Татьяна Михайловна Грабенко, проректор по науке Санкт-Петербургского Института сказкотерапии, кандидат педагогических наук, игротерапевт, бизнес-тренер.
Удачно созданная или самопроизвольно сформировавшаяся команда из совместимых, уважающих друг друга специалистов в процессе совместной работы и неформального общения достаточно быстро превращается в сплоченный жизнеспособный коллектив с общей целевой установкой, единой системой ценностных ориентации, и, как правило, с высоким профессиональным уровнем. В работе, на отдыхе, в совместных неформальных мероприятиях члены команды хорошо узнают друг друга, учатся взаимно уважать и учитывать сильные и слабые стороны каждого. Общеизвестно, что нет двух абсолютно похожих людей. Мы имеем различную внутреннюю энергетику, силу характера, способности и наклонности к различным непрофессиональным видам деятельности, к общению, к искусству и т. п.
Таким образом, в команде постепенно проявляются собственные, признанные всей командой, затейники, умельцы, поэты, «пройдохи» (в хорошем смысле), мыслители. Личностные способности различных членов команды в итоге обретают форму неформального ресурса команды, который она целенаправленно использует в различных ситуациях. Таким образом, в команде возникает, на основе добровольности и общего согласия, неформальное распределение между членами команды различных ролевых функций для решения различных ситуаций в благоприятном для команды направлении.
Для типовых, часто повторяющихся ситуаций в команде складываются стереотипы соответствующих ролевых распределений. Для спонтанных ситуаций команда оперативно определяет наиболее целесообразное ролевое распределение по принципу «у тебя лучше всех это получится».
Выделим три основных типа ролевого распределения в команде — в соответствии со следующими тремя разновидностями наиболее характерных и важных для команды ситуаций:
I тип ситуаций — «Профессиональная деятельность»;
II тип ситуаций — «Взаимодействия с внешней средой»;
III тип ситуаций — «Решение сложных проблем».
I тип ролевого распределения: «Профессиональная деятельность»
Для этого типа определяющим является место каждого члена команды в технологическом цикле основной профессиональной деятельности (производственной, управленческой, научной, гуманитарной); основные роли здесь вполне очевидны:
«организатор-координатор» — как правило, это руководитель команды;
«главный специалист» (2—3 чел.) — члены команды наиболее высокой квалификации, выполняющие ключевые операции (процедуры, работы) технологического цикла профессиональной деятельности;
«напарник» — (1—2 чел.) члены команды, работающие в связке с «главными специалистами» под их руководством;
«завхоз-ремонтник» — член команды, ответственный за снаряжение, оборудование и инвентарь команды;
«агент по снабжению» — член команды, наиболее успешно действующий по обеспечению команды всем необходимым.
II тип ролевого распределения: «Взаимодействие с внешней средой»
Здесь ролевые функции определяются всей командой (и только командой!) в соответствии с наиболее выдающимися личностными характеристиками каждого члена команды. Основные роли:
«аналитик» — наиболее уравновешенный член команды с системным складом мышления;
«переговорщик» — член команды, наиболее искусный из всех в коммуникации, «гений общения»;
«скептик» — член команды с критическим складом ума и умением вскрыть все риски различных сценариев действий команды;
«лоббист-доставала» — наиболее «пробивной» член команды, который «все может достать», у которого обширные внешние связи;
«душа команды» — наиболее эмоциональный и жизнерадостный член команды, его Импульс и Совесть.
III тип ролевого распределения: «Решение сложных проблем»
Здесь также ролевые функции определяются неформально в виде поручений различным членам команды в соответствии с их нестандартными способностями. Основные роли:
«генератор» — член команды с наиболее раскрепощенным, образным складом мышления, с высокой образовательной подготовкой и широким кругозором, «генератор идей» с хорошо развитым творческим мышлением;
«концептуализатор» — член команды со склонностью и опытом системного анализа, широкого обобщения и перспективного видения; он умеет придать идее «законченный вид», сделать ее привлекательной и понятной не только автору и его соратникам, но и «обычным» людям;
«оптимизатор» — член команды, обладающий способностью и навыками выделения критериальных признаков и проведения сопоставительных оценок различных сценариев действий; он умеет сопоставить идею и потребности практики, продумать технологический цикл реализации идеи, оценить риски и последствия, составить общий план совместных действий;
«реализатор» — член команды прагматичного и практичного склада мышления с навыками планирования и организации практической деятельности (возможно это — руководитель команды); он умеет практически воплотить идею, организовать все совместные действия, правильно «расставить всех по местам»;
«критик» — тот же «скептик» из II типа ролевого распределения.
Важно отметить, что команда может возлагать на своего наиболее выдающегося в личностном плане члена команды не одну, а две и более ролевых функций, что естественно повышает его вес и влияние в команде.
Поскольку II и III типы ролевых распределений являются неформальным ресурсом команды, то внешние установки и рекомендации руководства в этом плане крайне нежелательны, так как могут привести не к консолидации команды, а к ее разобщению и предубежденности против тех членов команды, неформальные ролевые функции которых «навязываются сверху». Тем не менее подбор кандидатов в команду производится руководством (а лучше самим руководителем команды) с учетом их личностных способностей и возможного места в неформальных ролевых распределениях II и III типа.
Вот, на наш взгляд, каким образом распределялись роли в известной команде мушкетеров Александра Дюма (д'Артаньян, Атос, Портос и Арамис):
I. Профессиональная деятельность
1. «Организатор-координатор» — Атос
2. «Главный специалист» — все четверо в равной степени
3. «Напарник» — все четверо в равной степени
4. «Завхоз» — Портос
5. «Агент по снабжению» — д'Артаньян
II. Взаимодействие с внешней средой
1. «Аналитик» — Атос
2. «Переговорщик» — Арамис, д'Артаньян
3. «Скептик» — Портос
4. «Лоббист-доставала» — Портос
5. «Душа команды» — д'Артаньян
III. Решение сложных проблем
1. «Генератор» — д'Артаньян
2. «Концептуализатор» — Атос
3. «Оптимизатор» — Арамис
4. «Реализатор» — Портос
5. «Критик» — Атос, Портос
И — «детский пример» из команды всеми любимого Винни-Пуха (Винни-Пух, Пятачок, Сова, Ослик Иа-Иа)
I. Профессиональная деятельность
«Организатор-координатор» — Винни-Пух
«Главный специалист» — Винни-Пух, Сова
«Напарник» — Пятачок
«Завхоз» — Пятачок
«Агент по снабжению» — Винни-Пух
II. Взаимодействие с внешней средой
«Аналитик» — Сова
«Переговорщик» — Винни-Пух
«Скептик» — Ослик Иа-Иа
«Лоббист-доставала» — Винни-Пух, Пятачок
«Душа команды» — Винни-Пух
III. Решение сложных проблем
«Генератор» — Винни-Пух
«Концептуализатор» — Пятачок
«Оптимизатор» — Сова
«Реализатор» — Винни-Пух, Пятачок
«Критик» — Ослик Иа-Иа
Как видно, Винни-Пух совмещает одновременно несколько функций, что делает его незаменимым членом команды.
Другие работы по теме:
Обучение смыканиям и размыканиям
Анализ роли и значения здоровья, физического воспитания и развития подрастающего поколения в Беларуси. Сущность, назначение и классификация строевых упражнений. Определение понятий смыкания и размыкания, принципы их выполнения и описание основных команд.
Информатизация как механизм социального управления
Text Graphics Информатизация как механизм социального управления Министерство общего и профессионального образования Свердловской области Отдел образования Чкаловского района города Екатеринбурга МОУ СОШ № 106 Образовательная область обществознание Учебная дисциплина обществознание исполнитель: Кирьянова А.
Детские игры в различных культурах
Игра – ведущая деятельность детей-дошкольников, в которой происходит познавательное их развитие. К тому же игра – это важнейшее средство освоения социальных ценностей, ролей и моделей поведения.
Лидерами и рождаются, и становятся
Лидерство в жизни, и в бизнесе - вещь серьезная и до конца не изученная. Руководитель всегда старается стать лидером своей команды, а возникновение неформального лидера - часто приводит к конфликтам и неурядицам.
Теория ролей
Теория ролей, или социально-психологическая теория символ, интеракционизма рассматривает личность с точки зрения ее социальных ролей и утверждает, что социальная среда есть решающий фактор развития личности.
Выявление ролевой структуры малых групп
Наблюдение с использованием и без использования критериев. Методика, обсуждение и результаты наблюдения. Выявление ролевой структуры малых групп в процессе наблюдения за ситуацией группового решения задачи с использованием и без использования критериев.
Понятие личность
Понятие личности - это совокупность таких психологических качеств индивида как : Отношение к чему - либо . Нормы поведения , взглядов . Ценности . В философии личность человека как таковая не рассматривается . Ею надо стать .
Blondie
"Blondie" являются одной из нескольких групп "новой волны", выросших на панк-роке. Правда, ее участники всю дорогу отказывались категоризировать свою музыку, хотя в течение всего времени существование стиль менялся от панка и хард-рока до рэгги.
Axxis
Немецкая команда "Axxis", исповедующая мелодик-метал образовалась в конце 80-х годов. В изначальный состав вошли вокалист Бернард Вейсс, гитарист Вальтер Питч, басист Вернер Клейханс и барабанщик Ричард Майклски.
Generation X
Будучи не такими известными, как их коллеги "Sex pistols", "Clash" и "Damned", "Generation X" появились на английской панк-сцене в одно время с ними.
Everon
Уроженцы немецкого города Крефельда Ральф Янссен (гитара), Кристиан Мус (ударные) и Шимми (бас) до 1989 года играли вместе в одной команде. Довольно долго они мучились с выбором правильного направления и обнаружением подходящего вокалиста.
Gamma Ray
В 1989 году, уставший от постоянных гастролей и разборок с Майклом Вейкатом, Кай Хансен решил уйти из "Helloween", чтобы организовать новый проект, "Gamma ray".
Руководитель и его роли
2.1.2. . Руководитель - человек, наделенный полномочиями принимать управленческие решения и осуществлять их выполнение. Под ролью руководителя понимается "набор определенных поведенческих правил, соответствующих конкретному учреждению или конкретной должности" (Минцберг). Выделяют десять основных ролей руководителя.
Анализ эффективности руководителя
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА №1 На тему: «Анализ эффективности руководителя» Содержание Введение 2 1. Анализ ситуации 3 Оценка деятельности руководства с помощью подхода 3
Концепция управления персоналом
Основные структурные подразделения по управлению кадрами в организации. Функциональная подсистема управления кадрами и социальным развитием коллектива. Службы управления персоналом и их основные функции. Методы формирования команд: основные подходы.
Фенилаланин
Фенилаланин - это незаменимая аминокислота. Эта аминокислота влияет на настроение, уменьшает боль, улучшает память и способность к обучению, подавляет аппетит.
Геометрическое и гипергеометрическое распределение
Геометрическое распределение. Определение. Дискретная случайная величина Х=т имеет геометрическое распределение, если она принимает значения 1,2,..., т... (бесконечное, но счетное множество значений) с вероятностями
Самое запомнившееся мероприятие.
Автор: Сочинения на свободную тему Самое запомнившееся мероприятие. Когда мы учились в начальной школе, у нас было много интересных и запоминающихся мероприятий. Но больше всего мне запомнился КВН по басням И.Крылова.
Хаясибара Мэгуми
Хаясибара Мэгуми по праву считается одной из наиболее известных и почитаемых (как в Японии, так и за её пределами) сейю, ведь она озвучила великое множество ролей - различные источники указывают диапазон от 150 до свыше 200 ролей.
Парамонов, Фёдор Андреевич
Фёдор Андреевич Парамонов (1870(1870) — 12 декабря 1908, Москва) — русский актёр, ученик А. П. Ленского. В 1891 году закончил Драматические курсы Московского театрального училища. В 1891—1892 и 1895—1908 годах — актёр Малого и Нового театров. Крупное природное комическое дарование Фёдора Андреевича Парамонова отмечалось уже на выпускном спектакле.
Канцелярия от строений
(до 1723 года — Канцелярия городовых дел) — государственное учреждение, ведавшее застройкой Санкт-Петербурга. Основана в 1706 году, до 1723 именовалась Канцелярией городовых дел, осуществляла контроль за строительством в городе, готовила мастеров строительного дела. Во главе — обер-комиссар или директор над строительством (первым этот пост занимал У.
Сазонов, Николай Фёдорович
Введение 1 Семья 2 Биография Список литературы Введение Николай Фёдорович Сазонов (1843—1902) — русский артист Александринского театра. 1. Семья Родился в семье чиновника.
Палибин, Никифор Львович
Никифор Львович Палибин (?—1796) — флота генерал-майор, участник Семилетней войны и Первой Архипелагской экспедиции. Поступив 8 июля 1747 года в Морскую академию учеником, он был 30 ноября 1748 произведён в гардемарины, с 1749 года находился в кампаниях в Балтийском море.
Caf s do Brasil Indy 300 2010
План Введение 1 Общая информация 2 Результаты 2.1 Квалификация 2.2 Стартовая решётка 2.3 Гонка 3 Общий зачёт после этапа Cafйs do Brasil Indy 300 2010 Введение
Анцыферов, Данила Яковлевич
Дани́ла Данило Я́ковлевич Анцы́форов Анцыферов Анциферов ; XVII век, Томск — 1712, Камчатка) — русский землепроходец; сибирский служилый человек, находившийся в команде, взбунтовавшейся при покорении Камчатки (1711) и убившей начальника края Миронова и своего командира Атласова.
Бёрбедж, Ричард
Ричард Бёрбедж (англ. Richard Burbage; 7 января 1567 — 13 марта 1619) — английский актёр эпохи Возрождения, друг и соратник Шекспира. Первый исполнитель таких ролей как: Гамлет, Ричард III, Лир, Генрих V, Отелло, Ромео, Макбет и др.
Леонидов, Леонид Львович
Леонид Львович Леонидов (настоящая фамилия Стакилевич[1]) (18 апреля 1821 г. , Санкт-Петербург — 5 августа 1889) — выдающийся русский драматической артист.
Кин, Чарлз
Чарлз Кин (англ. Charles Kean; род. 18 января 1811, Уотерфорд, Ирландия — 22 января 1868, Ливерпуль) — английский актёр и театральный режиссёр. Биография
Проектная методика на уроках английского языка
Проект–творческая деятельность школьника, соответствующая его физиологическим и интеллектуальным возможностям. Метод проектов в процессе изучения иностранного языка в школе. Задача учителя в организации проектных занятий на уроках иностранного языка.
Что значит быть успешным человеком
Я думаю, что успешным человеком можно считать того, кто добился поставленных перед собой целей и остался доволен своими достижениями. Для каждого успех может значить совершенно разные вещи. Это не только деньги. Можно быть богатым, но при этом хотеть чего-то ещё: интересную работу, признание, определённое положение в обществе… Успех – это и моральное, и материальное удовлетворение, когда ты добился того положения в жизни, которое считаешь подходящим для себя.
Строевая стойка
27. Строевая стойка (рис. 1) принимается по команде “СТАНОВИСЬ” “СМИРНО”. По этой команде стоять прямо, без напряжения, каблуки поставить вместе, носки выровнять по линии фронта, поставив их на ширину ступни; ноги в коленях выпрямить, но не напрягать; грудь приподнять, а все тело несколько подать вперед; живот подобрать; плечи развернуть; руки опустить так, чтобы кисти, обращенные ладонями внутрь, были сбоку и посредине бедер, а пальцы полусогнуты и касались бедра; голову держать высоко и прямо, не выставляя подбородка; смотреть прямо перед собой; быть готовым к немедленному действию.
Понедельник Виктор Владимирович
Никто никогда не предполагал, что высокий, тоненький, белокурый мальчик станет со временем лучшей "девяткой" страны (под девятым номером в каждой команде на протяжении многих лет выходил на поле центральный нападающий).