Следующий этап развития Кремля был связан с событиями особой исторической важности. Рубежной датой в истории страны стал 1480 год, когда татары попытались последний раз силой заставить русских выплачивать дань. Хан Ахмат подошел к берегам Угры, где его ожидало войско великого князя московского Ивана III. Не решившись дать генеральное сражение, хан бежал, а Иван III с бескровной победой вернулся в Москву. Так закончилось монголо-татарское иго, которое двести сорок лет сковывало русские земли.
К этому времени, в основном, завершился и многотрудный процесс объединения русских княжеств в единое государство.
В 1453 году под натиском турок пал Константинополь - столица Византии. Древний центр православного мира прекратил свое существование. В сознании русских людей роль нового центра православия взяла на себя Москва. В 1472 году великий князь московский Иван III вступил в брак с племянницей последнего византийского императора Софьей Палеолог. В глазах европейских правителей он предстал преемником власти византийских императоров и римских цесарей. Древний герб Византии - двуглавый орел - стал гербом Российского государства.
Все эти события оказали существенное воздействие на формирование государственной идеологии, нашли отражение в памятниках литературы и искусства и послужили основной причиной грандиозной перестройки Московского Кремля.
По указу Ивана III в Москву для создания достойной " государя всея Руси" резиденции были приглашены не только русские мастера, но и зодчие из Италии, искусство которых высоко ценилось во всех странах Европы. Они возглавили строительные работы. В центре Кремля на основе синтеза русской традиции и художественных принципов итальянской архитектуры эпохи Возрождения был создан ансамбль главной Соборной площади.
В 1475-1479 годах итальянский архитектор Аристотель Фиораванти возвел новый Успенский собор - главный храм Русского государства. На противоположной стороне площади еще один итальянский зодчий Алевиз Новый в 1505 - 1508 годах построил великокняжеский храм-усыпальницу - собор Архангела Михаила. Западную сторону площади украсил вновь выстроенный дворец великого московского князя Ивана III, включавший Набережную палату, Среднюю Золотую палату, Большую Грановитую палату - целый комплекс парадных зданий. Далеко не все здания дворца нам сохранило время.
Но и сегодня Соборную площадь украшает парадный тронный зал Ивана III - Грановитая палата, возведенная Марко Фрязиным и Пьетро Антонио Солари в 1487-1491 годах. В юго-западной части площади поднялся Благовещенский собор (1485-1489 годы) - домовый храм великого князя, а рядом с Успенским собором - церковь Ризположения (1484-1485 годы) - домовый храм митрополита. Они были построены артелью русских мастеров, приглашенной Иваном III из Пскова. Пространство между Архангельским и Благовещенским соборами заняло здание Казенного двора, где расположилась основная часть великокняжеской сокровищницы. В 1505-1508 годах архитектор Бон Фрязин возвел колокольню Ивана Великого и тем самым завершил создание ансамбля Соборной площади. Окруженная плотно стоящими зданиями, площадь превратилась в парадный зал под открытым небом, стала местом проведения важнейших церемоний и обрядов.
Новые храмы по традиции были поставлены на месте своих предшественников, первых московских белокаменных церквей времен Ивана Калиты и Дмитрия Донского, и были посвящены тем же христианским праздникам и святым. Из старых соборов в новые бережно перенесли все захоронения, священные сосуды, книги, иконы. Из Владимира в Успенский собор Кремля была принесена особо почитаемая русская святыня - икона Владимирской Богоматери, что подчеркивало духовную связь Москвы с древней столицей и ставило ее под особое покровительство Богоматери.
В 1485-1495 годах итальянские мастера возвели новые стены и башни Кремля и иностранные путешественники часто стали называть его "замком". Действительно, форма башен и корона венчающих стены зубцов напоминают замок Скалигеров в Вероне и знаменитый замок Сфорца в Милане. Но это сходство чисто внешнее. Замки Европы, как правило, были недоступны для горожан, не были для них убежищем или центром общественной жизни. В отличие от них, Московский Кремль, выстроенный по последнему слову европейской фортификации, прежде всего был крепостью, защищавшей всех жителей города. А поскольку там были сосредоточены высшая светская и духовная власть, наиболее почитаемые храмы, монастыри и общерусские христианские святыни, Кремль стал осознаваться как место "особой государственной святости" для всей России.
Другие работы по теме:
Здание Двенадцати коллегий
Введение 1 История 2 Современность Введение Здание Двенадцати коллегий — памятник архитектуры на Васильевском острове в Санкт-Петербурге. Здание выполнено в стиле барокко и состоит из двенадцати идентичных трёхэтажных секций. Начало строительства под руководством архитектора Доменико Трезини (верхние этажи по проекту Теодора Швертфегера).
Храм Воскресения Словущего Коломна
Введение 1 История 1.1 Современная история 2 Святыни Список литературы Храм Воскресения Словущего (Коломна) Введение Храм Воскресения Словущего —- один из древнейших храмов в Коломне, приписаной храм Успенского собора (г. Коломна). Расположен на территории Коломенского Кремля.
Церковь Благовещения на Житном дворе
План Введение 1 История Список литературы Введение Церковь Благове́щения на Жи́тном дворе (Церковь Благове́щения Пресвято́й Богоро́дицы, что на Жи́тном дворе) — православная церковь, существовавшая на территории Московского Кремля, пристроенная к Благовещенской башне.
Манежная площадь: историческая справка
Ближайшие окрестности Красной площади - в том числе и Манежная площадь, принадлежат к наиболее посещаемым москвичами местам уже четыре века. Первые упоминания о Манежной площади появились 500 лет назад.
Водовзводная (Свиблова) башня Московского Кремля
Водовзводная (Свиблова) башня круглая в плане построена в 1488 итальянским архитектором Антонио Джиларди (Антоном Фрязином), под его руководством была также построена в 1485 году Тайницкая башня .
Набатная башня Московского Кремля
Глухая Набатная башня была возведена в 1495 году в северо-западной стене Московского Кремля между двумя другими — Царской и Константино-Еленинской башнями.
Константино-Еленинская башня Московского Кремля
Константино-Еленинская (Тимофеевская) башня Московского Кремля построена в 1490 итальянским архитектором Пьетро Антонио Солари (Петром Фрязиным) на месте Тимофеевских ворот белокаменного Кремля.
Никольская башня Московского Кремля
При строительстве новых крепостных стен Московскому Кремлю в первую очередь возводились стратегически наиболее важные проездные башни: Константино-Еленинская, Спасская и Никольская.
Тайницкая башня Московского Кремля
В последней четверти XV столетия Иван III развернул грандиозную перестройку стен и башен Кремля. Начало нового строительства тесно связано с именем итальянского зодчего Антона Фрязина (Антонио Джиларди).
Большой Каменный мост
Несмотря на название «Большой Каменный» — мост металлический, в отличие от соседнего Большого Москворецкого, оформленного гранитом.
Москва в XV веке
Правление Василия I. Рост территории московского княжества. Облик Москвы. Перестройка Успенского собора.
Москва в XIII веке
Монголо-татарское нашествие на Москву. Даниил Александрович - основатель московского княжества.
Старый город Кремль (XIX век)
Начало XIX века стало переломным моментом в судьбе кремлевских сокровищ. В 1806 году император Александр I подписал указ "О правилах управления и сохранения в порядке и целости находящихся в Мастерской и Оружейной палате древностей".
Центр Москвы первопрестольной (XVIII век)
Новый XVIII век начался бурной преобразовательной деятельностью Петра I. В 1712 году столиц России была перенесена на берега Невы в город святого Петра - Санкт-Петербург.
Кутафья (Предмостная) башня Московского Кремля
Подходы к Троицкой башне защищала башня Кутафья, единственная из сохранившихся предмостных укреплений Кремля. Сооружена она в 1516 году напротив Троицкой башни, в конце Троицкого моста, под руководством миланского архитектора Алевиза Фрязина.
Кремль
История и описание Московского Кремля.
Восстановление Москвы
Общая характеристика восстановительных работ. Восстановление Кремля и Китай-города. Облик остальной Москвы.
Иконопись Древней Руси
Text Graphics Иконопись Древней Руси. Graphics Христос-искупитель. Мозаики церкви монастыря Хора. Рубеж 13-14 вв. Византия. Graphics
Спасо-Преображенский монастырь
Рассматривать архитектуру новых сооружений Спасо-Преображенского монастыря, не касаясь основных тенденций, господствовавших в то время в московском зодчестве, было бы неверным, поскольку последние нашли также свое отражение и в ярославских постройках.
XX век до н. э.
Введение 1 Правители 2 Египет 3 Месопотамия и Сирия 4 Другие регионы 5 Важные персоны 6 Открытия Введение 1. Правители Фараоны Ментухотеп III, Ментухотеп IV, Аменемхет I, Сенусерт I, Аменемхет II (точные даты правления спорны).
II тысячелетие до н. э.
— временной промежуток с 2000 по 1001 год до нашей эры. Вторая половина II-го тысячелетия до н. э. — Срубная культура в степных и лесостепных районах Украины и Европейской части России, Абашевская культура в лесостепном Подонье, Среднем Поволжье и на Южном Урале.
Матарам
Матарам — средневековое государство, существовавшее на территории современной Индонезии в 732—1043 годах, в центральной и восточной части острова Ява.
690-е до н. э.
Важнейшие события Ок.700 — Клерухи Самоса выведены на полуостров Микале в местность Перрайю. Ок.700 — Коринфянин Аминокл построил на Самосе четыре первые триеры.
VII век
План Введение 1 События 2 Русь 3 Китай 4 Азия Введение Седьмой (VII) век длился с 601 по 700 годы по григорианскому календарю. 1. События Ок. 600 — 1200 — цивилизация Тиауанаку около озера Титикака.
Исторические даты России
- Православие вытесняет древнюю культуру и веру славян. в до н.э. - Сорматское нашествие. Культура прослявян-сколотов пришла в упадок. IV-V в.в н.э. - Великое переселение народов.
Ермолин, Василий Дмитриевич
Васи́лий Дми́триевич Ермо́лин (годы рождения и смерти неизвестны) — московский купец, который руководил строительными работами Московского государства в 1460-х и начале 1470-х гг. По заказу (возможно, и при непосредственном участии) Ермолина была составлена Ермолинская летопись.
Суздаль
Суздаль появился на страницах русских летописей в 1024 году и определил целый период в развитии русской национальной государственности и культуры.