Музыка в школе

Рефераты по музыке » Музыка в школе

Алексеева Л. Н.

Введение

Предполагаемая программа курса обобщает лучшие достижения предшествующих программ по музыке для общеобразовательных школ созданных под руководством Д.Кабалевского А.Апрак- синой Ю.Алиева Н.Терентьевой и др. и развивает их связи с особенностями социокультурной ситуации сегодняшнего дня. В вязи с этим предлагаемый курс может служить естественным дополнением к существующим программам ориентируя их на животрепещущие проблемы современности обновляя духовно-нравственными акцентами и музыкально-экологическим содержанием. Предлагаемая программа и учебно-методические комплекты могут использоваться в каждом из регионов России и насыщаться местным и национальным материалом. Программа создана в соответствии с законом «Об образовании РФ»: она призвана создать условия для духовной «самореализации личности» и средствами искусства в школьнике «Сформировать человека и гражданина» обеспечить «адекватный мировому уровень» музыкального образования интегрировать» личность школьника в национальную и мировую культуру (закон РФ «Об образовании»).

Программа построена по принципу «минимакса» сформулированному академиком А.А.Леонтьевым в статье «Педагогика здравого смысла» (сборник «Школа 2000… М.1997). Максимум содержания Программы для тех кто хочет научиться (в том числе и для музыкально-одаренных детей не имеющих возможности учиться музыкальных школах) и минимум – ля всех с учетом природных способностей.

Главная новизна программы кроется в самом подходе к музыкальному воспитания и образованию которое рассматривается в ситуации глобального духовно-нравственного и экологического кризиса земной и духовной жизни человека. Понятие музыкального воспитания связано с внешней музыкальной средой окружающей жизни и в личностном плане – с той внутренней музыкой которую каждый человек с рождения и до могилы носит в своей душе. Уроки музыки трактуются как уроки духовно-нравственного и физического оздоровления детей средствами искусства. В связи с чем содержание программы предусматривает душевное состояние первоклассников: трудности адаптации к школе и стрессовой характер первого года обучения а также общие социальные причины (70% населения России живет в состоянии хронического стресса) предлагаемые творческие и музыкально-игровые формы обучения направлены на снятие стресса у детей. Обязательной рубрикой урока музыки введено музыкальное движение многообразные формы которого призваны восполнить существующий дефицит подвижности школьников пагубно сказывающейся на здоровье детей.

Программа учитывает состояние здоровья сегодняшнего школьника: по статистическим данным сегодня рождается здоровыми не более 5% детей а у школьников старших классов (по данным 1996 года) наблюдается 85% нарушения здоровья и прежде всего – «высокая заболеваемость нервно-психической системы (каждый третий школьник имеет отклонение от нормы)» (из доклада министра общего и среднего образования В.Г.Кинелева «Вестник образования» 2/9 с.106). музыка как известно самое сильное среди искусств по своему прямому и непосредственному воздействию на психику человека. Не случайно музыкальная терапия уже во многих странах уже давно и успешно используется в лечении нервных и психических заболеваний. В связи с этим в программе обязательной рубрикой введено музыкальное движение и музыкальные игры благотворно действующее на психику школьников. Впервые для первоклассников предложены музыкальные пальчиковые игры способствующие развитию речи мышления снятию писчих спазмов рук у первоклассников и нервных «зажимов».

Задача учителя музыки – не сводить проблемы музыкального воспитания и образования к информации а средствами искусства учить мыслить чувствовать сопереживать чтобы у школьников развивался не только интеллект но и душа Учитель (как детоводитель в первичном значении этого слова) должен ориентировать школьников в мире музыки привить им вкус и приобщить средствами искусства к высшим духовным ценностям частое повторение которых должно восприниматься как истина указывающая путь через чувства прекрасного в искусстве к любви состраданию милосердию чувства долга в жизни. … Научить познавать Мир и формировать образ Мира средствами искусства. В общении с искусством музыки понять себя и свое место в Мире. Духовно-нравственные понятия которые несет высокое искусство должны прорасти в житейские и стать личным для каждого школьника. Учить учащихся применять знания в конкретной жизненной ситуации погружая их в трудности реальной жизни. Учить оценивать явления в жизни и в искусстве на основе духовно-нравственных критериев. Педагог призван формировать у учеников нравственные ориентиры без которых знания могут быть направлены во зло человечества.

Программа реализует преемственности связи с дошкольным музыкальным воспитанием и между начальной и средней школой выстраивая содержание обучения в единый непрерывный курс.

Предлагаемая программа научно обоснована – опирается на логик развития музыкальных способностей детей дошкольного и младшего школьного возраста на результаты экспериментальных исследований академика доктора психологических наук К.В.Тарасовой (см. монографию Онтогенез музыкальных способностей» М. 1988). В программе учтены психофизиологические особенности младших школьников - широко представлено игровое обучение музыке и синкретические виды художественной деятельности характерные для данного возраста.

Курс предполагает комплексность преподавания: естественную для данного возраста взаимосвязь музыке речи движения изобразительного искусства.

В методических рекомендациях описана система работа по программе целостного и гармонического музыкально-эстетического воспитания младших школьников даются практические рекомендации по организации урока включающего все необходимые компоненты музыкальной деятельности (слушание исполнение сочинение) советы по работе с учебником-тетрадью для первоклассников «Музыкальная азбука».

Какая концепция музыкального образования нужна сегодня массовой школе?

Сегодняшняя жизнь ставит новые проблемы перед музыкальным образованием массовой школы. Они порождены новой социально-культурной ситуацией: с 1993 года ученые констатируют обесценивание знаний как духовного богатства человека. – над умами властвует примитивное материальное (денежное) богатство. Фундаментальные сдвиги в системе ценностных ориентаций связанные с экономическими кризисами. Экологическими катастрофы в том числе чрезмерное загрязнение города вредными для здоровья детей шумами которые разрушающе действуют на психику детей и многое другое – все это сказывается на духовном состоянии школьников и на их психическом здоровье (детские страхи и ощущение что мир рушиться). В этом кроются причины духовной деградации – рост детской наркомании и самоубийств (ежегодно – две тысячи!).

Музыка как самый любимый вид искусства детей и подростков способна предлагать путь духовно-нравственной активности и гармонизации душевных сил и противовес страстям и мерзостям жизни вопрос лишь в том какая музыка? Все чаще говорят о музыкальной наркомании. А все великие достижения европейской музыкальной культуры были тесно связано с верой и религией. Без этого духовного аспекта нельзя понять суть музыки. И Баха В.Моцарта Л.Бетховина М.Глинки П.Чайковского С Рахманинова и других отечественных и зарубежных композиторов. Где же если не в школе на уроках музыки в теме «Музыка и Жизнь» говорить об этом! Концепция современного массового музыкального образования школьников должна включать раздел «Музыкально-экологическое просвещение».

Сегодняшний школьник современного бурно меняющегося мира совсем иной чем был раньше. Он опережает своих предшественников в физическом развитии но увы! Отстает в духовно-нравственном плане. К тому же новые условия современной жизни не способствуют духовному здоровью детей. Необходимы духовно-нравственные акценты в массовом музыкальном образовании.

Новые проблемы «Музыка и Жизнь» ставит перед массовым музыкальным воспитанием в вязи с явлением шизофонии (разорванное звучание возникающее при помощи технических средств передачи музыки0. человек в наушниках пытающийся заглушить музыкой рев машин подвергает себя опасности. Выключая ухо из органов естественной ориентации. И не только в физическом смысле – столкнуться с кем-либо или с чем-либо… но и в психологическом плане – «распад природных связей органов чувств» «деградация связанных с музыкой психофизиологических и нравственных черт личности» «пространственный диссонанс». «физиологический дискомфорт» (см.статью Е.Назайкинского «Шизофония» - «Салон Audio video» 3(7) 1996 с.32-33). Не случайно шизофония имеет общий корень с шизофренией. То есть раздвоенным сознанием. На повестке дня массовой школы – вопрос воспитания культуры обращения с музыкой в условиях ее искусственного воспроизведения формирование музыкально-экологического взгляда на жизнь. Что означает согласно концепции А.А.Леонтьева (см. «Школа 2000…». Концепция и программы непрерывных курсов для общеобразовательной школы. Вып.1 2) необходимость выходить за рамки учебника в жизнь учиться оценивать себя окружающих. Вот здесь и проверяются жизненные ориентиры на прочность…

Другая кричащая проблема современности связана с ранней компьютеризацией: зарубежные ученые констатируют. Что школьники в условиях ранней компьютеризации утрачивают образное мышление и творческие способности с чем и связан на западе гуманитарный бум – искусство и художественное творчество внедряются во все сферы обучения. Возникла острая потребность сделать массовое образование творческим. Акцентировать в нем духовно-нравственное начало и ориентировать на современные проблемы выживания человечества. Как помочь детям избежать этих и других сетей самоистребления и так называемых «черных дыр» которые засасывает человека физически и духовно? Во все времена об этом проповедовало высокое искусство в котором самым сильным среди его видов по прямому эмоциональному воздействию была и остается музыка. Музицирование всегда являлось важным показателем культуры общества также как чтение рисование участие в любительском театре рукоделие.

Современной массовой школе нужна концепция музыкального образования с духовно-нравственными акцентами с ориентацией на творческое развитие в процессе формирования общей музыкальной культуры: не только слушать музыку. Но и создать условия для музыкально-творческого самораскрытия природного дара каждого ребенка - только в этом случае музыкальное воспитание и образование может стать целостным и гармоничным.

Предлагаемая программа концептуально и методически соотнесена с работами автора для дошкольников некоторые из которых вошли Федеральный комплект учебников для дошкольников Министерства образования РФ (Учебный альбом для детей «Музыка – 6-7 лет» М. Аст. 1997 с методическим пособием для педагогов и родителей. М 1998 «Игровое сольфеджио для малышей» (от трех до шести лет) и «Музыкальная грамота в нотных прописях» с творчески развивающими играми. (М.1997 – М.2000). Автор опирается на новейшие отечественные и зарубежные достижения в области массового музыкального воспитания и образования по результатам научных исследований в области отечественного музыкального воспитания проведенных академиком. Доктором психологических наук К.В.Тарасовой на программы разработанные на основе этих исследований которые апробированы в дошкольных учреждениях. Программа основывается на том запасе знаний и навыков которые предписаны стандартом по дошкольному музыкальному образованию.

Цели курса «Музыка для всех и для каждого»

Музыкально-эстетическое образование в школе нацелено на гармоничное развитие личности в духовно-нравственном плане на создание условий для раскрытия всех его дарований и на формирование системы дальнейшего за пределами школы духовного самораскрытия что невозможно без творческого потенциала. Поэтому создание условий для максимальной оптимизации творческих способностей школьников – одна из важнейших задач музыкально-эстетического воспитания. На повестке дня современной школы – разработка и внедрение творческой системы массового музыкально-эстетического воспитания. Чувство прекрасного целесообразно развивать не только в пассивных формах объяснения и слушания музыки но и более активных доступных для детей формах музицирования и собственного музыкального творчества. Большие перспективы в этом направлении открывает интеграция различных видов искусства и учебных предметов способствующая единому процессу постижения окружающего мира (отражается в мире искусства) в его целостности. В этом – стык предметов эстетического цикла с другими учебными предметами (чтение изо природоведение экология математика и др…). Учащиеся должны постигать учебные предметы в их взаимосвязи понимать специфику процесса художественного отображения мира (внешнего и внутреннего). Такой комплексный подход к образованию создает условия для формирования универсальных способностей важных для любых сфер деятельности и является мощным стимулом развития ассоциативного мышления. В итоге школьный урок музыки может стать искусством постижения жизни во всем ее многообразии.

Настоящая программа базируется на принципах целостности и комплексности музыкально-эстетического образования. Достоинством программы является связь теории с практикой музицирования нацеленность на духовно-нравственные аспекты воспитания а также – единство знания ассоциативного мышления творческой деятельности. Идеи и материалы могут быть использованы для учебного процесса для внеклассных и домашних занятий.

Задачи курса:

1. Гармоничное развитие средствами музыки творческого потенциала каждого школьника его эвристического мышления познавательной деятельности.

2. Раскрытие преобразующей силы музыки и ее влияние на нравственные и эстетические идеалы формирование жизненной позиции.

3. Овладение языком музыкального искусства на основе музыкально-теоретических знаний и навыков постижение сути музыки во взаимосвязи со смежными видами искусства.

4. Постижение сущности музыкальной интонации ее драматургии через различные формы музицирования: сольного и ансамблевого (вокального хорового инструментально).

Специфика уроков музыки в начальной школе

1. Музыкальное искусство обращено ко всем и каждому в отдельности. Чтобы музыка стала для каждого школьника глубоко личным явлениям – исповедью души необходимо сочетание принципов коллективного обучения с индивидуальными в частности использовать те формы которые предложены в учебнике-тетради «Музыкальная азбука».

2. В отличие от других видов искусства музыка боле непосредственно связана с психологическими движениями и прямо адресована душе каждого школьника тотчас же вызывая ее резонанс. Следует использовать эту особенность искусства в воспитательных целях.

3. Постижение музыкального содержания школьниками кроется в единстве слуховых зрительных словесных двигательных впечатлений на основе жизненных прообразов музыкального искусства и прежде всего его собственной речи и движения и в целом носит синкретичный характер.

4. Специфика уроков музыки у младших школьников связана также с их возрастной особенностью – особой художественной одаренностью в уникальным творческим потенциалом эмоциональной отзывчивостью на прекрасное: детям изначально присуща талантливость. И важно не упустить уникальной возможности детского возраста для развития художественно-творческих способностей так как позднее компенсировать их невозможно.

Музыка пробуждает и стимулирует творческий потенциал детей ибо эмоциональная сфера и воображении тесно взаимосвязаны с творческими способностями. Музыкально-творческая деятельность – это деятельность школьника в области искусства направленная на создание новых духовных ценностей материализованных в художественных произведениях. Творческий потенциал – это чувство нового художественного ценного связанное с высокой степенью развития мышления и способностью быстро действовать в новой ситуации.

Структура курса для 1-4 классов

Тематика учебных четвертей исходит из специфики музыки как звучащего вида искусства и тесно сопряжена с жизненными прообразами. На первом году обучения дети вводятся в многообразный мир средств музыкальной выразительности представленных в учебнике-тетради «Музыкальная азбука» (М. 1998 М.2000). Темы раскрываются в связи с другими видами искусства на основе общих эквивалентов (звук и цвет в живописи мелодия и рисунок интонация речи и музыки музыкальная форма музыкальная драматургия и музыкальный сюжет в сравнении литературными произведениями. С театральным искусством музыкальные жанры и жанры смежных видов искусства.

За основу взят принцип группировки материала от простого к сложному: от азбуки средств музыкальной выразительности (в учебнике-тетради «Музыкальная азбука» через постижения смыслов мелодической речи (в учебнике «Душа музыки») к музыкальным жанрам и формам и далее к всеобщей истории музыкальной культуры. В музыкальном творчестве: от подражательной звукоизобретательности от синкретических (связи музыки со словом и движением) к специфически музыкальным закономерностям музыки.

Программу первого класса объединяет тема связи музыкального языка с жизнью. «Музыка начинается со звука». – так говорят сами музыканты. Именно поэтому в первой четверти большое внимание уделено теме «Звук и смысл»: тембру голоса и музыкальных инструментов громкости высоте нюансам и пр. Изучая «Азбуку» музыкальных средств школьники осваивают тему в практическом музицировании – сами ищут музыкальные средства для изображения звуков природы и изображения настроения (тембры динамику ритмы интонации темпы исполнительные приемы) которые подробно описаны в музыкальной азбуке». При этом темы начальных разделов в дальнейшем становятся как бы сквозными соединяясь с другими темами (вначале тембр затем тембр и громкость потом добавляются исполнительные штрихи ритм и др.). Представления об азбуке средств музыкальной выразительности закрепляются в музыкально-осмысленном пении и в слуховом анализе музыкальных произведений.

Во втором классе. После повторения музыкальной азбуки школьники осваивают мелодическую речь музыки по аналогии с родной словесной речью (интонация в музыке и речи музыкальная фраза и предложение музыкальная мысль музыкальная риторика мелодия и гармония аккомпанемент к мелодии). Дети учатся сочинять простейшие мелодии (распевая стихи выражая то или иное настроение свой мир чувств в простейшем напеве). Через личное музыкальное творчество лучше постигается мелодическое богатство отечественной музыки – народной духовной классической современной.

В третьем классе школьники знакомятся с музыкальными жанрами. Приобретают навыки музицирования в жанре и стиле - в этом им поможет учебник – тетрадь «Музыкальные жанры».

В четвертом классе – школьники осваивают музыкальны формы на основе синтеза искусств (вокальная музыка оперный театр балет) и в сравнении с другими видами искусства.

В средней школе углубляются представления о жанрах и стилях музыки на примере творчества великим музыкантов – композиторов и исполнителей отечественной и зарубежной музыки дается представление о мировой музыкальной культуре.

Принципы построения уроков музыки:

1. Урок строится на основе принципа целостного представления об искусстве с привлечением его различных видов (темы соотнесены по другим предметам - природоведение литература живопись окружающий мир математика и др.)

2. Принцип минимакса (согласно концепции образования А.Леонтьева):

Страницы: 1 2 3 4