ДВЕ ДРЕВНИЕ
ДОРОГИ
История показывает, что сколько люди живут на земле, столько и прокладывют они себе пути-дороги. В наших болотистых лесистых местах дороги были всегда особой заботой правителей. Алексею Михайловичу, например, мы обязаны возникновением Пречистенки. Это он, второй царь дома Романовых, облагородил и благоустроил гиблое когда-то, непроходимое Чертолье.
Отдавая дань дипломатии. военным походам, соколиной охоте, увеселениям молодости, царь в то же самое время был образцом ревностного исполнения православных обычаев. Ни один праздник в Москве не проходил без его участия. Не было ему равных в благовейных преклонениях перед святыми иконами, в умилении и кротости, за что и получил он эпитет "тишайший". особенно любил царь длинные монастырские богослужения. И, если государственные дела не позволяли ехать на несколько дней под Звенигород в Савво-Сторожевский монастырь или в Троицкую лавру, "тишайший" отправлялся в Новодевичий, где хранилась чудотворная Одигитрия - Пречистая богородица Смоленская.
Из Кремля царская семья и свита выезжала через Боровицкие ворота на колымажный двор и направлялась к Чертопольной башне Белого города. Эту семиверхую красавицу поставил в конце XVI в. великий русский зодчий Федор Савельев, прозванный за силу Конь. Триста тридцать лет назад Москва собственно здесь и кончалась. За белокаменной стеной пути лежал по бездорожью. прямо под стеной Белого города по дну глубокого оврага протекал ручей Чертогорий (черт рыл), склоны которого были покрыты мелколесьем и колючим кустарником. В половодье ручей был многоводным и бурным. Дорога с "визгом" несла вниз, а "перемахнув" ручей по бревенчатому, постоянно сносимому мостику, терялась в мшистах болотах. Весной и осенью здесь была непролазная грязь, зато летом заливные луга благоухали разнотравьем. Путь в монастырь лежал из Москвы прямо по остожью - так назывались луга, пригодные для заготовки большого количества сена.
Жители древней Москвы и окрестных сел ничего не начинали делать не помолившись. в двунадесятый праздник Троицу, на второй его день, служили в Лужках (в Лужниках) молебен, как правило, в присутствии царя и его приближенных. Помолившись и получив царское благословение, крестьяне широким фронтом начинали покос. Скосить, выслушить и остожить сено надо было в срок и весьма умело, чтобы стога могли простоять всю зиму не загнивая. Молодой задор и веселье царило на лугу. Песни, клики, звон поправляемой косы, запахи цветов и скошенных трав вызывали подъем сил, побуждали к свершениям. Холщовые рубахи косцрв, пестрые волосники сгребальщиц, вихрастые головы мальчишек, ворошившых сено, умиляли взор наблюдателя. Как знать, может быть, это благолепие сподвиголо Алексея Михайловича благоустроить сию дорогу.
В середине XVII в. начали засыпать ямы и колдобины, спускать в реку Сивку топи и болота, наводить гать, высаживать березы, тополя, сосны, липы. Чтобы не портить луга, дорогу отвели немного вправо. А великим постом 1658 г. богобоязненный царь отдал указ: не понимать боле черта по пути к Пречистой Богородице, а именовать дорогу и всю местность Пречистенкой. Выезды в монастырь стали чеще и пышнее. Пешеходы же по привычке и из почтения двигались по другой дороге, вытоптаой прямо по остожью.
На месте древних дорог возникли в XVIII веке центральные московские улицы с теми же названиями: Пречистенка и Остоженка. С тех далеких пор так и лежат они почти параллельно, начинаясь ныне у станции метро "Кропоткинская" и заканчиваясь на Садовом кольце. Даже судьбы у них одинаковые.
По свидетельству князя П.А.Кропоткина, чье детство прошло на Старой Конюшенной, эти улицы и переулки, от них отходящие, облюбовало московское родовитое дворянство, гордое, спесивое, тщеславное. Удалившись от царского двора, большинство из них возвращалось в Москву и поселялось в доме возле той церкви, где их когда-то крестили и где отпевали их родителей. Они ценили Пречистенку очень высоко и называли московским Сен-Жерменом в пику молодым, разъезжавшим по Европе.
"Москва - город медленного исторического роста. оттого различные ее части так хорошо сохранили до сих пор черты, наложенные на них ходом истории", - так Петр Кропоткин, один из образованнейших людей России, начинает свои мемуары. С 1921 года Пречистинка называлась улица Кропоткинская. Москва с глубоким тогда почтением проводила своего земляка в последний путь. Из Колонного зала до Новодевичьего гроб несли на руках. В траурных колоннах мирно шли большевики и анархисты, разрозненные эсеры и монархисты. Всех их объединяла высокая нравственность почтившего. Человечество чувствует себя сиротливо с уходом людей. Чьи идеи волнуют и побуждают умы. Его именем назвали улицу, которую через 70 лет сочли нужным переименовать. Такая же судьба и у Остоженки и ее имя москвичи дважды осмысливали и запоминали. Более шестидесяти лет она называлась Метростроевская, и это было понятно горожанам без всяких объяснений. К тому же метро - неотъемлемлемая часть истории нашего города - не все ездить на лошадях. Не понятно лишь, какую политическую окраску усмотрели в нем современные апологеты, чем не угодили им строители, почему побоялись расширить топонимическую номенклатуру. Объяснение безусловно красивое, но совершенно ушедшее из жизни понятие - остожье. Все ныне качественно изменилось, в том числе и корм для скота. Изрубленный, законсервированный он перестал быть обыкновенным сеном. Обогатив кормовыми добавками, его давно упрятали в огромные закопанные в землю емкости. Возможно, от названия Метростроевская отказались заблаговременно, дескать, когда-нибудь наступит всеобщая транспортация и надо будет объяснять слово "метро". Ведь история показывает, сколько люди живут на земле, столько они заново прокладывают сеье пути-дороги.
К.А.Ковалева, преподаватель Москвоведения школы №587.
Другие работы по теме:
О железных дорогах
By admin | 17 Ноябрь 2008 Железнодорожные пути, предназначенные для обслуживания промышленных предприятий, делят на внутренние и подъездные. Внутренние пути расположены на территории строительной площадки, карьера, производственной базы, предприятия. Подъездные пути соединяют площадки с другими строительными площадками, предприятиями, складами, железными дорогами общего пользования.
Реконструкція автомобільної дороги
Обґрунтування категорії дороги та нормативи для її проектування. Особливості та правила вибору напрямку траси. Основні норми проектування. Узгодження елементів дороги з рельєфом, яке ґрунтується на відповідності елементів дороги елементам ландшафту.
Монорельсовые дороги
Монорельсовые дороги были предложены почти 180 лет назад. Первая русская монорельсовая дорога с конной тягой была сооружена у села Мячково в 1820 г. В основном для перевозки леса.
Мифы - Сказание о создании ночи1
Мне очень нравится читать мифы и легенды разных стран и народов. Как по разному и в то же время как похоже древние люди живущие в разных местах представляли себе строение мира и человека причины смены времен года смену дня и ночи возникновение в Мне очень нравится читать мифы и легенды разных стран и народов.
Мифы - Деметра и персефона1
У каждого народа на Земле сохранились древние мифы и предания насчитывающие тысячи лет. В них отразились представления наших предков об окружающем мире о появлении человека и животных о причинах стихийных явлений природы.
Шоссе Энтузиастов
Как раньше называлось Шоссе Энтузиастов, главный завод построенный на шоссе, название главного монастыря на шоссе.
Тополя
Автор: Шевченко Тарас. Росте тополя край дороги «Стан високий, лист широкий...» Хто не йде мимо, той звертає увагу: «Чумак іде подивиться Та й голову схилить; Чабан вранці з сопілкою Сяде на могилі».
Книгу нужно беречь
Книга – самое ценное богатство человека, так как из неё мы черпаем для себя много нового и интересного. В древние времена книга стоила очень дорого, потому что она писалась от руки. Продав одну книгу, можно было купить стадо коров. А сейчас книги доступны всем. Что может быть лучше увлекательной, хорошо написанной книги, которая дарит нам многие часы удовольствия? Но, к сожалению, мы не всегда бережно относимся к этому чуду.
Обожествление природы - основа язычества
До принятия христианства в Киевской Руси господствовала языческая вера. Древние славяне обожествляли естественные явления, небесные светила. Они создали целое объединение богов, перед которыми низко склоняли голову. были бог неба Сварог, солнца - Даждьбог, ветра - Стрибог, плодородия и скотоводства - Велес (Волос), бог грома и войны - Перун.
Притча про сіяча
Автор: Народна творчість. Ось вийшов сіяч, щоб посіяти своє зерно. І як сіяв, упало одне край дороги. Там воно було витоптане, а птахи небесні його повидзьобували. Інше ж упало на ґрунт кам'янистий і, зійшовши, засохло без вологи. Ще інше упало під терен, який виріс і заглушив паросток.
Древнеегипетская письменность
Создателем письменности древние египтяне считали бога Тота. Как бог Луны, Тот является наместником Ра; как времени - разделил время на дни и месяцы, вёл летосчисление и писал летописи; как бог мудрости - создал письменность и счёт, которым учил людей. Он автор священных книг, покровитель учёных, писцов, архивов, библиотек.
Чохская культура
Чохская стоянка - первый исторический пямятник, открытый на Северном Кавказе охская стоянка представляет собой каменное жилище примыкающее к скальному навесу, сразу по ним два углубления, в одном из них древние племена изготавливали орудия, в другое собирали кости убитых животных. Кремень, он же нуклеид, - это подобие камня, твердый и прочный материа.
Наскальные рисунки древних людей
Древние цивилизации были не слишком развиты, относительно познаний их в области химии и физики. Возможно, из-за этого появилось множество мистических теорий, обожествления явлений природы, огромное значения придавалось смерти человека, его отходу в другой мир. Наскальные рисунки древних людей могут рассказать нам о многом из того, что происходило в их жизни.
Панамская железная дорога
(исп. Ferrocarril de Panamб) — железнодорожная линия, соединяющая тихоокеанское побережье республики Панама с атлантическим. Построена в 1850—1855 гг вдоль Панамского перешейка. Протяжённость дороги 76 км[1]. Маршрут пролегает через столицу страны — город Панама и город Колон. Параллельно ей проходит введённый в экспулатацию в 1920 г.
Накше-Рустам
Введение 1 Гробницы царей династии Ахеменидов 2 Древние скальные рельефы 3 Сасанидские рельефы 4 Куб Заратустры Введение Накше-Рустам (перс. نقش رستم , Naqš-e Rostam — рисунки Рустама) — археологическая зона, расположенная в 6 км к северу от Персеполя в Иране.
Шарапов, Степан Прокофьевич
Степан Прокофьевич Шарапов — дьяк; впервые упоминается в 1660 году, когда был дьяком Стрелецкого приказа; в 1662 году из приказа был послан при посольстве окольничего Милославского в Персию, выехал из Москвы с посольством 4-го мая, но 24-го июня с дороги уже был возвращен обратно «для государева дела».
Англо-индийцы
— смешанная этническая группа, сформировавшаяся на Индийском субконтиненте в результате половых связей индийских женщин и британских мужчин в период вхождения его в состав Британской империи. Вследствие этнической дискриминации со стороны чистокровных англичан (которые презирали англо-индийцев, называя их «высшей угрозой распада империи») и индийцев, относящихся к англо-индийцам как к предателям и пособникам колонизаторов, единственным местом реализации своих талантов и способностей были «индийские железные дороги», где и работало большинство англо-индийцев.
Кохунлич
, Kohunlich, на современном юкатекском языке — Шлабчеэн , X-lаabch’e’en — крупное археологическое городище цивилизации майя, расположенное на полуострове Юкатан примерно в 25 км к востоку от региона Рио-Бек, примерно в 65 км к западу от Четумаля по шоссе 186, и в 9 км к югу от дороги. Современное испанское название не связано с языком майя, а представляет собой искажённое английское Cohune Ridge (перевал Кохун).
Древние города Казахстана 2
Введение 1 Алматинская область 2 Атырауская область 3 Кызылординская область 4 Южно-Казахстанская область 5 Жамбылская область 6 Мангистауская область
Войтович, Василий Ермолаевич
( 1891 - 2.11. 1917) - красногвардеец Рогожского района. Сын железнодорожного сторожа с Винничины. Работал подпаском, рабочим вагонного участка станции Могилёв-Подольский, завода Келлера, проводником на Львовском железнодорожном узле.
Дороги инков
(кечуа Qhapaq Сan — Кхапак-Ньан — Великая Дорога) — сеть многочисленных мощёных дорог, проложенных на протяжении нескольких тысячелетий индейскими цивилизациями в Южной Америке в Андском регионе: Колумбия, Эквадор, Перу, Боливия, Чили, как на прибрежных равнинах в пустынях, так и в горах, через скалы и ущелья, с помощью навесных мостов и ступеней.
Днепровские балты
Балтийские и славянские археологические культуры в V—VI вв. Днепровские балты — балтийские племена, населявшие в древние времена бассейн Днепра между бассейнами Вислы и Волги в эпоху железного века (I тыс. до н.э. — I тыс. н.э.). Днепровские балты сформировались на финно-угорском субстрате. В летописях сохранилось имя только одного племени днепровских балтов — голядь[1].
Багдадская железная дорога
План Введение 1 История 2 Международные осложнения 3 Постройка 4 Современное состояние дороги Список литературы Введение Багдадская железная дорога — планировавшаяся и частично построенная железная дорога Берлин — Вена — Стамбул — Багдад — Басра — Кувейт, ставшая важным фактором международной политики начала XX века.
Чако национальный исторический парк
Чако (национальный исторический парк) Национальный исторический парк Чако (англ. Chaco Culture National Historical Park) занимает территорию в 53 квадратные мили и считается одним из самых важных с точки зрения археологии районов в Северной Америке. Люди, населявшие эту землю, создали самые массивные за всю историю региона до 1800 г. рукотворные сооружения.
Олимпийские игры 5
Олимпийские игры (греч. Olэmpia) Древнейшие и наиболее популярные в Древней Греции общегреческие празднества и состязания. Устраивались в честь бога Зевса, согласно традиции, с 776 до н. э. в Олимпии 1 раз в 4 года. На время объявлялся обязательный для всех греков «священный мир», в это время в Греции не велось военных действий и дороги в Олимпию были безопасны.
Периоды истории Японии
Специалисты ещё не пришли к единому мнению относительно точных дат периодизации, приведенной ниже. Эта хронология взята из Онуки (Ohnuki), 1987.
Фиолетов, Иван Тимофеевич
Ива́н Тимофе́евич Фиоле́тов (родился в 1884, село Туголуково, ныне Жердевского района Тамбовской области, расстрелян 20 сентября 1918, между станциями Перевал и Ахча-Куйма Закаспийской железной дороги) — деятель российского революционного движения.
Усаев, Канзафар
Канзафар Усаев (башк. Канзафар Усай улы, тат. Qanzafar Usay uğlı, Канзафар Усай улы) (1738, д. Чекмагушево Ногайской дороги. — 10 июля 1804, г. Балтийский Порт, ныне Палдиски, Эстония) — видный сподвижник Е. И. Пугачёва. По поводу расположения места рождения имеются 2 версии: в нынешнем Чекмагушевском р-не и ныне не существующая одноимённая деревня в Кармаскалинском р-не РБ около с.
Берг, Эйжен Августович
Эйжен Августович Берг (1892, Рига — 20 сентября 1918, между станциями Перевал и Ахча-Куйма Закаспийской железной дороги) — латышский большевик. Биография
Найн-Майл-Каньон
Дедди-каньон в пределах Найн-Майл-каньона Найн-Майл-Каньон (англ. Nine Mile Canyon, букв. Девятимильный каньон) — каньон длиной около 60 км, расположен в США на территории округов Карбон и Дюшен на востоке штата Юта. Название связано с длиной немощёной дороги, существовавшей на территории каньона в XIX веке.