О.А. Иванов
Самые ранние упоминания об этой церкви относятся к 1625 году. Поскольку она располагалась неподалеку от берега Москвы-реки, ее называли: "что у Крымского двора на берегу". Нередко разливы подтапливали основание. В 1709 году, по словам очевидца, "вода была великая на Москве, под каменной мост, под окошки подходила, и с берегов дворы сносила и с хоромами и с людьми, и многих людей потопила, также и церкви многие и у Иоанна Войнственника за Москвою-рекою церковь Божию потопило"1
. Тогда и перенесли церковь на более высокое место.
Однако народная молва связала с упомянутым событием следующую легенду. Петр I, проезжая по Якиманке, увидел, что церковь стоит в воде и к ней подъезжают люди на лодках. Узнав, что это храм Иоанна Войнственника, царь воскликнул: "Это наш патрон. Скажите священнику, что я бы желал видеть храм каменный и на возвышении у самой Большой улицы, дам вкладу и пришлю план". Через два месяца он сам приехал с планом и, увидев, что начали уже завозить материал для строительства, похвалил священника. А в книге для вписания вкладов якобы написал: "Вклад даю триста рублей. Петр"2
.
Рассказывали также, что к освящению храма в 1717 году царь прислал золотые сосуды, картину и пудовую гирю на массивной цепи. Ее подвесили при входе для напоминания людям о соблюдении порядка во время службы. На картине, имевшей более двух аршин в длину и ширину (около 142 см), вверху имелась надпись: "Аптека, врачующая грехи".
Есть все основания считать, что это одна из московских легенд. Дворовое место для постройки новой церкви было куплено еще в 1702 году из стрелецких оброчных земель3
. Это подтверждает дошедшее до нас свидетельство того же года: "Ноября 23 дня. Новомещанской слободы Андрей Дементьев дал запись церкви Иоанна Войнственника, что у Крымского двора, священнику Алексею Федорову, да старосте церковному Козме Иванову в том, что подрядился сделать к мощам Иоанна Войнственника ковчег чеканный серебряный, который он наперед сего делал и, не доделав, покинул, и сделать тот ковчег чеканный самым добрым мастерством по образцу, каков ему дан на месте; а рядил от 1 фунта серебра и от меди по 2 рубля 25 алтын; взял наперед 21 рубль 50 копеек, да на ковчег 0,5 пуда меди; а вместо поруки заложил двор в Огородной слободе в приходе церкви Иоанна Предтечи"4
. Несомненно, мощи святого готовили к перевозу в новую церковь.
В 1712 году для церковного кладбища были отведены пустырь и несколько дворов также из стрелецких оброчных земель. Московский губернатор, князь Михаил Григорьевич Ромодановский, уплату оброчных денег с этих земель отменил, а велел хозяевам платить только "мостовые деньги" - на приведение в порядок дорог у их владений. Через некоторое время новый губернатор, боярин Алексей Петрович Салтыков, предписал собирать и оброчные деньги. Так за церковью Иоанна Воина образовалась недоимка (с 1714 по 1720 год): 89 рублей 22 алтына 2 деньги оброчных денег и 24 рубля мостовых.
Священник Алексей Федоров подал прошение вице-губернатору Воейкову о сложении долга. Оно попало в Камер-Коллегию, постановившую собирать оброчные деньги только с дворов священника и церковнослужителей.
Сохранился документ 1721 года, согласно которому священник Алексей Федоров купил за 5 рублей у вдовы сторожа Мундирной канцелярии Агафьи Потаповны Чертихиной ее строения (вероятно, дом и хозяйственные постройки), расположенные около церкви на Большой Калужской (так называлась в те годы Якиманка). Землю же, на которой все это находилось, она "уступила к церкви Иоанна Войнственника для строения на ней богадельни"5
. Таким образом, подлинным основателем новой церкви Иоанна Воина следует признать священника Алексея Федорова, а не Петра I.
Список литературы
1. Желябужский И.А. Записки // Записки русских людей. СПб., 1841. С.111.
2. Горчаков Н. Церковь св. Иоанна Войнственника в Москве // Московские губернские ведомости. 1841, № 10. С.100.
3. ЦИА Москвы. Ф.2134, оп.1, № 36, л.75.
4. Москва. Актовые книги XVIII столетия. М., 1892. Т.1. С.181-182 (№ 1835).
5. Москва. Актовые книги XVIII столетия. М., 1895. Т.3. С.114 (№ 523).
Другие работы по теме:
Апостольский послания. Общие Сведения.
Последний, четвертый, период Истории Апостольского Века охватывает промежуток времени от половины шестидесятых годов до самого конца первого столетия. Его началом, на Западе, можно считать мученическую смерть ап. Павла.
Источники Истории Апостольского Века
Главным источником истории Апостольского Века является книга Деяний Апостольских. Евангелист Лука, заботившийся о хронологической точности в Евангелии, имел перед собою историческую цель и в Книге Деяний.
Иоанн Русский
Введение 1 Биография 1.1 Молодость 1.2 Жизнь в рабстве 1.3 Начало почитания 2 История мощей святого 2.1 «Турецкий» период 2.2 «Греческий» период 3 Почитание в России
Второй Ватиканский собор 2
План Введение 1 Цель собора 2 Богослужебная реформа 3 Итоговые документы Введение Второй Ватиканский собор — последний из Соборов Католической церкви, XXI Вселенский Собор по её счёту, открытый по инициативе папы Иоанна XXIII в 1962 и продолжавшийся до 1965 года (за это время папа сменился, собор закрылся уже при папе Павле VI).
Церковь Благовещения на Житном дворе
План Введение 1 История Список литературы Введение Церковь Благове́щения на Жи́тном дворе (Церковь Благове́щения Пресвято́й Богоро́дицы, что на Жи́тном дворе) — православная церковь, существовавшая на территории Московского Кремля, пристроенная к Благовещенской башне.
Иаковы
Иаков, имя трех христианских святых 1 в.
Антихрист
Антихрист, антагонист Христа, узурпирующий его имя или права.
Крещение Господне, Богоявление
Крещение Господне называют Богоявлением, ибо в событии Крещения проявилось участие всех трех Лиц Пресвятой Троицы: Бога Отца, открывающегося в гласе, Бога Духа Святого в виде голубя, осеняющего воды, и Бога Сына, принимающего Крещение от Иоанна.
История храма Знамения
325 лет назад, 1 июня (по старому стилю) 1679 года, "государевыми людьми" - стрельцами полковника Никифора Ивановича Колобова - был заложен первый камень в основание будущей церкви.
Храм Иоанна Кронштадтского
Жителям района Жулебино хорошо знаком храм на Саранской улице. А ведь всего несколько лет назад на этом месте была березовая роща. Теперь здесь деревянный, построенный в старорусском стиле храм. Называется он именем Иоанна Кронштадтского.
Идёт война народная
Так называется сборник рассказов С. П. Алексеева. Книга открывается сценой жесточайшей битвы на полях Подмосковья, а завершается рассказом «Победа». В нём говорится о том, как два воина — русский Михаил Егоров и грузин Милетон Кантария — водрузили на крыше рейхстага Знамя Победы. Между этими историческими событиями было много других сражений и побед.
Колокольня Ивана Великого
Построена из кирпича и белого камня вместо разобранной церкви Иоанна Лествичника 1329 г. типа "иже под колоколы". Первоначально это был трехъярусный столп высотой ок. 60 м с церковью Иоанна Лествичника в нижнем ярусе.
Пожар в Толчковской слободе 1767
Ярославский пожар 1767 года Пожар случился 1 (12) октября 1767 года в одиннадцатом часу пополудни за рекой Которослью в Толчковской слободе во дворе ярославского купца и депутата к слушанию проекта нового Уложения Алексея Иванова Ярославцова. По показаниям крепостных крестьян — работников этого купца, один из них — Потап Фёдоров родом из села Наумова Ярославского уезда, пошёл вечером со свечою в дубной амбар, чтобы оставить там чан и взять свою постель, после чего вместе с остальными работными людьми спал в жилом амбаре, пока всех их не разбудил дворник, сообщив о пожаре.
Кинкель, Иоанна
Введение 1 Биография 2 Творческая характеристика Введение Иоанна Кинкель (нем. Johanna Kinkel, урождённая Моккель; 8 июля 1810, Бонн — 15 ноября 1858, Лондон) — немецкая писательница, композитор, хоровой дирижёр и музыкальный педагог, революционерка.
Иоахим Флорский
Иоа́хим Фло́рский , Джоаккино да Фьоре (итал. Gioacchino da Fiore) (Челико, ок. 1132— Сан-Джованни-ин-Флоре, Калабрия, 30 марта 1202) — итальянский цистерцианский монах, мистик-прорицатель, родоначальник средневекового хилиазма, яркий мыслитель философско-мистического склада.
Иоанн Солсберийский
(лат. Johannes Saresberiensis) (1115/1120 Салисбери — 1180) — англо-французский богослов, схоластик, писатель, педагог, епископ Шартра (1176—1180).
Presbyterorum Ordinis
Введение 1 Структура 2 План Введение Список литературы Введение Presbyterorum Ordinis (лат. Чин пресвитеров) — декрет Второго Ватиканского собора Католической церкви. Полное название — Декрет о служении и жизни пресвитеров «Presbyterorum Ordinis». Утверждён папой Павлом VI 7 декабря 1965 года, после того как он был одобрен на соборе.
Стефан Лэнгтон
(англ. Stephen Langton) — англ. богослов и политический деятель, род. в конце XII века; получил прекрасное образование. В 1206 Лангтон был сделан кардиналом, благодаря папе Иннокентию III, его соученику и другу. В следующем году папа Иннокентий III заставил монахов избрать Лэнгтона на кентерберийскую кафедру, вопреки желанию короля Иоанна.
Орден Святого Иоанна Иерусалимского Россия
Введение 1 История Ордена 2 Степени 3 Список членов Священного Совета Державного Ордена Святого Иоанна Иерусалимского, Великого Российского и Великого Российско-Католического Приорств, а также Командоров ордена в Российской Империи
Приказ Большой казны
Неволин относит учреждение его ко времени Иоанна III, хотя достоверно известно его существование только в царствование Иоанна IV. Ведал его тот же боярин, что и стрелецкий приказ, с ним были в товарищах думный дворянин и 2—3 дьяка.
Бенкендорфы
Бенкендо́рфы (нем. Benckendorff) — графы и дворяне, происходящие от Иоанна Бенкендорфа, старшего бургомистра города Риги, приобретшего этим званием дворянство (по шведскому закону 1660 года со званием старшего рижского бургомистра было сопряжено потомственное дворянство).
Анжуйская ветвь дома Валуа
План Введение 1 История 2 Генеалогия Введение Дом Валуа-Анжу или Младший Анжуйский дом — ветвь французского королевского дома Валуа, которая правила рядом земель за пределами Франции, включая Неаполитанское королевство.
Иоанн I король Франции
Иоанн I Посмертный (Постум, фр. Jean Ier le Posthume; 15 ноября 1316(13161115), Париж, Франция — 20 ноября 1316, Париж, Франция) — король Франции, сын Людовика X Сварливого от его второго брака с Клеменцией Венгерской. Родился через несколько месяцев после смерти отца, 15 ноября 1316 года, и сразу был провозглашён королём, однако король-младенец умер уже через 5 дней сразу после крещения.
Агнесса Бургундская
(фр. Agnиs de Bourgogne; 1407(1407) — 1 декабря 1476) — дочь герцога Бургундского Иоанна Бесстрашного, представительница Бургундской ветви дома Валуа, жена Карла I де Бурбона с 1425 года.
Артур I герцог Бретани
Артур I (англ. Arthur, 30 апреля 1187, Нант — 3 апреля 1203, Руан) — герцог Бретани с 1196 года, граф Ричмонд с 1187 года из династии Плантагенетов, сын Жоффруа II, герцога Бретани и Констанции де Пентьевр, графини Ричмонд.
Гавриил Новгородский
Гавриил (в иночестве ГРИГОРИЙ), архиепископ Новгородский (1187—1193). Младший брат архиепископа Новгородского Ильи (в иночестве Иоанна). Родился в Новгороде в богатой и благочестивой семье неких Николая и Христины.
Басманов Алексей Данилович
Впервые упоминается в 1543 г. Он был тогда на стороне Шуйских и вместе с другими боярами, их приверженцами, участвовал в преследовании Федора Воронцова, пользовавшегося расположением Иоанна IV.
Преподобный Иоанн Дамаскин
Жизнеописание преподобного Иоанна Дамаскина. Иконоборчество. Чудесное исцеление Иоанна. Богословская деятельность.
Зарудный И.П.
Прибыл в Москву, видимо, с Украины. Сведения об учении и ранних работах отсутствуют. Имел мастерскую, выполнявшую резьбу по дереву. С 1707 г.- суперинтендант всей российской церковной живописи. Первый представитель барокко в России.