либо угрозой его применения, а равно уничтожением или повреждением чужого имущества". Это означает, что обязательными атрибутами хулиганства стали: насилие либо угроза насилия, либо уничтожение или повреждение чужого имущества, либо угроза уничтожения или повреждения чужого имущества. Данный признак вместе с грубым нарушением общественного порядка и проявлением явного неуважения к обществу является характеризующими признаками хулиганства.

· исключены слова, определяющие хулиганство как "умышленные действия"5. С субъективной стороны хулиганство характеризуется умышленной виной. Чаще всего хулиганство совершается с прямым умыслом, когда виновный сознает, что грубо нарушает общественный порядок и проявляет явное неуважение к обществу и желает этого. Однако возможны случаи хулиганства, когда субъект не желает, но сознательно допускает проявление явного неуважения к обществу. Например, скандал или драка, возникшие по личным мотивам, но в общественном месте, могут существенно нарушить интересы многих людей. Виновные в этом не желают специально нарушить интересы присутствующих граждан, но сознательно допускают такую возможность от своих действий. В таких случаях можно говорить о совершении хулиганства с косвенным умыслом.

· в новой норме жестко ограничен объект уничтожаемого (повреждаемого) имущества; имеется в виду только чужое, тогда как для квалификации действий хулигана по признаку особой дерзости в прежней норме принадлежность уничтожаемого имущества на квалификацию никак не влияла6.

Как и в прежней норме (ст. 206 УК РСФСР), не раскрыто содержание, вкладываемое в само понятие хулиганства.

В Комментарии к УК РФ под общей редакцией Ю.И. Скуратова и В.М. Лебедева дается следующая квалифицирующих признаков основного состава хулиганства, через которые определяется хулиганство в ст. 213 УК РФ:

«Грубым нарушением общественного порядка следует считать действия, причинившие существенный ущерб личным или общественным интересам или выразившейся в злостном нарушении общественной нравственности…

Явное неуважение к обществу представляет собой значительную степень неуважения, выражающуюся в действиях, которые затрагивают интересы многих людей или хотя бы одного, но любого члена общества, оказавшегося в том месте, где хулиганил виновный, и потому ставшего потерпевшим. В этом случае действия хулигана направлены не против конкретного лица по личным мотивам, а против любого, часто не знакомого ранее члена общества.

Насилие как необходимый признак уголовно наказуемого хулиганства выражается в нанесении ударов, побоев, причинении боли или причинении легкого вреда здоровью»7.

Под насилием понимается (как минимум) умышленное причинение побоев или телесных повреждений. Причинение в процессе хулиганства тяжкого или средней тяжести вреда здоровью квалифицируется соответственно по ст. ст. 111 и 112 УК РФ (по признаку совершения этих действий "из хулиганских побуждений"). Для наступления же уголовной ответственности по ч. 1 ст. 213 УК РФ потерпевшему должен быть причинен легкий вред, т.е. вред, вызвавший кратковременное расстройство здоровья или незначительную стойкую утрату трудоспособности (ст. 115 УК РФ), либо причинена физическая боль (ст. 116 УК РФ). Надо учитывать, что в диспозиции ч. 1 ст. 213 УК РФ все же нет прямого указания на степень вреда здоровью, причиненного в результате хулиганских действий. Из этого следует, что под насилием в этой норме подразумевается не только причинение легкого вреда здоровью или побои, но и ограничение свободы передвижения путем отталкивания, связывания, удержания и т.п. действий.

«Угроза заключается в выраженном словесно или действиями намерении применить физическое насилие»8. К сожалению, в новом УК РФ законодатель не дал никакого определения понятию "угроза применения насилия". В связи с этим возникает ряд вопросов. В частности, подпадает ли под понятие "угроза" ситуация, когда во время хулиганских действий субъект угрожает человеку на словах, но при этом никаких практических действий, направленных на осуществление этой угрозы, не предпринимает; либо когда, высказывая угрозу на словах, лицо делает угрожающие жесты, однако на практическое осуществление угроз не идет. Разумеется, во втором случае можно точнее определить факт угрозы. Однако и в том, и в другом случае нельзя с достаточной уверенностью предвидеть поведение хулигана, оценить реальность осуществления угрозы. Главным фактором, характеризующим отличие "угрозы насилия" от реального насилия, является отсутствие какого-либо контакта между хулиганом и гражданами, поскольку наличие его - это уже не угроза, а насилие: даже если он просто взял за руку и удерживает, несмотря на просьбы отпустить. Вместе с тем "угроза" в смысле ч. 1 ст. 213 УК РФ - это не одно только высказывание о намерении, например, "проучить", а совершение конкретных поступков, направленных на реализацию такого намерения.

Бесконтактная блокировка, ограничивающая свободу граждан и исключающая для них возможность уйти, сопровождающаяся одновременным высказыванием в их адрес угрозы применить насилие, вполне может рассматриваться как психологическое насилие над человеком.

Аналогичным образом можно оценить и действия лица в случаях высказывания угроз с одновременным заряжением оружия, направлением его в сторону людей, прицеливанием в них либо подготовкой предмета для использования в качестве оружия - отбил горлышко у бутылки, оторвал доску от забора, поднял камень и т.п.

О реальной угрозе применения насилия могут свидетельствовать и слова хулигана, находящегося в состоянии алкогольного или наркотического опьянения, которое лишает его возможности ориентироваться в ситуации и правильно оценивать ее, управлять собственной "тормозной системой" и, таким образом, делает его поведение практически непредсказуемым.

Надо учитывать также и эмоциональное, стрессовое состояние хулигана, высказывающего угрозы, когда есть все основания опасаться, что в таком состоянии человек не может контролировать свои действия и руководить ими. В каждом случае надо тщательно исследовать и причины невыполнения высказывавшихся угроз.

«Уничтожение чужого имущества9 заключается в полном приведении в негодность имущества, находящегося в любой форме собственности.

Повреждение чужого имущества означает нарушение целостности имущественных предметов, поломку механизмов тех или иных предметов, требующих ремонта и т.д.»10

В ч. 1 ст. 213 УК РФ законодатель четко ограничил объект уничтожения или повреждения имущества принадлежностью его любому лицу, кроме самого хулигана.

Между тем отсутствие четких критериев, определяющих сущность нарушения общественного порядка, выражающего явное неуважение к обществу, порождает трудности в практике применения норм. Так, по мнению Н. Иванова, «частые ошибки в квалификации деяния, расплывчатость формулировок норм дают основания усомниться в практической целесообразности и научной обоснованности выделения в УК специального состава преступления "хулиганство"», поскольку «нормы ст. 206 УК11 превратились в беспрецедентное явление, "поглощающее" собой практически все преступления, вызывающие трудности в процессе квалификации на практике. Термин "хулиган" стал символом любого правонарушения, воплотив в себе универсальное смысловое значение понятия "вор" старого российского законодательства»12.

Мнение о нецелесообразности включения в новый УК РФ специального состава преступления - "хулиганство" при подготовке проекта нового кодекса высказывалось не раз. Главными аргументами сторонники этой позиции называли отсутствие надежного инструмента "распознания" мотивов и целей при совершении хулиганских действий, в связи с чем судебная практика допускает много ошибок. Это является одной из причин, по которой в 1996 году, как и в 1995 году, Верховным Судом рассмотрено более 49 тыс., наиболее частыми среди которых являются жалобы по делам о преступлениях против собственности, об умышленных убийствах, тяжких телесных повреждениях и о хулиганстве13.

Кроме того, специалисты справедливо отмечают, что общественный порядок нарушается при совершении любых проступков и преступлений, равно как и любое правонарушение выражает явное неуважение к обществу.

Нет норм о хулиганстве в уголовных кодексах и ряда зарубежных стран (например, УК ФРГ, Австрии, Франции), до 1922 года нормы о хулиганстве отсутствовали и российском законодательстве, но были предусмотрены действия, которые в современном российском законодательном пространстве получили бы квалификацию как хулиганство14.

Но надо иметь в виду, что специальным и обязательным объектом хулиганских действий в первую очередь является общественный порядок, и проявляются они в форме наглости, цинизма, бесстыдства и оскорбительности совершаемых деяний, как в отношении конкретных граждан, так и в отношении моральных устоев и нравственных правил общества в целом.

В судебной практике нередко встречаются дела, когда суды отказываются признавать действия хулиганскими только на том основании, что они совершались не в общественном месте и (или) в отсутствие очевидцев. Природа этих ошибок в том, что факторы, характеризующие обстоятельства и место совершения хулиганских действий, оцениваются отдельно от побудительных мотивов их совершения.

Между тем представляется, что применительно к хулиганству "общественным" является то место, где лицо совершает хулиганские действия, независимо от изначального его предназначения. Это могут быть места, которые традиционно принято считать общественными: улицы, парки, учебные заведения, учреждения культуры и т.п., а также и такие, например, как лес или пустырь, где присутствуют только два человека: хулиган и лицо, в отношении которого он совершает действия. Наконец, это может быть ситуация, когда хулиганские действия совершаются вообще в отсутствие каких-либо очевидцев, и к тому же в таком "месте", которое не принято считать общественным. Наиболее типичный пример - так называемое телефонное хулиганство.

Но есть и другие примеры. Так, в связи с финансовыми и кадровыми трудностями, вдали от населенных пунктов, на развилке сельских дорог почтовое ведомство укрепило на столбе почтовый ящик, в который в определенные дни недели доставляло различную корреспонденцию, предназначенную для жителей, живущих в деревне, расположенной в десяти километрах. Корреспонденцию из этих ящиков в определенные дни забирал один из жителей деревни, имевший мотоцикл, и передавал ее по назначению. Случайно проезжавший на машине К., увидев почтовый ящик в столь необычном месте, поджег содержимое и, убедившись, что все сгорело, а ящик пришел в полную негодность, уехал. Объясняя мотив своего поступка, К. пояснил, что его просто "развеселило" наличие почтового ящика в столь необычном месте.

Совершенно очевидно: своими действиями К. грубо нарушил общественный порядок. При этом грубость в данном случае проявилась в совершении хулиганских действий, сопряженных с уничтожением чужого имущества. До 1997 года действия К. следовало квалифицировать по ч. 2 ст. 206 УК РСФСР по признаку "особой дерзости", а по новому УК РФ - по ч. 1 ст. 213 по признаку уничтожения (или повреждения) имущества.

Таким образом, для признания действий хулиганскими важно не столько место их совершения и наличие очевидцев, сколько умысел лица, совершающего эти действия.

Объектом хулиганства является общественный порядок, состоящий из широкого круга общественных отношений, а причиняемый при хулиганстве вред имеет многоаспектное, сложно-комплексное содержание и характер.

Законодатель объединяет в одном преступлении как минимум три объекта: общественный порядок, личность, чужую собственность. При этом физический и моральный вред причиняется: общественной нравственности; сложившемуся в обществе порядку межличностных отношений; конкретной личности; нормальной деятельности предприятий, организаций; собственности граждан или юридических лиц.

С объективной стороны действия хулигана характеризуются не только грубым нарушением общественного порядка, выражающем явное неуважение к обществу, но и применением насилия к гражданам причинением им имущественного ущерба; угрозами совершения таких действий. При этом момент окончания хулиганских действий "перенесен" законом на более раннюю стадию ввиду указания на угрозу совершения названных действий как на самостоятельную форму хулиганства.

Таким образом, одним из главных критериев, характеризующих объективную сторону хулиганства, можно считать действия, олицетворяющие желание лица продемонстрировать обществу пренебрежение к устоям, нормам и правилам, покою и настроению граждан, наконец, глумление над их честью и достоинством. Конкретные последствия этих действий хулигана, как правило, не волнуют.

Субъективная сторона хулиганства характеризуется не "межличностными отношениями" лица, совершающего определенные действия, а "подходом" его к нормам общежития, установленным в обществе. Исходя из этого, при квалификации хулиганства важно установить субъективное отношение лица к своим действиям, причины конфликта, его динамику, побудительные мотивы, адекватность и характер действий, объективно подтверждающих нарушение общественного порядка и проявление явного неуважения к обществу.

С субъективной стороны хулиганство всегда характеризуется умышленной виной. При этом умысел может быть как прямым, так и косвенным. Чаще всего хулиганство совершается с прямым умыслом, когда виновный сознает, что грубо нарушает общественный порядок и проявляет явное неуважение к обществу и желает этого. Однако возможны случаи хулиганства, когда субъект не желает, но сознательно допускает проявление явного неуважения к обществу. Например, скандал или драка, возникшие по личным мотивам, но в общественном месте, могут существенно нарушить интересы многих людей. Виновные в этом не желают специально нарушить интересы присутствующих граждан, но сознательно допускают такую возможность от своих действий. В таких случаях можно говорить о совершении хулиганства с косвенным умыслом.

Диспозиция ч. 1 ст. 213 УК РФ устанавливает, что при хулиганстве в первую очередь должен наступить определенный результат - попрание общественного порядка.

Субъектом хулиганства по ч.1 ст. 213 м. б. вменяемое лицо, достигшее шестнадцатилетнего возраста, ответственность за хулиганство, предусмотренное ч. 2 и ч. 3 ст. 213 УК РФ, наступает с четырнадцати лет15.


2.

Злостное хулиганство (квалифицирующие признаки).


Часть 2 ст. 213 УК РФ устанавливает три обстоятельства, отягчающие ответственность за хулиганство16:

  1. групповое хулиганство (совершено группой лиц, группой лиц по предварительному сговору или организованной группой);

  2. сопротивление лицам, пресекающим нарушение общественного порядка (связано с сопротивлением представителю власти либо иному лицу, исполняющему обязанности по охране общественного порядка или пресекающему нарушение общественного порядка);

  3. рецидив хулиганства (совершено лицом, ранее судимым за хулиганство).

Совершение хулиганства группой лиц (различными видами групп) - новый квалифицирующий признак, о необходимости которого давно говорила юридическая общественность. На практике хулиганство довольно часто совершается компанией нетрезвых людей, как правило, без предварительного сговора, когда каждый соисполнитель совершает преступные действия исключительно в меру своего разумения, что не делает это преступление менее опасным.

При этом следует все же иметь в виду, что организатор группы, даже если он не принимал участия в конкретных действиях, будет отвечать за преступления, на которые он направил группу.

Совершение кем-либо из членов группы действий, выходящих за пределы договоренности, является эксцессом исполнителя, и другие участники группы за эти действия уголовной ответственности не подлежат.

Пунктом "б" ч. 2 ст. 213 УК РФ установлена уголовная ответственность за хулиганство, связанное с сопротивлением представителю власти либо иному лицу, исполняющему обязанности по охране общественного порядка или пресекающему нарушение общественного порядка. Необходимо иметь в виду следующее: субъект должен обязательно сознавать, что оказывает сопротивление именно представителю власти или другому лицу, которое охраняет общественный порядок.

Представителем власти является любое должностное лицо, обладающее специальными полномочиями по охране общественного порядка, а к "иным лицам" относится любой человек, который хотя и не обладает полномочиями представителя власти, но в данный момент исполняет обязанности по охране общественного порядка. Однако уголовная ответственность по этому признаку может наступить и в тех случаях, когда указанные лица в момент пресечения хулиганских действий не исполняли обязанности по охране общественного порядка.

Сопротивление представителю власти либо иному лицу, исполняющему обязанности по охране порядка или пресекающему нарушение общественного порядка, выражается не только в отказе прекратить хулиганские действия, но и в активном противодействии лицам, пытающимся пресечь действия хулигана, вывести его из помещения и т.д. сопротивление может носить насильственный характер (лицо вырывается из рук задерживающих). Сопротивление может выражаться в угрозах или применении физического насилия (нанесение ударов). Но насилие в этом случае не должно быть опасным для жизни и здоровья.

При оказании сопротивления с применением насилия представителям власти в процессе совершения хулиганских действий деяние подпадает под признаки ч. 2 ст. 213 УК РФ, квалификации по совокупности со ст. 318 УК РФ не требуется17.

Если сопротивление с применением насилия было оказано после окончания хулиганских действий с целью избежать задержание, все содеянное будет квалифицироваться по совокупности по ст. 213 и 318 УК РФ. Также по совокупности ст. 213 и ч. 2 318 УК РФ должно квалифицироваться сопротивление представителям власти в процессе хулиганских действий, соединенных с насилием, опасным для жизни или здоровья потерпевшего. Применение насилия, опасного для жизни или здоровья потерпевшего, не являющегося представителем власти, но пресекающем хулиганские действия, следует квалифицировать по совокупности по ст. 213 и ст. 111, 112 УК РФ в зависимости от характера вреда причиненного личности18.

Пунктом "в" ч. 2 ст. 213 УК РФ предусмотрена уголовная ответственность за совершение хулиганства лицом, ранее судимым за хулиганство. Этот квалифицирующий признак соответствует прежней ч. 2 ст. 206 УК РСФСР. Следует учитывать следующие обстоятельства: для подтверждения судимости справки о судимости недостаточно; прежняя судимость за хулиганство должна быть подтверждена копией приговора, вступившего в законную силу; повторность не образуется, если судимость снята или погашена в установленном законом порядке.


3.

Особо злостное хулиганство (квалифицирующие признаки).


Часть 3 ст. 213 УК РФ предусматривает ответственность за особо злостное хулиганство19. Особо отягчающим обстоятельством, в результате которого наступает ответственность по ч. 3 ст. 213 УК РФ, является совершение хулиганства с применением оружия или предметов, используемых в качестве оружия.

Под признаки этой нормы подпадает любое оружие, которое будет признано таковым экспертным заключением (само понятие "оружие" регулируется Законом об оружии20).

Вместе с тем использование во время хулиганских действий в качестве оружия любого предмета образует состав преступления по ч. 3 ст. 213 УК РФ, независимо от того, где и когда этот предмет был взят хулиганом, улучшил ли он его поражающие свойства или нет.

По мнению Л. Халдеева редакция диспозиции ч. 3 ст. 213 УК РФ неудачна, т. к. «семантическое толкование понятия "оружие" в ч. 3 ст. 213 УК РФ предполагает только предмет, относящийся собственно к огнестрельному или холодному оружию. В то же время под "предметами" судебная практика понимает любые предметы (лопату, отвертку, палку, камень и т.п.), которые были использованы для причинения вреда здоровью. Эти предметы судебная практика признает орудием преступления, но не оружием21».

Основанием для квалификации преступления по ч. 3 ст. 213 УК РФ является применение или попытка применения при совершении хулиганства огнестрельного оружия, любых ножей, кастетов или иного холодного оружия, а равно других предметов, специально приспособленных для нанесения телесных повреждений, не только в тех случаях, когда виновный с их помощью наносит или пытается нанести телесные повреждения, но и тогда, когда использование указанных предметов в процессе хулиганских действий создает реальную угрозу для жизни или здоровья граждан22. Но Постановлением пленума ВС РФ отдельно отмечалось, что специально приспособленными для нанесения телесных повреждений следует признавать предметы, которые были приспособлены виновным для указанной цели заранее или во время совершения хулиганских действий, а равно предметы, которые хотя и не подвергались какой-либо предварительной обработке, но были специально подготовлены виновным и находились при нем с той же целью. Применение или попытка применения предметов, подобранных на месте преступления, которые не были специально приспособлены для нанесения телесных повреждений, в том числе предметов хозяйственно - бытового назначения, не могут рассматриваться как основание для квалификации действий по ч. 3 ст. 213 УК РФ23.

Примером, когда применение оружия или предметов, используемых в качестве оружия, является квалифицирующим признаком для отграничения деяния, предусмотренного ч. 2 от ч. 3 ст. 213 УК РФ может послужить следующее ИЗВЛЕЧЕНИЕ ИЗ ПОСТАНОВЛЕНИЯ ПРЕЗИДИУМА ВЕРХ. СУДА РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН: Мечетлинским районным народным судом Республики Башкортостан Х. осужден по ч. 3 ст. 206 УК РСФСР. Он признан виновным в совершении злостного хулиганства с применением предмета, специально приспособленного для нанесения телесного повреждения. 31 августа 1994 г. около 19 час. в состоянии алкогольного опьянения Х. во дворе С. хулиганских побуждений учинил скандал. Когда на шум пришел Б и попытался увести его со двора, Х. подобрал металлический лом на месте происшествия и, угрожая им, направился к С., однако его действия были пресечены Б. В кассационном порядке дело не рассматривалось. Председатель Верховного Суда Республики Башкортостан в протесте поставил вопрос о переквалификации действий осужденного на ч. 2 ст. 206 УК РСФСР. Президиум Верховного Суда Республики Башкортостан 3 ноября 1995 г. протест удовлетворил, указав следующее: как разъяснено в п. п. 11-13 постановления Пленума ВС РФ от 24 декабря 1991 г. применение или попытка применения предметов, подобранных на месте преступления, в том числе предметов хозяйственно-бытового назначения, не может рассматриваться как основание для квалификации деяния как особо злостного хулиганства24.


4.

Отличие хулиганства от преступлений против личности.


Большую сложность в судебной практике при рассмотрении дел о хулиганстве представляют вопросы его отграничения от преступлений против личности: субъективная и объективная стороны их нередко почти не отличаются. Хулиганские мотивы часто размыты. Вместе с тем есть ряд достаточно надежных критериев, используя которые можно более точно определить различия между "личными" и "хулиганскими" мотивами.

Наиболее ярко выраженное отличие заключается в том, что при преступлениях против личности лицо, как правило, заранее готовится к преступлению, продумывает свои действия и намечает механизм их реализации. Его действия последовательны и логичны. Так Качугским районным народным судом Иркутской области Самодуров И. осужден по ч. 2 ст. 206 УК РСФСР. Он признан виновным в злостном хулиганстве. Заместитель Председателя ВС РФ в протесте поставил вопрос о переквалификации действий Самодурова И. с ч. 2 ст. 206 на ч. 2 ст. 112 УК. Президиум Иркутского областного суда 12 сентября 1994 г. протест удовлетворил, указав следующее: Самодуров И. избил Горбунова из-за личных неприязненных отношений, так как накануне был избит потерпевшим, умысла на нарушение общественного порядка у него не было. Посторонние лица при этом в конфликт вовлечены не были, действие происходило в огороде Горбунова в течение незначительного промежутка времени. Каких-либо конкретных фактов нарушения при этом общественного порядка материалами дела не установлено. Горбунов сам продолжил конфликт, погнавшись с ломом в руках за Самодуровым И., когда он уже уходил от него. Вторично Самодуров И. ударил Горбунова в тот момент, когда последний дрался с его братом, Самодуровым М., действуя также не из хулиганских побуждений, а пытаясь помочь брату. При таких обстоятельствах действия Самодурова И. следует переквалифицировать с ч. 2 ст. 206 на ч. 2 ст. 112 УК25.

При преступлениях же против общественного порядка действия хулигана, как правило, непоследовательны, нелогичны и хаотичны.

Такое поведение часто не связано с личными неприязненными отношениями или с неправомерным поведением потерпевшего и возникает спонтанно. При этом хулиган сам активно провоцирует потерпевшего на конфликт.

При преступлениях против личности действия субъекта, как правило, характеризуются расчетливостью, обдуманностью, коротки по времени; он всегда стремится достичь конкретного результата, сам контролирует свои действия и прекращает их по достижении желаемого результата. Кроме того, лицо всегда действует "в режиме" прямого умысла, направленного на причинение вреда здоровью и возможного косвенного умысла по отношению к последствиям26.

При хулиганстве объективная сторона характеризуется расплывчатыми хаотичными действиями, слагаемыми из отдельных, изолированных друг от друга эпизодов, не связанных между собой.

Насилие может быть направлено на один или несколько объектов. В числе потерпевших могут оказаться и случайные лица, не причастные к зарождению хулиганских действий. Кроме того, эти действия нередко сопровождаются умышленным и зачастую бессмысленным уничтожением или повреждением чужого имущества.

Оценивая действия лица, совершающего хулиганские действия, следует иметь в виду, что в систему объектов, которым наносится вред, в первую очередь входит общественный порядок, который страдает нередко в большей мере, чем сам потерпевший. Одним из обязательных элементов хулиганских действий является отсутствие у лица целенаправленного желания достичь конкретного результата.

Этот фактор помогает почти безошибочно сделать вывод, что данные действия являются хулиганскими.

Судебная практика показывает, что если при преступлениях против личности применяется какое-либо оружие, то оно, как правило, заранее подготовлено или специально приспособлено для повышения поражающих качеств; а используется не только целенаправленно, но и по прямому назначению. При совершении же хулиганских действий лицо, как правило, не готовит оружие заранее и часто применяет любые предметы, случайно оказавшиеся под рукой, а собственно оружие нередко использует непродуманно, нецеленаправленно и не по прямому назначению.


Особо хотелось бы обратить внимание в копце работы на придание нормам УК РФ обратной силы, тем более, что особенность ст. 213 УК РФ состоит в частичной декриминализации деяния, предусмотренного ст. 206 УК РСФСР.

Так, на первый взгляд может показаться, что ст. 213 УК РФ полностью декриминализировано простое хулиганство, предусмотренное ч. 1 ст. 206 УК РСФСР. Однако ч. 1 ст. 213 УК РФ предусматривает ответственность не только за грубое нарушение общественного порядка, выражающее явное неуважение к обществу, сопровождавшееся применением насилия, что ранее квалифицировалось по ч. 2 ст. 206 УК РСФСР, но и случаи, когда хулиганские действия сопровождались угрозой применения насилия, а равно уничтожением или повреждением имущества, что ранее подпадало под признаки ч. 1 ст. 206 УК РСФСР. Если за такие действия, совершенные до 1 января 1997 г., лицо привлечено к ответственности по ч. 1 ст. 206 УК РСФСР, дело не может быть прекращено, т. к. ч. 1 ст. 213 УК РФ за подобные действия также предусматривает ответственность, причем более строгую. Соответственно и при осуждении за такие действия лицо не подлежит освобождению от отбывания наказания. Возможны случаи, когда лицо привлечено к ответственности по ч. 1 ст. 206 УК РСФСР за осквернение зданий или иных сооружений, порчу имущества на общественном транспорте или в иных общественных местах. Такие дела также не подлежат прекращению, поскольку ответственность за подобные действия предусмотрена ст. 214 УК РФ (вандализм). Однако, поскольку ст. 214 УК РФ предусматривает более мягкое по сравнению с ч. 1 ст. 206 УК РСФСР наказание, необходимо квалифицировать действия привлеченного к ответственности лица по ст. 214 УК РФ, а если лицо осуждено и назначенное судом наказание является более строгим, чем установлено верхним пределом санкции ст. 214 УК РФ, следует в соответствии с ч. 2 ст. 10 УК РФ и ч. 2 ст. 3 Федерального закона "О введении в действие Уголовного кодекса Российской Федерации" в редакции Федерального закона от 4 декабря 1996 г. сократить наказание до максимальных пределов, предусмотренных санкцией ст. 214 УК РФ.

В ч. 2 ст. 213 УК РФ отсутствует такой квалифицирующий признак злостного хулиганства, как особая дерзость. В соответствии с п. 8 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 декабря 1991 г. No. 5 "О судебной практике по делам о хулиганстве" к признакам особой дерзости относились действия, сопровождавшиеся, например, насилием, повлекшим телесные повреждения, уничтожением или повреждением имущества. Указанные признаки УК РФ отнесены к признакам основного состава хулиганства - ч. 1 ст. 213, вследствие чего деяние лица, осужденного по ч. 2 ст. 206 УК РСФСР по этим признакам, подлежат переквалификации на ч. 1 ст. 213 УК РФ со снижением наказания (в необходимых случаях) до максимальных пределов санкции ч. 1 ст. 213 УК РФ.

Сложнее с лицами, осужденными по ч. 2 ст. 206 УК РФ за злостное хулиганство, отличающееся по своему содержанию исключительным цинизмом. Такой квалифицирующий признак, как и особая дерзость также отсутствует в ч. 2 ст. 213 УК 1996 года.

Однако состав преступления, по которому осуждены эти лица (умышленные действия, грубо нарушающие общественный порядок и выражающие явное неуважение к обществу, отличающиеся по своему содержанию исключительным цинизмом), не отвечает требованиям даже основного состава хулиганства, предусмотренного ч. 1 ст. 213 УК РФ, обязательными признаками которого является применение насилия к гражданам либо угроза его применения, а равно уничтожение или повреждение чужого имущества. Вследствие этого лица, осужденные по ч. 2 ст. 206 УК РФ по признаку исключительного цинизма, подлежат освобождению от наказания.

Вместе с тем, очевидно, что в тех случаях, когда исключительный цинизм проявлялся в осквернении зданий или сооружений, действия лиц, осужденных за их совершение, при отсутствии других, предусмотренных ст. 213 УК РФ признаков хулиганства, подлежат переквалификации на ст. 214 УК РФ (вандализм) с соответствующим снижением наказания27.


Список литературы.


  1. Уголовный кодекс РФ N 63-ФЗ принят ГД ФС РФ 24.05.96.

  2. Уголовный кодекс РСФСР Утв. ВС РСФСР 27.10.60 (ред. от 30.07.96).

  3. ФЗ от 13.12.96 N 150-ФЗ "ОБ ОРУЖИИ" (принят ГД ФС РФ 13.11.96)

  4. Постановления Пленума ВС РФ от 24 сентября 1991 г. N 3 «О судебной практики по делам о посягательстве на жизнь, здоровье и достоинство работников милиции…» (в ред. Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 21.12.93 N 11)

  5. Постановление Пленума ВС РФ от 24 декабря 1991 г. N 5 О СУДЕБНОЙ ПРАКТИКЕ ПО ДЕЛАМ О ХУЛИГАНСТВЕ (в ред. Постановлений Пленума Верховного Суда РФ от 21.12.93 N 11, от 25.10.96 N 10)

  6. Постановление Пленума ВС РФ от 25 сентября 1979 г. N 4 О ПРАКТИКЕ РАССМОТРЕНИЯ СУДАМИ ЖАЛОБ И ДЕЛ О ПРЕСТУПЛЕНИЯХ, ПРЕДУСМОТРЕННЫХ СТ. 112, Ч. 1 СТ. 130 и СТ. 131 УК РСФСР (в ред. Постановлений Пленума Верховного Суда РФ от 21.12.93 N 11, от 25.10.96 N 10)

  7. ОБЗОР СУДЕБНОЙ ПРАКТИКИ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ БЮЛЛЕТЕНЬ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ N 11, 1997 г.

  8. ИЗВЛЕЧЕНИЕ ИЗ ПОСТАНОВЛЕНИЯ ПРЕЗИДИУМА ВС РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН БЮЛЛЕТЕНЬ ВС РФ N 12, 1996 г.

  9. ИЗВЛЕЧЕНИЕ ИЗ ПОСТАНОВЛЕНИЯ ПРЕЗИДИУМА ИРКУТСКОГО ОБЛСУДА. БЮЛЛЕТЕНЬ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ N 6, 1995 г.

  10. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации. Особенная часть. Под общей редакцией проф. Ю.И. Скуратова и В.М. Лебедева. – М., Издательство Группа ИНФРА М – НОРМА.

  11. Иванов Н. Хулиганство: проблемы квалификации «Российская юстиция» № 8, 1996 г.

  12. Халдеев Л. Ответственность за хулиганство. «Российская юстиция» № 5, 1997 г.

  13. Якубов А., Время совершения преступления и обратная сила уголовного закона. "Российская юстиция" No. 8, 1997 г.


1N 63-ФЗ принят ГД ФС РФ 24.05.96.

2Утв. ВС РСФСР 27.10.60 (ред. от 30.07.96)

3Ч. 1 ст. 111: «Умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, опасного для жизни человека, или повлекшего за собой потерю зрения, речи, слуха или какого-либо органа либо утрату органом его функций, или выразившегося в неизгладимом обезображении лица, а также причинение иного вреда здоровью, опасного для жизни или вызвавшего расстройство здоровья, соединенное со значительной стойкой утратой общей трудоспособности не менее чем на одну треть или с заведомо для виновного полной утратой профессиональной трудоспособности либо повлекшее за собой прерывание беременности, психическое расстройство, заболевание наркоманией или токсикоманией», ч. 1 ст. 112 «Умышленное причинение средней тяжести вреда здоровью, не опасного для жизни человека и не повлекшего последствий, указанных в статье 111 настоящего Кодекса, но вызвавшего длительное расстройство здоровья или значительную стойкую утрату общей трудоспособности менее чем на одну треть»…

4 Ч. 1 ст. 214 «Вандализм, то есть осквернение зданий или иных сооружений, порча имущества на общественном транспорте или в иных общественных местах».

5 Абз. 1 ст. 206 УК РСФСР давала следующее определение уголовно наказуемого хулиганства: «умышленные действия, грубо нарушающие общественный порядок и выражающие явное неуважение к обществу».

6 Абз. 2 ст. 206 УК РСФСР: «Злостное хулиганство, то есть те же действия, отличающиеся по своему содержанию исключительным цинизмом или особой дерзостью, либо связанные с сопротивлением представителю власти или представителю общественности, выполняющему обязанности по охране общественного порядка, или иным гражданам, пресекающим хулиганские действия, а равно совершенные лицом, ранее судимым за хулиганство, - наказывается лишением свободы на срок до пяти лет или исправительными работами на срок до двух лет».

7 Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации. Особенная часть. Под общей редакцией проф. Ю.И. Скуратова и В.М. Лебедева. – М., Издательство Группа ИНФРА М – НОРМА, 1996. стр. 262.

8 Там же.

9 Там же.

10 Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации. Осмоленная часть. Под общей редакцией проф. Ю.И. Скуратова и В.М. Лебедева. – М., Издат. Группа ИНФРА М – НОРМА, 1996. стр. 262.

11 Имеется в виду УК РСФСР.

12 Иванов Н. Хулиганство: проблемы квалификации «Российская юстиция» № 8, 1996 г.

13 ОБЗОР СУДЕБНОЙ ПРАКТИКИ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ БЮЛЛЕТЕНЬ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ N 11, 1997 г.

14 Например, в разделе втором Уложения о наказаниях уголовных и исправительных 1845 года, называемом "О преступлениях против веры и о нарушениях ограждающих оную постановлений" было предусмотрено отделение второе "О нарушении благочиния во время священнослужения в церквах", в рамках которого наказывались такие деяния, как нарушение должного благоговения шумом и другими неблаговидными поступками, совершенное в пьяном виде, и т.п. В другом разделе "О преступлениях и проступках против порядка управления" предусматривались нормы о неблаговидных поступках в присутственных местах. Например, в ст. 309 указывалось: "Кто в присутственном месте, во время заседания и в самой оного камере, осмелится неприличными словами или каким-либо действием оказать явное к сему месту неуважение",- и далее следовали санкции.

15 Ст. 20 УК РФ.

16 Наказывается обязательными работами на срок от ста восьмидесяти до двухсот сорока часов, либо исправительными работами на срок от одного года до двух лет, либо лишением свободы на срок до пяти лет (ч. 2 ст. 213 УК РФ) по сравнению с хулиганством без отягчающих обстоятельств, которое наказывается обязательными работами на срок от ста двадцати до ста восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок от шести месяцев до одного года, либо арестом на срок от четырех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет (ч. 1 ст. 213 УК РФ).

17 П. 5. Постановления Пленума ВС РФ от 24 сентября 1991 г. N 3 «О судебной практики по делам о посягательстве на жизнь, здоровье и достоинство работников милиции…» (в ред. Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 21.12.93 N 11): «Обратить внимание судов на то, что хулиганские действия, сопряженные с сопротивлением работнику милиции или народному дружиннику при исполнении ими обязанностей по охране общественного порядка, в том числе и соединенные с насилием или угрозой его применения в отношении этих лиц, полностью охватываются диспозицией ч. 2 ст. 206 УК РСФСР и дополнительной квалификации по другим статьям УК не требуют. Аналогично должен решаться вопрос о квалификации хулиганских действий, если они были сопряжены с оказанием сопротивления военнослужащему, выполнявшему возложенные на него обязанности по охране общественного порядка, за исключением случаев, когда виновный в совершении хулиганских действий также являлся военнослужащим. Тогда содеянное им следует дополнительно квалифицировать по ст. 240 УК РСФСР.

18 Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации. Осмоленная часть. Под общей редакцией проф. Ю.И. Скуратова и В.М. Лебедева. – М., Издат. Группа ИНФРА М – НОРМА, 1996. стр. 264.

19 Наказывается лишением свободы от четырех до семи лет (ч. 3. ст. 213 УК РФ).

20 Оружие - устройства и предметы, конструктивно предназначенные для поражения живой или иной цели, подачи сигналов. Огнестрельное оружие - оружие, предназначенное для механического поражения цели на расстоянии снарядом, получающим направленное движение за счет энергии порохового или иного заряда. Холодное оружие - оружие, предназначенное для поражения цели при помощи мускульной силы человека при непосредственном контакте с объектом поражения. Метательное оружие - оружие, предназначенное для поражения цели на расстоянии снарядом, получающим направленное движение при помощи мускульной силы человека или механического устройства. Пневматическое оружие - оружие, предназначенное для поражения цели на расстоянии снарядом, получающим направленное движение за счет энергии сжатого, сжиженного или отвержденного газа. Газовое оружие - оружие, предназначенное для временного поражения живой цели путем применения слезоточивых или раздражающих веществ. (ст. 1 ФЗ от 13.12.96 N 150-ФЗ "ОБ ОРУЖИИ" (принят ГД ФС РФ 13.11.96))

21 Халдеев Л. Ответственность за хулиганство. «Российская юстиция» № 5, 1997 г.

22 П. 11 Постановления Пленума ВС РФ от 24 декабря 1991 г. N 5 О СУДЕБНОЙ ПРАКТИКЕ ПО ДЕЛАМ О ХУЛИГАНСТВЕ (в ред. Постановлений Пленума Верховного Суда РФ

от 21.12.93 N 11, от 25.10.96 N 10)

23 Там же п. 13.

24 ИЗВЛЕЧЕНИЕ ИЗ ПОСТАНОВЛЕНИЯ ПРЕЗИДИУМА ВС РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН БЮЛЛЕТЕНЬ ВС РФ N 12, 1996 г.


25 ИЗВЛЕЧЕНИЕ ИЗ ПОСТАНОВЛЕНИЯ ПРЕЗИДИУМА ИРКУТСКОГО ОБЛСУДА. БЮЛЛЕТЕНЬ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ N 6, 1995 г.

26 П. 2. Постановления Пленума ВС РФ от 25 сентября 1979 г. N 4 О ПРАКТИКЕ РАССМОТРЕНИЯ СУДАМИ ЖАЛОБ И ДЕЛ О ПРЕСТУПЛЕНИЯХ, ПРЕДУСМОТРЕННЫХ СТ. 112, Ч. 1 СТ. 130 и СТ. 131 УК РСФСР (в ред. Постановлений Пленума Верховного Суда РФ от 21.12.93 N 11, от 25.10.96 N 10): «При рассмотрении дел частного обвинения суды должны, как и по другим делам, строго выполнять требования ст. 20 УПК РСФСР о всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела, выявлять как уличающие, так и оправдывающие подсудимого, а также отягчающие и смягчающие его ответственность обстоятельства. Особое внимание следует уделять установлению направленности умысла лица, мотивов и цели совершенного им преступления, поскольку от этого зависит правильность юридической оценки его действий и отграничение преступлений, предусмотренных ст. 112, ч. 1 ст. 130 и ст. 131 УК РСФСР, от хулиганства, угрозы убийством, покушения на убийство, насилия в отношении граждан, выполняющих общественный долг, и т.п.

27 А. Якубов, Время совершения преступления и обратная сила уголовного закона. "Российская юстиция" No. 8, 1997 г.


Курсовая работа по уголовному праву

« ХУЛИГАНСТВО»