Владимир Викторович Глyxoв, доктор экономических наук, профессор, проректор по учебной работе Санкт-Петербургского государственного политехнического университета.
Делегирование — это передача задания, власти или ответственности, постановка перед кем-то цели с одновременным предоставлением средств для ее достижения и несение исполнителем ответственности за качество результатов. Делегирование — это не навязываемая подчиненному дополнительной работы, а основа для долговременного распределения обязанностей. Оно может стать эффективным управленческим приемом при соблюдении определенных принципов.
Делегирование — это:
передача задания, власти, ответственности;
постановка перед кем-то цели с одновременным предоставлением ему средств для ее достижения и несение исполнителем ответственности за качество результатов;
не «пожарное задание», а основа для долговременного распределения обязанностей;
не избавление от лишней работы;
не дополнительная работа, навязываемая подчиненному.
Вертикальное делегирование — передача права принимать решения вниз по уровням структуры управления.
Горизонтальное делегирование — передача права принимать решения подчиненным, не являющимся руководителями в структуре управления.
Делегирование — эффективный управленческий прием, но он должен выполняться при соблюдении определенных принципов:
Четко определять уровень исполнения и требуемые действия.
Определять время отчета о результатах.
Информировать коллектив, на который распространяется делегированная власть.
Обеспечивать подчиненного необходимой информацией.
Оценивать сроки, а не методы достижения результата.
Делегировать последовательно, а не перепоручать только неинтересные или срывающиеся задачи.
Предоставлять подчиненным возможность выбора делегируемых заданий.
Выделяют четыре варианта степени передачи полномочий:
Полное делегирование: подчиненный выполняет работу и несет за нее ответственность перед более высоким уровнем управления, непосредственный начальник освобожден от участия в работе.
Ограниченное делегирование: подчиненный выполняет порученную работу, но ответственность за ее итоги несет вместе со своим непосредственным руководителем.
Нулевое делегирование: подчиненный выполняет порученную работу, но ответственность за ее итоги несет его руководитель.
Делегирование наоборот: подчиненный, получив задание, перекладывает его исполнение на своего руководителя.
При использовании делегирования руководителю необходимо соблюдать следующие правила:
полная информированность заместителя;
абсолютная искренность во взаимоотношениях;
безусловная лояльность по отношению к заместителю;
поддержка заместителя и отстаивание его интересов;
оказание заместителю всяческого содействия.
В свою очередь, заместитель обязан соблюдать следующие заповеди:
действовать в духе руководителя;
абсолютная лояльность по отношению к руководителю;
не проводить собственной политики и тактики;
абсолютная корректность;
полное информирование руководителя.
Стремление к делегированию может сдерживаться в системе управления. Для руководителя причинами нежелания делегировать свои полномочия могут являться:
отсутствие доверия к подчиненному;
боязнь риска;
отсутствие способности руководить методом распределения работы;
уверенность в собственной незаменимости.
Для подчиненного причинами нежелания принять полномочия могут быть:
боязнь последующей критики за возможные ошибки;
отсутствие информации, способствующей эффективному выполнению задания;
отсутствие уверенности в своих силах;
отсутствие стимулов для принятия возникшей дополнительной ответственности.
Различают три этапа развития делегирования в структурах управления на предприятиях:
Первый этап характеризуется командно-бюрократическими правилами выработки управленческих решений. Делегирование поддерживается на нулевом уровне, решения вырабатываются в централизованной структуре управления, отчетность и нормирование детализированы.
Второй этап вводит понятие «управление в сотрудничестве», которое предусматривает коллективное обсуждение проблем, выработку решений в ходе обсуждения, совместное обсуждение вариантов решений, выделение сфер управленческой деятельности сотрудников служб управления.
Третий этап развития делегирования связан с появлением понятия «запрет на вмешательства со стороны вышестоящего руководителя». Если первый и второй этап опирались на право руководителя любого уровня контролировать все нижестоящие структуры, то третий этап ограничил сферу руководства только ближайшим уровнем подчинения. Более того, для каждого руководителя выделяется область собственного управления и ответственности.
Параметрами сферы управления являются:
территория (используемая или затрагиваемая);
время (охватываемое управленческим решением, реагирования на ситуацию);
финансовые средства (выделенные лимиты).
Этот вариант организации управления предполагает право руководителей нижнего уровня управления на принятие решений и возложение на них ответственности. Фактически высший менеджмент ориентирован на создание условий, а нижний — на организацию работ.
Преимущества централизации состоят в улучшении контроля и координации, уменьшении количества ошибок, допускаемых менее опытными руководителями, концентрации ресурсов на стратегических направлениях деятельности.
Децентрализация позволяет принимать оперативные решения, направленные на изменение деятельности в крупных фирмах, более эффективные решения за счет хорошей осведомленности руководителя в рассматриваемом вопросе (проблеме), стимулировать инициативу руководителей подразделений, интенсифицировать процесс становления молодых руководителей.
Другие работы по теме:
Содействие эффективной занятости населения
5.1. . В соответствии с Федеральным законом от 31 декабря 2005г. № 199-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий» органам государственной власти субъектов Российской Федерации переданы полномочия по осуществлению контроля за обеспечением государственных гарантий в области занятости населения, по регистрации граждан в целях содействия им в поиске подходящей работы и безработных граждан, оказанию в соответствии с законодательством о занятости населения ряда государственных услуг, по реализации территориальных программ, предусматривающих мероприятия по содействию занятости населения, включая программы содействия занятости граждан, находящихся под риском увольнения, а также граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы.
Власть и влияние у управлении
1. ВЛАСТЬ И ВЛИЯНИЕ – НЕОТЪЕМЛЕМЫЕ ЧАСТИ В УПРАВЛЕНИИ. 1.1. Властные отношения как элемент власти. Что же такое власть? Власть – это функция зависимости, а точнее, взаимозависимости. Чем больше один человек зависит от другого, тем больше власти и у того, и у другого. Обладание властью – это возможность влияния на удовлетворение потребностей.
Правила дорожного движения 2
Издавна существуют правила дорожного движения в разных местах: дома, на улице, в школе, в театре, в транспорте, на дорогах. И если ты соблюдаешь все эти нормы, то, безусловно, считаешься воспитанным, культурным человеком, и окружающие будут относиться к нему с уважением. Современный человек часто пользуется автомобилями, автобусами, троллейбусами.
Нормативный договор
Договоры нормативного содержания. Международный договор. Примеры из практики. Коллективный договор.
Тест по Менеджменту
1.Вопрос: Культура организации зависит от: Ответ: руководства организации Ответ: стиля управления ___________________________________________________________________
Делегирование прав и ответственности подчиненным
Руководитель не может сам решать все проблемы, даже непосредственно входящие в круг его обязанностей. Поэтому, сохраняя за собой выработку стратегии, контроль и управление, он должен научиться делегировать менее значительные проблемы своим подчиненным.
Делегирование: самая суть
Это управленческое действие многие менеджеры считают секретом. Кто умеет его осуществлять, тот достигает успеха в управлении. Менеджер, который владеет этим действием, имеет все основания называться хорошим организатором.
Делегирование полномочий 3
Министерство образования и науки РФ ГОУ ВПО «Алтайский государственный технический университет» имени И.И. Ползунова. Реферат На Тему: «Делегирование полномочий.»
Демократический стиль управления
Демократический стиль характеризуется предоставлением подчиненным самостоятельности в пределах выполняемых ими функций и их квалификации. Это коллегиальный стиль, который дает большую свободу деятельности подчиненных под контролем руководителя. Подчиненные рассматриваются как партнеры, способные относительно самостоятельно выполнять "ежедневные работы".
Культурные нормы и их соблюдение
Нормы — правила, регулирующие человеческое поведение. Они указывают на то, где, как, когда и что именно мы должны делать. В этом смысле они оказываются чем-то, что можно сравнить с картой или схемой культурной жизни.
Функции культурных норм
Культурные нормы выполняют в обществе очень важные функции. Они являются обязанностями и указывают меру необходимости в человеческих поступках; служат ожиданиями в отношении будущего поступка; контролируют отклоняющееся поведение.
Референдум в Кении 2010
Конституционный референдум в Кении прошёл 4 августа 2010 года. На нём была одобрена новая Конституция страны, утверждённая парламентом 1 апреля 2010 года.
Конституционное право - одна из отраслей системы права Республики Казахстан
Конституционное право - одна из отраслей системы права Республики Казахстан. Отрасль права - это самостоятельная часть правовой системы, совокупность правовых норм, регулирующих определенным методом однородные общественные отношения. В юридической науке основными критериями деления на отрасли являются предмет и метод правового регулирования.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Органы исполнительной власти осуществляют особый вид государственной деятельности, которая носит исполнительный и распорядительный характер. Они непосредственно исполняют акты представительных органов государственной власти, указы Президента РФ, организуют исполнение этих актов или своими распоряжениями обеспечивают их выполнение.
Защита местного самоуправления
ПЛАН: I. ОБЩИЕ ПРНЦИПЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ 2. МЕЖДУНАРОДНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО 3. КОНСТИТУЦИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 4. ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Административное право 5
Вопросы к зачету по дисциплине «Муниципальное право России» Понятие и предмет муниципального права. Метод муниципального права. Муниципально-правовые нормы.
Принципы разграничения предметов ведения и полномочий в РФ
Правовой анализ разграничения предметов ведения и полномочий между РФ и ее субъектами. Основные принципы взаимной передачи осуществления части полномочий между федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов РФ.
Схема государственного управления охраной труда
В соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации государственное управление охраной труда осуществляется Правительством РФ непосредственно или по его поручению федеральным органом исполнительной власти по труду.
Правовые основы безопасности жизнедеятельности
Правовые основы безопасности жизнедеятельности имеют иерархическое строение, то есть требования верхних уровней должны быть учтены при разработке нижних, конкретных подзаконных актов.