Борминцев Андрей
На мысль о существовании некоторых этичных проблем при проведении маркетинговых исследований меня натолкнули два момента:
При обзоре качественных методов исследования в маркетинге моё внимание привлек такой метод, как <прямое скрытое наблюдение>. Он заключается в том, что объект наблюдения не подозревает о том, что за ним наблюдают, и ведет себя естественно в момент осуществления покупки. Наблюдение ведется скрытой камерой или специально обученным наблюдателем, при этом фиксируются всевозможные психологические аспекты и стереотипы поведения и конечным результатом является выстраивание определенного психологического портрета среднего потребителя, представляющего некоторый более-менее однородный сегмент.
Так вот, здесь мне показалось, что подобное наблюдение ставит человека в положение <подопытного кролика>, при этом у наблюдаемого отсутствует свобода воли. С другой стороны, такое наблюдение - что-то вроде вмешательства в личную жизнь. Я думаю что, ничего страшного не произойдет, если я сам стану объектом подобного рода исследования и не буду знать об этом, но, если я узнаю, то скорее всего мне будет очень неприятно. (ощущение когда подглядывают в замочную скважину).
Другой момент, связанный с вмешательством в личную жизнь, я обнаружил в статье о сотовых телефонах (<Эксперт>, ?47, 1998).
Дословно : <покупая сотовый телефон, счастливый абонент не подозревает, что автоматически становится клиентом одной из самых мощных российских маркетинговых систем. Вскоре (:) оператор сотовой связи узнает о вас очень много - какой у вас доход, работаете вы или нет, есть у вас загородный дом, где и когда вы проводите отпуск, когда вы просыпаетесь и засыпаете, транжира вы или жмот. Мало того, ему тут же становятся даже колебания вашей зарплаты, не говоря уже о вашем увольнении. Всю эту информацию можно получить при анализе всего нескольких - времени и продолжительности разговоров, выбранного вами тарифного плана и расположения сот, через которые вы выходили на связь>. Сколько коммерческих компаний готовы платить бешеные деньги за информацию подобного рода !
Возможно, это паранойя, но представив себе какую опасность могут представлять подобные сведения, попади они в <темные руки>, мне стало снова не по себе.
Для того, чтобы прояснить, существует ли данная проблема или она только мне представляется такой, я решил провести своеобразный опрос своих друзей и знакомых, имеющих прямое отношение к маркетингу и нет. К моему удивлению, все <респонденты> высказались об отсутствии таковой !!! (особенно хорошо сказал мой старый друг: <нельзя сказать этичны эти методы или нет, это все равно, что говорить о соревнованиях по боксу: этично их посещать и показывать по телевизору или нет>).
Единственно что может как то затрагивать человека при проведении подобных исследований - это его информированность о них.
(Действительно: <меньше знаешь - крепче спишь.>) Например, в случае с проведением скрытых наблюдений с видеокамерой, все отметили, что видеокамеры в супермаркетах такое распространенное явление, на которое и внимание никогда не обращаешь. А в случае с наблюдателем-психологом его задача - никак не обнаружить себя и все тоже будет ОК.
Тут я наконец разобрался в себе: при использовании подобных <скрытых> методов этически важным является не факт или процедура их проведения, а цели, которые преследуются при их проведении и действия, которые фирма может предпринять на основе полученных результатов.
Например, если в результате анализа данных полученных обо мне с помощью камеры, психолога или моего сотового оператора, я оказался причисленным к некой однородной группе потребителей, с однородными потребностями, образом жизни и психологией. И если эту информацию фирма использует для разработки и предложения мне такого товара или услуги, от которого/ой я не только не смогу отказаться, а в силу некоторых учтенных при разработке и продаже психологических особенностей с радостью соглашусь, то это только плюс. (Даже очень большой плюс!).
Другие действия фирмы не содержащие вышеуказанных способов распоряжения полученной <тайным> образом информации скорее всего будут считаться не этичными.
В принципе люди оказываются готовыми на подобное вмешательство в личную жизнь, ведь оно сулит им только увеличение их степени удовлетворения товаром/услугой.
Одна оговорка, если все действия фирмы, основанные на глубоком знании своих покупателей, не являются агрессивными по отношению к их особенностям (как психологическим, так и физиологическим). Тут сразу вспоминаются набившие оскомину ролики про <крылышки>, перхоть и кариес. Один мой приятель сообщил, что он как нормальный человек не может пользоваться шампунем "Head&Shoulders" от P&G, хотя и страдает от перхоти, ведь любой, кто зайдет в его ванную комнату неизбежно заподозрит его в этом страшном грехе. Вот здесь может заключатся проблема неэтичности, в действиях фирмы, последовавших за получением информации, в акцентировании внимания всего общества на особенностях какой-то группы людей.
Вот и все пожалуй, что хотелось бы отметить по некоторым аспектам этичности в маркетинге.
Другие работы по теме:
Ревизия маркетинга
Цель ревизии маркетинга — формирование основы для последующих маркетинговых решений. Вы примете лучшее решение, если научитесь систематически пересматривать известные факты. Проделайте это упражнение и повторяйте его по мере изменения ситуации.
Валы и оси
Выполнила Ольга Кирюшина студенка Технического университета города Омска Сдавался Меркушевой Ольге Сергеевне кафедра маркетинга и предпринимательства как
Сущность управления рекламной деятельностью
В литературе рекламная деятельность определяется в терминах менеджмента и маркетинга. В менеджменте рекламная деятельность представляет собой социальную технологию, использование которой отражает умение управлять рекламным бизнесом.
Рисунок 2 4
Служба логистики. Исходящие информа-ционные потоки. Экономический отдел План материально-технического обеспечения Сметы затрат на снабжение производства и сбыт готовой продукции
Документ является демонстрационной версией
Переход нашей страны на новую систему хозяйствования, конечно же, затронул и предприятия. Ранее руководители советских предприятий даже не задумывались о конкуренции, о повышении эффективности, об увеличении прибыли, так как предприятия не являлись собственностью начальника или директора
Темы для ов
Задание по дисциплине «Маркетинг в социально-культурном сервисе и туризме» 4 курс сос зфо
работа
Багиев Г. Л., Моисеева Н. К. Международный маркетинг. Спб.: Изд-во Питер, 2001, С. 100
Проблемы развития маркетинга в России
Как известно, маркетинг является достаточно молодым направлением экономики в нашей стране, в связи с чем хочется отметить, что, на мой взгляд, существует такая проблема как неправильная интерпретация данной науки.
Маркетинг и театр
В настоящее время в сфере театрального искусства сложилась определенная рыночная ситуация, когда предложение спектаклей, постановок превышает спрос на них со стороны зрителей, в то же время престиж сценического искусства и интерес к нему резко снижается.
Исторический подход в вопросах маркетинга
Интересно проследить историю развития теории маркетинга в Японии. Первый этап назывался "период сбыта", когда маркетинг начинался с поисков методов реализации произведенных товаров и соответствовал классической "сбытовой концепцией".
О предметной сфере маркетинговых исследований
Цель данной статьи - обозначить границы предметной сферы маркетинговых исследований. На первый взгляд может показаться, что проблемы с определением предмета маркетинговых исследований как таковой нет.
Роль, цели, задачи и принципы маркетинговых исследований
Сущность, роль, цели и задачи маркетинговых исследований, отличие их от сбора и анализа текущей информации в процессе принятия управленческих решений. Принципы объективности, точности и тщательности как принципиальная основа маркетинговых исследований.
Маркетинг в здравоохранении 2
Маркетинг в здравоохранении Предпосылки возникновения маркетинга в здравоохранении Современная концепция маркетинга в здравоохранении Особенности медицинской услуги
Роль маркетинга в экономическом развитии страны
России началась дифференциация спроса вследствие индивидуализации желания потребителей. Это выразилось в повышении требований к качеству и уровню обслуживания потребителей. В результате сформировалась наиболее рафинированная концепция маркетинга: превращать потребности покупателей путем их наилучшего удовлетворения в доходы фирмы.
Практический маркетинг для продавцов
Тренинг «» Описание тренинга: Тренинг рассказывает об эффективных неценовых маркетинговых инструментах, которые будут полезны сотрудникам отдела продаж в текущей ситуации. Как быть эффективными в кризис? На что в первую очередь обратить внимание?
Организация структуры управления маркетингом
В современной предпринимательской практике организационная структура управления маркетингом рассматривается как система взаимосвязанных, согласованно действующих элементов, выполняющих в системе управления компанией функции управления маркетингом. Поэтому при создании организационной структуры на предприятии основным вопросом является выявление условий, обеспечивающих высокий уровень согласованности данных элементов.
Маркетинг на потребительском рынке 2
Маркетинг на потребительском рынке 1) Особенности потребительского рынка. 2) Стратегический маркетинг на потребительском рынке. 3) Особенности ценового маркетинга на потребительском рынке.
Процесс маркетингового исследования
Процесс маркетингового исследования Процесс маркетинговых исследований включает следующие этапы и процедуры. Определение проблемы и целей исследования
Комплекс международного маркетинга
Основные стратегии международного маркетинга: экспорт, создание СП, создание филиалов и продажа лицензий. Процесс управления маркетингом: анализ рыночных возможностей, сбор целевых рынков, разработка комплекса маркетинга, претворение в жизнь маркетинговых мероприятий.
Маркетинговая среда фирмы
Понятие маркетинговой среды. Деление маркетинговой среды. Внутренняя микросреда, абсолютно контролируемая маркетинговой службой. Внешняя микросреда маркетинга регулируемая маркетингом компании. Факторы, определяющие микро- и макросреду маркетинга.
Стратегия маркетинг-микс
Маркетинг-микс – совокупность маркетинговых инструментов, через которые компания стремится воздействовать на спрос товаров или услуг. Маркетинг-микс – это совокупность мероприятий (стратегия), которые формируют спрос на определенный товар по определенной цене в определенном месте с помощью определенного продвижения.
Организация маркетинга на предприятии 4
1.2 Организация маркетинга на предприятии. Организация маркетинга на предприятии — это организация процесса взаимодействия всех подразделений предприятия, направленного на достижение рыночных целей. Организационная структура маркетинговой деятельности на предприятии может быть определена как совокупность служб, отделов, подразделений, в состав которых входят работники, занимающиеся той или иной маркетинговой деятельностью.
Маркетинг и маркетинговая стратегия
Маркетинг и маркетинговая стратегия "Маркетинг - ваше руководство в рыночной игре. Тот, кто освоился с маркетингом, может если не победить интернациональных монстров, то, по крайней мере, отхватить кусочек своего пирога."
Маркетинг на рынке ценных бумаг
Изучение сущности маркетинга - управления процессом создания товаров и услуг, а также механизмами их реализации, как единым комплексным процессом. Особенности концепции маркетинг-микса по Маккарти. Отличительные черты маркетинга на рынке ценных бумаг.
Маркетинговые исследования
Типы маркетинговых исследований, этапы их проведения. Различные факторы макро и микросреды маркетинга. Типы целей и основные требования к ним. Анкеты для сбора данных и методы коммуникации. Закрытые и открытые вопросы. Шкала важности и оценочная шкала.
Рисунок 2 5
Входящие информа-ционные потоки. Служба логистики. Экономический отдел Перспективные, текущие и оперативные планы производства и реализации продукции Финансовые планы и нормативы