Лапыгин Ю.Н., ВлГУ; Фадеева Е.П., ФГУ "Владимирский ЦСМ"
Необходимость успешной интеграции российской экономики в международную экономическую систему требует от региональных предприятий конструктивного пересмотра подходов к управлению качеством производимой продукции и предоставляемых услуг. Одним из важнейших инструментов для решения этой задачи является создание и внедрение системы менеджмента качества (СМК).
СМК занимают особое место среди всех существующих систем управления, ибо являются одним из последних достижений в области решения проблем качества любого предприятия. Системный подход к менеджменту качества побуждает предприятия анализировать требования потребителей, определять процессы способствующие получению продукции, приемлемой для потребителей, а также поддерживать эти процессы в управляемом состоянии. По этой причине, большинство российских региональных предприятий применяют международные стандарты ИСО серии 9000:2000, которые рекомендуют проводить оценку эффективности СМК в целом и определять ее вклад в конкурентоспособность предприятий.
Под эффективностью следует понимать отношение достигнутых результатов и использованных ресурсов. Исходя из определения эффективности, установить этот показатель без использования затрат на качество не представляется возможным.
В настоящее время развернута активная дискуссия по поводу классификации затрат на качество. Согласно современной теории менеджмента качества, затраты на качество делятся на следующие категории:
затраты на предупредительные мероприятия — затраты, производителя на любые действия по предупреждению появления несоответствий и дефектов;
затраты на контроль —затраты производителя на обнаружение несоответствий и дефектности, возникающих в процессе проектирования и производства или оказания услуг, с целью их исключения до момента поступления продукции потребителю или завершения оказываемых ему услуг;
внутренние затраты на дефект (внутренние потери) —затраты, понесенные внутри предприятия, когда оговоренный уровень качества не достигнут, то есть до того, как продукт был продан;
внешние затраты на дефект (внешние потери) —затраты, понесенные вне предприятия, когда оговоренный уровень качества не достигнут, то есть после того, как продукт был продан.
Сумма всех этих затрат дает общие затраты на качество. Каждая из перечисленных категорий затрат включает ряд рекомендуемых составляющих, приведенных в табл.1.
Таблица 1
Примерный состав затрат на качество
Общие затраты на качество |
1. На предупредительные мероприятия |
2. На контроль |
3. На внутренние дефекты |
4. На внешние
дефекты
|
Планирование уровня качества
Управление процессами
Обеспечение качества поставок
Аудит системы менеджмента качества
Программа улучшения качества
Обучение вопросам качества
|
2.1 Плановые проверки и испытания
2.2 Входной контроль поставляемых материалов
2.3 Материалы для тестирования и проверок
2.4 Аудит продукции и процессов
2.5 Приемочный контроль качества
2.6 Контрольное и измерительное оборудование
|
3.1 Отходы
3.2 Исправления и ремонт дефектов
3.3 Анализ потерь
3.4 Снижение цены
|
4.1 Рекламационная продукция
4.2 Гарантийные обязательства
4.3 Отзыв и модернизация продукции
4.4 Жалобы
4.5 Анализ потерь
4.6 Потери потенциальных потребителей
|
Все исходные данные по затратам можно получить управляя информацией по качеству, которая подразумевает ведение соответствующих записей в рамках действующей СМК. Анализ и оценка затрат на качество дает возможность предприятию управлять затратами и оценить влияние функционирования СМК на результаты деятельности.
Например, на любом этапе анализа затрат, в качестве критерия оценки эффективности СМК может быть использован критерий, показывающий процентное соотношение затрат на ликвидацию дефектов и общих затрат на качество или критерий, показывающий отношение общей выручки от реализованной продукции к общим затратам на качество.
Таким образом, приведенный анализ затрат на качество позволит предприятиям региона снизить себестоимость продукции и даст возможность поддерживать конкурентоспособную стоимость выпускаемой продукции.
Другие работы по теме:
Качество труда и его оценка
Оценка качества труда на предприятии — процесс субъективный, но он позволяет вполне объективную оценку личностным и деловым качествам работников, особенно в том случае, если это происходит на научной основе.
Реструктуризация предприятия как инструмент повышения эффективности предприятия
Реструкт предприятия как инструмент повышения эффективности предприят. Актуальность темы исследования. Перемены и преобразования, происходящие в современной России, расширение рыночных отношений, и, как следствие, смена отношений собственности, реорганизация структур управления, развитие рынка строительной продукции оказало существенное влияние на инвестиционно-строительную деятельность.
Стандарты ИСО 9000
Сертификация систем менеджмента качества по стандартам серии ISO 9000 уже несколько десятилетий во всем цивилизованном мире является общепринятой демонстрацией стабильности качества, в том числе и в области строительства. Она лучше всего свидетельствует о том, что компанией строго соблюдаются и выполняются требования определенные международными стандартами.
Деятельность предприятий в соответствии со стандартом ISO 14001
Условия развития и возможные стратегии деятельности предприятий в соответствии с принципами стандарта ISO 14001 За последнее десятилетие в мировой практике произошли глубокие качественные изменения в подходах к решению экологических проблем и, в первую очередь, проблем, связанных с производством товаров и услуг.
Эко-эффективность системы экологического менеджмента
Стандарт ISO 14001 устанавливает требования к системам экологического менеджмента. Согласно ему, внедрение такой системы должно содействовать предприятиям в деле достижения экологических и экономических целей.
Сертификация по требованиям стандарта ISO 14001
: ожидания и проблемы В российской практике использования международных стандартов серии ISO 14000 произошло знаменательное событие. Получен первый в стране сертификат соответствия системы управления окружающей средой (системы экологического менеджмента) предприятия стандарту ISO 14001 (ГОСТ Р ИСО 14001-98 в официальном переводе на русский язык).
Дивидендная политика компании
1.Международный финансовый менеджмент: его функции,виды и роль в развитии мировой экономики и международных экономических отношений. Первоначально слово
1. Введение в антикризисное управление
Проблемы антикризисного управления. Понятие антикризисного управления. Содержание процесса антикризисного управления. Функции антикризисного управления. Особенности системного подхода в антикризисном управлении. Модель процесса антикризисного управления. Системная концепция антикризисного управления
Введение
«Аналитический контроль и мониторинг нано- и биотехнологических процессов, материалов и охраны окружающей среды»
мгпу
Как предмет науки менеджмента отношения управления в рыночной экономике отражают разные границы социально-экономических отношений между людьми и коллективами, занятыми в разных сферах деятельности, различных форм хозяйствования
Функции менеджмента 3
УРАЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ КАФЕДРА ТЕОРИИ И МЕТОДИКИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА На тему: «Функции менеджмента»
Финансовая результативность как фактор обеспечения финансовой устойчивости предприятия
Финансовая устойчивость предприятия, особенно в нестабильных экономических условиях, является основным показателем успешной экономической деятельности, как для внутреннего менеджмента, так и для внешних наблюдателей и лиц, сотрудничающих с данным хозяйствующим субъектом. Поэтому, обеспечение финансовой устойчивости является важнейшей задачей для финансовых служб и финансовой администрации предприятия.
Лекция по Менеджменту
Под эффективностью менеджмента мы будем понимать, сложную многогранную категорию, которая отражает характерные особенности экономических, социальных, организационных и иных явлений.
Менеджмент- это исскуство или наука
МЕНЕДЖМЕНТ – ЭТО НАУКА И ИСКУССТВО Ф. Тейлор указывает, что «Менеджмент – это искусство знать точно, что предстоит сделать и как сделать это самым лучшим и дешёвым способом».
Инновационная деятельность
Понятие и назначение инновационной деятельности. Характеристика и основные цели деятельности бизнес-инкубаторов, их нормативно-правовое обоснование и место в современном предпринимательстве. Матричные организационные структуры инновационных организаций.
Исторический подход в вопросах маркетинга
Интересно проследить историю развития теории маркетинга в Японии. Первый этап назывался "период сбыта", когда маркетинг начинался с поисков методов реализации произведенных товаров и соответствовал классической "сбытовой концепцией".
Развитие отечественного менеджмента
18 . Развитие отечественного менеджмена Современная национальная концепция управления фактически отсутствует. В России есть особенности, связанные с менталитетом российских предпринимателей и их персонала. Многое зависит от национальных особенностей районов и территорий России- управление предприятиями в Калмыкии или на Северном Кавказе существенно отличается от Санкт-Петербурга или Москвы.
Система менеджмента качества 2
Основы СМК Обоснование необходимости систем менеджмента качества Системы менеджмента качества могут содействовать организациям в повышении удовлетворенности потребителей.
Основные научные школы менеджмента
Основные научные школы менеджмента Школы управления Классическая школа Школа «человеческих отношений» «Эмпирическая школа» «Школа социальных систем»
Особенности менеджмента и статического менеджмента в России
Сложность разработки и применения стратегического управления (менеджмента) связана в первую очередь с фактически полным отсутствием примеров успешной реализации концепции стратегического менеджмента на российском рынке как в обеих столицах, так и в регионах.
по Управлению качеством 4
Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное агентство по образованию Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования