ПОГОДИНСКАЯ ИЗБА
В Москве, напротив Новодевичьего монастыря, находится Погодинская улица, названная так в честь Михаила Петровича Погодина - профессора Московского университета, историка, публициста, одного из просвященнейших людей 19 столетия. Он проживал здесь, на Девичьем поле, в собственной усадьбе( Погодинская ул., 10-12), которая до настоящего времени не сохранилась. На территории усадьбы находилось знаменитое "Древлехранилище" -"Погодинская изба".
И сегодня, на красной линии левой четной стороны улицы, находится двухэтажный деревянный дом, который как бы выдвигается вперед, будто немного бахвалится перед другими каменными и многоэтажными. И право есть чем хвастаться. Дом сложен из добротных бревен, крыт двускатной крышей, украшенной деревянным резным кружевом, с оконцами в узорных наличниках, со светелкой в мезонине, крыльцом на столбах. Изба была оригинальным подарком крупного русского предпринимателя весьма чтимому им историку, знатоку и собирателю русских древностей. Построенная архитектором Н.В.Никитиным в 1856 году изба была возведена по всем правилам деревянного русского зодчества.
Пользовшийся большим авторитетом в московской купеческой среде, М.П.Погодин способствовал развитию живого интереса современников к малоизвестным пластам национальной культуры.
Одной из колоритнейших деталей московской жизни конца 1850х годов была профессорско-купеческая связь Погодин-Кокорев-Мамонтов. Кокорев и Погодин были дружны с обоими братьями Мамонтовыми- Николаем и Иваном Федоровичами.Они часто виделись, постоянно вместе обедали. Молодой Савва Иванович Мамонтов был свидетелем многих культурных инициатив В.А.Кокорева, богатейшего человека, друга и коллеги своего отца. И , конечно, совершенно не случайно атмосфера родительского дома Саввы Ивановича была насыщена любовью к искусству Древней Руси. И хотя нет прямых письменных доказательств уроков Погодина молодому Мамонтову, но в абрамцевских культурных традициях чувствуется его влияние.
Погодин дружил со многими выдающимися людьми своего времени. В "Погодинской избе" на Девичьем поле часто собирались славянофилы- Самарин, Хомяков, Чижов и др. На протяжении своей долгой жизни Погодин встречался с Пушкиным и Лермонтовым, был близок семье Аксаковых, в его доме несколько лет жил Гоголь. Бывал у него актер Щепкин, - драматург А.Островский читал у него пьесу "Свои люди-сочтемся", а Л.Толстой советовался с Погодиным во время работы над "Войной и миром".
9 мая 1840 года М.Ю Лермонтов получил приглашение на именины Н.В.Гоголя. Гоголь в это время жил у Погодина на Девичьем поле. А.И.Тургенев записал в дневнике: "Стол накрыт в саду: Лермонтов, кн. Вяземский, Баратынский, Сверб<еевы>, Хомяков, Самарин, актер Щепкин, Орлов, Попов, хозяева и пр....приехал и Чаадаев". Видимо по просьбе присутствующих Лермонтов читал наизусть отрывки из своей поэмы "Мцыри". Чтение имело шумный успех. Накануне, в самый день приезда Лермонотова, в Москве появилось объявление о продаже романа "Герой нашего времени"( в Петербурге книга уже продавалась). Лермонтов подарил экземляр романа Гоголю. Но поговорить писателям на именинах не удалось.
После смерти Михаила Петровича его жена Софья Ивановна сделала наследниками архива мужа внуковАлександра иПетра Дмитриевичей Погодиных. При их участии были изданы в 1888 году Н.Барсуковым две книги "Жизнь и труды М.П.Погодина".
Еще один внук - Михаил Иванович Погодин- был замечательным этнографом, помощником известного историка, профессора, ученого, архитектора -реставратора П.Д Барановского. В квартире Михаила Ивановича в Марьиной роще в Москве висели, перешедшие по наследству, прижизненный портрет Пушкина и портрет Гоголя с автографом. Завещал он их Литературному музею в Москве.
Статья Л.Егоровой " ПОГОДИНСКАЯ ИЗБА"
Другие работы по теме:
Изобразительность речи
Существенное свойство поэтической формы выражения мыслей составляет изобразительность, т.е. употребление таких слов и оборотов, которые возбуждают в воображении читателя наглядное представление или живой образ предметов.
Пришвин m. m. - Единство человека и природы
Я ведь друзья мои пишу о природе сам же только о людях и думаю. М. М. Пришвин После смерти родителей все их крестьянское хозяйство досталось детям изба пятистенная корова. Зорька телушка. Дочка золотой петух.
Москва деревянная
Более 230 лет назад в Москве насчитывалось порядка 7 600 деревянных «обывательских дворов» и около 24 000 «обывательских покоев». В нынешнем многомиллионном мегаполисе осталось всего около 150 памятников деревянной архитектуры.
Сказка о рыбаке и рыбке 2
Сказка о рыбаке и рыбке Автор: Пушкин А.С. Жил старик со своею старухой У самого синего моря; Они жили в ветхой землянке Ровно тридцать лет и три года. Старик ловил неводом рыбу,
Стихотворение Есенина Спит ковыль. Равнина дорогая
«Моя лирика жива одной большой любовью к родине. Чувство родины — основное моем творчестве». — говорил С. Есенин. Тема стихотворения С.А. Есенина «Спит ковыль. Равнина дорогая…» — любовь поэта к родине, что традиционно для его поэзии.
Роль сна Обломова
Автор: Гончаров И.А. Ничего не нужно: жизнь, как спокойная река, текла мимо. И. Гончаров Иван Александрович Гончаров в романе “Обломов” дает резкую критику существующему строю с его несправедливостями и пороками. Осуждая бездеятельность героя, автор в то же время показывает пагубность общественного строя, которому не хочет служить Обломов.
Мой путь
Автор: Есенин С.А. Жизнь входит в берега. Села давнишний житель, Я вспоминаю то, Что видел я в краю. Стихи мои, Спокойно расскажите Про жизнь мою. Изба крестьянская.
Сочинение-миниатюра по рассказу И.С.Тургенева Бирюк
Автор: Тургенев И.С. «Бирюк»- это один из рассказов из цикла «Записки охотника», где герой этих рассказов, Пётр Петрович, ездит по России и изучает быт крестьян разных губерний. В «Бирюке» автор рассказывает про лесника, который поразил его силой характера и цельностью натуры.
Гуманизм поэзии Сергея Есенина
В ряду русских поэтов особое место занимает С. А. Есенин. Его ранние стихи полны звуков, запахов, красок. Звенит девичий смех, раздается "белый перезвон" берез, вызванивают ивы, "со звонами" плачут глухари, заливаются бубенцы.
Разноликость поэзии С. Есенина
Поэзию Сергея Александровича Есенина нельзя назвать монотонной, она скорее разнолика. На различных этапах своей жизни Есенин выбирает абсолютно непохожие темы для своих стихотворений.
Образы-символы в поэзии Сергея Есенина
Мир поэзии Есенина, несмотря на сложность, многообразие и даже противоречивость его творчества, представляет собой неразрывную художественную ткань из образов, символов, картин, мотивов, тем.
Русская крестьянская изба как элемент культуры русского народа
Исследование книги Лаврентьева Л.С., Смирнова Ю.И. "Культура русского народа. Обычаи, обряды, занятия, фольклор". Значение русской крестьянской избы в жизни крестьянина, история ее строительства. Концентрация знаний об окружающем мире в понятии "дом".
Конюшенный приказ
возник в первой половине XVI века. «Конюшенная изба» впервые упоминается в 1548 году, термин «Конюшенный приказ» применяется с 1573 года. Конюшенные дьяки впервые упоминаются в разрадных записках в 1553 году.
Витославлицы
Введение 1 История села 2 Создание музея 3 Галерея музейных зданий Список литературы Введение Витосла́влицы — Новгородский музей народного деревянного зодчества, расположенный около Юрьева монастыря в нескольких километрах от Великого Новгорода, на южном берегу озера Мячино.
Псевдорусский стиль
Введение 1 Развитие 1.1 Развитие в конце XIX века 1.2 Развитие в начале XX века Список литературы Введение Псевдорусский стиль является общим условным названием совокупности ряда течений в русской архитектуре, возникших во второй четверти XIX века и представляющих собой синтез традиций древнерусского и русского зодчества, а также ассоциируемых с ними элементов византийской архитектуры.[1]
Челобитный приказ
Челоби́тный прика́з Возникновение его Неволин относит ко времени Иоанна IV, при котором в известии от 1571 года упоминается челобитная изба
Русское национальное жилище
План Введение 1 Клеть 2 Изба 3 Хоромы 3.1 Покоевые хоромы 3.2 Непокоевые хоромы 3.3 Хозяйственные постройки 4 Подклет 5 Горница 6 Светлица 7 Сени 8 Терем 9 Кровля
Изба
План Введение 1 История 2 Белая изба 3 Полы 4 Окна 5 Кровля 6 Фундамент 7 Внутренняя отделка 8 Типы изб 9 Красный угол 10 Изба в национальной культуре Введение
Реформы в период 1556 - 1560 гг
Военные реформы 50-х годов XVI в. Ликвидация кормлений. Законодательные нормы Судебника 1550 г. по земельному и крестьянскому вопросу.
История метрологии
История метрологии Метрология как область практической деятельности зародилась в древности. На всем пути развития человеческого общества измерения были основой отношений людей между собой, с окружающими предметами, природой. При этом вырабатывались единые представления о размерах, формах, свойствах предметов и явлений, а также правила и способы их сопоставления
Батайск
Введение 1 География 2 История 2.1 Этимология 2.2 Основание 2.3 XIX — начало XX века 2.4 Советский период 2.5 Современный период 3 Население 4 Экономика
Марийцы
Численность в Российской Федерации 643,7 тыс. человек. Марийцы – коренное население республики Марий-Эл, численность 324,4 тыс. человек. Компактно живут в Башкирии, Татарии, Удмуртии, Нижегородской, Кировской, Свердловской и Пермской областях.
Долганы
Самоназвание дулган, происходит от названия одной из родовых групп северных тунгусов.