Афганистан и Казахстан

Рефераты по международным отношениям » Афганистан и Казахстан

План

Введение................................................................................................. 3

1. История Афганистана........................................................................ 9

2. История войны................................................................................. 10

3. Проблемы Афганистана после свержения режима талибов.......... 14

4. Предоставление помощи в реконструкции Афганистана.............. 19

5. Внешнеполитические связи Афганистана и Казахстана................ 21

Заключение.......................................................................................... 24

Список использованной литературы.................................................. 31


Введение

Большие геополитические изменения происходят на южных рубежах Содружества Независимых Государств которые связаны с событиями в Афганистане[1] . Эти изменения заключаются в том что получает завершение третья "Большая игра" между мировыми державами за доминирование в Центральной и Южной Азии.

Как известно первая "Большая игра" была в конце прошлого - начале нынеш­него веков; тогда происходило геополитическое столкновение Великобритании с Россией в ходе которого они остановили друг друга в районе Центральной Азии и Афганистана.

Вторая "игра" прошла в период с 1979 по 1989гг. - это была афганская кампания Советского Союза в которую вмешались США объявившие Ближ­ний Восток зоной своих жизненно важных интересов.

К ны­нешней третьей "Большой игре" в которой главными игроками продолжают быть все те же державы - Россия и США - присоединились новые участники: Пакистан Иран государства Цент­ральной Азии Турция Индия и Китай.

При этом стратегические интересы США в регионе Централь­ной и Южной Азии включают следующее:

1) прокладка нефте- и газопроводов железных и автомобиль­ных дорог из региона Каспия и Центральной Азии через Афгани­стан в направлении Пакистана и Индии строительство коммуни­кационных сетей;

2) закрепление на стратегическом плацдарме вблизи азиатских ядерных держав;

3) создание стратегического противовеса по отношению к Рос­сии и Ирану или к вероятному геостратегическому треугольнику Россия - Китай - Иран.

В дни талибовского "блицкрига" осенью 1996г. странным выг­лядело молчание США. Французская "Фигаро" например точ­но подметила: "На первый взгляд может удивить что американцы относительно равнодушно следят за развитием событий в Афга­нистане. Ведь обычно США немедленно поднимают голос услы­шав о том что где-то у власти оказываются противники прогресса и проявляющие нетерпимость экстремисты разного рода. Однако удивление проходит когда узнаешь что афганских талибов уже принимали не только в Госдепартаменте США но и в нефтяной компании ЮНОКАЛ с нетерпением ждущей прекращения вой­ны в Афганистане чтобы приступить к осуществлению своих пла­нов поставок в Индию каспийской нефти"[2] . О стратегических интересах США в рассматриваемом регионе говорит и такой не­маловажный факт как принятие министерством обороны страны "Плана объединенных командований" согласно которому терри­тория Кавказа и Центральной Азии - потенциальные театры бое­вых действий как считают авторы плана - передаются в зону ответственности Центрального командования США с 1 октября 1998г.[3] Таким образом эта зона будет включать в себя простран­ство где проходят основные транспортные магистрали и комму­никационные линии региона а также расположено более 70% всего мирового запаса энергоресурсов.

В этой "Большой игре" России был брошен серьезный вызов так как она имеет в данном регионе неоспоримые интересы ко­торые могут быть сформулированы так:

1) сохранить стратегическое присутствие в Центральной и Юж­ной Азии для того чтобы не допустить перехода Афганистана в сферу исключительного доминирования США;

2) обеспечить свое участие в региональных экономических про­ектах;

3) противостоять угрозе собственной безопасности в связи с проникновением в близлежащее к российской территории геопо­литическое пространство исламского фундаментализма террориз­ма контрабанды наркотиков;

4) реабилитировать и восстановить авторитет российского госу­дарства в глазах стран-членов СНГ проявив твердость и реши­мость в обеспечении неприкосновенности границ Содружества.

Важным региональным игроком является Пакистан чьи ин­тересы тоже очевидны:

1) приобрести контроль над территорией Афганистана с тем чтобы обеспечить реализацию проекта ЮНОКАЛ и тому подоб­ных;

2) не допустить усиления влияния Ирана и России в Южной Азии;

3) подготовить плацдарм и опору в лице верных талибов на случай возможного крупномасштабного конфликта с Индией;

4) укрепить стратегическое партнерство с США.[4]

При этом Пакистан категорически отрицает свое прямое участие в войне и отвергает обвинения со стороны Ирана и Рос­сии в стратегической военной технической экономической и моральной поддержке Исламского движения "Талибан" (ИДТ) включая поддержку личным составом.

Факты свидетельствуют о том что Пакистан прямо заинтере­сован в новом режиме талибов. Ни исламский характер этого ре­жима ни формы и способы его насаждения не вызывают у Паки­стана особого беспокойства. Вместе с тем вовсе не исключено что может возникнуть невыгодная для этого государства идея не­зависимого Пуштунистана ведь в Пакистане проживает около 3 млн. пуштунов. В такой ситуации важно знать насколько ИДТ управляемо как долго способен сохраняться режим этого движе­ния и т.д.

Победа ИДТ влекущая за собой присутствие и закрепле­ние США в регионе Центральной и Южной Азии совершенно не отвечает интересам Ирана поскольку это наносит ущерб экономической и идеологической стратегии данной страны а имен­но: реализации трубопроводных проектов на территории Ирана которые теперь могут быть перенесены в Афганистан распрост­ранению своей модели ислама в новых независимых государствах Центральной Азии а также недопущению расширения влияния США в регионе. Кроме того Иран стремится сохранить свое вли­яние в самом Афганистане достигнутое благодаря тесным связям с шиитами-хазарейцами роль которых на протяжении всей исто­рии войны была велика.

Среди региональных игроков Индия также имеет свои интересы несмотря на осторожные высказывания официального Дели по поводу событий в Афганистане. Если в центре замыс­ла под названием "Талибан" лежат сугубо экономические сооб­ражения то скорейшее установление мира даже "по-талибановски" служит интересам Индии поскольку это будет означать для нее свежий приток нефти и газа надежность комму­никаций и т.п. Однако не в интересах Индии усиление Пакиста­на равно как не выгодно ей и установление воинствующего ис­лама как сущности политического режима в Афганистане. Индию также не устраивает закрепление позиций США в регионе даже в "обмен" на нефть и газ ибо США и Пакистан находятся в отно­шениях стратегического партнерства.

Индийско-российские партнерские отношения служат еще одним фактором не позволяющим Индии выйти за рамки сдер­жанного реагирования на афганские события. При этом не стоит сбрасывать со счетов тот факт что несколько осложнив отноше­ния с Америкой из-за своих ядерных амбиций Индия должна те­перь каким-то образом добиться от США долгожданного согла­сия на постоянное членство в Совете Безопасности ООН.

Не нужно также забывать что в непосредственной близости от Афганистана расположен не потенциальный а реальный посто­янный член Совета Безопасности обладающий своими претензи­ями на участие в урегулировании конфликта - Китай. Последний всегда "играл на понижение" относительно попыток великих дер­жав усилить влияние в Афганистане и если выяснится что Со­единенные Штаты благоволят талибам то ИДТ скорее всего по­лучит очень влиятельного недоброжелателя в лице Китая.

Тем временем для центральноазиатских государств непосред­ственно прилегающих к Афганистану чрезвычайно важно активизировать процесс создания системы региональной безопаснос­ти и интеграции в рамках казахстанской инициативы по СВМДА как постоянно действующего механизма по типу "Женевских мирных переговоров".

Казахстан уже зарекомендовал себя как ак­тивный и последовательный борец с мировой проблемой терроризма религиозного экстремизма наркотиков. От имени государства и народа Казахстана руководство страны неоднократно выступало на крупнейших меж­дународных форумах с инициативами по достижению стабилизации наркоситуации в реги­оне Центральной Азии и мире в целом.

«Так относительно недавно в своем докла­де[5] 2 сентября 2002 года в Йоханнесбурге на Всемирной конференции ООН по устойчиво­му развитию я уделил особое внимание тому факту что Афганистан по-прежнему остается источником распространения экстремизма и наркотиков и призвал ООН срочно разрабо­тать программу с целью системного противо­действия наркобизнесу в регионе.»

Ведь совершенно очевидно что война с международным терроризмом теряет всякий смысл если корни этого явления продолжа­ют подпитываться извне.

Во-вторых у нас создана национальная антинаркотическая законодательная и иная нормативная правовая база приняты и нача­ли реализовываться стратегические про­граммные документы определившие комп­лекс приоритетных мер в этой области. Так к примеру приняты законы «О наркотических средствах психотропных веществах и мерах противодействия их незакон­ному обороту и злоупотреблению ими» «О медико-социальной реабилитации лиц боль­ных наркоманией» Стратегия борьбы с нар­команией и наркобизнесом на 2001-2005 го­ды и Программа борьбы с этими явлениями. Добавлю что последние документы Стратегия и Программа борьбы с наркоманией остаются уникальными доку­ментами такого рода в опыте стран Содруже­ства Независимых Государств.

В-третьих если говорить о практической стороне борьбы и противодействия в рамках реализации Стратегии борьбы с наркомани­ей и наркобизнесом в Республике Казахстан на 2001-2005 годы образованы структурные элементы полномасштабной национальной системы противодействия наркотикам такие как Республиканский научно-практический центр медико-социальных проблем наркома­нии (г.Павлодар) кинологические центры Та­моженного комитета МГД и МВД Республики Казахстан (г. Алматы) Учебный центр по под­готовке переподготовке и повышению квали­фикации специалистов правоохранительных и иных государственных органов по вопросам борьбы с незаконным оборотом наркотиков при Академии МВД (г. Алматы) Национальный информационно-аналитический центр по изу­чению и оценке состояния наркотизма при Генеральной прокуратуре (г.Астана). Принятые меры являются необходимым но недостаточным условием эффективной и главное успешной борьбы с наркобизнесом и наркопреступностью. Необходим системный подход к этой про­блеме который бы включал в себя не только механизмы учета и анализа текущих событий в этой области но и элементы превентивного характера которые позволили бы заранее свести потенциальную проблему к состоянию минимальной угрозы и последствий.

Что Вы думаете о проблеме Афганистана?

«Я считаю что это самое больное место нашей международной политики и я надеюсь что будут приняты более решительные меры и более кардинальные»[6] .

1. История Афганистана

Ещё с глубокой древности через территорию Афганистана проходили торговые пути связывающие Европу с Азией Индией. В 516г. до н.э. с запада на восток через Герат и Кабул в Индию прошли войска царя Персии Дария 1. В 334-327г.г. до н.э. через реки Балх и Кабул по Хайберскому проходу в Западную Индию прошли войска Искендера Зулькернейна (Александр Македонский). Со средины 3 в. до 1 в. до н.э. в северной части современного Афганистана располагалось государство Бактрия которое вело оживленную торговлю с Бухарой Индией и Китаем. Пуштуны в результате набегов завоевателей оттеснялись в горы.

В начале 13 в. вторглись монгольские орды Чингис Хана и разрушили культуру афганских племен. В начале 16 в. узбеки населявшие крайний север страны расселились на значительной части северо-востока Афганистана и создали государство Балх – развили поливное земледелие. Иранцы захватили территорию Герата на западе страны и провинцию Кандагар.

Район Сулеймановых гор – основное пристанище афганских племен сохранил свою независимость. В результате борьбы покончив с властью персов образовали 2 самостоятельных княжества с центрами в Кандагаре и Герате. Однако они враждовали ослабли и вновь были завоеваны правителем Ирана Надир-Шахом. .

В 1747г. афганцы руководимые Ахмед Шахом разбили персидские войска и с этого времени образовалась империя Дурани. В результате успешных походов Ахмед Шаха под империей оказались районы Ирана Южного Туркестана и Северной Индии. Начались восстания племён и держава Дурани прекратила своё существование (1747-1819 г.г.). Усилились стремления англичан завоевавших Индию включить Афганистан в колониальную систему Индии. Особенно усилилась экспансия с продвижением русских войск в Среднюю Азию.

1838-1842 г.г. 1878-1880 г.г. – в результате этих войн Афганистан подписал договор по которому все внешние связи передавались в руки Англии. Был назначен пост – Индийский резидент. Афганистан стал аграрно-сырьевым придатком колониальной державы.

В мае 1919 г. Англия объявила войну. Афганцев поддержали пуштуны Индии; поддержка Сов. России. 8 авг. 1919 г. - мир 1921 г. – мирный договор.

2. История войны

В декабре 1979 года руководством СССР было принято решение о вводе войск в Афганистан при этом имелось в виду что соединения и части разместятся гарнизонами и возьмут под охрану важные объекты. Но уже с первых дней наши войска понесли потери…

Что мы знаем о той войне которая длилась 110 месяцев и ее участниках погибших в период с 1979 по 1989 годы. Но что же это за страна? Кто начал войну как она проходила и каковы наши потери?

Если мы обратимся к истории Афганистана то узнаем что территория его составляет 655 тысяч кв. км Население — 5 5 млн. человек (по переписи 1979 года)

Афганское государство — Дурранийская держава образовалось в середине XVIII века. Английские колонизаторы пытаясь подчинить себе эту страну трижды развязывали захватнические войны: 1838-1842 1878-1880 гг. и в 1919 году но каждый раз встречали мужественное сопротивление народа. 19 августа 1919 года афганским правительством был ратифицирован мирный договор по которому Англия признавала независимость афганского государства.

Афганистан — это первая страна с которой молодая Советская республика в мае 1919 года установила дипломатические отношения. Вот как описывает один из очевидцев события тех лет в своей книге „Гриф секретности снят. Потери ВС СССР в войнах боевых действиях и военных конфликтах".

В декабре 1978 г. между СССР и Демократической Республикой Афганистан был заключен Договор о дружбе добрососедстве и сотрудничестве. Статья 4 этого договора гласила:
"Высокие Договаривающиеся стороны действуя в традициях дружбы и добрососедства а также Устава ООН будут консультироваться и с согласия обеих Сторон предпринимать соответствующие меры в целях обеспечения безопасности независимости и территориальной целостности обеих Сторон". Обращаясь в 1979 г с просьбами о вводе в Афганистан советских войск для оказания военной помощи в вооруженной борьбе с антиправительственной оппозицией и защиты от внешнего вмешательства афганское руководство опиралось на эту статью договора.

Ввод и размещение контингента советских войск в ДРА проводились с 25 декабря 1979 г. до середины января 1980 г. В его состав входили: Управление 40-й армии с частями обеспечения и обслуживания дивизий — 4 отдельных бригад — 5 отдельных полков — 4 полков боевой авиации — 4 вертолетных полкой — 3 трубопроводная бригада — 1 бригада материального обеспечения — 1 и некоторые другие части и учреждения.

Кроме соединений и частей Советской Армии в Афганистане находились отдельные подразделения пограничных войск и должностные лица КГБ и МВД СССР. Советские войска в Афганистане охраняли автомобильные дороги многие объекты советско-афганского экономического сотрудничества (газопромыслы электростанции завод азотных удобрений в Мазари-Шариф и др.). Охраняли и обеспечивали функционирование аэродромов в крупных городах. Содействовали укреплению органов власти в 21 провинциальном центре. Проводили колонны с военными и народнохозяйственными грузами для своих нужд и в интересах ДРА. Совместно с афганскими частями и подразделениями вели боевые действия различного масштаба по разгрому вооруженных отрядов и групп оппозиции а также борьбу с караванами доставлявшими оружие и боеприпасы в ДРА из Пакистана и Ирана.

Ввод советских войск в Афганистан не привел к спаду вооружённого сопротивления оппозиции. Наоборот с весны 1980 г. оно начало разрастаться.

В соответствии с решением политического руководства СССР советские войска в ответ на многочисленные обстрелы их гарнизонов и транспортных колонн отрядами оппозиции начали проводить совместно с афганскими подразделениями боевые действия по поиску и разгрому наиболее агрессивных групп противника. Это еще больше обострило обстановку. Количество беженцев в Пакистан и Иран стало возрастать и соответственно стало возрастать количество забрасываемых оттуда в Афганистан обученных и хорошо вооруженных отрядов оппозиции
Таким образом введенные в Афганистан советские войска оказались вовлеченными во внутренний военный конфликт на стороне правительства.

Пребывание советских войск в Афганистане и их боевая деятельность условно разделяются на следующие этапы:

1-й этап: декабрь 1979 г. — февраль 1980 г. Ввод советских войск в Афганистан размещение их по гарнизонам организация охраны пунктов дислокации и различных объектов.

2-й этап: март 1980 г. — апрель 1985 г. Ведение активных боевых действий в том числе широкомасштабных совместно с афганскими соединениями и частями. Работа по реорганизации и укреплению вооруженных сил ДРА.

3-й этап: май 1985 г. — декабрь 1986 г. Переход от активных боевых действий преимущественно к поддержке действий афганских войск советской авиацией артиллерией и саперными подразделениями.

Применение мотострелковых воздушно-десантных и танковых подразделений главным образом в качестве резерва и для повышения морально-боевой устойчивости афганских войск.

Страницы: 1 2