Н.Е.Гиговская, кандидат архитектуры
В 1902 году в Москве началось строительство Окружной железной дороги (МОЖД), а в июле 1908-го она была введена в эксплуатацию. Дорога протяженностью 54 километра кольцом охватывала город, в четырех местах пересекая Москву-реку, и соединяла восемь вокзалов и все фабрично-заводские районы: Пресню, Марьину Рощу, Благушу, Лефортово, Дорогомилово и так далее. По Окружной дороге перевозились не только грузы - из 14 станций 9 были пассажирскими.
Схема Московской окружной железной дороги 1902-1903 годы
Уникальная по тем временам транспортная развязка не имела аналогов в практике дорожного строительства. В проектировании ее были задействованы лучшие профессиональные силы России: заслуженный профессор Института инженеров путей сообщения Н.А.Белелюбский выполнил металлические фермы моста через Москву-реку, инженер Л.Д.Проскуряков был автором арочных мостов, архитектур-но-художественной стилистикой сооружений комплекса занимался профессор Императорской академии художеств А.П.Померанцев.
В целом МОЖД - не только памятник истории и культуры, но и уникальный архитектурный ансамбль в стиле русского модерна. Большинство станций и сооружений возводилось по типовым проектам (исключение - Лихоборы и Воробьевы горы) - в красном кирпиче с белыми деталями и черепичными крышами. Они были оборудованы специально изготовленной мебелью из дуба, электрическими часами фирмы "Павел Буре". Освещались станции распыленным газом по системе инженера Кржеминского.
И вот МОЖД вновь в центре внимания -теперь уже не как грузовая, а как пассажирская магистраль. За прошедшее столетие почти в десять раз выросла численность населения столицы, непомерно увеличилась территория города. В настоящее время трасса МОЖД проходит уже в срединной, частично центральной зоне Москвы, на расстоянии двух-трех километров от Садового кольца. В непосредственной близости к дороге расположены 13 станций метрополитена (ранее МОЖД не дублировалась дорожно-уличной сетью).
В XX веке в транспортной инфраструктуре Москвы большое развитие получили связывающие центр с новыми районами радиальные направления значительной удаленности от кольцевой линии метрополитена. В результате город стал ощущать недостаток в кольцевых магистральных связях, идущих в обход центра.
Еще в 1969 году намечалась, но не была осуществлено реконструкция МОЖД с переводом ее на пассажирское движение. Сегодня проект создания интенсивного пассажирского движения на месте МОЖД - типа открытого метрополитена с дополнительным устройством 20 новых станций -сможет решить создавшуюся сложную проблему пассажирских потоков. Раньше железная дорога проходила по зеленой территории, а теперь она оказалась в плотной городской застройке. Но большинство зданий МОЖД хорошо сохранилось (наибольший интерес с точки зрения архитектуры представляют станции Лихоборы, Лефортово и Воробьевы горы).
Концепция превращения Московской Окружной в линию открытого метрополитена и технико-экономическое обоснование к ней были разработаны мастерской № 19 Моспроекта-2 совместно с НИиПИ Генплана и Мосгипротрансом. Была проведена систематизация всех видов станций и разработано единое решение для каждой системы. Размещение 20 новых станций намечено в местах расположения станций метрополитена и возле торговых центров у Третьего автомобильного кольца, проходящего вдоль трассы МОЖД.
Проект мастерской № 19 предусматривает консервацию всех старых объектов МОЖД и замену их ультрасовременными по форме и конструктивному решению. Как известно, памятники архитектуры сохраняются, лишь выполняя свое прямое назначение. За прошедшее столетие Москва лишилась множества замечательных шедевров культовой и гражданской архитектуры. И вот мы снова стоим перед фактом уничтожения исторического ансамбля русского модерна. Может, все же следует задуматься хотя бы о его частичном сохранении?
Нам представляется возможным существование и другой концепции, сочетающей возведение новых станций МОЖД, основанных на принципах архитектуры XXI века, с реконструкцией наиболее интересных старых вокзалов. Разработанное нами (руководитель проекта - Н.Е.Гиговская, архитектор - Е.В.Тимченко) проектное предложение по станции Лужники с введением в новый ансамбль постройки 1906 года - станции Воробьевы горы в апреле было принято Архитектурным советом Москвы. Старая станция, находящаяся в исто-. рическом районе столицы - на Хамовни-ческом поле, в непосредственной близости от Новодевичьего монастыря, - яркий пример псевдорусского направления модерна начала XX века. Проект учитывает ее стилистику в связи с соседством исторического памятника XVI века.
Железнодорожные пути расположены на высокой насыпи, что было вызвано разливами весной в этом месте Москвы-реки (отсюда название - Лужники). Пассажиры попадали на платформу со второго этажа по металлическому мостику консольной системы. Он был перекрыт легким навесом полукруглой формы, опирающимся на изящные колонки с коринфскими капителями.
По проекту мастерской N 19 входной вестибюль на новую станцию располагается под землей в насыпи. Высота подъема пассажиров - 9 метров, а объем подземной части равен 3800 м3.Такое решение значительно удорожает стоимость строительства и эксплуатации (постоянное энергообеспечение и принудительная вентиляция).
По нашему предложению при реконструкции старого здания вокзала высота подъема пассажиров снижается до 4-5 метров, подземная часть - всего 500 м3. Но самое главное - сохраняется исторический облик этого района Москвы. Архитектура нового ансамбля не будет подавлять находящийся поблизости Новодевичий монастырь.
Центром композиции нашего комплекса служит здание старого вокзала. В архитектурное решение платформ, запроектированных в современных большепролетных пространственных металлических конструкциях, введена тема арок. На ней построено решение ограждающих стен, соответствующее стилю памятника архитектуры, - с кирпичными вставками и металлическими решетками растительного орнамента. Чередование глухих и остекленных плоскостей напоминает зубцы монастырской стены.
На первом этаже находятся помещения, непосредственно связанные с движением пассажирских потоков: входной вестибюль с кассовым залом, администрация, охрана, объекты торговли. На втором этаже -кафе-ресторан, к которому в летнее время добавляется открытая территория моста. Цокольный этаж занят техническими и служебными помещениями.
Поскольку платформы расположены на насыпи, к ним ведут эскалаторы и лестницы. Для инвалидов предусмотрены лифты и пандусы на прилегающей территории. К дальним путям ведет подземный переход.
В горизонтальную композицию ансамбля ' (длина платформ порядка 180 метров) введено вертикаль - обзорная башня с часами, с которой открывается вид на Новодевичий монастырь и Лужники. Она же является и своеобразным маяком для людей, которые идут от станции метро "Спортивная".
В заключение хочется еще раз сказать, что бережное отношение к историческому наследию Москвы должно стать нормой для архитекторов. Рассмотренный нами проект, который вдохнет новую жизнь в сооружения начала прошлого века, выполнен с учетом именно такой задачи.
Другие работы по теме:
Реконструкція автомобільної дороги
Обґрунтування категорії дороги та нормативи для її проектування. Особливості та правила вибору напрямку траси. Основні норми проектування. Узгодження елементів дороги з рельєфом, яке ґрунтується на відповідності елементів дороги елементам ландшафту.
Стары лес
Цэлыя вякі жыла пушча згодна і шчасліва. Аднойчы з аднаго берага на другі трапіла насенне старой, усімі паважанай ліпы. На семя асіна наўмысна скінула тоўсты сук, а потым побач з ім апусціла сваё насенне. Пакуль ліпавае насенне выбівалася з-пад сука, асіна ўзышла і заглушыла ліпку.
Шоссе Энтузиастов
Как раньше называлось Шоссе Энтузиастов, главный завод построенный на шоссе, название главного монастыря на шоссе.
Жестокость и вера в добро
(по сказке Г. Х. Андерсена «Снежная королева») Начинается эта волшебная сказка рассказом о злом тролле, который со своими приспешниками создал страшное зеркало, которое потом разрушило не одну человеческую жизнь. А потом читатель узнает о мальчике Кае и девочке Герде, которым через их бедность не было места на земле поиграться, но их садиком был небольшой ящик с розами на крыше.
Тема дороги, пути в поэмах Мертвые души Н. В. Гоголя и Кому на Руси жить хорошо Н. А. Некрасова 2
Тема дороги, пути в поэмах «Мертвые души» Н. В. Гоголя и «Кому на Руси жить хорошо» Н. А. Некрасова Автор: Некрасов Н.А. Поиски. Глубины. Дороги... Вечная тема пути. Две поэмы-эпопеи: “Мертвые души” Н. В. Гоголя и “Кому на Руси жить хорошо” Н. А. Некрасова. Словно тонкой ниточкой пронизывает эта тема оба произведения, ведь только через странствующего, путешествующего героя можно показать такую необъятную страну, как Россия, решить глобальные проблемы.
Образ дороги в поэме Н. В. Гоголя Мертвые души
Образ дороги в поэме Н. В. Гоголя "Мертвые души" Автор: Гоголь Н.В. "В дорогу! в дорогу!.. Разом и вдруг окунемся в жизнь со всей ее беззвучной трескотней и бубенчиками..." - так заканчивает Гоголь одно из самых проникновенных и глубоко философских лирических отступлений в поэме "Мертвые души".
Лесков Н. С. Левша
Санкт-Петербург Школа№254 класс Быстров Женя Проверила: Преподаватель Бельская Л. М. Оценка-5 баллов. ЛЕВША Лесков Н. С. Левша-это собирательный образ загадочной русской души. Бедный рабочий, в старой незалатанной одежде, с удивительным достоинством разговаривает с императором и его чиновниками.
Образ России в лирике А. Блока
“Кругом тонула Россия Блока”, — именно так писал в поэме “Хорошо” Маяковский, говоря о явлении, которого ни до, ни после не было. Россия для Блока не просто тема, это целый мир, наделенный своими чертами, заполненный особыми образами и символами.
Путешествие Скруджа во времени
Наверное, в жизни каждого человека наступает пора, когда он вынуждена оглянуться на свой жизненный путь и задуматься над собственной судьбой. Казалось, в жизни Скруджа такой момент не наступит никогда. И проторял он дороги жизни, «пренебрегая человеческим сочувствием». Чтобы разбудить душу такого человека, нужно чудо.
Анализ поэмы А.Блока Соловьиный сад
Автор: Блок А.А. Перед героем поэмы две дороги. Одна – труд, тяжёлый и однообразный. Другая – любовь прекрасной женщины, покой и очарование соловьиного сада. Герой оставляет свою жалкую хижину, верного помощника осла и идёт туда, в манящий соловьиный сад. Но очень скоро он понимает, что счастье было там, на каменистых тропинках, по которым он шёл со своим ослом.
Притча про сіяча
Автор: Народна творчість. Ось вийшов сіяч, щоб посіяти своє зерно. І як сіяв, упало одне край дороги. Там воно було витоптане, а птахи небесні його повидзьобували. Інше ж упало на ґрунт кам'янистий і, зійшовши, засохло без вологи. Ще інше упало під терен, який виріс і заглушив паросток.
Панамская железная дорога
(исп. Ferrocarril de Panamб) — железнодорожная линия, соединяющая тихоокеанское побережье республики Панама с атлантическим. Построена в 1850—1855 гг вдоль Панамского перешейка. Протяжённость дороги 76 км[1]. Маршрут пролегает через столицу страны — город Панама и город Колон. Параллельно ей проходит введённый в экспулатацию в 1920 г.
Политика кофе с молоком
(порт. Polнtica do cafй com leite) — термин, которым обозначают доминирование в бразильской политике во времена Старой республики (1889—1930) олигархии крупнейших и богатейших штатов Сан-Пауло (центр производства кофе) и Минас-Жерайс (центр молочной промышленности).
Шарапов, Степан Прокофьевич
Степан Прокофьевич Шарапов — дьяк; впервые упоминается в 1660 году, когда был дьяком Стрелецкого приказа; в 1662 году из приказа был послан при посольстве окольничего Милославского в Персию, выехал из Москвы с посольством 4-го мая, но 24-го июня с дороги уже был возвращен обратно «для государева дела».
Европейский пикник
— демонстрация мира на австрийско-венгерской границе вблизи города Шопрон 19 августа 1989 года. С согласием обеих стран открыли пограничные ворота на старой Братиславской дороге между Санкт-Маргаретен (Бургенланд) и Шопронкёхида (Sopronkőhidal) символически на три часа. На этом же месте австрийский министр иностранных дел Алоиз Мок и его венгерский коллега Дьюла Хорн 27 июня 1989 совместно разрезали пограничный забор, чтобы подчеркнуть начатую Венгрией 2 мая 1989 года ликвидацию наблюдательных сооружений.
Англо-индийцы
— смешанная этническая группа, сформировавшаяся на Индийском субконтиненте в результате половых связей индийских женщин и британских мужчин в период вхождения его в состав Британской империи. Вследствие этнической дискриминации со стороны чистокровных англичан (которые презирали англо-индийцев, называя их «высшей угрозой распада империи») и индийцев, относящихся к англо-индийцам как к предателям и пособникам колонизаторов, единственным местом реализации своих талантов и способностей были «индийские железные дороги», где и работало большинство англо-индийцев.
Грихальва, Хуан де
Хуан де Грихальва (исп. Juan de Grijalva, родился около 1489 года в Куэльяре, умер 21 января 1527 года) — один из первых испанских конкистадоров. Экспедиция Грихальвы, во время которой он открыл Мексику, описана в книге Берналя Диаса «Подлинная история завоевания Новой Испании».
Войтович, Василий Ермолаевич
( 1891 - 2.11. 1917) - красногвардеец Рогожского района. Сын железнодорожного сторожа с Винничины. Работал подпаском, рабочим вагонного участка станции Могилёв-Подольский, завода Келлера, проводником на Львовском железнодорожном узле.
Дороги инков
(кечуа Qhapaq Сan — Кхапак-Ньан — Великая Дорога) — сеть многочисленных мощёных дорог, проложенных на протяжении нескольких тысячелетий индейскими цивилизациями в Южной Америке в Андском регионе: Колумбия, Эквадор, Перу, Боливия, Чили, как на прибрежных равнинах в пустынях, так и в горах, через скалы и ущелья, с помощью навесных мостов и ступеней.
Земля Кайзера Вильгельма
(нем. Kaiser-Wilhelmsland) — одна из составных частей колонии Германская Новая Гвинея. Включала в себя северо-восточную часть острова Новая Гвинея. Названа в честь германского кайзера Вильгельма II.
Хо династия
(вьетн. Nhа Hồ) — средневековая династия во Вьетнаме (1400—1407). История Первым представителем был Хо Кюи Ли (иначе Ле Кюи Ли), уже в том же, 1400 году формально отказавшийся от власти в пользу сына, Хо Ган Тхыонга, правившего под руководством отца в 1400—1407 годах.
Инцидент в Оцу
— неудавшаяся попытка покушения на жизнь цесаревича Николая Александровича (впоследствии Николая II), произошедшая в японском городе Оцу 29 апреля (11 мая) 1891 года во время его визита в Японию.
Новая Гвинея австралийская территория
Территория Новая Гвинея (англ. Territory of New Guinea) — мандатная территория, переданная Лигой Наций в управление Австралии после поражения Германской империи в Первой мировой войне.
Старая Сербия
Старая Сербия Старая Сербия (серб. Стара Србија) — исторический термин, широко распространённый в сербской, дореволюционной русской и европейской историографии. Впервые был, вероятнее всего, сформулирован Вуком Ст. Караджичем в 1810—1820-е гг.
Старая Финляндия
Старая Финляндия (фин. Vanha Suomi) — шведское и финское название части западной Карелии, вначале вошедшей в состав России после Северной войны по Ништадтский мирному договору 1721 года, и после русско-шведской войны 1741—1743 по Абоскому миру, а в 1812 году вошедших в состав Великого княжества Финляндского.
Свято-Успенский кафедральный собор Ташкент
План Введение 1 История 2 Современное состояние и причт Список литературы Введение (G) (O) Свя́то-Успе́нский кафедра́льный собо́р в Ташкенте — кафедральный православный храм Ташкентской епархии расположен на улице Авлиёота[1] рядом со старой территорией Военного госпиталя недалеко от центрального железнодорожного вокзала.
Усаев, Канзафар
Канзафар Усаев (башк. Канзафар Усай улы, тат. Qanzafar Usay uğlı, Канзафар Усай улы) (1738, д. Чекмагушево Ногайской дороги. — 10 июля 1804, г. Балтийский Порт, ныне Палдиски, Эстония) — видный сподвижник Е. И. Пугачёва. По поводу расположения места рождения имеются 2 версии: в нынешнем Чекмагушевском р-не и ныне не существующая одноимённая деревня в Кармаскалинском р-не РБ около с.
Берг, Эйжен Августович
Эйжен Августович Берг (1892, Рига — 20 сентября 1918, между станциями Перевал и Ахча-Куйма Закаспийской железной дороги) — латышский большевик. Биография
Бирюзовая радужница
По старой терминологии бирюзовую радужницу (Меlanotaenia lacustris) именуют еще атериной. Первые экземпляры ее были обнаружены И.С.Р.Мунро в бассейне реки Кикори и озере Кутубу (Папуа - Новая Гвинея) в 1964 году.
Николай Георгиевич Гарин-Михайловский
20 февраля 1852 года, в семье штабс-ротмистра лейб-гвардии Уланского полка родился Николай Георгиевич Гарин-Михайловский, будущий инженер-путеец и писатель, основатель Новосибирска.