Современные проблемы юрисдикционного иммунитета государства и его собственности в международном частном праве

Рефераты по международному частному праву » Современные проблемы юрисдикционного иммунитета государства и его собственности в международном частном праве

Министерство общего и профессионального образования Российской Федерации

Российский Государственный Университет нефти  и газа им. И. М. Губкина

Юридический факультет

К У Р С О В А Я       Р А Б О Т А

на тему:

«СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЮРИСДИКЦИОННОГО ИММУНИТЕТА ГОСУДАРСТВА И ЕГО СОБСТВЕННОСТИ В МЕЖДУНАРОДНОМ ЧАСТНОМ ПРАВЕ»

Выполнила:

Пашкевич А. В.

Гр. ЮР-98-2

Проверил:

Потоцкий Д. В. 

Москва

2002

ПЛАН:

Введение

I.           Юрисдикционный иммунитет государства:

1.1  Понятие юрисдикционного иммунитета государства

1.2  Правовая природа иммунитета государства:

·   принцип суверенности государства;

·   принцип неприкосновенности и равенства государств (на примере теории Оппенгейма);

1.3  Сфера действия иммунитета

1.4  Виды иммунитетов государства:

·   иммунитет от действия законодательства иностранного государства;

·   судебный иммунитет (от предъявления иска в иностранном суде);

·   иммунитет от предварительных действий;

·   иммунитет от принудительного исполнения решений иностранного суда;

·   иммунитет государственной собственности;

·   иммунитет сделок государства;

                 1.5 Отказ от иммунитета.

II.       Основные доктрины иммунитета государства и их содержание

III.     Доктрина иммунитета  в России:

·    дело о «царских долгах»;

·    вопросы иммунитета в договорной практике СССР;

·    спор Правительства РФ со швейцарской корпорацией «Нога      Трейдинг С. А.»  

IV.       Законодательное регулирование иммунитета государства:

 V. Тенденции развития правового регулирования иммунитета государства:

·      проект Закона РФ «Об иммунитете государства» от 2000 года

VI.        Заключение и проблемы иммунитета государства в России

ВВЕДЕНИЕ

Международное сотрудничество многообразно по формам сферам осуществления реализуется различными видами субъектов среди которых выступают и государства. Причем нередко последние не только выступают в качестве субъектов властных отношений т. е. межгосударственных отношений публично-правового характера регулируемых международным правом но и вступают в цивилистические отношения имущественного либо неимущественного порядка являющееся международными частноправовыми отношениями и подпадающими под действие международного частного права. 

Иммунитет государства один из краеугольных институтов международного частного права   определяющих правовое положение государства в международных сделках и вообще в частноправовых отношениях международного характера. Иммунитет в соответствии с которым государство при осуществлении им гражданско-правовых актов с субъектами национального права иностранных государств не подсудно иностранным судам не подчиняется действию иностранных законов освобождается от обеспечительных и принудительных мер по иску и исполнению судебного решения а также ареста и реквизиции собственности принято обосновывать обычно-правовой нормой вытекающей из принципов суверенного равенства и уважения суверенитета государств действующих в международном частном праве.

В своей курсовой работе мне хотелось бы отразить понятие правовую природу виды юрисдикционного иммунитета рассмотреть содержание основных теорий иммунитета доктрину иммунитета в России определить основные современные проблемы данного вопроса а также осветить некоторые предложения специалистов по их решению.

I.          ЮРИСДИКЦИОННЫЙ ИММУНИТЕТ ГОСУДАРСТВА

1.1  Понятие юрисдикционного иммунитета государства

Государства издавна участвовали в международных торговых   культурных и иных связях. Во времена средневековья осуществление государством контактов с другими суверена опосредствовалось связями между монархами и персонифицировалась последними. Первоначально понятие иммунитета означало изъятие от податей и повинностей даруемое отдельным лицам и сословиям иногда целым общинам. С начала средних веков иммунитете применялся к владениям как короля так и других привилегированных лиц особенно духовенства. Римский император Гонорий положил начало пониманию иммунитета как слияния привилегии и освобождения от общей юрисдикции предоставляемому духовенству. Как пишет М. И. Брун особенного расцвета иммунитет достигает во времена империи. 

Наиболее емко и сжато характеристика  правового содержания иммунитета  выражена в известных еще со времен римского права юридических максимах: «par in parem non habet imperium» («равный над равными власти не имеет») «par in parem non habet potestas» («равный по отношению к равному полномочий не имеет») «par in parem non habet jurisdictionen» («равный над равным не имеет юрисдикции»).

Слово «иммунитет» происходит от латинского immunitas (immunitatis) – освобождение избавление от чего-либо. Иммунитет иностранного государства заключается в освобождении (неподчинении) этого государства власти другого государства его юрисдикции. Именно поэтому иммунитет нередко называют юрисдикционным иммунитетом.  

Государство может выступать во внешней сфере в различных категориях отношений. Во-первых его партнерами могут быть другие государства или международные организации. Они могут заключать международные договоры о предоставлении  и получении займов уступке территории организации сотрудничества в конкретных областях заключать военные и политические союзы и др.

Во-вторых государство может вступать в разнообразные имущественные отношения с иностранными юридическими и физическими лицами (например приобретать участки земли для расширения территории посольства или миссии сдавать в концессию участки недр для разработки полезных ископаемых на своей территории сдавать в аренду принадлежащие ему здания и сооружения находящиеся как в собственной стране так и на территории иностранного государства приобретать и отчуждать принадлежащее ему имущество заказывать работы товары и услуги и т. п. Во всех этих случаях государство участвует в таких отношениях в которых могли бы действовать и любые другие субъекты гражданского или торгового права

Важно подчеркнуть что и в первом и во втором варианте государство действует не в качестве двух лиц «казны» (фиска) – субъекта власти и «купца» - субъекта гражданско-правовых отношений а в качестве суверена. Иммунитет государства следует отличать от консульских и дипломатических иммунитетов которые предоставляются как привилегии особым категориям представляющих государство лиц в целях  облегчения осуществления ими своих функций на основе норм дипломатического и консульского права. Так консульские конвенции заключаемые государствами в целях урегулирования взаимных отношений по обмену консульскими учреждениями и осуществлению ими своих функций особо оговаривают как правило предоставление пользование и отказ в надлежащих случаях консульских представителей от иммунитета. 

Специальный комитет Конференции в Сан-Франциско созданный для разработки проекта ст.2  Устава ООН дал такое толкование суверенитета имеющее фундаментальное значение для понимания иммунитета: «Под «суверенным равенством» понимается следующее: а) государства юридически равны; б) каждое государство пользуется  неотъемлемым правом полного суверенитета; в) личность государства пользуется уважением правом на территориальную целостность и политическую независимость; г) каждое государство должно честно исполнять свой долг и свои обязанности».[1] Из этого следует что ни одно государство не может осуществлять в отношении другого государства какие-либо меры принуждения не совместимые с суверенитетом государства даже если оно действует на иностранной территории.  Принципы суверенного равенства и уважения суверенитета закреплены во многих последующих международных документах: Декларации ООН о принципах международного права касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами 1970г. Заключительном акте Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе 1975г. Парижской хартии для новой Европы 1990г. и др.

В прошлые времена норма об иммунитете государств носила императивный характер а трактовка его содержания характеризовалась абсолютностью и неполнотой. В период феодализма когда государство не отделялось от личности монарха и когда совпадали собственность государства и собственность суверена иммунитет государства был неотделим от иммунитета монарха (государя). В современных условиях это совпадение не имеет места поэтому иммунитет государства даже в монархиях шире понятия иммунитета ее главы т. е. самого монарха.

1.2  Правовая природа иммунитета государства

Для понимания иммунитета большое значение имеет его правовое обоснование его правовая природа. На первом этапе становления этого института суды обосновали право иностранного государства на иммунитет международной вежливостью – comitas gentium. Но уже в начале 19 века американские суды рассматривали иммунитет иностранного государства как сложившийся международно-правовой обычай. Причем исходила ли практика из вежливости или из международно-правового обычая с самого начала существующей практики независимость суверенитет государства служили главным обоснованием иммунитета.

Оппенгейм  в курсе международного права выводит принцип иммунитета из начала равенства государств «вследствие чего ни одно государство не может претендовать на осуществление своей юрисдикции над другим. Поэтому хотя государства имеют право искать в иностранных судах к ним как правило не могут быть предъявлены иски если только государства по собственной воле не подчиняются юрисдикции означенных судов.  Это правило применимо не только к искам возбужденным непосредственно против иностранных государств но и к косвенным искам; примером иска последнего вида может служить вещный иск о судне находящимся во владении иностранного государства». Далее Оппенгейм подчеркивает что принцип судебного иммунитета есть норма международного права несоблюдение которой влечет международную ответственность государств. [2]

Комиссия международного права изучив судебную практику и доктрину многих государств пришла к выводу о правовой природе иммунитета государства: «Наиболее убедительные аргументы в пользу иммунитета государства можно найти в международном праве которое воплощено в обыкновениях и практике государств принципами суверенитета независимости равенства и достоинства государств. Все эти понятия видимо взаимосвязаны и в целом составляют прочную международно-правовую основу иммунитета суверена. Иммунитет происходит из суверенитета. Когда двое находятся в равном положении один не может осуществлять суверенитет или власть над другим: par in parem non habet imperium».

Таким образом иммунитет государства в частноправовой сфере есть следствие проявление грань суверенитета: равный над равным не имеет власти вообще в том числе и юрисдикции: «par in parem non habet jurisdictionen».[3]

Вывод Комиссии имеет принципиальное значение особенно при создании национальных законов об иммунитете иностранных государств.

1.3 Сфера действия иммунитета

Для определения сферы действия государственного иммунитета необходимо определить что понимается под «государством» для целей иммунитета. Вопрос достаточно спорный особенно в отношении субъектов федерации. В проекте Конвенции «Юрисдикционные иммунитеты государств и их собственности» подготовленном Комиссией международного права и представленного Генеральной Ассамблее ООН составные части федеративного государства были включены в понятие «государство» и как таковые пользовались иммунитетом. Впоследствии ряд статей проекта были возвращены Комиссии для пересмотра в том числе и статья о понятии «государство». В редакции 1999г. понятие «государство» для целей иммунитета означает:

1) Государство и его органы управления; 2) учреждения и иные образования в той мере в какой они правомочны действовать в осуществлении государственной власти; представители государства действующие в этом качестве; 3) составные части федеративного государства и политические подразделения унитарного государства которые правомочны предпринимать действия в осуществлении государственной власти.

Из этого видно что иммунитет распространяется на государство в целом и на его правительственные органы. Это же относится к иным учреждениям но только в той мере в какой они правомочны осуществлять государственную власть. На официальных представителей государства иммунитет распространяется если они действуют в этом качестве. Наконец статус субъектов федерации уравнен со статусом политических подразделений унитарного государства. Это соответствует и Федеративному Закону о координации международных и внешнеэкономических связей субъектов РФ от 4 января 1999г. В соответствии со статьей 8 Закона федеральные органы власти не несут ответственности по соглашениям при осуществлении внешнеэкономических связей заключенным органами власти субъектов РФ. Исключение если такой договор заключен с согласия Федерации.[4]  Вместе с тем государство может в конкретном случае уполномочить власти субъекта федерации выступать как его орган от имени федерации. В этом случае на их действия иммунитет будет распространяться.

Согласно ст. 28 Европейской конвенции автономные единицы входящие в состав федеративного государства не пользуются иммунитетом. Однако федеративное государство присоединяясь к Конвенции может сделать оговорку о распространении права на иммунитет и на субъектов федерации (п. 2 ст. 28). 

1.3  Виды иммунитетов государства

Принято различать следующие виды иммунитетов государства:

Иммунитет от действия законодательства иностранного государства. Этот вид иммунитета обеспечивается такими составными частями суверенитета как независимость и равенство государств. Действительно если государство независимо и обладает верховенством то невозможно без его согласия подчинить его действия иностранному закону кроме собственного.  Действия государства определяются его внутренним правопорядком и нормами международного права но никак не законами другого государства. Отсюда следует что в гражданско-правовых отношениях государство подчиняется только собственному законодательству если оно не согласилось на иное. Вследствие этого при заключении государством частноправовой сделки с иностранным физическим или юридическим лицом в случае если стороны не определили применимое к их отношениям право (т. е. отсутствовала явно выраженная воля государства) договор будет регулироваться нормами данного государства.

Государство может согласиться на применение к соответствующему гражданско-правовому договору с его участием иного правопорядка нежели его собственный однако такое согласие должно быть явно выраженным. При этом подразумевается что автономия воли сторон в таких ситуациях должна трактоваться неограниченно. Гражданско-правовое обязательство суверена не может подпадать под действие иностранного закона если государство не согласилось на выбор такого иностранного правопорядка.  С согласия государства в сделке (договоре) могут быть сформулированы изъятия из принципа иммунитета от подчинения иностранному законодательству. В то же время подобные исключения из общего правила не могут трактоваться расширительно а должны реализовываться в строгом соответствии с оговорками сделанными непосредственно в самом соглашении.

Некоторые авторы (например С. И. Иванов) выделяют помимо этого и налоговый иммунитет. Однако считается что налоговый иммунитет и есть частное проявление реализации иммунитета от подчинения государства действию иностранных законов (в данном случае налогового законодательства).

Показательной в этом плане является судебная практика США.

В 1812г. Верховный суд принял решение по делу «шхуны «Иксчейндж». Суд отказал в решении по этому делу в иске американским гражданам которые требовали восстановить их в правах собственности на эту шхуну ранее реквизированную Францией и ставшую частью ее морского флота. Вынося решение судья Маршалл заявил что хотя все суверены обладают правами территориальной юрисдикции они не распространяют действие этих прав на других суверенов. Долгое время это решение считалось руководящим для американских судов.[5]

Постоянная палата международного правосудия в Гааге 12 июня 1929г. разрешая дела о займах соответственно югославского и бразильского правительств («дела о сербских и бразильских займах») размещенных среди французских граждан признала что вопрос о силе «золотой оговорки» по этим займам подчинен законам Югославии и Бразилии а не французскому законодательству т. к. «к особенностям суверенного государства относится то что оно не предполагается подчинившим существо и действительность своих обязательств иному закону нежели своему собственному»

Таким образом ни одно государство не может требовать от иностранного государства подчинения «чужому» законодательству. В силу этого при заключении международно-правовых договоров государства особо оговаривают подобного рода аспекты своих отношений.

Например Соглашение между Правительством РФ и правительством США о содействии капиталовложениям от 3 апреля 1992г. определяя что от имени США будет действовать специальный уполномоченный им орган именуемый «эмитентом» -  Корпорация зарубежных частных инвестиций устанавливает следующее: «Эмитент как некоммерческое агентство Правительства Соединенных Штатов Америки не будет подпадать под действие законодательства Российской Федерации применяемого в отношении коммерческих   организаций занимающихся страховой или финансовой деятельностью».

Судебный иммунитет.

В широком смысле слова этот вид иммунитета включает в себя:

·     Иммунитет от предъявления иска в иностранном суде;

·     Иммунитет от предварительных действий;

·     Иммунитет от предварительного исполнения решения. 

Здесь необходимо заметить что современные законы об иммунитете некоторых государств хотя и устанавливают ограничение иммунитета все-таки разделяют собственно юрисдикционный иммунитет (т. е. судебный иммунитет в узком смысле) и иммунитет от исполнительных мер. Например в актах Австралии Великобритании Канады презюмируется что согласие иностранного государства на подчинение местной юрисдикции не означает согласия с применением мер по предварительному обеспечению и принудительному исполнению судебного решения.

Иммунитет от предъявления иска принято именовать судебным иммунитетом в узком смысле слова. Этот вид иммунитета означает прежде всего неподсудность государства иностранному суду. Каждое государство имеет право искать в суде т. е. само предъявить требование в суде иностранного государства к физическому или юридическому лицу. Однако заявление иска к государству в иностранном суде как правило невозможно если только само государство не согласилось на подчинение юрисдикции соответствующего государства. Такое согласие может быть выражено индивидуальным актом т.е. выдано специально применимо к данному случаю.

Правило о непредъявлении иска в суде к иностранному государству распространяется на все категории исков будь то иски заявляемы непосредственно государству – in personam (т.н. прямые иски) или косвенные иски – in rem   когда требование связано например с имуществом принадлежащим государству.

Страницы: 1 2 3 4 5