Реферат: Анализ соотношения затраты объем производства - Refy.ru - Сайт рефератов, докладов, сочинений, дипломных и курсовых работ

Анализ соотношения затраты объем производства

Рефераты по менеджменту » Анализ соотношения затраты объем производства

Тема 5.

прибыль»


5.1.Анализ безубыточности производства и его значение

в управленческом учете


Анализ безубыточности основан на зависимости м/д доходами от продаж, затратами и прибылью в течение краткосрочного периода. Он явл-ся инструментом планирования и контроля. Цель анализа безубыточности – установить, что произойдет с финансовыми результатами деятельности при изменении уровня деловой активности предприятия.

Анализ сводится к определению точки безубыточности (критической точки, точки равновесия, порога рентабельности). Точка безубыточности – это такой объем производства (продаж), который обеспечивает организации нулевой финансовый результат (т.е. затраты равны выручке от продаж) и она уже не несет убытков, но еще не имеет и прибыли.

В упр.учете для вычисления ТБ исп-ся 3 метода:

-графический

-математический (метод уравнений)

-метод маржинального дохода.


1.Графический метод.

Для проведения графического анализа в прямоугольной системе координат строится график зависимости затрат и выручки от кол-ва единиц выпущенной продукции. По вертикали откладывают данные о затратах, выручке и прибыли, а по горизонтали – кол-во единиц продукции (уровень деловой активности).

В ТБ нет ни прибыли, ни убытка. Справа от нее – зона прибыли, слева – зона убытков.


График явл-ся простым и наглядным средством. Однако, при его построении делается много допущений из-за чего результаты анализа достаточно условны.

2.Метод уравнений.

Для анализа в этом случае используется формула:


Выручка – Затраты = Прибыль, т.е.


(Цена реал-ии х Кол-во) – (Перем.затр.на ед. х Кол-во) – Пост.затр. = Прибыль

Обозначив показатели формулы, получаем:


Р · Х – В · Х – А = NP, где

Р – цена продажи за ед., руб

Х – кол-во ед., шт

В – перем.затр.на ед., руб

А – пост.затраты периода, руб.

NP – прибыль, руб.


А главное уравнение СVP – анализа будет выглядеть след.образом:

Р · Х – В · Х = А + NP,


Т.к. в ТБ прибыль равняется нулю, то получаем: Р · Х – В · Х = А.


Тогда критический объем продаж (ТБ в натур.выражении, объем продаж для достижения ТБ) м. определить:

Хед = А / (Р – В)


Критическая выручка (ТБ в стоимост.выражении, выручка, которую необходимо получить для достижения ТБ) будет равна:

Хруб = Хед · Р


С помощью полученных зависимостей можно определить:

-как изменится критический объем продаж и критическая выручка при изменении постоянных, переменных затрат, цены продаж;

-рассчитать объем продаж и выручку, которые бы обеспечили получение запланированной прибыли

Х (план) ед = ( А + NP) / ( Р – В )

Х (план) руб = Х (план) ед · Р

-рассчитать цену реализации для получения запланированной прибыли при запланированном объеме реализации

Р (план) = В + (( А + NP) / Х (план) ед )

-рассчитать критический уровень постоянных затрат

А критед (Р – В)


3.Метод маржинального дохода

Маржинальный доход (маржинальная прибыль, валовая прибыль) представляет собой разницу между выручкой от продаж (без НДС и акцизов) и переменными затратами:

МД = Р · Х – В · Х

Маржинальный доход должен покрыть постоянные расходы и обеспечить прибыль от реализации. Поэтому его еще называют суммой покрытия:

МД = А + NP


Маржинальный доход, приходящийся на ед.продукции определяется как разница м/д ценой продажи за единицу и переменными затратами на ед. Этот показатель еще называют ставкой покрытия:

МД ед = Р – В


Коэффициент маржинального дохода (норма марж.прибыли) показывает, сколько рублей маржинального дохода приходится на 100 руб. выручки от продаж:

Кмд = ( МД ед / Р ) · 100%


Так как в точке безубыточности прибыль равна нулю, то

МД = А

МД ед · Х = А


Тогда критический объем продаж (ТБ в натур.выражении, объем продаж для достижения ТБ) м. определить:

Хед = А / МД ед


Критическая выручка (ТБ в стоимост.выражении, выручка, которую необходимо получить для достижения ТБ) будет равна:

Хруб = А / Кмд


С помощью полученных зависимостей можно определить:

-как изменится критический объем продаж и критическая выручка при изменении постоянных, переменных затрат, цены продаж;

-рассчитать объем продаж и выручку, которые бы обеспечили получение запланированной прибыли

Х (план) ед = ( А + NP) / МД ед

Х (план) руб = ( ( А + NP) / Кмд ) · 100%


-рассчитать критический уровень постоянных затрат

А критед · МД ед

-запас финансовой прочности (кромка финансовой безопасности, маржа безубыточности) – показывает, сколько единиц, рублей или процентов отдаляет текущие (планируемые) продажи от точки безубыточности. Поэтому рассчитывают несколько показателей ЗФП, кот.определяют:

1)На сколько единиц должен сократиться объем продаж, чтобы предприятие начало нести убытки:

ЗФП ед = Х (план) ед - Х ед


2)На сколько рублей должна сократиться выручка от продаж, чтобы предприятие начало нести убытки:

ЗФП руб = Х (план) руб - Х руб


3)На сколько процентов должен сократиться объем продаж или выручка от продаж, чтобы предприятие начало нести убытки:

ЗФП % = ((Х (план) ед - Х ед ) / Х (план) ед ) ·100%

ЗФП % = ((Х (план) руб - Х руб ) / Х (план) руб ) ·100%


Т.е.значение ЗФР показывает, что если объем продаж сократится менее, чем на эту величину, то и тогда предприятие будет получать прибыль, а если более, то предприятие будет нести убытки.

Значение ЗФП необходимо рассчитывать при прогнозе продаж. Чем выше его значение, тем стабильнее фин.положение предприятия, тем меньше у него риск убытка в результате снижения объемов продаж, тем выше безопасность бизнеса. Высокий уровень ЗФП помогает предприятию проводить маркетинговую политику, позволяющую ему снижать стоимость продукции для поддержания спроса на нее.


-операционный рычаг (производственный леверидж) – он устанавливает взаимосвязь между маржинальным доходом и прибылью от продаж и представляет собой рычаг управления прибылью:

ОР = МД / NP

По величине этого показателя можно судить, на сколько процентов изменится прибыль при снижении или увеличении выручки на 1%. Сила воздействия операционного рычага указывает на степень предпринимательского риска. Чем она больше, тем больше предпринимательский риск.

Кроме этого, если преобразовать формулу, то получим:


ОР = (Р · Х – В · Х) / NP = ( А + NP) / NP = 1 + ( А / NP )

Этот показатель основан на оптимизации соотношения постоянных и переменных затрат. Чем больше уд.вес постоянных затрат в общей сумме, тем сильнее зависимость прибыли от изменения выручки и выше предпринимательский риск. Если показатель ОР высок, то прибыль очень чувствительна к изменениям в объеме продаж и незначительные изменения объема приводят к значительному изменению прибыли. При падении объема продаж рекомендуется снижать постоянные расходы, т.к. даже небольшое снижение выручки приводит к более значительному сокращению прибыли.