ИНСТИТУТ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ИННОВАЦИЙ
Контрольная работа
По предмету: Инновационный менеджмент
На тему: Стадии инновационного процесса.
Выполнил студент заочного отделения
Группы М541
Канова Марина Юрьевна
Волгоград 2011
Стадии и формы инновационного процесса.
В научных источниках наряду с термином «инновация» широко используются понятия «инновационный процесс», «инновационная деятельность», «инновационный цикл».
Инновационный процесс - уникальное явление, в котором достижения науки и техники тесно переплетаются с развитием экономики, предпринимательства и управления.
Инновационный процесс — это процесс последовательного превращения идеи в товар, проходящий этапы фундаментальных и прикладных исследований, конструкторских разработок, маркетинга, производства и сбыта
Р.Федерманн под инновационным процессом понимает последовательность работ (функций) по подготовке и внедрению инноваций. Он выделяет 12 этапов, охватывающих процесс управления инновационной деятельностью на предприятии. Эти этапы касаются таких аспектов управленческой деятельности, как выбор инновационной стратегии, стимулирование «критического» сознания, продвижение через коммуникации, преодоление сопротивления инновациям и так далее .
В учебниках и монографиях по маркетингу инновации рассматриваются с позиции планирования новой продукции. Так, американские профессора Дж.Эванс и Б.Берман рассматривают инновационный процесс с позиций стадий готовности нового продукта. Они выделяют семь стадий инновационного процесса :
генерация инновации;
оценка продукции;
проверка концепции;
экономический анализ;
разработка продукции;
пробный маркетинг;
коммерческая реализация.
Американцы Р.Хизрич и М.Петерс считают, что инновационный процесс - это путь от выработки идеи до коммерческой реализации инновации на рынке (этот путь иногда называют процессом планирования новой продукции). Они выделяют пять этапов:
выбор идеи;
концептуальная проработка;
опытно-конструкторская разработка;
пробный выход на рынок;
коммерческая реализация продукта.
П.Н.Завлин под инновационным процессом предлагает понимать последовательную цепь событий, в ходе которых инновация вызревает от идеи до конкретного продукта, технологии или услуги и рассматривается в хозяйственной практике. В отличие от научно-технического прогресса инновационный процесс не заканчивается так называемым внедрением - первым появлением на рынке нового продукта, услуги или доведением до проектной мощности новой технологии. Этот процесс не прекращается и после внедрения, поскольку по мере распространения (диффузии) новшество совершенствуется, делается более эффективным, приобретает новые потребительские свойства. Это открывает для него новые области применения, новые рынки и новых потребителей.
Профессор Ильенкова предлагает такую схему инновационного процесса:
ФИ - ПИ - Р - ПР - С - ОС - ПП - М - СБ,
где
ФИ - фундаментальные исследования;
ПИ - прикладные исследования;
Р - разработка;
ПР - проектирование;
С - строительство;
ОС - освоение;
ПП - промышленное производство;
М - маркетинг;
СБ - сбыт.
Основой инновационного процесса является процесс создания и освоения новой техники, который начинается с фундаментальных исследований (ФИ), направленных на получение новых научных знаний и выявление наиболее существенных закономерностей.
Второй стадией являются прикладные исследования (ПИ). Они направлены на исследование путей практического применения открытых ранее явлений и процессов. Научно-исследовательская работа прикладного характера ставит своей целью решение технической проблемы, уточнение неясных теоретических вопросов, получение конкретных научных результатов, которые в дальнейшем будут использованы в опытно-конструкторских работах.
В результате разработок (Р) создаются конструкции новых машин и оборудования и процесс плавно переходит в фазы: проектирование (ПР), строительство (С), освоение (ОС) и промышленное производство (ПП). Фазы маркетинг (М) и сбыт (СБ) связаны с коммерческой реализацией результатов инновационного процесса.
Главными особенностями инновационного процесса являются его цикличность, поэтапная реализация нововведений и исключительно высокая степень риска, связанная с низкой вероятностью успешного воплощения новой идеи в новом виде продукции. Как правило, эта вероятность составляет около 9-10%. Это означает, что из каждых двенадцати оригинальных идей только одна доходит до последней стадии массового производства и продажи. Отдача от вложений капитала в инновационный процесс в корне отличается от гарантированных выплат ссудного процента по капиталу в банке или дивидендов по акциям.
Инновационный цикл охватывает весь комплекс отношений производства и потребления и представляет собой период от зарождения идеи до ее коммерческой реализации. Понятие «инновационный цикл» предполагает наличие обратной связи между потребителем нового товара и научной сферой. Инновационные циклы могут быть различной протяженности в зависимости от того, к какой стадии научного поиска обращается потребитель за совершенствованием способа удовлетворения своей потребности.
Различают три формы инновационного процесса:
простой внутриорганизационный (натуральный);
простой межорганизационный (товарный);
расширенный.
Простой внутриорганизационный инновационный процесс предполагает создание и использование новшества внутри одной и той же организации, новшество в этом случае не принимает непосредственно товарной формы.
При простом межорганизационном инновационном процессе новшество выступает как предмет купли-продажи. Такая форма инновационного процесса означает отделение функции создателя и производителя новшества от функции потребителя.
Расширенный инновационный процесс проявляется в создании новых производителей нововведения, в нарушении монополии производителя-пионера, что способствует через взаимную конкуренцию совершенствованию потребительских свойств выпускаемого товара.
Субъектов инновационного процесса можно разделить на следующие группы:
новаторы;
ранние реципиенты;
раннее большинство;
отстающие.
Новаторы являются генераторами научно-технических знаний. Ими могут быть индивидуальные изобретатели, исследовательские организации. Они заинтересованы в получении части дохода от использования изобретений.
В роли ранних реципиентов (пионерских организаций) выступают предприятия, первыми освоившие новшество. Они стремятся к получению дополнительной прибыли путем скорейшего продвижения новшества на рынок.
Раннее большинство представлено фирмами, первыми внедрившими новшество в производство, что обеспечивает им дополнительную прибыль.
Отстающие фирмы сталкиваются с ситуацией, когда запаздывание с нововведениями приводит к выпуску новых изделий, которые уже морально устарели. Все группы, кроме первой, относятся к иммитаторам.
Другие работы по теме:
Инновации в экономике
Известно, что инновации имеют свой жизненный цикл, начинающийся с возникновения новой идеи и завершающийся внедрением и утверждением нового продукта на рынке. В этом цикле можно выделить шесть типичных фаз с характерными для каждой видами деятельности, ситуациями принятия решений и результатами.
Методика оценки инновационного проекта
Методика оценки глобальной эффективности инновационного проекта Комплексная индексная система оценки глобальной эффективности инновационного проекта должна определять, по крайней мере, следующие составляющие: Финансовые характеристики проекта, Стоимость проекта в целом; Технические характеристики проекта, Эффективность научно-исследовательских разработок проекта, Способность укладываться в ожидаемые стоимостные и временные рамки, Степень интеграции между R&D и производством, Степень интеграции между R&D и маркетинговой деятельностью.
Закономерности инновационных процессов
Инновационная сфера подчиняется определенным закономерностям развития, т.е. устойчивым, повторяющимся и существенным связям, обусловливающим структуру и динамику инновационных процессов, их эффективность. Анализ опыта нововведений позволяет подметить в нем некоторые закономерные связи.
Инновации в сфере услуг
Элементы инновационной политики. Определение инновационной политики. Процесс разработки новой услуги.
Индустриальное развитие
Введение. Наша Республика расположена в самом сердце центральной Азии. Казахстан славится богатыми природными ресурсами и огромным экономическим потенциалом. Сколько богатств содержат наши земли: богатые недра, водные энергетические ресурсы, знаменитый Байконур, стратегические магистрали, гиганты индустрии, гигантские посевные площади и пастбища, которые могут прокормить не только наш народ.
Инновационный менеджмент 18
Инновационный менеджмент - представляет собой одно из направлений стратегического менеджмента, осуществляемого на высшем уровне руководства компании. Целью инновационного менеджмента является установление основных векторов научно-технической и производственной деятельности компании.
Инновационный менеджмент 25
Инновационный менеджмент План Введение Глава 1 Инновации и инновационная деятельность Сущность инновации и инновационная деятельность Инновационный процесс и его основные направления
Этапы формирования инновационной идеи
Разработка инновационного проекта, формирование идеи. Определение альтернативных модификаций решения проблемы. Возникновение инновационных идей при помощи метода выявления мнений участников и творческих методов. Элементы "дерева целей" и "дерева работ".
Малое предпринимательство в сфере инноваций
Процесс инновационного менеджмента. Рассмотрение малых предприятий, как субъектов инновационной деятельности, которые ориентированы на производство и внедрение инноваций в сравнении с аналогичными крупными предприятиями на мировом рынке новых товаров.
Инновационная деятельность
Понятие и назначение инновационной деятельности. Характеристика и основные цели деятельности бизнес-инкубаторов, их нормативно-правовое обоснование и место в современном предпринимательстве. Матричные организационные структуры инновационных организаций.
Организация инновационного менеджмента 3
Фабрикантова Наталья Магистратура 2 курс, 2 г.о. Менеджмент Организация инновационного менеджмента A potential ad actum (лат.) – от возможного к действительному.
Основные понятия иновационного менеджмента
ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ ИННОВАЦИОННОГО МЕНЕДЖМЕНТА В мировой экономической литературе инновация интерпретируется как превращение потенциального научно-технического прогресса в реальный, воплощающийся в новых продуктах и технологиях. Проблематика нововведений в нашей стране на протяжении многих лет разрабатывалась в рамках экономических исследований НТП.
Организационные формы инновационной деятельности 3
Лекция 22.10.10 Организационные формы инновационной деятельности. Инновационный процесс охватывает многих заинтересованных участников. Он может осуществляться в местных, региональных, государственных и межгосударственных границах. Все участники процесса имеют свои цели и избирают для себя структуры для достижения целей.
Первые шаги в оптимизации инновационной деятельности ИТ-службы
Декомпозиция инновационной деятельности ИТ-отдела. Место инновационной деятельности в общей массе работ службы информационных технологий. Этапы процесса планирования предстоящей разработки и способа её внедрения. Условия разработки и характер объекта.
Коммуникации в инновационном менеджменте
Сущность и задачи коммуникаций в инновационном менеджменте. Суть инноватики, ее отличие от других видов предпринимательства. Классификация коммуникаций в инновационном процессе. Управление коммуникациями на различных стадиях инновационного процесса.
Производственные критерии оценки проекта
Основные задачи оценки инновационного проекта, собирание и анализ сведений о перспективности управленческих решений, организованных в проект. Оценка экономической эффективности проекта, рисков, внешних условий. Критерии оценки инновационного проекта.
Эволюцию моделей инновационного процесса
ЭВОЛЮЦИЯ МОДЕЛЕЙ ИННОВАЦИОННОГО ПРОЦЕССА Т.Ф.Гареев, Академия управления «ТИСБИ» Научно-технический прогресс, признанный во всем мире в качестве важнейшего фактора экономического развития, все чаще связывается с понятием «инновационного процесса». Это единственный в своем роде процесс, объединяющий науку, технику, экономику, предпринимательство и менеджмент.
Особенности психологического планирования инноваций
Психологические аспекты управления инновациями. Группировка персонала по отношению к инновациям, причины сопротивления переменам. Задачи психологического обеспечения инноваций. Проблема психологической готовности персонала к инновациям на предприятии.
Жизненный цикл инноваций
Вариант 10 «. Общие сведения» Жизненный цикл инновации представляет собой определенный период времени, в течение которого инновация обладает активной жизненной силой и приносит производителю или продавцу прибыль или другую реальную выгоду.
Стратегия разработки нового товара на промышленном предприятии
Организация, структура и основные задачи процесса разработки нового товара. Последовательный процесс разработки, его недастатки и значение в снижении уровня риска. Параллельный вариант процесса разработки: структурная схема и очевидные преимущества.
Инновационная индустриализация Казахстана
Индустриализация – процесс ускоренного социально-экономического перехода от традиционного этапа развития к индустриальному с преобладанием производства в экономике. Так звучит классическое определение понятия «индустриализация». Сегодня в свете сложившихся экономических тенденций, активной интеграции Казахстана в мировое экономическое сообщество и сопутствующего ей глобального экономического кризиса появилось совершенно новое понятие как «инновационная индустриализация», то есть преобразование народного хозяйства на основе промышленного производства с внедрением и использованием новых технологий и ноу-хау.
Процесс управления инновациями
Воздействие на инновации осуществляется с помощью определенных приемов и особой стратегии управления. В совокупности эти приемы и стратегия образуют своеобразный механизм управления инновациями – инновационный менеджмент.