Реферат: Организационные структуры управления торговым предприятием - Refy.ru - Сайт рефератов, докладов, сочинений, дипломных и курсовых работ

Организационные структуры управления торговым предприятием

Рефераты по менеджменту » Организационные структуры управления торговым предприятием

Организационные структуры управления торговым предприятием

Организационная структура управления - это форма раз­деления труда, закрепляющая определенные функции управле­ния за соответствующими структурными подразделениями ап­парата управления.

Организационная структура управления в значительной мере определяет результативность взаимодействия подразделе­ний и эффективность функционирования управляющей системы в целом. Поэтому она должна строиться с таким расчетом, чтобы обеспечивать достижение целей организации с наименьшими затратами трудовых, магериальных и финансовых ресурсов. Формирование организационных: структур управления должно быть направлено на концентрацию однородных видов управлен­ческой деятельности, ликвидацию многоступенчатости и устра­нение излишних звеньев управления. При проектировании орга­низационных структур управления учитываются такие принци­пы, как соответствие организационной структуры содержанию деятельности объекта управления, способность к трансформа­ции, оперативность в передаче управляющего возжйствия, оп­тимизация уровней управления, сбалансированность прав и пол­номочий, равномерность нагрузки на все звенья управления и сопряженность (согласованность) деятельности всех структур­ных подразделений организации.

При формировании аппарата управления наряду с прин­ципами проектирования организационных структур управления

должна в полной мере учитываться специфика деятельности подразделений организации, их соподчинетюсть и взаимосвязь, что выражается в выборе типа организационной структуры управления для каждой организации. Различают следующие ти­пы организационных структур управления: линейную, функцио­нальную, комбинированную (линейно-штабную и систему о1"ра-ниченного функционализма), систему управления по проекту и матричную структуру управления.

В первом случае директор (заведуюгций) магазина руко­водит каждым работником непосредственно. Во втором - между директором (заведующим) и непосредственными исполнителями, стоят руководители отдельных подразделений магазина - меУ неджеры.

В небольших магазинах заведующий сам осугцествляет непосредственное руководство всей деятельностью и всеми ра­ботниками предприятия.

В средних и крупных магазинах обособляется труд ра­ботников, продаюхцих товары, о;щородные по потребительскому назначению (подарки, товары для женщин, товары для мужчин) или по ассортименту (одежда, обувь).

В таких магазинах создаются товарные отделы, секции, во главе которых стоит заведующий. В этом случае директор осуществляет управление через менеджеров соответствующих подразделений. Такая система управления, при которой испол­нители непосредственно или через менеджеров подразделений подчинены по всем вопросам своей деятельности одному руко­водителю, называется линейной.

В крупнейших магазинах структурное построение и сис­тема управления усложняются. В помощь директору магазина создается аппарат управления, состоящий из специалистов или групп специалистов (отдел кадров, плановый отдел, бухгатте-рия, торговый и хозяйственны!^ отделы). В этом случае руково­дители говарньгч. отделов по различным вопросам своей дея-

тельности подчинены различным руководителям-специалистам, а система управления щазывается функциональной.

Надо иметь в вщду, что на торговых предприятиях функ­циональные части аппарата управления распорядительных функций не имеют и воздействуют на исполнителей через ди­рекцию или от ее имени. Таким образом, здесь сочетаются ли­нейная и функциональная системы управления. 1"акое сочетание получило название линейно-штабной системы.

Товарные отделы крупных магазинов осуществляют за­конченный 1ЩКЛ торговых операций по закупке и продаже това­ров, состоят на хозяйственном расчете и часто имеют собствен­ный аппарат управления, состоящий из заведующего отделом: и штата специа^шстов (экономистов, бухгалтеров, товароведов и ДР-)-

Отделы подра:?деляются на секции, возглавляемые заве­дующими, по товарно-отраслевому признаку или потребитель­скому назначению товаров.

Права и обязангюсти руководителей всех степеней опре­деляются основными правилами работы магазина.

Для торговых организаций наиболее характерна линейная и функционсшьная структуры аппарата управления.

Как справедливо отмечалось, хорошо спланированная и организованная структура - залог процветания бизнеса.

Она должна отвечать следующим принципам:

обеспечивать максимальную свободу и инициативу каждого служащего в соответствии с его опытом и профессио­нальной подготовкой;

создавать творческую обстановку, стимулировать вы­движение новых идей, технологий, ноу-хау и др.;

предусматривать систему справедливых и щедрых вознаграждений сотрудников за их вклад в развитие и расшире­ние бизнеса;

учитывать личную ответственность руководства и ч| рактер "вертикальных" коммуникаций между управляьотии менеджерами и трудовыми коллективами;

способствовать развитию «горизонтальных» комм]! никаций, взаимодействию даже тех сотрудников, которые зап^ ты в различных участках производства;

ограничивать рост непроизводительных расходов управленческого аппарата.

6.3. Автоматизированные системы управления

рестораном

Автоматизированная система управления рестораном это совокупность взаимосвязанных программных средств, обе1 печивающих автоматизацию всех функций по управлению ре| тораном.

С точки зрения управления рестораном преимуществ АСУ распространяются на следующие направления:

-обеспечение стратегическохо и тактического уровн^ управления на основе функций накопления статистической и^ формации);

контроль оборота денежных средств и снижение изде| жек, связанных с хищениями;

оптимизация технологии обслуживания клиентов на о| нове анализа спроса на блюда из меню;

оптимизация процессов закупки продуктов и их хране ния;

контроль качества технологии производства;

учет рабочего времени официантов;

- уменьшение объема ручного труда.
Например, сокращаются затраты времени официанта на|

обслуживание заказа. Информация о заказе вводится на специ-

шьный терминал и автоматически передается на кухню. На мо­ниторе отображаются столики, обслуживаемые официантом в данный момент, в том числе и ожидающие.

Сводится к минимуму вероятность ошибки при формиро­вании заказа: все заказы документируются, а расчеты выполняет система. В таких условиях качество обслуживания повышается.

Стандартная структура АСУ ресторана включает в себя:

сервер - компьютер, на котором хранится база данных; системы;

офисные компьютеры, на которых работают менедже­ры, бухгалтеры и т.д.;

рабочие станции (терминалы) официантов, кассиров, барменов. Терминалы могут быть специализированными (только для официанта, кассира и т.п.), а могут быть универсальными, где возможности каждого сотрудника ограничиваются его пра­вами доступа. Рабочие станции объединяются в сеть. Сначала это были электронные (компьютеризированные) кассовые аппа­раты. Появление пластиковых карт вызвало необходимость их модернизации - они были дополнены считывателями магнитных карт. Необходимость работы кассовых аппаратов с базами дан­ных привела к гюявлению терминалов РОЗ. Р08-терминал объе­диняет в себе функции кассы и компьютерного терминала и представляет собой персональный компьютер со специализиро­ванной периферией, включающей денежный ящик, фискальный модуль, устройство считывания пластиковых карт, принтер кас­сового чека и др.;

кассовые аппараты;

периферийное оборудование: кухонный принтер для печати заказов на кухне, принтер для печати предварительных и окончательных счетов, фискальный принтер для печати чеков, оргтехника.