В. А. Соловьев
После пожара 1812 года и изгнания Наполеона в Москве наступил подлинный строительный бум. Проекты застройки центра выполнялись вначале архитектором В. Гесте, а затем заведовавшим "фасадической частью" Комиссии строений О. И. Бове - они в итоге и получили одобрение. Бове предложил общепланировочное решение, где оговаривалось, "чтобы все дома на площади были одной фасады".
Рождение Театральной площади - целиком заслуга Осипа Ивановича Бове, участника московского ополчения. Перед началом работ в 1819 году пришлось спрятать в трубу реку Неглинку и снести старые земляные бастионы. В 1821-м на восточной стороне площади, справа от Большого театра построили Малый. Первоначально архитекторы А. Ф. Элькинский и О. И. Бове проектировали здание как жилое, и только спустя три года его перестроили под театр. В 1840 году по проекту К. А. Тона Малый реконструировали, сохранив фасады Бове, а в 1929-м установили памятник А. Н. Островскому работы скульптора Николая Андреева.
Главная тема фасадов Бове - череда арок. Сегодня они сохранились только на фасаде Малого театра (фрагментарно) и на доме, построенном в 1882 году архитектором Б. В. Фрейденбергом на западной стороне площади - теперь в нем находятся театральные кассы. Дом неоднократно перестраивался; в 1936-м его отдали Центральному детскому (ныне Российский академический молодежный) театру. Часть его, выходящую на Театральный проезд, в 1935 году переделали и надстроили по проекту Д. Н. Чечулина - здесь выход из станции метро "Охотный ряд". В центре площади в 1961 году установили гранитный памятник Карлу Марксу работы скульптора Л. Кербеля. На другой стороне проезда сейчас стоит гигантский забор, за которым кипит работа по возведению нового "старого" здания гостиницы "Москва". Каким оно будет и как повлияет на окружающую застройку, сказать пока не может никто.
На противоположной стороне высится один из памятников московского модерна - отель "Метрополь". Его история насчитывает более полутора веков. В 1838 году купец П. И. Челышев с дозволения генерал-губернатора князя Д. В. Голицына решил строить здесь "для отвращения безобразия в самом центре красивое здание такое, которое приносило бы пользу владельцу и городу и прочим обывателям". Застройщику предоставили ссуду в 200 тысяч рублей с рассрочкой на 15 лет и разрешили брать воду из городского водопровода для бань, которые Челышев предполагал разместить в одном из своих домов.
Приступили к забивке деревянных свай под фундамент, что потребовало огромных средств. Оказавшись на грани разорения, Челышев обращается к генерал-губернатору за новой ссудой. Несмотря на полученные дополнительно 300 тысяч рублей, окончательная отделка "Челышей", как именовали челышевские дома, завершилась только в 1850 году.
В 1897-м эту территорию приобретает Санкт-Петербургское общество страхований с намерением капитально реконструировать имеющиеся постройки и создать здесь крупный гостинично-театральный комплекс. Идея включения в него наряду с гостиницей, выставочными и танцевальными залами, рестораном, зимним садом, также и театра, вероятно, принадлежала пайщику Общества, известному театроману и меценату С. И. Мамонтову. Разработку проекта поручили мастеру московского модерна Л. Н. Кекушеву. Забегая вперед, скажем, что над проектированием и окончательной отделкой гостиницы "Метрополь", кроме Кекушева, в разное время работали многие замечательные зодчие и художники: В. Валькот, И. Жолтовский, А. Эрихсон, А. Перетяткович, М. Врубель, В. Поленов и другие. В 1899 году объявили международный конкурс на архитектурное решение фасадов, выигранный коллективом Л. Н. Кекушева. Тем не менее, к реализации приняли проект В. Валькота, получивший только четвертую премию. В том же году началось строительство нового здания "Метрополя". Но работы велись медленно, и через два года едва удалось закончить один корпус. Причина заключалась в крупных финансовых хищениях, достигших почти полутора миллионов рублей. Шли "налево" и стройматериалы - на возведение соседних Никольских торговых рядов. После следствия и судебного разбирательства работы возобновились, однако от театра пришлось отказаться.
Только в 1901 году взялись за отделку фасадов - с широким использованием керамики. Главным их украшением стали майоликовые панно и грандиозная композиция "Принцесса Греза", живописный вариант которой выполнил М. Врубель по заказу Саввы Мамонтова к открытию Нижегородской ярмарки 1896 года. Все майоликовые работы производились на керамических заводах Мамонтова. Одновременно скульптору Н. Андрееву заказали грандиозный скульптурный фриз на тему "Времена года".
В ночь на 14 декабря 1901 года случилась беда: крупный пожар уничтожил почти отделанные интерьеры. Меньше пострадали фасады, однако лепной фриз пришлось частично восстанавливать.
Наконец 19 февраля 1905 года состоялось торжественное открытие новой гостиницы на 550 мест с великолепным рестораном, читальным залом, многочисленными торговыми и конторскими помещениями. В 1906-м здесь появился первый в Москве двухзальный кинотеатр, функционировавший до 1982 года.
В 1917 году гостиница сильно пострадала от артиллерийского и пулеметного обстрела. Через год в "Метрополь", который стал называться Вторым Домом Советов, въехали различные правительственные учреждения.
В октябре 1985 года Моссовет вынес решение о реконструкции гостиницы. Проектирование поручили мастерской N 10 управления "Моспроект-2" и институту "Спецпроектреставрация". Работы производила известная строительная фирма "Перусюхтюмя" (Финляндия). На основе натурных исследований и изучения архивных материалов удалось сделать графическую реконструкцию первоначальной планировки, определить назначение каждого помещения. Старые чертежи, найденные в Музее архитектуры, позволили воссоздать первоначальный облик фасадов, существенно изменившийся за прошедшие десятилетия.
Главным зданием Театральной площади, несомненно, является Большой театр, фиксирующий ее продольную ось и мощно воздействующий своей архитектурой на окружающую среду. Построен он в 1821-1824 годах Осипом Бове по присланному из Петербурга проекту архитектора А. А. Михайлова на месте сгоревшего в 1805 году Петровского театра антрепренера Медокса. Проект был капитально переработан Бове, и театр получил единодушную восторженную оценку московской публики. В 1853 году - новый пожар, здание сгорает дотла, сохранились только наружные стены и портик. Архитектор Кавос, автор петербургской Мариинки, заново возводит Большой - со вторым фронтоном позади главного портика, увенчанного знаменитой квадригой П. К. Клодта.
В последующие годы Большой театр постоянно реконструировали. При этом его архитектура в основном оставалась неизменной; что же касается оборудования, оно со временем явно устарело. Сегодня Большой в инженерном плане никак не соответствует статусу одного из лучших оперных и балетных театров мира. В 1999 году московские архитекторы Хазанов и Белов выиграли тендер на проект его очередной реконструкции. Специалисты долго не могли прийти к единому мнению, что в данной ситуации считать главным: здание как архитектурный памятник или как комфортное вместилище оперной и балетной трупп. В первом случае его надо освободить от поздних пристроек, реставрировать и фактически превратить в музей; второй вариант предполагал бы кардинальную реконструкцию сцены, складов, декораций, мастерских и прочего - при этом Большой как памятник архитектуры московского классицизма частично утрачивается. Генеральный проектировщик - "Курортпроект" - выполнил девять версий проекта, однако ни одна из них еще окончательно не утверждена. Главный архитектор проекта Н. Шангин рассказывает, что под театром будет сделано 20-метровое заглубление, частично выходящее за габариты здания, - эту ответственнейшую часть разрабатывает НИИОСП имени Герсеванова под руководством академика Ильичева. Внутри театра чудом сохранился портик еще 1824 года. Разгорелась жаркая дискуссия: ломать или сохранить. Решили сохранить. Так как оставить портик на старом месте невозможно по технологическим условиям, его разберут и перенесут в подземный репетиционный зал.
Итак, сегодня Большой театр закрыт для публики, туда пришли строители. Какой мы увидим Театральную площадь через несколько лет?
Другие работы по теме:
Гостиница Мариотт Рояль Аврора
Text Кремль – 15 минут пешком. Ближайшее метро – Театральная. Аэропорт «Шереметьево-2» – 1 час на машине. Кремль – 15 минут пешком. Ближайшее метро – Театральная. Аэропорт «Шереметьево-2» – 1 час на машине. Гостиница Марриотт Роял Аврора расположена по адресу: 103031, Россия, Москва, Петровка 11/20 www.marriott-royal/ Центр Бронирования гостиниц Москвы (495) 585-96-52 Часы работы: Понедельник - пятница: с 10:00 до 19:00 Суббота: с 10:00 до 16:00 Воскресенье - выходной.
Восстановление Москвы после пожара 1812 года
План: 1. Изменение в облике города. 2. Восстановление промышленности и торговли. 1)Большую роль в восстановлении Москвы после пожара 1812 года сыграл из-вестный русский архитектор, участник войны Бове. Вернувшись из народного ополче-ния, он возглавил созданную тогда специальную комиссию для строений Москвы.
Балаганчик
Автор: Блок Александр. На сцене — обыкновенная театральная комната с тремя стенами, окном и дверью. У стола с сосредоточенным видом сидят Мистики обоего пола в сюртуках и модных платьях. У окна сидит Пьеро в белом балахоне. Мистики ждут прибытия Смерти, Пьеро ждет прихода своей невесты Коломбины, Неожиданно и непонятно откуда появляется девушка необыкновенной красоты.
Булгаков Михаил
(1891 — 1940) Прозаик, драматург. Родился 3 мая (15 н.с.) в Киеве в семье профессора Киевской духовной академии. "Семья Булгаковых — большая, дружная, культурная, музыкальная, театральная", — вспоминает жена младшего брата Булгакова.
Аксаков С.Т.
Один из самых известных и уважаемых москвичей. С 1827 г. цензор при Московском цензурном комитете, затем директор Межевого института. В 1830-е гг. театральный обозреватель, журналист.
Культура и трагедия
В великие эпохи трагедий усилия гениев и публики направлено не только на приращение знаний и опыта, но и на очищение форм, всегда очень решительное, то есть на поиск единства стиля в произведениях духа.
Театр Романа Виктюка
Театр Романа Виктюка существует уже более 5 лет. Это достаточно большой срок для частного театра, не имеющего ни государственной дотации, ни собственного помещения. За это время менялись актёры, административный и технический персонал театра, но один человек оставался неизменным - режиссёр Роман Григорьевич Виктюк.
Эссе Почепцов Г.Г. Теория коммуникации
Почепцов Г.Г. «Теория коммуникации» В учебнике Почепцова Г.Г. Рассматривается все что связанно с коммуникацией. Модели коммуникации: Модель Антонио Грамши (марксистская)Буржуазия держится, ,на двух основаниях: экономическом доминировании и на моральном лидерстве. Буржуазия диктует другим политические и моральные взгляды.
Таланова, Хиония Ивановна
(поначалу называлась Стрелкова 1-я, позднее - Таланова); (1822(1822) г. — 5 (17) мая 1880 г.). Происходит из семьи крепостных актеров Стрелковых, родоначальники которой играли в крепостном театре кн. Н. Г. Шаховского в Н. Новгороде. В конце 30 и 40-х гг. 19 в. в Нижегородском театре работали около 10 актеров Стрелковых.
Горбунов, Иван Фёдорович
Введение 1 Биография 2 Литературное и актерское творчество 3 Библиография Список литературы Введение Ива́н Фёдорович Горбуно́в (1831—1896) — русский прозаик, автор сцен из быта городского мещанства и крестьянства последней трети XIX века, рассказчик и актёр.
Парамонов, Фёдор Андреевич
Фёдор Андреевич Парамонов (1870(1870) — 12 декабря 1908, Москва) — русский актёр, ученик А. П. Ленского. В 1891 году закончил Драматические курсы Московского театрального училища. В 1891—1892 и 1895—1908 годах — актёр Малого и Нового театров. Крупное природное комическое дарование Фёдора Андреевича Парамонова отмечалось уже на выпускном спектакле.
Жюльетта Друэ
(фр. Juliette Drouet; настоящее имя Жюльенна Говен, фр. Julienne Gauvain; 1806, Фужер, Бретань — 1883, Париж) — французская актриса. Оставшись круглой сиротой на втором году жизни, девочка воспитывалась у своего дяди Рене Друэ, затем в церковном пансионе для девочек в Париже. В 1825 г. Жюльенна стала любовницей скульптора Жана Жака Прадье, изобразившего её в виде аллегорической статуи города Страсбурга на площади Согласия в Париже.
Бурджалов, Георгий Сергеевич
Георгий Сергеевич Бурджалов (Бурджалян; 1869—1924) — русский актёр и режиссёр, брат армянского режиссера Аркадия Сергеевича Бурджаляна. С 1921 руководитель 4-ой студии МХАТ. Один из основателей Музея Художественного театра в 1922 году.
Яблочкина, Серафима Васильевна
Введение 1 Биография Список литературы Введение Яблочкина, Серафима Васильевна (урожденная Сорокина) (17(29). IV. 1842, Санкт-Петербург — 24.III(5.IV).1898, Москва) — драматическая актриса, иначе называемая Яблочкина 1-я. Жена Александра Александровича Яблочкина, мать Александры Яблочкиной.
Скуратов, Павел Леонидович
Павел Леонидович Скуратов (1861(?) — ?) — русский актёр и антрепренёр. Учился в Петербурской консерватории (класс скрипки и композиции), где слушал курс драматического искусства под рук. Н. Ф. Сазонова и Д. Д. Коровякова. На сцене с 1881 года. В 1882—1884 годах — в Малом театре. С 1884 года — в провинции.
Васильев, Сергей Васильевич актёр
Введение 1 Биография 2 Творчество Список литературы Введение Серге́й Васи́льевич Васи́льев — российский актёр, один из талантливейших актёров московского театра.[1]
Лапин, Иван Фёдорович
Введение 1 Биография Список литературы Введение Лапин Иван Федорович (1743(1743) — до 1795) — русский актёр и художник. 1. Биография Сведения о Иване Федоровиче Лапине сохранились крайне скудные.
Наталья Алексеевна царевна
Введение 1 Биография 1.1 Детство и отрочество 1.2 Отношения с Петром 1.3 Смерть и погребение 2 Имущество царевны 3 Театральная деятельность 3.1 Произведения царевны
Лавров, Иван Иванович актёр
Введение 1 Биография 2 Роли в театре Список литературы Введение Иван Иванович Лавров (1812—1890; настоящая фамилия Барсуков) — российский актёр и антрепренёр[1].
Григорьев, Пётр Иванович
Введение 1 Биография 2 Роли 3 Литературная деятельность. Пьесы Список литературы Введение Петр Иванович Григорьев (также известный как Григорьев 1-й; 1806(1806) — 1871) — русский актёр и драматург.
Лавров, Иван Иванович оперный певец
Введение 1 Биография 2 Творчество 2.1 Оперные партии 2.2 Роли в театре Список литературы Введение Иван Иванович Лавров (1827—1902) — российский артист оперы (тенор) и драматический актёр.
Сиддонс, Сара
Введение 1 Биография 2 Признание Введение Сара Сиддонс (англ. Sarah Siddons, собственно Сара Кембл, англ. Sarah Kemble, 5 июля 1755, Брекон, Брекнокшир — 8 июня 1831, Лондон) — британская актриса.
Абжалилов, Халил Галеевич
Введение 1 Биография 2 Награды и звания 3 Роли в театре Список литературы Введение Халил Галеевич Абжали́лов (тат. Xəlil Ğali uğlı Əbcəlilev, Хәлил Гали улы Әбҗелилев) (17 (29) сентября 1896, с. Мустафино Оренбургской губернии, (ныне - Шарлыкский район Оренбургской области) — 18 марта 1963, Казань) — советский татарский актёр.
Климовский, Евгений Иванович
Климовский, Евгений Иванович (17(29).III.1824 – июнь 1865[1] или 1866[2]) - русский артист оперы (тенор), драматический актёр, композитор. Настоящая фамилия Оглоблин.
Агеев, Виктор Иванович актёр
План Введение 1 Биография 2 Признание и награды 3 Творчество 3.1 Роли в театре 3.1.1 Оренбургский областной драматический театр имени М. Горького Список литературы
Антадзе, Додо Константинович
Введение 1 Биография 2 Признание и награды 3 Творчество 3.1 Роли в театре 3.2 Постановки в театре Список литературы Введение Додо Константинович Антадзе (груз. დოდო კონსტანტინეს ძე ანთელავა; Додо (Исаак) Константинович Антадзе; 1900—1978) — советский актёр, театральный режиссёр, народный артист СССР (1971).[1]
Закушняк, Александр Яковлевич
Александр Яковлевич Закушняк (1879—1930; псевдоним Самарский) — российский и советский артист театра и эстрады, чтец, основоположник реалистической школы литературного рассказывания, создатель жанра вечера рассказа[1]
Нильский, Александр Александрович
Александр Александрович Нильский (настоящая фамилия Нилус; 1840—1899) — русский актёр. Биография Александр Нильский родился 10 (22) июля 1840 года[1]. Учился в Петербургском театральном училище, по его окончании был принят в Александринский театр, где работал в 1860—1883 и в 1892—1897. Поначалу стал играть роли героев и любовников, подвергаясь нападкам печати, отказывавшей ему в горячности и видевшей в нём артиста, вполне подходящего на амплуа фатов и простаков.
Леонидов, Леонид Львович
Леонид Львович Леонидов (настоящая фамилия Стакилевич[1]) (18 апреля 1821 г. , Санкт-Петербург — 5 августа 1889) — выдающийся русский драматической артист.
Лядова, Вера Александровна
Вера Александровна Лядова (1839—1870) — российская певица (сопрано), балерина, артистка оперетты. Биография Вера Лядова родилась 15 марта 1839 году в артистической семье. Отец — Александр Николаевич Лядов — известный балетный дирижёр императорских театров; его брат Константин Лядов — главный капельмейстер русской оперы в Петербурге.
Ермолова Мария Николаевна
Когда в московском Малом театре начинались спектакли, в будку к суфлеру Ермолову забиралась дочь. Маше все было интересно: и небо, нарисованное на холстах, и одежды артистов, и притихший в темноте зал, откуда доносилось взволнованное дыхание зрителей.
Додин Лев Абрамович
Народный артист России, лауреат Государственных премий СССР и РФ, художественный руководитель Академического Малого драматического театра, профессор, заведующий кафедрой Санкт-Петербургской академии театрального искусства.
Введенский А.И.
Родился 23 ноября (6 декабря н.с.) в Петербурге в семье экономиста. Учился в гимназии, затем в школе им. Л.Лентовской, которую окончил в 1921, не сдав экзамена по русской литературе. Но уже в школе начал писать стихи.