Эссе: «Личность менеджера:
стереотипы и реальность»
Говоря о стереотипах,
накладываемых на личность менеджера и той реальной ситуации, которая характерна
для общего, собирательного образа управленцев современных организаций, я думаю,
будет важно не только рассмотреть приписываемые им стандарты и стереотипы, но и
суть их появления, а так же влияние на деятельность в целом.
Мне кажется, что стереотипам
личности современного менеджера мы обязаны опыту управления в СССР. Хотя, как
известно, в Советском Союзе должности «менеджер» не было. Однако ей соответствовали
слова «управляющий» и «начальник».
Менеджмент считался
капиталистической наукой, исследования в области управления персоналом
отсутствовали, и изучался лишь ряд его положений в курсе экономики труда. И,
что самое важное, человеческому фактору уделяли, на мой взгляд,
малозначительную роль. Сама личность и её влияние на процесс управления не были
важны и изучаемы, а главными требованиями, предъявляемыми к «менеджеру» в СССР,
были строгое выполнение заданного плана, жесткий контроль и выполнение командно
– распорядительных функций.
А ведь для успеха в управлении
менеджер должен постоянно развивать свои как профессиональные, так и личностные
качества и владеть искусством управления людьми, что является важнейшим
требованием к менеджеру в современной организации.
Чтобы быть хорошим менеджером
сейчас, необходимо быть психологом. Быть психологом – значит знать, понимать
людей и отвечать им взаимностью. Кроме того, хороший менеджер должен быть и
организатором, и другом, и учителем, и экспертом в постановке задач, и лидером,
и человеком, умеющим слушать других. Он должен знать в совершенстве своих
прямых подчиненных, их способности и возможности выполнения конкретной
поручаемой им работы. Менеджер должен знать условия, связывающие предприятие и
работников, защищать интересы тех и других на справедливой основе, устранять
неспособных с целью удержания единства и правильности функционирования фирмы,
что и является современным стереотипом личности менеджера.
В старой системе управления,
существовавшей много лет на российских предприятиях, к менеджерам
вышеперечисленные требования и стандарты, в целом, не предъявлялись. Именно
поэтому, в новых условиях, после многолетнего опыта изучения и становления
науки менеджмента в России, человеческому фактору и самой личности менеджера
стали уделять колоссальное значение. Рассмотрев и оценив опыт СССР в области
управляющих кадров, резко возросли требования к российским менеджерам и стали
присущие новые стандарты, новый стереотип.
Поэтому сейчас, помимо наличия
общих знаний в области управления предприятием, важны и таких характеристики,
как чувствительность и подвижность, чувство «нового» и умение рисковать,
творческий подход, инициативность, готовность к риску, самоактулизацияличности
и, что самое, на мой взгляд, важное - умение не только контролировать, но и
управлять людьми. Данные характеристики воедино, на мой взгляд, и создают тот
стереотип личности менеджера в современной организации, который возник в
противовес образу «менеджера» в СССР.
Однако, зачастую, эти стереотипы
являются противоположными реальному образу менеджера. Думаю, нельзя выделить
какой-то один, собирательный тип, характерный для менеджера.
Мне кажется, что управленцев современными организациями можно разделить на две
категории.
К первой, на мой взгляд,
относятся те менеджеры, начало управленческой деятельности, которых сложилось
ещё при административно-командной системе управления в СССР. Обычно, это
руководители организаций уже в зрелом возрасте, не принимающие новые стандарты,
стереотипы и требования.
Ко второй я бы отнес тех
менеджеров, обучение которых произошло как раз во время преобразования
управленческой парадигмы в России. То есть, это молодые люди, зачастую
руководители крупных организаций, идущие в ногу со временем. Такие люди, на мой
взгляд, освоили все предъявляемые к ним требования и, именно их реальная
деятельность в большинстве случае не расходится с современным стереотипом.
Но я ни в коем случае не хочу
сказать, что люди, выросшие в СССР, не могут быть достойными управленцами,
ведь, как известно, в каждом правиле есть исключения. Просто, на мой взгляд,
зачастую руководители, относящиеся к первой категории работников менее «гибки»
и инициативны, они не управляют людьми, а только контролируют их деятельность.
Хотя, и в общей массе менеджеров, относимых мною ко второму типу, имеются
руководители, пытающиеся полностью перенять опыт западного руководства на себя
и полностью отвергнуть результаты опыта руководства в СССР, что тоже
неправильно.
Думаю, каждый менеджер должен
выработать собственную стратегию управления, свой стиль, свое собственное
сочетание личностных и профессиональных качеств, управленческих способностей и
менеджерских умений, ведь весь процесс руководства рассматривается как процесс
использования менеджером своих и профессиональных, и личностных и качеств.
Без постоянного и ежедневного
труда по совершенствованию и саморазвитию стать и оставаться эффективным
менеджером в современной организации, на мой взгляд, совершенно невозможно.
Этого требует сам характер управленческой деятельности. Ведь управление есть
такое руководство людьми, которое приводит их к успеху и самореализации.
Развитие людей, развитие своей организации, фирмы, предприятия не возможно,
если менеджер не развивает и не совершенствует себя.
На мой взгляд, только при условии
своевременного устранения типичных управленческих ошибок, приверженности
новому, современному стереотипу личности менеджера, осознания как позитивного,
так и негативного опыта управления в нашей стране и происходящих на ней в
данный момент реформ, накладывающих свои отпечатки, возможность эффективным
менеджеров современной организации.
Другие работы по теме:
Виртуальная реальность и одиночество
Virtual – наличный, имеющийся в распоряжении. Программист свободно оперирует понятием виртуальной машины. Это, в сущности, набор ресурсов, предоставляемых программисту определённой большой вычислительной средой.
Этика аутентичности и виртуальная реальность
Уханов Е.В. Научный руководитель: д.ф.н. проф. Воропай Т.С. Национальный Технический Университет «Харьковский Политехнический Институт» (61002, Харьков, ул. Фрунзе 21, каф. Системы и Процессы Управления),
Национальный характер миф или реальность
Antons Samoilovs A03 Национальный характер: миф или реальность? Вопрос о национальном характере вставал ещё перед мыслителями древности. Первые работы с упоминанием национального характера были написаны таким античным авторам, как Геродот и Тацит. Авторов средневековья вопрос национального характера, по всей видимости, не особо интересовал.
Социальные стереотипы и их проявление в современном обществе
Стратегии философского исследования социальных стереотипов. Ситуация вокруг инвалидности в современном обществе - один из наиболее ярких наглядных примеров стереотипизации и и стигматизации сознания людей. Функциональные уровни социальных стереотипов.
Католический экзистенциализм (Г.О.Марсель)
Путь к истине, по мнению Марселя, ведет через акты внутреннего самосознавания, условием которого есть сосредоточенность, медитативное состояние обращенности на самое себя, установление "внутренней тишины".
Виртуальные реальности
Понятие виртуальные реальности имеет узкий и широкий смысл. В узком смысле виртуальные реальности - это те игровые или необходимые с технической точки зрения "искусственные реальности".
Социально-экономический конфликт
Конфликт – противоречие, возникающее между людьми, коллективами в процессе их совместной трудовой деятельности из-за непонимания или противоположности интересов, отсутствие согласия между двумя или более сторонами.
Понятие личность
Понятие личности - это совокупность таких психологических качеств индивида как : Отношение к чему - либо . Нормы поведения , взглядов . Ценности . В философии личность человека как таковая не рассматривается . Ею надо стать .
Этнические стереотипы в структуре современной этнопсихологии
Стереотипы как специальное психологическое образование. Понятие этнических и национальных стереотипов, их относительная устойчивость и обобщенный характер. Л.Эдвардс и его концепция структуры этнических стереотипов. Разновидности этнических стереотипов.
Внеурочная деятельность по предмету Список творческих работ, ов, учебно-исследовательских работ, проектов, выполненных учащимися по предмету, и их резу
Список творческих работ, рефератов, учебно-исследовательских работ, проектов, выполненных учащимися по предмету, и их результаты (за три года)
Теория личности А. В. Петровского
Что же такое личность как особое социальное качество индивида? Прежде всего, личность, по мнению А. В. Петровского, это качество индивида, тем самым утверждая единство индивида и личности и одновременно отрицая тождество этих понятий
Гендерные стереотипы и предрассудки
Веками у людей негативные оценки, отличающие предрассудок, проистекать из эмоциональных ассоциаций, из потребности оправдать поведение или из негативных убеждений, называемых стереотипами. Предрассудок предубеждение против человека исключительно на основании его идентификации с некой группой
Роль человеческого фактора в менеджменте 2
Роль человеческого фактора в менеджменте. ИСТОРИЯ Корни управления персоналом уходят глубоко в историю человеческого общества. Еще первые представители человечества, объединенные в родовые общины,
Вершины карьеры не предел развития
Многие топ-менеджеры осознают, что от их профессионализма зависит, будет ли бизнес процветать или, наоборот, придет в упадок. Они понимают необходимость постоянного совершенствования своих знаний и навыков.
Персонализация и персонификация управления
Персонализация- это максимально возможный учет индивидуальных способностей, интересов и возможностей персонала, опора на персону. Зависит от методологии, организационно-технических возможностей исследования, квалификации менеджера, оценки персонала.
Элементы комбинаторики 2
Алтайский Государственный Аграрный Университет Индивидуальное задание по теории вероятности. Тема: Элементы комбинаторики. Теоремы сложения и умножения вероятностей. Дискретная случайная величина.
Поиск заданной вероятности
Задача №1 Совет директоров состоит из 3 бухгалтеров, 3 менеджеров и двух инженеров. Планируется создать подкомитет из 3-х его членов. Найти вероятность того, что в подкомитет войдут:
Поиск заданной вероятности
Совет директоров состоит из 3 бухгалтеров, 3 менеджеров и двух инженеров. Планируется создать подкомитет из 3-х его членов. Поиск вероятности того, что в подкомитет войдут: 2 бухгалтера и менеджер; бухгалтер, менеджер и инженер; хотя бы один бухгалтер.
Выбор профессии
Соображение Каждый из нас знает о роли звезд во Вселенной, где все постоянно изменяется. Приобретает новые формы и наше сознание; под влиянием законов природы, закономерностей изменяется наше расположение духа, наши эмоции, цвета нашей жизни. И где-то в 16-17 лет возникает проблема: для чего живешь, какую роль будешь выполнять в этом мире.
Человек и общество
Илья Ливенсон Личность и общество. Проблема взаимоотношений человека и общества всегда занимала лучшие умы человечества. Многие философы и писатели пытались найти или создать то идеальное общество, в котором раскрывался бы потенциал каждого его члена, где к каждой личности относились бы с уважением и пониманием, одним словом, создать общественную утопию.
Жанровое своеобразие романа Евгений Онегин
«Евгений Онегин» — роман в стихах. Впервые в литературе Пушкин изобрел новый жанр — роман в стихах. Роман — эпический жанр (объективность с разных точек зрения, соотношение между другими людьми, историческими событиями). В стихах — лирика (субъективная точка зрения на действительность). Автор делает себя одним из героев романа, дает лирическое отступление, оценку своим
Реализм в искусстве
Реализм-понятие ,характеризующее познавательную функцию искусства: правда жизни, воплощенная специфическими средствами искусства, мера его проникновения в реальность, глубина и полнота её художественного познания. Так, широко понимаемый реализм – основная тенденция исторического развития искусства, присущая различным его видам, стилям, эпохам.
Александр II и его реформы
РЕФЕРАТ НА ТЕМУ АЛЕКСАНДР II И ЕГО РЕФОРМЫ Содержание: Введение 3 Глава 1. Личность императора Александра Николаевича и первые годы его царствования. 4
Саблиер, Маргарита
Введение 1 Личность и биография 2 Посетители салона 3 Лафонтен и мадам де Саблиер Введение Маргарита Сабльер (фр. de la Sabliиre, урождённая Hessein, 1636—93) — хозяйка известного салона в Париже, в котором собирались выдающиеся учёные и светские люди того времени.
Информационная схема
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Волгоградский государственный технический университет Кафедра информатики и вычислительной техники