А.Г.Шмелев, научный руководитель HR-Лаборатории Human Technologies, доктор психологических наук, профессор МГУ им. М.В. Ломоносова
Роccийскому рынку программно-методических средств в области оценки персонала по-прежнему не хватает квалифицированного спроса и квалифицированного предложения. Выход из порочного круга автор этих тезисов видит в создании необходимых элементов инфраструктуры рынка, к числу которых, по опыту развитых стран мира, несомненно следует отнести создание терминологических стандартов. Пока каждый производитель методик придерживается собственных терминологических правил, какая-либо продуктивная конкуренция во благо пользователей оказывается фактически блокированной, ибо сравнивать эффективность методик, каждая из которых описывает себя на своем собственном языке, практически невозможно.
Любые стандарты профессиональной деятельности, в том числе терминологические стандарты, нельзя сделать эффективными, если они не отражают позиции большинства активных профессионалов-разработчиков, работающих в данной области. Поэтому в данном случае речь идет о создании процедур, облегчающих и стимулирующих появление продуктивных конвенций, или конструктивного минимального консенсуса вокруг ряда наиболее значимых и широко-употребимых терминов.
Автор этих тезисов считает, что с появлением Интернета мы – ответственные профессионалы в данной области – в настоящее время получаем новый шанс для объединения усилий по выработке полезного терминологического стандарта. На сайте нашей компании «Гуманитарные технологии» www.ht создан необходимый инструментарий, позволяющий специалистам высказывать по вариантам определений ключевых терминов в режиме онлайн-доступа – не сходя в буквальном смысле со своих рабочих мест. Смотрите раздел «Личный кабинет» - www.ht/cabinet
Предварительные онлайн-исследования, проведенные с участием членов Программного комитета этой конференции в качестве экспертов, показали, что по ряду терминов наблюдается более выраженная потребность в согласовании представлений, чем по другим терминам. Вот краткий список наиболее таких терминов: компетенция, профессиональный тест, ассессмент.
Например, термин «компетенция» имеет по крайней мере две трактовки, явно несовместимые как друг с другом, так и с родственным термином «компетентность». Один вариант сводит трактовку термина «компетенция» фактически к свойствам индивида – к опыту его работы в определенной профессиональной сфере и организационной роли, к наработанным в рамках этого опыта представлениям, навыкам и умениям. То есть, в этом случае понятие «компетенция» и «компетентность» в значительной мере сближаются. Другой вариант сводит «компетенцию» к той системы явных предписаний и неявных ожиданий, которые организация предъявляет к работнику, занимающему определенную должность, определенное функциональное место. Какой вариант предпочесть? Кажется нелепым доверяться здесь простому голосованию. Кажется более правильным прибегнуть к анализу аргументации в пользу первого или второго варианта и выбрать в пользу такого решения, которое является более аргументированным. Но опыт дискуссии как раз по этому вопросу на нашем форуме на сайте www.ht ярко иллюстрирует тот факт, что несогласие по самому определению с таким же успехом распространяется и на сталкивающиеся аргументы и контраргументы в пользу того или иного определения. Так что, по факту получается, что серьезной альтернативы более или менее изощренному голосованию на самом деле нет. Другое дело, что разработанный в нашей лаборатории «Гуманитарные технологии» сервис Интернет-шкалирование позволяет организовать более изощренное, многокритериальное голосование: каждый термин и вариант определения к нему можно оценить сразу по многим критериям: «простота», «убедительность», «соответствие реальной практике словоупотребления» и т.п.
Относительно успешный опыт использования Интернет-технологий для формирования рабочих конвенций в вопросах терминологии у автора уже накоплен. Таким способом – путем опроса экспертов – удалось выработать «Рабочий словарь терминов Единого госэкзамена». (см. Федеральный образовательный портал www.ege.edu). Значительная часть терминов в этом словаре имеет прямое отношение к психодиагностике и вошла также в наш «Гипертекстовый психодиагностический словарь» на сайте www.ht
Резюме. В вопросах стандартизации терминологии необходимо комбиниро использовать три формы взаимодействия: виртуальные форумы (здесь люди могут открыто выступить с предложениями, критикой, аргументами), виртуальные опросы (это позволяет выработать сам стандарт как статистическую конвенцию) и очные конференции, подобные этой. Автор ждет от участников конференции конкретных предложений как по составу терминов, нуждающихся в стандартизации, так и по участию в работе в качестве эксперта, привлеченного к Интернет-голосованию.
Другие работы по теме:
Стандартизация документов
МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ВОЛГОГРАДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ факультет Кафедра Реферат
Объект стандартизации продукция, процессы, услуги
Объект стандартизации: продукция, процессы, услуги. Цель стандартизации: выявление наиболее экономически оправданного решения. Стандартизация – деятельность, направленная на достижение максимальной степени упорядочения в определённой области посредством установления положений для всеобщего и многократного использования в отношении реально существующих и потенциальных задач.
Субъекты стандартизации
Субъектами стандартизации являются: центральный орган исполнительной власти в сфере стандартизации; совет по стандартизации; технические комитеты по стандартизации;
Тестирование, как метод исследования
Тестирование Тестирование (англ. test - испытание, проверка) - эксперементальный метод психродиагностики, применяемый в эмпирических социологических исследованиях, а также метод измерения и оценки различных психологических качеств и состояний индивида.
Тесты Кеттелла
Метод психодиагностики личности Кеттелла. Детский опросник Кеттелла CPQ. Опросник Кеттелла PF-16.
Комплекс неполноценности
Комплекс неполноценности - термин индивидуальной психологии Альфреда Адлера, вышедший из своего чисто терминологического употребления и ставший обыденным понятием в речи современных горожан.
Классификации психодиагностических методов
Классификации методов по Й.Шванцаре. Классификации психодиагностических методов по В.К.Гайде, В.П.Захарову. Классификации психодиагностических методов по А.А.Бодалеву, В.В.Столину.
Психологическая диагностика как наука
Исторические корни современной психодиагностики. Предмет психодиагностики как научного знания. Номотетический и идеографический подходы в психодиагностике.
Психологические тесты
Характеристика сущности и необходимости психологических тестов. Обеспечение качества теста, которое достигается многоступенчатой процедурой проверки и стандартизации его шкал. Единая система составления, надежность и валидность психологических тестов.
Психологическая реабилитация 2
психологическая реабилитация Психологическая реабилитация – комплекс мер коррекционно-диагностического и восстановительного характера, целью которых является восстановление психического здоровья и коррекция отклонений личности клиентов. Психологическая реабилитация в центре осуществляется по следующим направлениям:
История развития и становления психодиагностики в России
История становления, основные принципы и математизированная технология создания стандартизированных психодиагностических методик. Особенности психодиагностики в дореволюционной России и в СССР, ее кризис, требования к качеству и современное состояние.
Психодиагностика
МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РФ ЧЕЛЯБИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ МАГНИТОГОРСКИЙ ФИЛИАЛ Р Е Ф Е Р А Т НА ТЕМУ
Экзаменационные билеты по психодиагностике
31. Тест Амтхауэра. Тест Амтхауэра (сокр. TSI) — тест, разработанный нем. психологом Рудольфом Амтхауэром для определения коэффициента интелекта. В своих исс-ях Амтхауэр внимание уделял соответствию интеллекта и профессиональной дея-ти человека.По мнению Амтхауэра, отдельные способности человека существуют не как изолированные элементы, их развитие взаимосвязано.
Психодиагностика как наука и практика
Министерство образования и науки Российской Федерации Государственное федеральное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Этические принципы в психодиагностике
Федеральное агентство по образованию Балашовский институт (филиал) Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования
Правовые основы метрологии, стандартизации, сертификации
Предмет, задачи и структура дисциплины "правовые основы метрологии, стандартизации, сертификации". Принципы стандартизации, которая является важнейшим механизмом устранения технических барьеров в международной торговле. Анализ основных видов стандартов.
Организация работ по стандартизации
Государственное управление деятельностью по стандартизации Российской Федерации осуществляет Госстандарт России. Работы по стандартизации в области строительства организует Минстрой России.
Национальная система стандартизации Российской Федерации
Для усиления роли стандартизации в техническом прогрессе, повышения качества, конкурентности продукции и экономичности ее производства в России была разработана и введена в действие Государственная система стандартизации (ГСС).
Роль квалиметрии и оценки товара в управлении качеством
Оценка уровня качества объекта и классификация показателей качества рассматриваются в квалиметрии. Квалиметрия - отрасль науки, изучающая и реализующая методы количественной оценки качества. Основные задачи квалиметрии: обоснование показателей качества, разработка методов их определения, расчета и оптимизации, совершенствование типоразмеров и параметрических рядов изделий, разработка обобщенных показателей и обоснование условий их использования в задачах стандартизации и управления качеством.
Изучение построения стандарта
Практическая работа №2 ИЗУЧЕНИЕ ПОСТРОЕНИЯ СТАНДАРТА Цель Изучить категории и виды стандартов. Изучить порядок построения стандартов. Теоретические сведения
Национальный институт стандартов и технологий США
Введение 1 Разработанные стандарты 2 Конкурс SHA-3 Введение Национальный Институт стандартов и технологий (США) — (англ. The National Institute of Standards and Technology (NIST)) подразделение Управления по технологиям США, одного из агентств Департамента торговли США.
Цели и направления внедрения средств информатизации и коммуникации в образование
Цели и направления внедрения средств информатизации и коммуникации в образование Материал из IrkutskWiki. Перейти к: навигация, поиск Компьютеризация школьного образования относится к числу крупномасштабных инноваций, пришедших в российскую школу в последние десятилетия. В настоящее время принято выделять следующие основные направления внедрения компьютерной техники в образовании: