Виктория Николаевна Торопова
Путь Сергея Николаевича Дурылина к Оптиной пустыни был долгим и непростым. Придя в гимназию глубоко верующим мальчиком, он через шесть лет сделался ярым атеистом, бросил учебу и увлекся революционными идеями. Писал прокламации, несколько раз сидел в тюрьме. Очнулся, пережив глубокое потрясение от гибели в 1906 году своего друга Миши Языкова — члена подпольной боевой дружины — и еще одного гимназического товарища. Дурылин задумался: «Во имя чего отданы эти и другие жизни?» Началось медленное, мучительное возвращение к вере, завершившееся к 1910 году.
Впервые С. Н. Дурылин побывал в Оптиной пустыни на Пасху 1913 года с мамой Анастасией Васильевной (авторы некоторых публикаций ошибочно относят это событие к 1915 году). На исповедь они пошли в келью к старцу Анатолию (Потапову), о котором раньше не слышали. Поразило лицо старца: «Все сплошь оно улыбка, все сплошь оно — привет, все сплошь оно — облегчение каждому, кто смотрит на него». Сергей Николаевич увидел в этом лице «ласкающую, переливающуюся на солнце радость вечного детства, веселой и все сердца веселящей мудрости — той мудрости, которая так легка и светла. <…> Я много раз в разные годы и в разные времена видел это лицо — наедине, в келье, в алтаре, при народе, плещущем в эту келью своим горем и грехом, при монахах, открывающих ему свои помышления, в благодатные часы таинств и молитвы, в острейшие моменты тревоги за судьбу монастыря — и никогда не видел его иным, чем в просвечивании «тайно светящего» в нем света невечернего»2.
По возвращении Дурылин пишет одному из друзей: «В Оптиной пустыни природа удивительная: благословенно-тихая, понимающая, смиренная и святая. Только там мне стало ясно, почему влекло туда Достоевского, Л. Толстого, Вл. Соловьева, почему там похоронен Киреевский, постригся Леонтьев. Молитва создала там место, откуда, кажется, короче и доходней молитва, — легче устам произносить слова, которые труднее всего нам произносить: слова смирения, простоты и беспомощности»3.
Своими впечатлениями и мыслями, навеянными посещением Оптиной пустыни, С. Н. Дурылин поделился и с Сергеем Николаевичем Булгаковым, который ответил ему письмом из Кореиза, где проводил лето: «Дорогой Сергей Николаевич! <…> Спасибо за оптинское письмо и оптинскую память. Мне не приходилось там бывать, но говорят люди понимающие (например, о. Павел Флоренский), что там земля (именно земля) благодатная. <…> Тот, у кого нет в душе «Оптиной», кто извергнул ее из себя или отвергнулся Церковью, кто не знает ее как дома молитвы, <…> у того нет будущего (религиозно) и нет настоящего»4.
11 ноября 1914 года умерла Анастасия Васильевна. Сергей Николаевич убит горем. «Со смертью мамы я потерял самую оправдывающую нужность своего существования»5. Не в силах справиться с отчаянием, Дурылин уже 16 ноября едет к отцу Анатолию за поддержкой. Через два месяца приезжает вновь — проситься в монастырь. Отец Анатолий ласково поговорил, напоил чаем, но сказал: «Носи монастырь в сердце своем, а время покажет, в какой монастырь тебе идти».
С этих пор ежегодно, а иногда и по нескольку раз в году (вплоть до 1921 года), С. Н. Дурылин бывает в Оптиной пустыни и живет там неделями. Он становится в монастыре своим человеком, пользуется богатейшей монастырской библиотекой, собирает материал по истории Оптиной и истории старчества (хотел написать об этом, но не успел), записывает рассказы и воспоминания оптинских монахов и шамординских монахинь, беседует со скитоначальником Феодосием — живым носителем истории обители, с отцом Феодотом — ее уставщиком. В дневнике делает записи своих бесед с отцом Анатолием и отцом Нектарием. Записывает воспоминания отца Феодота о жизни К. Н. Леонтьева при Оптиной пустыни (Леонтьев — один из его любимых авторов). Начинает работу над экспозицией музея Оптиной пустыни. В свой альбом6 Дурылин поместил письмо, полученное им в Челябинской ссылке от священника Павла Флоренского: «Дорогой Сергей Николаевич! Направляю к Вам своего академического товарища Бориса Павловича Добротворцева на предмет обмена мыслями об Оптиной и о делах около нее. Бориса Павловича я рекомендую в муз[ейный] отд[ел] в качестве сотрудника в «Музей Оптиной пустыни». Борису Павловичу хочется уяснить себе, что предстоит ему на таком месте и подойдет ли такая обязанность к нему. Поэтому я и пологаю полезным как для судьбы Оптиной, так и для Б. П. Добротворцева, сговориться вам обоим о дальнейших отношениях... 27 апреля 1923 года».
Как видим, священник Павел Флоренский не терял надежды на возвращение Дурылина из ссылки и продолжение его работы в Оптиной пустыни.
«Живую Церковь, Живое Тело я учуял только тогда, когда капелька живой воды Церкви капнула на меня с Оптиной пустыни»7. «Не могу и не смею говорить, чтó такое Оптина пустынь. На это нет сил, нет умения, нет права: для каждого она может быть совсем иной, новой и своей, иначе религиозно действующей и по-иному спасающей, — верно только, что непременно спасающей. <…> Безмолвно и радостно в скиту. Шумит золотой бор. А народное горе льется, льется сюда – но оно иное здесь, чем в деревне и городе; оставлено за стенами все суетливое, внешне-плачущее. <…> Здесь скорбная, плачущая, нищая, тихая Россия. <…> Тянется Россия к здешней Руси, а здешняя Русь — это милая, радующая улыбка старца Анатолия, «простого», как зовет его народ, вкладывая всю ласку и нежность в это слово, это — долгие, долгие службы в полутемной церкви, в древней неторопливости, покое и свете, это — ласка православия. Все тянутся на эту ласку, за которой сила и жизнь»8.
Старец Анатолий стал духовником Сергея Николаевича.
Отправляясь в Оптину, С. Н. Дурылин старался брать с собой друзей и учеников. Вместе с ним там побывали Таня Буткевич — близкий друг с юности, Георгий Мокринский — духовный сын священника Павла Флоренского, Екатерина Петровна Нестерова — жена художника М. В. Нестерова, любимый ученик Коля Чернышев9, будущий иерей Сергей Сидоров, духовным отцом которого также стал иеросхимонах Анатолий. Сергей Сидоров обратил внимание на то, каким глубоким уважением пользовался С. Н. Дурылин у старцев Анатолия, Нектария, Феодосия10.
На Рождество 1920 года ученик С. Н. Дурылина Иван Чернышев записывает в его зеленый альбом: «Пять лет тому назад я с Вами попал в Оптину Пустынь и увидел там Свет и Радость Христианства, и я начал искать Их с юношеской надеждой. Но временами душа умирает, надежда и вера слабеют, и тогда только у Вас и через Вас я нахожу поддержку, одобрение и подкрепление в этом стремлении узреть Сей Невещественный Свет и идти к Нему твердо»11.
К моменту первого посещения Оптиной С. Н. Дурылин хорошо знал историю Церкви, церковные службы, духовную литературу, иконографию. Позади были несколько (1906, 1908, 1911) путешествий на Север, изучение этнографии, фольклора, церковной архитектуры, поездка на озеро Светлояр к Китежу (июнь 1912), посещение лекций в Архитектурном институте… Оптина пустынь стала для Дурылина воплощением Церкви «видимой», Китеж — Церкви «невидимой». Свои взгляды на единство этих Церквей Сергей Николаевич изложил в работах «Церковь Невидимого Града. Сказание о Граде-Китеже» (1914) и «Начальник тишины» (1916). «Церковь Невидимого Града» написана в январе 1913 года (то есть до «оптинского периода») и прочитана «еще не просохшая» дома у С. Н. Булгакова, где Дурылин впервые лично познакомился с отцом Павлом Флоренским. «Народная душа жаждала и жаждет бытия в Церкви и мыслить свое бытие как пребывание в Церкви видимой и непрестанное общение с Церковью невидимой — в молитве и вере»12. Действенную силу православия Дурылин видит в Оптиной пустыни, еще не побывав там.
Список литературы
Другие работы по теме:
Инновации в экономике
Известно, что инновации имеют свой жизненный цикл, начинающийся с возникновения новой идеи и завершающийся внедрением и утверждением нового продукта на рынке. В этом цикле можно выделить шесть типичных фаз с характерными для каждой видами деятельности, ситуациями принятия решений и результатами.
Экосистема пустыни
Что такое пустыня. Климат, растительность, животный мир. Основные биологические характеристики экосистемы пустыни.
Искусство ласки
Древнеиндийский трактат по искусству любви "Анангаранга" говорит, что путь любви проходит через взгляд-прикосновение-ласку-соитие. Американские сексологи Мастерс и Джонсон предложили для лечения сексуальных расстройств технику секс-терапии.
Православие и судьбы Украины
Естественной реакцией на десятилетия насильственного атеизма стала своеобразная мода на православие. С годами новизна религии ушла, оставив разве что обязательный церковный церемониал во время торжественных мероприятий.
Паисий Величковский
Введение 1 Биография 2 Наследие 3 Библиография Список литературы Паисий Величковский Введение Паи́сий Ня́мецкий или Паи́сий Величко́вский (в миру Пётр Величковский; 21 декабря 1722, Полтава — 15 ноября 1794, Нямецкий монастырь) — православный монах; клирик Константинопольского Патриархата, впоследствии Российской Церкви; переводчик, святой.
Сергиева Приморская пустынь
План Введение 1 Храмы монастыря 2 История 3 Церковь во имя преподобного Сергия 4 Как добраться 5 Фотографии Введение Свя́то-Тро́ицкая Се́ргиева Примо́рская пу́стынь; Троице-Сергиева пустынь; Сергиева пустынь — православный мужской монастырь (пустынь), сейчас формально находится на территории посёлка Стрельна, исторически — посёлок Володарский, ныне в черте города Санкт-Петербурга.
Монастырь св.Тихона Задонского
Один из главных миссионерских центров Северной Америки . Играл ведущую роль в деле распространения православия на американском континенте.
Археология
Ничто в истории не исчезает бесследно. Первобытные орудия терялись в пещерах и покрывались землей. Пески пустынь заносили разгромленные завоевателями или разрушенные землетрясениями города.
Москва - центр православия
План: 1.Митрополит Пётр и сутьба Москвы. 2.Владыка Алексий. 1)Одной из важнейших причин возвышения Москвы стал прочный стратегическийсоюз московских князей с православной церковью. Московские князья раньше другихосознали выдающуюся роль православия в тех условиях. Они постарались заручитьсяподдержкой как высших чинов церкви, так и русских монахов-передвижников, начав-ших во 2/3 14 века беспримерное по масштабу и последствиям дело монастырской ко-лонизации (освоение русских земель).
Характеристика Ровены и Ребекки
В романе В. Скотта «Айвенго» введены два образа прекрасных девушек — Ровени и Ребекки. Обе они молодые, очень красивые, умные, воспитывались без матерей. Их постоянно окружала любовь и ласка ближних, большая роскошь.
Памятник искусства Капля нефти
Памятник искусства "Капля нефти" Автор: Сочинения на свободную тему В мире есть много памятников, все они имеют огромное культурное значение для человечества. Например, в столице России, Москве, есть замечательный храм Василия Блаженного, это строение является хранителем нашей истории.
Ранняя лирика Есенина
Главной темой лирики Есенина всегда была любовь к России. Причем не абстрактное восхищение красотами природы, свойственное городским жителям, а теплая, живая любовь к деревне, к сельской природе.
Лебеді материнства
Автор: Симоненко Василь. Мріють крилами з туману лебеді рожеві, Сиплють ночі у лимани зорі сургучеві. Заглядає в шибу казка сивими очима, Материнська добра ласка в неї за плечима.
Оптина Пустынь
Оптина Пустынь, (Козельская) Введенская Оптина пустынь, мужской монастырь в Калужской области, один из важнейших исторических центров старчества, тесно связанный и с историей русской литературы.
Обилич, Милош
Милош Обилич (серб. Милош Обилић) — легендарный сербский князь. В некоторых источниках его фамилию пишут как Кобилич. С его именем связана история, довольно необычная для православия, а именно существование православного рыцарского ордена. После тяжелых поражений, которые терпели сербы в войне с Турцией князь Милош Обилич, зять князя Лазаря учредил рыцарский орден известный в истории как орден Дракона Св.
Дорофей Замятин
Дорофе́й (после принятия схимы Дими́трий, в миру Дми́трий Ани́симович Замя́тин; 1678, с. Савватьма — 4 октября 1747, Саровская пустынь) — настоятель Саровского монастыря в 1731-1747 гг.
Олдридж, Айра Фредерик
Введение 1 Биография 2 Курьёзы Список литературы Введение А́йра Фре́дерик О́лдридж (англ. Ira Frederick Aldridge; 24 июля 1807 — 7 августа 1867) — американский актёр-трагик.
Ласка
Введение 1 Описание 2 Питание 3 Спаривание 4 История 5 Ласки в культуре Список литературы Введение (Обыкновенная) ла́ска[1] (лат. Mustela nivalis) — хищное млекопитающее семейства куньих. Водится почти на всех континентах.
Иоанн Чешский
Святой Иоанн Пустынник — первый чешский пустынник, предположительно — сын князя бодричей Гостимысла, погибшего в 844 году в сражении с войсками Людовика Немецкого. Иоанн прожил 42 года в пещере в чешских лесах недалеко от Праги, после чего встретил князя Боривоя (Борживоя, мужа св.Людмилы Чешской), причастился Святых Тайн в церкви в замке Тетин и вскоре умер.
Артём, Александр Родионович
Александр Родионович Артём (наст. фам. — Артемьев; 1842—1914) — русский актёр. Биография Александр Артём сын крепостного крестьянина. После окончания московского Училища живописи, ваяния и зодчества (1878), работал учителем рисования и чистописания. С 1880-х гг. принимал участие в любительских постановках.
Причины принятия христианства
Существуют несколько реальных фактов, остановивших выбор Руси на православной форме христианства. В первую очередь, важную роль сыграли прочные культурные и экономические связи с Византией, наличие на Руси собственной влиятельной православной общины. Византия в то время казалась центром цивилизации, наследницей великого Рима, самой развитой и культурной страной Европы.
Возникновение Православия
Возникновение Православия сторически так сложилось, что на территории России, в основном, нашли свое место и испокон веков мирно сосуществовали несколько Великих мировых религий. Отдавая дань уважения другим Религиям, я хочу обратить Ваше внимание на Православие, как основную религию России.
Нильский гусь
Нильский гусь Нильские гуси (Alopochen aegyptiacus) Научная классификация Латинское название Alopochen aegyptiacus Linnaeus, 1766 Систематика на Викивидах
Газель-доркас
План Введение 1 Статус угрозы 2 Этимология Список литературы Введение Газель-доркас[1] (лат. Gazella dorcas) — небольшая газель, весящая всего 20 кг. Её ареал охватывает Северную Африку, Израиль, Ливан, Иорданию, Сирию, Ирак, запад Саудовской Аравии и Йемен.
Возникновение государства Египет
Неизвестно, Шумер или Египет был колыбелью древнейшей цивилизации мира; возможно, что цивилизация, возникшая на северо-востоке Африки, на берегах великого Нила, была более древней.
Православие в исторической судьбе России
на тему: «Православие в исторической судьбе России» работа ученика 10 «А» класса Комарова Дмитрия. Мы живем в двадцать первом веке. В стране, которая имеет большие традиции и великую историю. Официальной религией нашей Родины является христианство, а точнее его разновидность – православие. С 998 года, когда произошло введение христианства на Руси, религия играет значительную роль в жизни нашего государства.
Почему позицию Аввакума можно назвать изоляционистской и национально-консервативной?
Эссе на тему «Почему позицию Аввакума можно назвать изоляционистской и национально-консервативной?» Реформы, проведенные Патриархом Никоном, носили достаточно умеренный характер; они лишь в некоторой мере пытались приблизить духовную жизнь России к духовной жизни Европы. Однако Большой московский церковный собор 1666-1667 гг. признал, что необходимо разделить светскую и духовную сферы деятельности, отделить церковь от государства.
Крайние точки России
Страна находится в двух частях света и занимает восточный сектор Европы и северную часть Азии. Россия омывается морями трех океанов: Атлантического, Северного Ледовитого и Тихого.
Описание Чукотского автономного округа
Graphics Описание Расположен на крайнем северо-востоке России. Климат морской, во внутренних районах Расположен на крайнем северо-востоке России. Климат морской, во внутренних районах Омывается Восточно-Сибирским, Чукотским и резко континентальный. Температура Беринговым морями.
Евразийская фауна
Рыжая лисица Лисица относится к роду волчьих. Она - очень хитрый и искусный охотник, который может найти жертву по ее следам. Чаще всего ее добычей становятся кролики или мыши. Увидев их, лиса начинает погоню и быстро догоняет свою жертву. У рыжей лисицы хорошо развит слух.
Отряд Куньи
Куньи составляют семейство в отряде хищных животных. Распространены куньи оченб широко. Они населяют все ландшафты, реки, озёра, все материки, кроме Австралии(впрочем, некоторые виды не так давно акклиматизированы здесь человеком).