Гуляя по улицам старой Москвы, можно увидеть необычные здания, отличающиеся своеобразной формой и отделкой. Никого не оставит равнодушным особняк Рябушинского на Малой Никитской улице, 6, — вершинное творение архитектора Ф. Шехтеля.
Нельзя пройти мимо, не полюбовавшись роскошным, украшенным золотистыми орхидеями фризом над главным входом. Сейчас здесь располагается музей М. Горького. Но строился дом не для пролетарского писателя. В 1902 году архитектор Федор Осипович Шехтель получил заказ на строительство особняка от Степана Павловича Рябушинского — коллекционера, ученого, мецената. Дом выполнен в стиле модерн.
Все четыре фасада здания выглядят абсолютно по-разному. Окна имеют разный уровень и форму, и ни одна деталь в отделке здания не повторяется.
Изнутри дом удивляет не меньше, чем снаружи. Доминанта интерьера — витая лестница в форме спирали. Этот архитектурный прием, позволяющий особым образом организовать внутреннее пространство, Шехтель использовал очень часто. Все детали отделки — от люстры до розетки на стене — мастер придумал лично. Элементы конструкции и декора органично взаимосвязаны.
Необычность интерьера вызывала противоречивые чувства у людей, проживавших здесь в разное время — от восторга заказчика, молодого Рябушинского, до раздражения у Горького. Писатель, привыкший к более скромной обстановке, называл особняк нелепым домом.
О стиле модерн
Стиль модерн (от латинского modernus — новый, современный) появился в Европе в 80-х годах XIX века и властвовал до Первой мировой войны, когда наступившая разруха потребовала от архитектуры простоты, экономичности и конструктивизма. Модерн же отвечал вкусам богатых, стремившихся так обустроить дом, чтобы выделиться из общей массы и удовлетворить свои амбиции.
В конце XIX века российский капитализм переживал небывалый подъем. Русское купечество, пришедшее на смену обедневшим дворянам, стало основным заказчиком частных домовладений у профессиональных мастеров. Нувориши стремились показать себя не только хозяевами жизни, но и высокообразованными людьми, шагающими в ногу со временем. Поэтому рубеж XIX и XX веков был одним из самых благоприятных периодов для развития архитектуры в России.
Архитекторы и художники, работавшие в стиле модерн, дерзко ломали привычные представления и нормы, добиваясь наибольшего эстетического эффекта. В моду входили бледные пастельные тона. Колоссальное значение в архитектуре модерна придавалось отделке. Часто один элемент, например изогнутый завиток, многократно повторяясь, становился доминантой оформления — его использовали и в железной решетке ограды, и в светильниках, и в дверных ручках, и в барельефах и фризах. Модерн отличают мягкие текучие формы, растительные элементы (стилизованные орхидеи, лилии, ирисы), морские мотивы (раковины, медузы, русалки).
Модерн в Москве
Наиболее яркими классическими зданиями в Москве, выполненными в стиле модерн, считаются дома Миндовского (ул. Поварская, 44) и Исакова (ул. Пречистенка, 28), возведенные Л. Н. Кекушевым в начале ХХ века. Всем известная гостиница «Метрополь» построена по проекту В. Валькота и Л. Кекушева, ее фасады украшены керамическими панно и фризами художников М. Врубеля и А. Головина. Старое здание МХАТА (Камергерский пер., 4), дом Рябушинских и Ярославский вокзал созданы великим архитектором Федором Шехтелем.
Федор Шехтель и его творения
Федор Шехтель оказался самым ярким и плодовитым мастером стиля модерн в Москве. Он проявил потрясающую фантазию в использовании новых конструкций и методов оформления интерьеров. Недаром сегодня Шехтель по праву считается отцом московского модерна. Построенные им здания во многом определили внешний вид старой Москвы. Работоспособность Шехтеля была просто фантастическая. Он мог работать без устали до 20 часов в сутки.
Нельзя обойти вниманием особняк Дерожинской в Пречистенском переулке, где сейчас располагается австралийское посольство. Госпожа Дерожинская — оперная дива, капризная и эксцентричная — хотела иметь необычный и неповторимый дом. Так появились огромные, до пола, окна, башня, венчающая тяжелый лишенный острых углов фасад, и гордость особняка — эксклюзивный громадный камин, равного которому в Москве не было. Включенная в ансамбль здания фигурная ограда из металлических стилизованных листьев, причудливо выгнутых, привлекает внимание к особняку.
Над зданием Художественного театра в Камергерском переулке Шехтель трудился почти бесплатно. Фасад здания украшает ряд фонарей в стиле модерн. Впечатляют и двери нестандартных размеров, выполненные из качественной древесины, и даже дверные ручки необычной формы. Шехтель, продолжая творить в стиле модерн, вводит в проекты элементы декора, называемые неорусскими, все больше усложняя отделку. Пример тому — Ярославский вокзал.
Дом с выставочными залами промышленника П. Смирнова на Тверском бульваре, 18 (1903), типография Левенсона в Трехпрудном переулке, 3 (1900), а также особняки на Большой Садовой, 4, и в Ермолаевском переулке, 28, до сих пор украшают столицу. Знаменитый «Боярский двор» на Старой площади — тоже творение Федора Шехтеля. Трудно перечислить все работы Шехтеля в Москве. Кроме того, многие проекты были осуществлены в других городах России.
Советское время
Федор Шехтель искренне пытался адаптироваться к новой жизни и стать нужным советской стране. Среди его последних работ — грандиозные проекты моста и электростанции Днепрогэса, завода в Болшеве и многие другие. К сожалению, эти проекты остались неосуществленными. Был построен лишь павильон Туркестана на ВДНХ в 1923 году.
Шехтель не эмигрировал, хотя из-за границы поступали заманчивые предложения.
В 1918 году архитектора с семьей выселили из особняка на Большой Садовой. Он скитался по коммунальным квартирам до самой смерти в 1926 году. Шехтель тяжело болел, голодал и бедствовал, но продолжал упорно работать. «Я строил Морозовым, Рябушинским, Фон-Дервизам — и остался нищим. Глупо, но я чист», — искренне говорил он.
«Жизнь коротка, искусство вечно», — этим словам он следовал до конца. И сегодня имя Осипа Шехтеля стоит в одном ряду с именами самых знаменитых русских зодчих. По его проектам изучают историю и классику архитектуры. На звездной карте неба есть малая планета, названная в честь архитектора.
Другие работы по теме:
Гостиница Гранд Отель Казань
создана для тех, кто предпочитает модерн, быстрый темп современной жизни. Расположенный в самом центре Казани, 17 этажный отель имеет развитую, современную инфраструктуру, большое место для парковки, прямой выход в торговый комплекс, единственную в центре Казани вертолетную площадку. В гостинице имеется более двух сотен комфортабельных номеров в стиле модерн, пикантная кухня трех ресторанов и кофейни Гранд Отель и конгресс-холлы для проведения деловых конференций и семинаров.
Дом-особняк в архитектуре русского модерна
Источники вдохновения для русского модерна, его отличительные особенности в архитектуре. Создание мебели в неорусском стиле, претворение новых идей в пространстве интерьера. Сооружение особняков с использованием утилитарных форм, трактуемых художественно.
Современные танцы
Здесь речь пойдет о модерн-танце, который появился в 20-хгг. XX века.
Аршиновы
Об этой московской купеческой фамилии и ее владениях в Царицыне.
Феномен русского модерна
Даже не верится, что вокзал уже полтора века принимает и отправляет пассажиров — настолько «молодо» он выглядит. А ведь построили его в 1862 году на Каланчевском поле вторым по счету после Николаевского.
Управление качеством на предприятии
Характеристика подпроцессов управления качеством на примере частной фирмы "Модерн", основным видом деятельности которой является реализация натяжных потолков. Сертификация, гарантии, качество операций и готовой продукции в процессе эксплуатации.
Василий Быков. "Облава"
Писатель В.Быков - участник Великой отечественной войны. После окончания службы в армии в родной Белоруссии он работал в областной газете, а потом занялся литературным творчеством.
Природа в прозе XIX века
Федор Михайлович Достоевский — писатель городской стихии, Петербурга, поэтому в его творчестве мало развернуть картин природы, а где все же автор обращается к ее описанию это всегда ключ к предстоящим событиям.
Драматизм положения Лаврецкого . По роману Тургенева Дворянское гнездо
Бороться за свое счастье Федору Ивановичу Лаврецкому, герою романа И.С. Тургенева «Дворянское гнездо», приходится при таких обстоятельствах, против которых бессилен любой, даже самый незаурядный человек. Лаврецкий вернулся в Россию, расставшись с женой. С нею, как это выяснилось за годы семейной жизни, они были совершенно разные люди: Федор Иванович скромный, добрый и порядочный человек.
Объяснение Лизы Калитиной и Лаврецкого. По роману Тургенева Дворянское гнездо
Чистое и трогательное чувство Лизы Калитиной и Федора Ивановича Лаврецкого, героев романа И.С. Тургенева «Дворянское гнездо», всегда вызывало симпатии и сочувствие читателей. Федор Иванович старше Лизы, он пережил глубокое разочарование в семейной жизни жена всегда была ему чужим человеком, ее волновал успех в свете, поклонники, парижская жизнь.
Встреча Лизы Калитиной с женой Лаврецкого. По роману Тургенева Дворянское гнездо
Во взаимоотношениях героев романа И.С. Тургенев «Дворянское гнездо» Федора Ивановича Лаврецкого и Лизы Калитиной возвращение его жены Варвары Павловны сыграло трагическую роль. Федор Иванович старше Лизы и пережил глубокое разочарование в семейной жизни. Его жена ценит свой успех в свете, модные вечера, парижскую жизнь, поклонников.
Дочь Альбиона
Автор: Чехов Антон. Уездный предводитель дворянства Федор Андреич Отцов, приехавший в гости к помещику Грябову, находит хозяина у реки во время ловли рыбы с английской гувернанткой. Грабов вовсю обсуждает Уильку Чарльзовну Тфайс в самых нелестных тонах («кукла», «длинный гвоздь», «кикимора», «тритон») — мол, она все равно не понимает.
Сочинение по мотивам картины В.Г . Перова Охотники на привале с прямой речью
Сочинение по мотивам картины В.Г . Перова "Охотники на привале " (с прямой речью) Автор: Разное Как-то раз три друга Николай, Федор и Иван собрались на охоту. Долго они ходили по полю в поисках дичи. Подстрелив несколько гусей и уток, решили сделать привал. Как всегда во время обеда друзья, начали рассказывать охотничьи байки.
Стиль модерн 2
Интерьер Стиль модерн (или ар нуво) - популярное направление в искусстве, в том числе и архитектуре и дизайне, которое появилось в конце 19 - начале 20 века. Модерн был своеобразным ответом на изжившую себя эклектику - смешение классических стилей, популярных в предыдущие столетия. Для архитектурного стиля модерн, равно как и для других его проявлений, был свойственен отказ от симметрии, прямых линий и четкой геометрии, доминировавшей в классицизме.
Кировоградский областной комитет КП Украины
- орган управления Кировоградской областной партийной организацией КП Украины (1939-1991 годы). Кировоградская область образована 10 января 1939 года из частей Киевской, Николаевской, Одесской областей. Центр - г. Кировоград.
Телепнёв-Овчина-Оболенский, Фёдор Фёдорович
Фёдор Фёдорович Телепнёв-Овчина-Оболенский — русский князь, воевода. Сын князя Фёдора Васильевича Оболенского-Телепня. брат Ивана Фёдоровича, который при регентстве Елены Глинской и малолетнем цере Иване Грозном фактически возглавлял правительство.
Уманец, Фёдор Михайлович
Федор Михайлович Уманец — 1841—1908; окончил курс в Московском университете по юридическому факультету. Кандидатская диссертация его: «Надел общины и дворовые люди» напечатана в «Отечественных Записках» 1862 г.
Северный модерн
План Введение 1 Возникновение стиля 2 Основные характеристики стиля 3 Ведущие представители северного модерна в России Введение Се́верный моде́рн — архитектурный стиль, распространённый в северной Европе в конце XIX — начале XX веков; его иные названия: скандина́вский, или фи́нский моде́рн.
Биография Федора (1) Ивановича
Федор ( ) Иванович (1584-1598) Федор ( ) Иванович, род. 31.5.1557 г., коронован 31.5.1584 г., умер 6.1.1598 г., похоронен в Кремле. Отец – Иван , мать – Анастасия Романова (около 1530/32 – 7.8.1560 гг.). Женился в 1574 г. (или 1580 г.?) на Ирине Федоровне Годуновой (умерла в 1604 г. под именем инокини Александры); дочь Феодосия (1592-1594).
Литке Федор Петрович
Литке Федор Петрович (1797-1882) русский мореплаватель, адмирал, исследователь Арктики. Президент Петерб. АН в 1864-82, один из организаторов и первый вице-президент РГО. Участвовал в экспедиции В. М. Головкина.
Федор Чёрный
Федор, князь Смоленский и Ярославский, сын Ростислава Мстиславовича, родился в 1240 году в Смоленске. С юных лет он отличался смирением и благочестием. При разделе отцовского наследства, он удовольствовался малой частью и правил Ярославским уделом.
Байков Федор Исакович
Посол-путешественник. В 1654 г. был отправлен с посольством из Тобольска в Китай для “присматривания в торгах и товарах и в прочих тамошних поведениях”.
Федор Александрович Бредихин
Исследования Бредихина охватывают все основные разделы астрономии того времени. В области астрометрии он проводил наблюдения на меридианном круге и с исключительной точностью определял положение малых планет.
Лидваль Ф.И.
Федор Иванович Лидваль - один из ведущих мастеров петербургского модерна, архитектор-художник и строитель - происходил из шведско-датской семьи, обосновавшейся в городе на Неве в середине XIX в. и имевшей прочные связи со скандинавской диаспорой.
Федор Александрович Эмин
Федор Эмин родился в 1735 году в Польше. В России он прославился как замечательный журналист и автор приключенческих романов.
Васильев Федор Александрович
Замечательный пейзажист. Васильев был сыном мелкого почтамтского чиновника в Петербурге; уже двенадцатилетним ребенком его отдали на службу в Главпочтамт за три рубля жалованья в месяц. Он с ранних пор пристрастился к рисованию.
Федор Иванович (1557-98)
Последний русский царь из династии Рюриковичей (с 1584). Сын Ивана IV. Неспособный к государственной деятельности, предоставил управление страной своему шурину Борису Годунову.
Фомин И.А.
Архитектор. Окончил классическую гимназию в Риге, затем три курса математического факультета Московского Университета. С 1894 по 1897 гг. учился в ПАХ (СПб), откуда был отчислен в связи со студенческими волнениями. Год изучал архитектуру во Франции.
Шехтель Ф.О.
Архитектор. Учился в Саратовской гимназии. Не получил законченного профессионального образования, проучившись в МУЖВЗ один год у Д. И. Чичагова (1875-1877). В конце 1880 годов работал помощником у видных московских зодчих.