СЕРДЦЕ МОСКВЫ
Третий по значению собор Кремля – Благовещенский – был домовым великокняжеским храмом. Здесь проходили обряды бракосочетания, крещения, именин великокняжеской и царской семьи. Появившись впервые на Кремлевском холме в конце XIII века, Благовещенский собор в 1484 г. был заново отстроен псковскими мастерами. Нынешний облик собор приобрел в 60-е годы XVI века.
Поводом к перестройке послужили победы Ивана Грозного в Ливонской войне – взятие «древней царской вотчины» Полоцка. Собор становится девятиглавым с позолоченными главками и кровлей. Постройку паперти с высоким белокаменным крыльцом с южной стороны легенда связывает с четвертым браком Ивана Грозного, на которого была наложена епитимья (покаяние), вследствие чего он, по христианскому канону, не мог присутствовать на богослужении в самом соборе, а стоял на паперти. На самом деле сохранившееся крыльцо – часть собора 1489 г. Через него можно было из царского дворца пройти в Казенный двор, находившийся между Архангельским и Благовещенским соборами, далее в Архангельский собор и спуститься во дворцовые сады.
В XVI веке итальянские мастера-резчики по камню переделали порталы Благовещенского собора, придав им современный вид. Высокие двери обили листовой медью, на которой в технике золотой наводки были изображены библейские сюжеты. Изысканно-нарядные «золотые врата» как бы приглашают входящего к созерцанию роскошного интерьера собора.
Впервые храм был расписан в 1508 г. с дальнейшим подновлением фресок на протяжении XVII-XIX столетий. Благовещенский собор – один из немногих памятников древнерусской архитектуры, в котором так полно сохранилась подлинная монументальная живопись XVI века. Она создана артелью русских художников.
На сводах галереи собора располагается композиция «Древо Иесеево» - библейская родословная Христа, символизирующая предысторию и историю христианства.
Значительное место в росписи центральной части храма занимают сюжеты из «Апокалипсиса». В ансамбле фресок Благовещенского собора нашла отражение государственная доктрина «Москва - третий Рим», связывающая Московский царствующий дом с византийскими императорами и римским императором Августом. Изображения на столпах собора подчеркивали преемственность власти великих московских князей от Киева и Византии.
Уникальный по своей художественной ценности иконостас Благовещенского собора объединяет иконы, принадлежащие разным эпохам – с XIV по XVIII век – и различным мастерам.
Испокон веков в Благовещенском соборе хранились священные реликвии, а также частицы мощей более чем сотни святых греческой и русской церкви. Цари приобретали их или получали в дар. В 1680 г. в храме собралось тридцать пять серебряных ковчегов с мощами общим весом более пяти пудов и еще три деревянных киота. Раз в год, в пятницу Великого поста, ковчеги вынимали, переносили в Успенский собор и омывали святой водой.
Также посещали домовый храм и в новолетие, в сырую неделю, в Благовещение – храмовый праздник, когда патриарх преломлял хлебы и раздавал всем присутствующим, а царь устраивал стол для бояр и духовенства.
На Троицу стольники несли перед Михаилом Федоровичем «веник» (букет цветов) и свежие листья. После обедни ключарь устилал царское место, находившееся у столба напротив иконостаса, листьями и цветами и кропил розовой водой. На этом «листе» царь совершал коленопреклонение. В дальнейшем в Благовещенский собор присылали цветы из дворцовых садов; этот обычай сохранялся еще при Елизавете.
На Пасху царь должен был христосоваться со своим духовником, а духовниками становились протопопы Благовещенского собора. Духовник имел большое влияние на духовного сына: он исповедовал его, наставлял на путь истинный, прикладывал руку к различным государственным актам, помогал составлять завещание. Благовещенские протопопы венчали своих подопечных, крестили их детей, а при восшествии духовного чада на престол переносили в Успенский собор государственные регалии. Отца духовного полагалось чтить больше родного – «яко Бога».
При Алексее Михайловиче Благовещенский собор уже не был домовым: после строительства в 1655 г. Верхоспасского собора при Теремном дворце цари стали молиться в новом дворцовом храме.
В наше время на южной галерее Благовещенского собора открыта выставка икон. В подклете размещается археологическая выставка, рассказывающая о предыстории древнейшего московского поселения на Боровицком холме.
Московский Кремль всегда был центром не только политической, но и духовной жизни Руси.
Напротив западного входа в Успенский собор, где с XIV века находился двор русских митрополитов, стоит маленькая церковь Положения Риз Пресвятой Богородицы. Она служила домовой церковью русских митрополитов, а с 1589 г., после учреждения на Руси патриаршества, стала церковью патриархов. В древности церковь соединялась с их покоями многочисленными переходами.
Построенная в 1484-1485годах на месте более древнего храма, церковь посвящена празднику Ризоположения, установленному в Византии. По преданию, в Константинополь из Палестины была привезена величайшая реликвия – риза (одежда, покрывало) Богоматери, которая почиталась чудодейственной, как святыня, охраняющая город от врагов.
Возведенная псковскими мастерами церковь Ризоположения является характерным памятником московской архитектуры, хотя и включает элементы псковского декоративного убранства фасада здания. Небольшой и уютный интерьер отвечает назначению храма. Сюжеты росписи посвящены Богоматери: «Акафист», «Житие Богородицы» и т.д. На столбах церкви представлена родословная московского царствующего дома, помещены изображения московских митрополитов, предшественников русских патриархов.
Роспись патриаршей церкви прославляет церковную власть, ее теснейший союз с властью московских князей под покровительством Богоматери.
Иконостас, созданный в 1627 г. Назарием Истоминым-Савиным, поражает совершенством. Сдержанная цветовая гамма празднична, что достигнуто введением в нее чистого алого и белого цветов, усиленных басменными окладами, в которые заключены иконы.
В середине XVII века, в связи со строительством нового домового храма для патриарха Никона, церковь Ризоположения была передана царскому дворцу и соединена с ним крытыми переходами.
В наши дни в северной галерее этой церкви открыта экспозиция деревянной скульптуры XV-XVII веков. Здесь представлены большие резные иконы и маленькие иконки-складни – произведения старинных центров деревянной резьбы Новгорода, Ростова Великого и Русского Севера.
Другие работы по теме:
Экология (Северо-западный округ и Северо-восточный округ Москвы)
В Москве комфортный уровень состояния окружающей среды сохраняется в жилых районах Химки-Ховрино, Строгино, Крылатское, Тушино, Тёплый стан, Ясенево и некоторых других. Дискомфортные экологические условия проживания существуют в центральной, восточной юго-восточной и Северо-восточной частях Москвы.
Природно-ландшафтное зонирование на примере города Москвы
Особенности исторического развития природного ландшафта г. Москвы. Содержание Генплана города, значение его составляющих - функционального, строительного и ландшафтного зонирования для выбора наиболее оптимального режима градостроительного развития.
Астафьев в. п. - Один на один с тайгой
Деревья деревья деревья. Под ногами мох и жухлая трава над головой равнодушные безучастные к человеческой беде облака. А в сердце холодный липкий пронизывающий ужас заставляющий то бежать сломя голову то без сил лежать на земле.
Пушкин а. с. - Москва и петербург в романе а. с. пушкина
Москва святыня. России ее сердце. Не зря захватчики всех времен и народов будь то татары французы или немцы чтобы остановить жизнь. России стремились остановить ее сердце то есть захватить. Москву. Описание Москвы и любви к ней.
Восстановление Москвы после пожара 1812 года
План: 1. Изменение в облике города. 2. Восстановление промышленности и торговли. 1)Большую роль в восстановлении Москвы после пожара 1812 года сыграл из-вестный русский архитектор, участник войны Бове. Вернувшись из народного ополче-ния, он возглавил созданную тогда специальную комиссию для строений Москвы.
Шоссе Энтузиастов
Как раньше называлось Шоссе Энтузиастов, главный завод построенный на шоссе, название главного монастыря на шоссе.
Остановка сердца
Нередко искусственное дыхание не имеет успеха и пострадавший, несмотря на его проведение, погибает. Это бывает в тех случаях, когда оказывающий помощь забывает о сердце и о пульсе - главном проявлении деятельности организма и основном проявлении жизни.
Сердечно-сосудистая система
(сокращенно — ССС) — система органов, которые обеспечивают циркуляцию крови по организму животного. В состав сердечно-сосудистой системы входят кровеносные сосуды и главный орган кровообращения — сердце. Основной функцией сердечно-сосудистой системы человека является распространение по организму крови, содержащий питательные и биологически активные вещества, газы, продукты метаболизма.
Немного о нормальном сердце
Итак, сердце представляет собой полый орган, располагающийся в грудной клетке больше с левой стороны (иногда встречается и правосторонее расположение сердца - декстракардия). Оно выполняет насосную функцию и обеспечивает ток крови по сосудам.
Характеристика Айвенго и Ричарда Львиное Сердце
В романе В. Скотта ярко и разносторонне изображенные образы благородных и отважных рыцарей — Айвенго и Ричарда Львиное Сердце. Оба они — доблестные воины с горячими сердцами, всегда готовые выступить на защиту справедливости независимо от того, кто попал в беду — бедный или богатый, знатный дворянин или бесславный раб.
Если в сердце попадают осколки зеркала тролля
(По сказке Г. Х. Андерсена «Снежная королева») Сказка о Снежной королеве — моя любимая сказка Г. Х. Андерсена. Я читала ее многократно, и каждый раз приключения маленькой Герди принуждали волноваться. Но больше всего я сочувствовала Каю, в сердце которого угодил осколок зеркала тролля.
Кто сильнее снежной королевы
(по сказке Г. Х. Андерсена «Снежная королева») В сказке Г. Х. Андерсена Снежная королева — величественная и могучая. Она может засыпать мир снегом, заморозить все вокруг, но страшнее всего — сделать сердце человека ледяным и жестоким. На вид королева очень красива («Глаза ее сияли, как звезды…»).
Снежная королева
В этой сказке Г. К. Андерсен поведал необыкновенную историю преданных друг другу и однажды разлучённых Кая и Герды. Это произошло потому, что осколок волшебного кривого зеркала, обладавшего свойством превращать доброе в злое, попал Каю сначала в глаз, а затем в сердце. Мальчик стал чёрствым и бездушным эгоистом.
Рецензия на повесть М. А. Булгакова Собачье сердце.
Автор: Булгаков М.А. Повесть «Собачье сердце» написана в 1925 году. Рукопись была изъята при обыске на квартире Булгакова в 1926 году. Впервые она была опубликована за границей в 1968 году, в СССР в 1988 году.
Три мушкетёра 2
Три мушкетёра Автор: Дюма А. Природа и люди Чего-то надоело про людей писать. Все про людей и про людей. Дозвольте написать о неодушевленных предметах. Для примеру – о кастрюльках.
Мои размышления над страницами комедии Горе от ума. 2
Мои размышления над страницами комедии «Горе от ума». Автор: Грибоедов А.С. Я думаю, смысл комедии в том, чтобы показать быт Москвы того времени, период русской жизни от Екатерины до императора Николая. Автор хотел показать, кто господствовал в ту эпоху, как люди получали чины и чем они помогли Родине.
Москва и Петербург в романе А.С.Пушкина Евгений Онегин.
Москва и Петербург в романе А.С.Пушкина "Евгений Онегин". Автор: Пушкин А.С. Москва — святыня России, ее сердце. Не зря захватчики всех времен и народов, будь то татары, французы или немцы, чтобы остановить жизнь России, стремились остановить ее сердце, то есть захватить Москву.
Мир поэзии Сайгё
Мы знаем Сайге как выдающегося японского поэта средневековья. Еще при жизни он был окружен великой славой, которая в дальнейшем продолжала расти. И не зря, потому что ясная и простая поэзия Сайге вмещает в себя сложнейший мир мыслей и чувств.
Москва М. А. Булгакова
Как ни противоречит это самосознанию москвича, для Мастера русской литературы Михаила Булгакова Москва не была родным городом. Ведь писатель родился в Киеве. Однако можно вкладывать в это слово более широкий смысл, тем более если речь идет о Булгакове.
Гибель человека
Автор: Зощенко М.М. Кончено. Баста! Никакой жалости к людям не осталось в моем сердце. Вчера еще до шести часов вечера сочувствовал и уважал людей, а нынче не могу,
Прекрасная царевна и счастливый Карла
Автор: Карамзин Николай. Жил-был царь, добрый человек. Была у него дочь, прекрасная царевна. Пора ее замуж отдавать, но ей никто не нравится. Царь задумался, а не занято ли ее сердце? Однажды, проходя мимо комнаты царевны, услышал разговор ее и карлы (карлика), который был ее учителем (царь понял, что это карла, только после того, как вошел в комнату).
Сердце 2
Сердце Автор: Кедрин Д. Бродячий сюжет Девчину пытает казак у плетня: "Когда ж ты, Оксана, полюбишь меня? Я саблей добуду для крали своей И светлых цехинов, и звонких рублей!"
Памятники Москвы
ДОКЛАД по москвоведению на тему: Памятники Москвы работа ученика 10 «Б» класса школы № 655 Семёнова Павла. г. Москва, 1999г. «...За что ж? Ответствуйте: за то ли,
Перенос столицы России из Москвы в Санкт-Петербург
В 1712 году столица России (до 1918 года)[1] была перенесена из Москвы в Санкт-Петербург. В ходе Северной войны Россия получила выход к Балтийскому морю. Там был основан первый в России город, построенный по европейским канонам. В него была перенесена столица, так как этот город был ближе к Европе и производил лучшее впечатление на иностранцев.
Александро-Невский собор Москва
Александро-Невский собор — снесённый кафедральный собор на Миусской площади в Москве. Крупнейший из ряда соборов Александра Невского, построенных на территории Российской Империи. Второй по величине исторический храм Москвы после Храма Христа Спасителя.
Русь Московская
Обьединение русских княжеств. Правление Ивана Калиты. Усиление Москвы. Хронология княжения.
Комиссия о каменном строении Санкт-Петербурга и Москвы
Коми́ссия о ка́менном строе́нии Санктпетербу́рга и Москвы́ [1] — государственное учреждение в Российской империи, занимавшееся вопросами планировки и застройки столиц и др. городов. Образована 11 декабря 1762 года, находилась в ведении Сената. Первоначально называлась «Комиссией для устройства городов Санктпетербурга и Москвы»[1] и предназначалась для определения границ Санкт-Петербурга и его предместий.
Засухин, Пётр Алексеевич
Пётр Алексеевич Засухин (9.01.1900—11.01.1918) — красногвардеец Сущевско—Марьинского района Москвы, молотобоец завода Павлова. Биография Родился 9 января 1900 года в городе Медынь, в семье рабочего спичечной фабрики. Отец на фабрике получил увечье, рука попала в станок и вскоре умер. После смерти отца, в 12 лет Пётр пошёл работать на мельницу к помещику.
Ханты-Мансийск
Ханты-Мансийск, центр Ханты-Мансийского АО, расположен в Западной Сибири, на р. Иртыш (порт), в 15 км от еe впадения в Обь. Расстояние до Москвы - 2759 км, до Тюмени - 777 км.