ЮРОДИВЫЙ
Одной из главных достопримечательностей Москвы является храм Покрова Богородицы на Рву, который находится на Красной Площади. Его другое название – Собор Василия Блаженного. Почему же Собор меньше связывается с военным успехом Ивана IV под Казанью на праздник Покрова, чем с одним из московских юродивых XVI века?
По народной легенде, Василий был в детстве отдан в обучение к сапожнику. Уже тогда он проявил свою прозорливость. Приехал в то время в Москву один купец с хлебным товаром, и зашёл он к учителю Василия, чтобы заказать себе сапоги. Василий же посмеялся, а потом заплакал. После ухода купца учитель начал ругать ученика. А тот со слезами отвечает ему: «Я не лицу его посмеялся, но глупости. Он заказывает сапоги шить, чтобы год носить. Да не ведает, что и надеть эти сапоги не успеет, как смертью пересечётся жизнь его». Сапожник сшил сапоги. Но купец всё не приходил за ними. Тогда мастер сам понёс сапоги заказчику. Возле дома купца увидел множество народа. Оказалось, что люди собрались на погребение того.
Житие Василия Блаженного наполнено огромным количеством небылиц, временных несообразностей. Но всё же определённое представление о жизни юродивого мы сделать можем. Бросив сапожника, он начал вести бродячую жизнь. Ходил нагим по Москве, ночуя у одной боярской вдовы. Уничтожал товары на рынке, хлеб и квас, наказывая тем самым недобросовестных торговцев. Некоторые его поступки, на первый взгляд, противоречивы. Например, он бросал камни в дома добродетельных людей и целовал стены домов, где было пьянство, пляски, игры, кощунство. Но эти его действия имели скрытый мудрый смысл: у первых домов снаружи изгнанные бесы, у вторых – плачущие ангелы, так как они не могут находиться в осквернённом доме.
Особенно известна легенда о том, как Василий вылил за окно чашу вина, поданную царём. На вопрос разгневанного Ивана IV о причинах этого он ответил, что заливает пожар в Новгороде. Оказалось, что в это время там действительно был пожар.
Однажды блаженный разбил чудотворную икону Божьей матери у Варварских ворот. Он увидел, что под святым изображением был нарисован черт. Иконописец после признался, что действительно за большие деньги он согласился изобразить дьявола. А поверх его нарисовал образ Богородицы. Царь разгневался на иконописца и осудил на смертную казнь.
Особое место в легендах отводится отношениям Василия Блаженного и Ивана Грозного. Так, юродивый укорял царя за то, что, стоя в церкви, мыслями он был на Воробьёвых горах, где строились царские палаты. Блаженный скончался в 50-ых годах XVI века, поэтому не мог стать свидетелем многочисленных бесчинств Ивана IV. Но народная легенда говорит, что Василий предупредил царя об этом. Оказавшись под мостом у Волхова, в какой–то пещере, он позвал Ивана Грозного к себе и угостил сырой кровью и мясом. Царь, естественно, отказался. Тогда Василий обнял его одной рукой, а другой показал на небесах возносившиеся души невинных мучеников. Царь в ужасе клялся остановить казни.
Посмеивались люди над дураками, но и опасались их, побаивались. Так было и с Василием Блаженным.
В.БАКУЛИН
Другие работы по теме:
Лабр, Бенедикт Иосиф
Бенедикт Иосиф Лабр (фр. Benoоt Joseph Labre — Бенуа́ Жозе́ф Лабр; 1748—1783) — католический святой, нищенствующий монах и юродивый. Биография
Святой Серафим Саровский
План. План. Детство Святого Серафима Саровского Чудотворца. Серафим – монах. Чудеса отца Серафима. Литература. Детство Святого Серафима Саровского Чудотворца.
Утверждение Святой Руси
Символом превращения Русского государства в Святую Русь, стала икона "Благословенно воинство Небесного Царя", известная также под названием "Церковь воинствующая". Эта икона создана в начале 50-х гг. XVI в. сразу же после взятия Казани в 1552 г.
Русские юродивые
На Русь юродство пришло из Византии. Первым известным русским юродивым был Исаакий Печерский (ум. 1090 г.), но затем вплоть до XIV века источники молчат о юродстве. Церковь всегда с некоторым сомнением относилась к юродивым.
Пильняк б. а. - Корень злых дел в дурных мыслях
Известно что. Пильняк ввел повесть. Красное дерево почти целиком в структуру романа. Волга впадает в Каспийское море написанного несколькими месяцами позднее. Будучи включенной в роман с небольшими но существенными исправлениями повесть поте.
Пильняк б. а. - Разрушение россии
Повесть Красное дерево по смелости выражения авторской позиции не уступает. Погашенной луне. Будучи включенной в роман. Волга впадает в Каспийское море с небольшими но существенными исправлениями повесть потеряла свою смысловую остроту.
Литературный герой КЛАЙД ГРИФФИТС
Клайд гриффитс англ. Clyde Griffiths герой романа. Американская трагедия Т. Драйзера в котором как и во всех крупнейших произведениях писателя поставлена проблема гибели развращенной американским обществом личности.
Тип работы
Экспертная комиссия: Колыхалова Нина Николаевна председатель, Кайгородова Людмила Николаевна, Колотилов Вадим (11 б класс)
Модест Петрович Мусоргский
Один из замечательных новаторов. Член “могучей кучки”. Один из величайших музыкальных психологов, который глубоко проник в психологию, как отдельной личности, так и народных масс. Передаёт неповторимые характеры.
Зарядье
Зарядье – один из крупнейших уголков Москвы, находящийся в южной части Китай-города. Это место получило такое название, потому что расположено за торговыми рядами.
Краткое содержание Борис Годунов Александр Сергеевич Пушкин
20 февраля 1598 г. Уже месяц, как Борис Годунов затворился вместе со своей сестрой в монастыре, покинув «все мирское» и отказываясь принять московский престол. Народ объясняет отказ Годунова венчаться на царство в нужном для Бориса духе: «Его страшит сияние престола». Игру Годунова прекрасно понимает «лукавый царедворец» боярин Шуйский, прозорливо угадывая дальнейшее развитие событий: «Народ еще повоет да поплачет, Борис еще поморщится немного И наконец по милости своей Принять венец смиренно согласится…», иначе «понапрасну Лилася кровь царевича-младенца», в смерти которого Шуйский напрямую обвиняет Бориса.
Образы помещиков в поэме Николая Некрасова Кому на Руси жить хорошо
Венцом творчества Н. А. Некрасова является народная поэма-эпопея «Кому на Руси жить хорошо». В этом монументальном произведении поэт стремился как можно полнее показать основные черты современной ему российской действительности и раскрыть глубокие противоречия между интересами народа и эксплуататорской сущностью господствующих сословий, и прежде всего поместного дворянства, которое в 20—70 годах XIX века уже окончательно изжило себя как передовой класс и стало препятствовать дальнейшему развитию страны.
Иоанн-рыдалец
Автор: Бунин И.А. Есть новая станция Грешное, есть старое степное село того же имени. На станции останавливается в летние дни юго-восточный экспресс. На станции голо и скучно. Казенный кирпичный вокзал еще слишком красен. Платформу заменяет песок. Переходить по песку к вокзалу трудно, да и зачем? Вокзал пуст и гулок, нет еще в нем ни буфета, ни книжного киоска.
Гауптман Герхард
(15 ноября 1862, Оберзальцбрунн — 6 июня 1946, Агнетендорф) Гауптман (Hauptmann) Герхарт (полное имя Герхарт Иоханн Роберт) - немецкий писатель, драматург.
Художественное своеобразие произведения А. Платонова Котлован.
Автор: Платонов А.П. Желанием исследовать одну из самых сложных проблем XX века — проблему приобщения человека к новой жизни — проникнута трагическая мистерия о коллективизации, созданная Андреем Платоновым необычайно быстро: с декабря 1929 по апрель 1930 года, так же, как создавался роман Николая Чернышевского “Что делать?”, тоже написанный на злобу дня.
Народ и власть (По трагедии А. С. Пушкина "Борис Годунов")
Пушкин задумал "Бориса Годунова" как историко-политическую трагедию. Драма "Борис Годунов" противостояла романтической традиции. Как политическая трагедия она обращена была к современным вопросам: роли народа в истории и природы тиранической власти.
Толстой Камни
Лев Николаевич Толстой Камни Толстой Лев Николаевич Камни Лев Николаевич Толстой Камни Пришли две женщины к старцу за поучением. Одна считала себя великой грешницей. Она в молодости изменила мужу и не переставая мучилась. Другая же, прожив всю жизнь по закону, ни в каком особенном грехе не упрекала себя и была довольна собой.
Восточное средневековье
Социокультурные факторы формирования восточно-христианской традиции. Византия - феномен некорпоративного общества. Изучение религиозных различий между Христианским Западом и Востоком. Спор иконоборцев и иконопочитателей. Концепция символических образов.
Храм Василия Блаженного
Возведен в 1555-1561 гг. на Красной площади у каменной Троицкой церкви "на рву" 1553 г. зодчими Бармой и Постником Яковлевым как храм-памятник в честь покорения Иваном IV Казани в 1552 г. и во славу павших при этой битве воинов.
Борис Годунов. Пушкин А.С.
Кремлевские палаты (1598 года, 20 февраля). Князья Шуйский и Воротынский. Они рассуждают о том, что “народ еще повоет да поплачет, // Борис еще поморщится немного,.. // И наконец по милости своей // Принять венец смиренно согласится...”.
Симеон Юродивый
(Симеон Эмесский[1], Симеон Палестинский, Емесский, Христа ради юродивый) — христианский монах, отшельник, юродивый и святой VI века. Родился в богатой семье и до возраста 30 лет проживал в городе Едесса[2].
Салос Никола
Никола Салос Блаженный Николай (Салос) Микула Николка (? — ум. 28 февраля 1576) — юродивый псковский. Известен тем, что укорял царя Ивана IV в жестокости, чем предотвратил казни псковичей во время опричного похода Ивана Грозного на Псков в феврале 1570 г. Погребен под собором Св. Троицы во Пскове. Причислен к лику местночтимых святых.
Александр. Невская битва
План Введение 1 Сюжет 2 В ролях 3 Съёмочная группа 4 Дополнительные факты 5 Цитаты Введение «Александр. Невская битва» — исторический фильм режиссёра Игоря Каленова. Вышел в российский прокат 1 мая 2008 года.
Самойлов, Василий Васильевич
План Введение 1 Биография 2 Творческий метод работы над ролью 3 Значительные роли Список литературы Введение Василий Васильевич Самойлов (1813—1887) — русский актёр.
Сакральная иконография византийских монет
Евангельский сюжет, решивший вопрос о правах мирской власти ссылкой на "денарий кесаря" - монету с именем и ликом римского принцепса и поэтому принадлежащую ему, тем самым сделался моделью, по которой можно было отмерять отпущенное Богом земному владыке.
1494 год
— невисокосный год, начинающийся в понедельник по григорианскому календарю. События 4 января — издан свод православных песнопений «Осмогласник» — первая книга в южнославянских государствах, напечатанная кириллицей.
Тучкова, Маргарита Михайловна
(2 января 1781 — 29 апреля 1852[1]) — урождённая Нарышкина, впоследствии инокиня Мелания, игуменья Мария. Жена героя Отечественной войны 1812 года генерала А. А. Тучкова, сестра декабриста М. М. Нарышкина, основательница Спасо-Бородинского монастыря.
Хаим Бялик
Бялик Хаим Нахман (1873—) — крупнейший представитель современной гебраистской (на древнееврейском языке) литературы. Р. на Волыни в семье бедного корчмаря. Б. вступил на литературное поприще в 90-х гг.
Гражданин Святой Руси
Василий Блаженный. В этом схожем со сказкой соборе Покрова Пресвятой Богородицы и почивают сейчас мощи этого великого угодника Божия, вся жизнь которого так схожа с народной сказкой, которую только под Покровом Пресвятой Богородицы и можно было рассказат
Василий Блаженный
Юродивый московский. Василий Блаженный родился в московском подгородном селе Елохове. Родители его, крестьяне, отдали его в обучение сапожному мастерству.
Василий Блаженный
Дошедшие до нашего времени биографические сведения о Василии Блаженном отличаются чрезвычайной скудостью и во многом напитаны ароматом легенды. Считается, что будущий святой родился около 1464 года в сельце Елохове под Москвой.