Внешняя политика Франции после президентства де Голя

Рефераты по международным отношениям » Внешняя политика Франции после президентства де Голя

Внешняя политика Франции после президентства де Голя


План

Введение........................................................................................................... 3

Глава I. Краткая характеристика президентов и их внешнеполитической деятельности в истории Франции после президентства де Голя......................................... 9

1.1. Внешняя политика Президентов Пятой Французской Республики....... 9

1.2. Экономическое положение Франции после 70-х гг.............................. 23

1.3. Национальные проблемы и перспективы Франции.............................. 36

Глава II. Геополитика Франции: история и современность........................ 44

2.1. Франция и Европа: на пути к интеграции............................................ 44

2.2. Константы внутренней и внешней политики Франции......................... 60

2.3. Внешнеторговая политика Франции..................................................... 70

Глава III. Казахстано - французские отношения.......................................... 77

3.1. Дипломатические отношения Республики Казахстан с Францией....... 77

3.2. Казахстанско-французские торгово-экономические отношения........ 101

Заключение.................................................................................................. 11 2

Список использованной литературы.......................................................... 118

Приложения................................................................................................. 125


Введение

Извест­но что одним из важнейших элементов государственного су­веренитета является внешняя политика государства. Внешнеполитическая доктрина и внешнеполити­ческий курс страны определяются главою государства. "Внешняя политика - это политика Президента" - говорит Н.А.Назарбаев[1] .

Глава государства Президент Республики определяет векторы внешней политики исходя из ее национальных инте­ресов. Внешняя политика обслуживает интересы внутренней политики государства иными словами внешняя политика - это концентрированное выражение внутренней политики.

Сказанное в полной мере относится и к Республике Ка­захстан к ее внешней политике. И одним из таких векторов внешней политики Рес­публики Казахстан является европейское направление.

Когда речь идет о европейском направлении внешней по­литики Казахстана то имеется в ввиду ее политика на двух уровнях а именно: на уровне отношений Республики Казах­стан с Европейским Союзом (ЕС) и на уровне ее отношений с европейскими государствами на двухсторонней основе.

Высокий экономический потенциал авторитет и влияние Фран­ции в мировой политике выдвигают ее в разряд одного из приори­тетных партнеров Казахстана в Европе. Франция является одним из ведущих государств Европейского союза. Без нее не может быть принято ни одно решение затрагивающее судьбы Европы. По многим важнейшим вопросам ее позиция является определя­ющей служит примером для других государств. Налаживание конструктивного сотрудничества с ней способствует укреплению позиций Казахстана в международном сообществе. Со своей сто­роны Франция также заинтересована в развитии отношений с Казахстаном[2] .

Франция - самая большое государство Западной Европы территория которой составляет около 550 000 кв. км а население — 58.5 миллионов человек что составляет 15.67 % всего населения Европейского Союза (1998).[3]

Европейская геополитика как нечто самостоятельное после окончания Второй мировой войны практически не существовала. Лишь в течение довольно краткого периода 1959–1968 годов когда президентом Франции был "континенталист" Шарль Де Голль (1890–1970) ситуация несколько изменилась. Де Голль не был учёным в общепринятом смысле этого слова он был политиком. Известный французский геополитик Филипп Моро–Дефарж подчёркивает что "оригинальность Де Голля его отличие от традиционных французских политиков состоит в спонтанном геополитическом мышлении в условиях чрезвычайно идеологизированной международной обстановки когда Запад противостоял Востоку…Он стремился обеспечить статус великой державы при ограниченности средств четырьмя способами:

1) вновь обрести утраченную независимость в ключевой области путём создания ядерных сил сдерживания которые должны позволить в принципе самостоятельно гарантировать оборону национальной территории;

2) рационально управлять своим наследством (связи с бывшими французскими владениями);

3) обеспечить себе усилитель мощи благодаря созданию европейской организации по инициативе Франции;

4) по-прежнему проводить независимую внешнюю политику не оглядываясь на кого бы то ни было.[4]

Начиная с 1963 года Де Голль предпринял некоторые явно антиатлантистские меры в результате которых Франция вышла из Северо-Атлантического союза и сделала попытки выработать собственную геополитическую стратегию. Но так как в одиночку это государство не могло противостоять талассократическому миру на повестке дня встал вопрос о внутриевропейском франко-германском сотрудничестве и об укреплении связей с СССР. Отсюда родился знаменитый голлистский тезис "Европа от Атлантики до Урала". Эта "Европа мыслилась как суверенное стратегически континентальное образование совсем в духе умеренного "европейского континентализма" [5]

Де Голль признавал определённую общность интересов всего Запада но настаивал на идее "европейской Европы" которая по его словам существовала бы "благодаря себе и для себя проводя среди народов мира собственную политику"[6]

Роль геополитики в современном мире резко возросла по ряду причин. Вероятно стратегическое определение международной политической ситуации даёт образ мира развивающегося от старой биполярной модели навязываемой двумя сверхдержавами к будущей качественно новой интеграции.

Интеграция в геополитике означает "многообразные формы объединения нескольких пространственных секторов". Интеграция может осуществляться как на основе военной экспансии так и мирным путем. Существуют несколько путей геополитической интеграции экономический культурный языковый стратегический политический религиозный и т.д. Все они могут привести к одинаковому конечному результату увеличению стратегического и пространственного объема блока.

В массовом сознании довольно прочно укоренилось представление о европейской интеграции как о чисто экономическом процессе. Здесь есть большая доля истины – экономика в интеграции превалирует. Но это не вся истина. С самого начала отцы-основатели интеграционного процесса мыслили его как процесс многообразный выходящий за пределы чисто экономического взаимодействия.

В Европейском Союзе исходят из того что интеграция зиждется на трех «опорах».

Это – экономический и валютный союз (первая) общая внешняя политика и политика безопасности (вторая) правосудие и внутренние дела (третья). В силу комплекса объективных и субъективных причин наиболее динамично развивалась и укреплялась первая и – несомненно – главная опора союза – экономическая.

Новая политическая ситуация значительно изменила экономический и политический климат на континенте поэтому перед современной Европой возникают новые проблемы которые требуют осмысления с позиций разных наук в том числе в геополитическом аспекте.

Эти проблемы волнуют всех европейцев от Атлантики до Урала. Расширение контактов в последнее десятилетие двадцатого века позволяет европейцам надеяться на установление взаимопонимания а следовательно на успешное решение политических экономических и социальных проблем.

Французская Республика занимает значительное и во многом уникальное место в европейской и мировой политике. Страна на всём протяжении своей истории игравшая далеко не последнюю роль в Европе одна из семи ведущих экономически развитых стран постоянный член Совета Безопасности ООН обладательница ракетно-ядерного потенциала и активная участница западноевропейской интеграции с 1960-х годов пыталась занять автономное положение в биполярной структуре Европы и начала проводить курс нацеленный на её постепенную реорганизацию. Поэтому в начале XXI века когда многие явления и проблемы побуждают людей рассматривать нашу планету как единое целое поскольку они могут быть решены только в том случае если всё человечество или по крайней мере его значительное большинство выработает единый подход к их решению когда мир как географическое пространство уже полностью исследован завоёван поделён и загромождён когда границы государств становятся всё более прозрачными встаёт вопрос о том каким будет "новый мировой порядок" в XXI веке и какую роль в нём будет играть Европа вообще и Франция в частности.

Поэтому изучение опыта Франции в реализации общеевропейской интеграции на наш взгляд не только не теряет актуальность но и приобретает дополнительный смысл в наши дни когда на повестке дня во всём мире стоит самый древний геополитический вопрос: кто будет обладать решающей мощью в будущем? Это особенно показательно в свете последних событий на Балканах где была сделана попытка построить новую модель международного взаимодействия в мире. Сможет ли Франция сохранить своё некогда автономное положение в Европе? Ответ на этот вопрос может дать осмысление её современной роли на европейском пространстве именно с геополитической точки зрения.

Вопросы международной политики Франции достаточно популярны у отечественных и зарубежных исследователей.[7] Однако работ касающиеся анализа подхода Франции к общему международно-политическому устройству в Европе в 1970-2003-х годах а особенно с точки зрения геополитики довольно немного причём почти все они написаны за рубежом.[8]

Целью работы является на основе уже накопленного багажа в таких науках как история политология и геополитика проанализировать историю Европейской интеграции в правовой экономической и геополитической перспективе.

Правовые экономические и геополитические аспекты представлены не только в единстве друг с другом но также и противопоставлены через историю Европейской интеграции. Однако как уже подчёркивалось главной задачей является обращение к проблемам Европейской интеграции с точки зрения французской перспективы.

В работе сделана попытка проанализировать механизмы власти и принятия решения в ЕС и роль его различных институтов. Особое внимание уделено вопросам связанным с реализацией в Европе четырёх фундаментальных свобод - свободное движение товаров людей услуг и капитала и истории экономической интеграции и гармонизации европейских экономик. И конечно же затронуты проблемы связанные с участием Франции и в целом европейских государств - членов НАТО в событиях на Балканах и перспективами этого Альянса в Европе.

Хронологически приоритет отдан 1970-2003-им годам - наименее исследованному периоду который оказался насыщенным структурными сдвигами новыми явлениями и драматическими переменами как в самой Франции так и в мировом развитии.

Для Казахстана изучение данных вопросов актуально не только в силу традиционных геополитических связей с Францией. Её опыт интересен для формирования новой модели внешнеполитического курса Казахстана в условиях пересмотра своей роли и нахождения механизмов совмещения национальных интересов с универсальными потребностями в углублении международного взаимодействия и его перестройке на морально-гуманистических началах.

Глава I. Краткая характеристика президентов и их внешнеполитической деятельности в истории Франции после президентства де Голя

1.1. Внешняя политика Президентов Пятой Французской Республики

Голль (Gaulle) Шарль де (1890-1970) президент Франции в 1959-69. В 1940 основал в Лондоне патриотическое движение «Свободная Франция» (с 1942 «Сражающаяся Франция») примкнувшее к антигитлеровской коалиции; в 1941 стал руководителем Французского национального комитета в 1943 — Французского комитета национального освобождения созданного в Алжире. В 1944 — январе 1946 де Голль — глава Временного правительства Франции. После войны основатель и руководитель партии «Объединение французского народа». В 1958 премьер-министр Франции. По инициативе де Голля была подготовлена новая конституция (1958) расширившая права президента. В годы его президентства Франция осуществляла планы по созданию собственных ядерных сил вышла из военной организации НАТО; значительное развитие получило советско-французское сотрудничество[9] .

Де Голль родился 22 ноября 1890 в Лилле в аристократической семье и воспитывался в духе патриотизма и католицизма. В 1912 окончил военное училище Сен-Сир став профессиональным военным. Сражался на полях Первой мировой войны 1914-18 попал в плен был освобожден в 1918. На мировоззрение де Голля оказали воздействие такие его современники как философы А. Бергсон и Э. Бутру писатель М. Баррес поэт Ш. Пеги.

Еще в межвоенный период он стал приверженцем французского национализма и сторонником сильной исполнительной власти. Подтверждением тому служат книги опубликованные де Голлем в 1920-30-х гг. — «Раздор в стране врага» (1924) «На острие шпаги» (1932) «За профессиональную армию» (1934) «Франция и ее армия» (1938). В этих трудах посвященных военным проблемам де Голль по существу первым во Франции предсказал решающую роль танковых войск в будущей войне.

Вторая мировая война в начале которой де Голль получил чин генерала перевернула всю его жизнь. Он решительно отказался от перемирия заключенного маршалом А. Ф. Петеном с фашистской Германией и вылетел в Англию для организации борьбы за освобождение Франции. 18 июня 1940 де Голль выступил по Лондонскому радио с обращением к своим соотечественникам в котором призвал их не складывать оружия и присоединиться к основанному им в эмиграции объединению « Свободная Франция » (после 1942 «Сражающаяся Франция»)[10] .

На первом этапе войны де Голль направлял главные усилия на установление контроля над французскими колониями находившимися под властью профашисткого правительства Виши. В результате к «Свободной Франции» присоединились Чад Конго Убанги-Шари Габон Камерун а позднее и другие колонии. Офицеры и солдаты «Свободной Франции» постоянно принимали участие в военных операциях союзников. Отношения с Англией США и СССР де Голль стремился строить на основе равноправия и отстаивания национальных интересов Франции. После высадки англо-американских войск в Северной Африке в июне 1943 в г. Алжир был создан Французский комитет национального освобождения (ФКНО). Де Голль был назначен его сопредседателем (наряду с генералом А. Жиро) а затем и единоличным председателем. В июне 1944 ФКНО был переименован во Временное правительство Французской республики. Де Голль стал его первым главой. Под его руководством правительство восстановило во Франции демократические свободы провело социально-экономические реформы. В январе 1946 де Голль покинул пост премьер-министра разойдясь во взглядах по основным внутриполитическим вопросам с представителями левых партий Франции.

В том же году во Франции была установлена Четвертая республика. Согласно Конституции 1946 реальная власть в стране принадлежала не президенту республики (как предлагал де Голль) а Национальному собранию. В 1947 де Голль опять включается в политическую жизнь Франции. Он основывает Объединение французского народа (РПФ). Главной целью РПФ стала борьба за отмену Конституции 1946 и завоевание власти парламентским путем для установления нового политического режима в духе идей де Голля. Первоначально РПФ имело большой успех. В его ряды вступил 1 млн. человек. Но добиться своей цели голлистам не удалось. В 1953 де Голль распустил РПФ и отдалился от политической деятельности. В этот период голлизм окончательно оформился как идейно-политическое течение (идеи государства и «национального величия» Франции социальная политика).

Алжирский кризис 1958 (борьба Алжира за независимость) проложил де Голлю дорогу к власти. Под его непосредственным руководством была разработана Конституция 1958 которая значительно расширила прерогативы президента страны (исполнительной власти) за счет парламента. Так начала свою историю существующая и поныне Пятая республика. Де Голль был избран ее первым президентом на семилетний срок. Первоочередной задачей президента и правительства стало урегулирование «алжирской проблемы». Де Голль твердо проводил курс на самоопределение Алжира несмотря на серьезнейшие противодействия (мятежи французской армии и ультраколониалистов в 1960-61 террористическая деятельность ОАС ряд покушений на де Голля). Алжиру была предоставлена независимость после подписания Эвианских соглашений в апреле 1962. В октябре того же года на всеобщем референдуме была принята важнейшая поправка к Конституции 1958 — о выборах президента республики всеобщим голосованием. На ее основе в 1965 де Голль был переизбран президентом на новый семилетний срок[11] .

Внешнюю политику де Голль стремился осуществлять в русле своей идеи «национального величия» Франции. Он настаивал на равноправии Франции США и Великобритании в рамках НАТО. Не добившись успеха президент в 1966 вывел Францию из военной организации НАТО. В отношениях с ФРГ де Голлю удалось достичь заметных результатов. В 1963 был подписан франко-германский договор о сотрудничестве. Де Голль одним из первых выдвинул идею «единой Европы». Он мыслил ее как «Европу отечеств» в которой каждая страна сохраняла бы свою политическую самостоятельность и национальную самобытность. Де Голль был сторонником идеи разрядки международной напряженности. Он направил свою страну на путь сотрудничества с СССР Китаем и странами третьего мира.

Внутренней политике де Голль уделял меньше внимания чем внешней. Студенческие волнения в мае 1968 свидетельствовали о серьезном кризисе охватившем французское общество. Вскоре президент выдвинул на всеобщий референдум проект о новом административном делении Франции и реформе Сената. Однако проект не получил одобрения большинства французов. В апреле 1969 де Голль добровольно ушел в отставку окончательно отказавшись от политической деятельности.

Помпиду (Pompidou) Жорж (5 июля 1911 Монбудиф — 2 апреля 1974 Париж) политический и государственный деятель Франции второй президент Пятой республики (1969-74) (кандидат голлистской партии Союз демократов за республику). В 1962-68 премьер-министр.[12]

Жорж Помпиду родился в семье сельского учителя. Получил образование в лицее Людовика Великого и в Высшей нормальной школе в Париже. В 1935-44 преподавал древнегреческий латинский и французский языки в лицее Святого Шарля в Марселе Лицее Ош в Версале и лицее Генриха IV в Париже. В 1945 стал сотрудником кабинета генерала де Голля главы Временного правительства Франции. Когда де Голль добровольно покинул этот пост (1946) и основал политическое движение Объединение французского народа Помпиду продолжал работать вместе с ним. В 1948 генерал назначил его директором своего личного кабинета. Такой же пост Помпиду занял и в 1958 когда де Голль вернулся к власти. В самом конце 1958 де Голль был избран первым президентом Пятой республики.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 12