Особенности организации и управления малым предприятием

Рефераты по менеджменту » Особенности организации и управления малым предприятием

Малое предпринимательство или малый бизнес получило широкое распространение в развитых странах мира начинает появляться и у нас. Во всех странах он доказал свое преимущество в сравнении с крупными научными производственными предприятиями во внепроизводственной сфере. Он стал основой рыночной экономики и как правило представлен малыми предприятиями (МП). В них научная производственная деятельность и реализация различного рода услуг осуществляется малым числом работающих в результате чего выполняется относительно небольшой объем работ. В соответствии с Законом Республики Беларусь «О государственной поддержке малого предпринимательства в Республике Беларусь» от 16.10.96. численность работников малых предприятий в промышленности строительстве на транспорте определена до 100 человек в научно-технической сфере – 60 человек.


МП может быть создано в результате выделения из состава действующей организации одного или нескольких структурных подразделений по инициативе коллектива подразделения если на это есть согласие организации и обеспечивается выполнение ранее принятых организацией договорных обязательств. В этих случаях эта организация выступает его учредителем.


Исходя из сложившейся мировой практики можно выделить три основные группы МП:


с относительно постоянным объемом производства; занимающие монопольные позиции на местных рынках; поставляющие на рынок новые виды товаров и услуг.


МП имеют тесные связи с крупными АО либо экономически и юридически независимы от них. Первая группа МП связана обширной сетью производственных научно-технических снабженческих сбытовых финансовых отношений с АО. Их интересы тесно связаны с интересами АО.


Вторая и третья группы МП более независимы в производстве товаров и услуг. Они взаимодействуют с АО по контрактам (договорам). Крупные АО предоставляют МП ряд льгот: гарантируют закупку производственной продукции поставляют или дают им в аренду средства производства определяют льготные условия приобретения доставки сырья и материалов.


Среди МП выделяются предприятия инновационно-технологической направленности разрабатывающие новые образцы новой техники технологии различных видов продукции и услуг организационно-технические и социально-экономические решения производственного финансового коммерческого административного и иного характера. Их работа заключается в поиске инновационных возможностей как условий выживания в конкурентной борьбе и достижения экономического успеха в своевременном выявлении и замене устаревшей техники технологии продукции в разработке инновационных мероприятий обеспечивающих эффективность их реализации.


Управление МП как правило централизовано: руководитель предприятия в своем подчинении имеет ограниченное число управленческого персонала (заместителя менеджера по производству бухгалтера специалистов по снабжению и сбыту продукции). Функциональное управление на МП включает: управление инвестициями инновациями персоналом закупками производством сбытом продукции и т.д.


Для МП характерно:


Определение оптимальной структуры и организации производства исходя из характера выпускаемой продукции (услуг) и технологических требований; Управление развитием производства и качеством продукции; Создание соответствующей атмосферы в коллективе для восприятия всего нового что обеспечивает расширение ниши рынка для реализации товаров и услуг.