"Архитектурная сказка" М. Ф. Казакова
Е. Ю. Михелева
Думаю, что каждый человек хотя бы раз в жизни испытывал ощущение тепла и доброты, которые навевают стены старинных усадеб и дворцов, до сего дня хранящие многие тайны происходивших там некогда событий. В этом смысле бесценную информацию доносят до нас именно интерьеры. Благодаря внутреннему убранству мы можем составить и потрет владельца, и получить представление об уровне мастерства художника, создававшего шедевры из ткани, дерева, мрамора...
Сегодня мне хотелось бы рассказать об одной из таких усадеб, расположенных в центре Москвы и входящих в золотой фонд наследия архитектора М. Ф. Казакова. На мой взгляд, именно благодаря тому, что практически со дня своего основания в доме Демидова (так это здание именуется в путеводителях) расположился Московский университет геодезии и картографии (МИИГАиК) - одно из старейших и второе после Московского государственного университета учебное заведение страны, - мы любуемся и сейчас этим шедевром зодчества. Руководство сначала Константиновского межевого института, образованного в 1779 году и владевшего участком с 1870-го, а затем МИИГАиКа смогло сберечь не только само здание, но и интерьеры, анфилады комнат, названных "золотыми". Сегодня столовая, Голубая и Малиновая гостиные и парадная спальня признаны наиболее сохранившимися дворцовыми интерьерами эпохи русского классицизма, созданными М.Ф. Казаковым и не подверженными влиянию приобретавшего в то время все большую популярность ампира. Здание по историческому значению и декоративному убранству стоит в одном ряду с такими усадьбами, как Останкино и Кусково и находится под охраной государства как памятник истории и культуры и архитектуры.
Матвей Федорович Казаков (1738-1812) по праву считается основоположником русского классицизма в архитектуре. Его наследие представлено и общественными зданиями, и городскими жилыми домами, - всего их по проектам Казакова в Москве было построено около 40. Большинство этих шедевров можно увидеть только в части сохранившихся до наших дней "Архитектурных альбомов М. Ф. Казакова" (всего их тринадцать). Шесть таких книг включали генеральные планы, разрезы и фасады 103 "партикулярных строений" зодчего и его современников. Содержащиеся в них планы и рисунки декоративных элементов позволяют изучать творческие приемы архитектора; в них и сам он предстает как прекрасный художник, великолепно владеющий техникой акварели, карандаша, туши, офорта.
М. Ф. Казаковым фактически были созданы два типа особняков. Первый - это когда центральный дом усадьбы выдвигался на красную линию и фасад органично вписывался в облик улицы, и второй - когда здание сдвигалось в глубину двора, создавая эффект торжественности при приближении к парадному подъезду. В своих усадьбах зодчий начал применять ротонду как архитектурный объем, что прежде наблюдалось лишь в культовых сооружениях, добиваясь торжественности ритмическим повторением одинаковых форм, строгостью фасадов с четко обрисованным небольшим фронтоном.
Усадьба в Гороховском переулке создавалась на пике творчества Матвея Федоровича. К этому времени Москву уже украсили сооруженные по его проектам здания Сената в Кремле (1776-1787), Московского университета (1786-1793). В отличие от других особняков (например, дома Козицкой), усадьба Демидова представляла собой не отдельное здание, а целый ансамбль: архитектура главного дома и симметрично расположенные флигели органично вписаны в застройку улицы, все хозяйственные строения отнесены вглубь участка. Территория усадьбы тщательно спланирована: есть все - регулярный парк, пруд, цветники. Такой прием соединял традиционную сквозную планировку с новыми веяниями, отработанными на зданиях Сената, Дворянского собрания, церкви Филиппа Митрополита.
Итак, главный дом усадьбы - это трехэтажное здание с шестиколонным портиком коринфского ордера, построенное с использованием кирпича, белого камня, штукатурки, гипса. Центральная ось фасада, выходящего на красную линию переулка, ориентирована на колокольню церкви Никиты Мученика (середина XVIII века), находящуюся напротив. Первоначально под коринфским портиком был проезд во двор. Хотя внешне фасад сохранился до наших дней практически без изменений, утрачен парадный подъезд к лестнице, ведущей во внутренние помещения, а также большинство интерьеров, включая церковь с прекрасным иконостасом. За два с лишним столетия в той или иной степени подвергались неоднократной реконструкции внутренняя планировка и элементы отделки. Полностью сохранилась архитектура четырех комнат второго этажа, лестницы и частично вестибюля, своды некоторых помещений цокольного этажа. Функциональное назначение внутренних пространств менялось, впрочем, как и объемы. Так, рекреационный зал усадьбы был преобразован в розовый и чертежный, а затем - в читальный.
Рассказывая о доме Демидова, невозможно забыть об анфиладе Золотых комнат, их интерьерах, каждый из которых продумывался с особой тщательностью. Сохранившиеся и отреставрированные комнаты получили такое название из-за того, что декоративная ювелирная резьба по дереву на стенах, дверях, мебели покрыта натуральным сусальным золотом разных оттенков. Рисунки этих "ювелирных украшений" были выполнены самим М. Ф. Казаковым. Можно сказать, что это миниатюрное "чудо света" не уступает дворцовой роскоши, созданной рукой, например, Б. Растрелли. Завершенность великолепию дворцового интерьера придает необычайно искусно выполненная лепнина и потолочная роспись. Значительную роль в декоративной отделке играли зеркала, сохранившиеся до наших дней и не утратившие четкости отображения.
Парадность анфилады подчеркивала дворцовую торжественность дома, но сохраняла личностный характер. Каждое помещение симметрично относительно оси, перпендикулярной направлению анфилады вдоль главного фасада с окнами на север. Парадные двери с деревянной резьбой подчеркивали индивидуальную художественность вместе с лепным орнаментом карнизов, потолка и оконных ниш. Резьба по дереву в интерьере дома И. И. Демидова - это новый блестящий этап в развитии этого искусства. Поражает великолепие наборного паркета, созданного из различных по цвету пород дерева - дуба, березы, сосны, клена, бука, вяза и других. Каждая комната отличается напольным рисунком, который выполнялся на щитах, создававших при сборке впечатление цельности картины. Большое внимание уделялось отделке интерьеров, где широко применялось дерево, искусственный мрамор, штоф. Нарядность интерьера возрастает по мере приближения через гостиную и спальню к личным покоям хозяина дома. Поражает роспись плафона на потолке в спальне, раскрывающая пространство комнаты. Пожалуй, трудно найти другие здание со столь изысканными интерьерами, как в нескольких комнатах второго этажа дома "господина отставного бригадира Ивана Иванова сына Демидова", - так назвал этот проект сам М. Ф.
Список литературы
Архитектурные альбомы М. Ф. Казакова / Подготовка к изд., статья и комментарии Е. А. Белецкой. М., 1956.Бондаренко И. Е. Архитектор М. Ф. Казаков. М., 1938.
Власюк А. И., Каплун А. И., Кипарисова А. А. Казаков. М., 1957.
Головина Н. Журнал "Моя Москва", № 6-7, 2005 Рубрика: Из века в век
Ильин М.А. Казаков, М., 1955.
Михайлов А. И. Новое в биографии Казакова. "Строительная газета", 1940, № 81.
Московский государственный университет геодезии и картографии (МИИГАиК). История создания и развития. 1779-2004. Автор-составитель монографии профессор, доктор географических наук В.С. Кусов. Под общей редакцией профессора, доктора технических наук В.П. Савиных. М. ООО "Русская история", 2004
Парвулюсов Ю.Б. Под ред. Х.К. Ямбаева МИИГАиК и Басманная слобода. М. 2004
Шикман А.П. Деятели отечественной истории. Биографический справочник. Москва, 1997 г.
Другие работы по теме:
Гуси-лебеди
«Гуси-лебеди» — волшебная сказка о смелой девочке, которая спасла своего братца. Но это произошло в самом конце сказки. А в начале её девочка ослушалась отца с матерью, строго-настрого запрещавших ей уходить со двора и просивших её беречь братца. Как-то она заигралась с подружками — и братца унесли гуси-лебеди.
Друзья Маугли
Книга Д. Р. Киплинга «Маугли» — мудрая и поучительная сказка. Удивительная история маленького мальчика, воспитанного волками, раскрывает исконные законы природы, принуждает задуматься над ценностями человеческой жизни.
Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях
«Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях» — талантливейшее произведение А. С. Пушкина. Его положительные персонажи наделены чертами характера, особенно ценимыми людьми: добротой, великодушием, храбростью, преданностью. Царица-мать верно ждёт своего мужа, отправившегося в дальний поход:
Аленький цветочек
«Аленький цветочек» С. Т. Аксакова — это волшебная сказка. Сюжет её незатейлив. «Богатый купец, именитый человек» не может сам выбраться из волшебного леса — его вызволяет невидимое чудище. Чудищем оказывается заколдованный «молодой принц, красавец писаный». Младшая дочь купца побеждает нечистую силу благодаря своим человеческим достоинствам: она верна дочернему долгу, не помнит зла, благодарна за добро.
Волк и лиса
В сказках о животных рассказывается о приключениях диких и домашних животных. Сказка «Волк и лиса» — это забавная история о проделках хитрой лисы. В ней рассказывается о том, как ловко и остроумно она обманывает волка и всегда остаётся победительницей. Лиса советует волку наловить рыбы хвостом в проруби, а когда хвост серого примёрз, сама бежит в деревню звать народ, а потом ещё и катается на избитом волке, издевательски приговаривая: «Битый небитого везёт».
Царевна-лягушка
Волшебная сказка «Царевна-лягушка» прославляет труд, доброту и подлинную красоту человеческих отношений. Она учит не судить о людях по внешнему виду, а оценивать их по делам, по внутренним достоинствам. Из названия сказки понятно, что царевна-лягушка — главная героиня. Вначале Иван-царевич хотел отступиться от неё: уж очень напугал его внешний облик лягушки.
Счастливый принц
«Счастливый принц» О. Уайльда — это сказка о любви и сострадании. Осенью ласточка, оставшись без подруг, одиноко летела на юг, в Египет. Уставшая, она остановилась переночевать в городе, в котором на площади, на высокой колонне, возвышалась статуя счастливого принца. Но едва она устроилась у его ног, как на неё упали тяжёлые капли.
Моя любимая сказка
Волшебный мир сказки открыла для меня моя бабушка. Когда я был маленьким, бабушка часто читала и рассказывала мне сказки. Я увлекался мужественными героями этих произведений, необычными фантастическими событиями, а особенно мне нравился счастливый конец сказок.
Городок в табакерке
Сказка В. Ф. Одоевского «Городок в табакерке» — образец художественно-познавательной сказки. В ней научный материал подан в занимательной форме. Мальчик Миша получает в подарок от отца музыкальную табакерку. Он поражён её красотой: на крышке ящика изображены ворота, башенка, золотые домики, золотые деревья.
Конёк-горбунок
Сказка П. П. Ершова «Конёк-горбунок» представляет собой большую поэму в трёх частях. В 1-й части повествуется о том, как Ивану достались Конёк-горбунок и два великолепных коня и как он стал царским конюхом. Во 2-й части Иван по велению царя добывает Жар-птицу, а потом и Царь-девицу. В 3-й части он навещает Солнце и Месяц и достаёт со дна океана драгоценный перстень.
Кот в сапогах
«Кот в сапогах» Ш. Перро — это сказка о том, как кот — плут и пройдоха — сделал своего хозяина, бедного деревенского парня, богачом и вельможей, зятем самого короля.
Винни-Пух и все-все-все
Герой этого произведения А. А. Милна Кристофер Робин живёт в воображаемом мире своих игрушек. Об их приключениях и повествует данная сказка. Каждая её глава является самостоятельной и представляет собой отдельную маленькую сказочку. Кристофер Робин — умный и храбрый, его все уважают. Он никогда не обижает своих друзей, показывая тем самым пример снисходительности к тем, кто меньше и слабее.
Если в сердце попадают осколки зеркала тролля
(По сказке Г. Х. Андерсена «Снежная королева») Сказка о Снежной королеве — моя любимая сказка Г. Х. Андерсена. Я читала ее многократно, и каждый раз приключения маленькой Герди принуждали волноваться. Но больше всего я сочувствовала Каю, в сердце которого угодил осколок зеркала тролля.
Жестокость и вера в добро
(по сказке Г. Х. Андерсена «Снежная королева») Начинается эта волшебная сказка рассказом о злом тролле, который со своими приспешниками создал страшное зеркало, которое потом разрушило не одну человеческую жизнь. А потом читатель узнает о мальчике Кае и девочке Герде, которым через их бедность не было места на земле поиграться, но их садиком был небольшой ящик с розами на крыше.
Гофман Эрнст Теодор Амадей
(1776–1822) один из самых ярких талантов XIX в., романтик второго этапа, оказавший воздействие на писателей последующих литературных эпох вплоть до настоящего времени
Приключения Бибигона
Автор: Чуковский Корней. О приключениях крохотного лилипута, мальчика с пальчик, которого зовут Бибигон. Повествование от лица автора — то проза (коротко), то стихи. Враг Бибигона — индюк. Сказка поделена на части-приключения: Бибигон и Брундуляк (индюк), Бибигон и калоша, Бибигон и паук, Бибигон и ворона, Бибигон и пчела, Чудесный полет, Великая победа Бибигона, Конец.
«Самого главного глазами не увидишь»
«Маленький принц» Антуана де Сент-Экзюпери — сказка. Сказка для взрослых, но с детской интонацией. Детская интонация нужна автору для того, чтобы воплотить свой философский замысел.
Что за прелесть эти сказки
"Что за прелесть эти сказки!" Сказка - это рассказ о заведомо невозможном. Здесь есть обязательно что-то фантастическое, неправдоподобное: животные разговаривают, на первый взгляд обыкновенные предметы оказываются волшебными...
Заяц и ёж
Эта сказка братьев Вильгельма и Якоба Гримм повествует о том, как ёж с ежихой хитростью победили в бегах своего быстроногого соперника — зайца: на старте был ёж, на финише — его жена, чего косой и не заметил. Умный и находчивый ёж высмеял зайца — «господина, вроде как бы знатного и уж очень надменного». На приветствие ежа в доброе воскресное утро заяц небрежно кивнул и грубо сказал: «Чего это ты так рано бегаешь тут по полю?» — «Гуляю», — ответил ёж. — «А по-моему, на таких коротких ножках далеко не уйдёшь».
Каким должен быть настоящий человек
Говорит народная мудрость: «Чтобы настоящим человеком стать, нужно хорошо работать». Следовательно, труд — это первооснова человеческой жизни, которая создала человека. А потому, мне кажется, без труда нет настоящего человека. Над большой силой труда я задумался еще в детстве. А помогла мне в этом сказка «Дедова дочь и бабья дочь».
Бузинная матушка
Автор: Андерсен Ханс Кристиан. Мама собралась поить простудившегося сына бузиновым чаем. В гости заглянул старичок, у которого всегда была наготове сказка. Когда к старичку вдруг «пришла» сказка, из-под крышки чайника показались ветки бузины, а из них улыбалась ласковая старушка — Бузинная матушка (Дриада).
Ершов Петр
(6.03.1815 - 30.08.1869) Родился в деревне Безруково Ишимского уезда Тобольской губернии в семье чиновника. Ранее детство он провел в г. Березове, а в 12 лет отец отправил его вместе со старшим братом в Тобольскую гимназию.
Что дало мне изучение басни в школе
Басня вошла в мою жизнь как своеобразная сказка из жизни животных. Так басни я воспринимал в раннем детстве, когда в начальной школе ознакомились мы с таким произведением как басня. Басни учили нас быть щедрыми на добро, на правду, на красоту.
Щелкунчик и Мышиный король
«Щелкунчик и Мышиный король» Э. Т. А. Гофмана — это рождественская сказка в сказке. В этом произведении реальное (жизнь семьи Штальбаумов) и сказочное (история Щелкунчика) переплетаются так искусно, что порой теряешься в догадках: то ли война игрушек и мышей приснилась Мари, то ли это было на самом деле...
Сравнительный анализ сказок Госпожа Метелица и Морозко
.Сказка. 1.Сказка как жанр. Сказка не создавалась сразу как жанр. Она коренится в обрядовой и культовой жизни народов, она развивается из мифа. Люди любят сказки. Существовали профессии, которые способствовали исполнению сказки. Сказочник в разные эпохи был различен. В царском указе 1649 года говорится, что многие люди «сказки сказывают небывалые».
Сказка о золотом петушке 2
Сказка о золотом петушке Автор: Пушкин А.С. «Сказка о золотом петушке» - последняя из написанных А.С.Пушкиным сказок. Поэт написал её в 1834 году, в период глубоких раздумий над судьбой Отечества. Композиция сказки очень похожа на композицию «Легенды об арабском астрологе» В.Ирвинга, знакомство с которой подтолкнуло А.С.Пушкина на её создание.
День архитектуры Украины
День архитектуры Украины » ( укр. «День архітектури України» ) — национальный профессиональный праздник, украинских архитекторов и ценителей архитектурных шедевров страны, который отмечается в Республике Украина ежегодно 1 июля[1].«День архитектуры Украины» появился в украинском официальном календаре после распада Советского Союза в 1995 году, после того, как 17 июня 1995 года, «в поддержку инициативы архитекторов и градостроителей, их творческих союзов, работников проектных организаций и местных органов градостроительства и архитектуры», в столице республики городе-герое Киеве, второй президент Украины Леонид Данилович Кучма подписал Указ N 456/95 «О Дне архитектуры Украины» который предписывал отмечать его в Республике Украина каждый год первого июля.
Юрий Павлович Казаков
Среди ранних произведений Казакова особое место занимают рассказы Тэдди (1956) и Арктур – гончий пес (1957), главными героями которых являются животные – сбежавший из цирка медведь Тэдди и слепой охотничий пес Арктур.
Казаков М.Ф.
Родом известнейший русский архитектор Казаков был из крестьян - сын крепостного, отданного помещиком в матросы, но по счастливой случайности оставшегося при Адмиралтейской конторе в Москве копиистом.