1813-1869
Творческий путь
Он продолжает создание русской музыкальной классики (после Глинки), но его творчество отличается своими особенностями. Его внимание было направлено не на героическую линию, а на конкретного, простого человека, на его переживания, страдания. Художники стремились выявить пороки общества и, критиковали его. Социальная тема была очень важна.
Даргомыжский отразил в музыке явление жизни не обобщённо, как Глинка, а конкретно раскрывая характер. Впервые в музыке создается жанр бытовой психологической драмы. Эта задача требовала новых выразительных средств. Даргомыжский стремился передать психологию через речь человека. Речевая интонация стала главным выразительным средством.
Вокальные жанры у Даргомыжского самые главные: 4 оперы: “Эсмеральда”, “Торжество Вакха”, “Русалка”, “Каменный гость”. Около 100 романсов и песен. Создает новые жанры: сатирический романс и т. д. На стихи Курочкина и Вейнберга: “Червяк”, “Титулярный советник”. Создал комедийные сценки, тип лирического монолога (самые яркие на стихи Лермонтова.) Написал 3 одночастные увертюры: “Баба яга”, “Украинский казачок”, “Фантазия на финские темы”.
Жизненный путь
Родился в тульской губернии. Отец чиновник, мать поэтесса. В 1834 году встретился с Глинкой, подружился. Глинка убедил его серьезно изучить теорию и отдал ему тетради Дена.
1830-начало 40-х.
Стиль ещё не сложился. Лучшие романсы в этот период на стихи Пушкина: “Ночной зефир”, “В крови горит огонь желанный…” (совпадают с глинкинскими.) Опера “Эсмиральда” написана по роману Гюго: “Собор парижской богоматери”. Тут проявился драматизм свойственный Даргомыжскому. Долго не удавалось поставить оперу. Только в 1847г. поставили.
1844-45гг.
Первые выезды заграницу: Вена, Брюссель, Париж, города Германии. В письмах к отцу критиковал то, что видел и слышал. Исполнял свои произведения и получил известность.
1845-65гг.
Творческая зрелость. Вернулся на родину и работал над “Русалкой”. Писал романсы на стихи Пушкина. Но появились и другие жанры: комедийные сценки, романсы лирического монолога. Обращается к поэзии Лермонтова, Кольцова. Много песен написал о тяжёлой женской доле. “Русалку” писал лет 16. В 1855 закончил и в 56 поставил. Неудачно. Отношение к опере было двойственно. Поддержал Даргомыжского Серов. Но неудачная постановка подействовала: Д. Впал в депрессию. Общался с друзьями- певцами.
Конец 50-х.
Открылся литературный журнал “Искра”. Курочкин был поэтом и переводчиком, он открыл журнал и пригласил к себе Даргомыжского.
1864-65гг.
Вторая заграничная поездка: Варшава, Лейпциг, Брюссель, Париж. Имел всё больший и больший успех.
1865-69гг.
Последний период. Возобновил постановку “Русалки”. В 67г. Д. стал председателем русского муз. Общества петербургского отделения. Подружился с композиторами могучей кучки. В 60-х появляются новые жанры. 3 симфонические увертюры. Написал “Каменного гостя”. Не успел закончить. Завершил Кюи. Оркестровал Римский-Корсаков.
Романсы и песни
Даргомыжский обращался к поэтам, многих из которых использовал и Глинка: Дельвиг, Кольцов, Павлов, Пушкин. Лирика Лермонтова у Даргомыжского важную роль. Это новейшая поэзия. У Даргомыжского появляются новые вокальные жанры, связанные с его, так сказать, принципиальной направленностью. Это романсы сатирические, совсем новые, их не было у Глинки. Это скорее песни. Даргомыжский писал их в момент сотрудничества с литературным журналом “Искра” на стихи Курочикина и Вейенберга. “Титулярный Советник” и “Червяк” - это сатирические сценки, в которых Даргомыжский делает ремарки. Есть и комические сценки. На стихи Пушкина - Мельник, где есть даже 2 действующих лица. Черты театрализованности. Появляются и лирические монологи: “Мне скучно и грустно”. Старый капрал - классическая песня, построенная как театральная сцена, в которой Даргомыжский хотел использовать хор.
Если Глинка отражал в музыке общий характер, настроение стиха, то Даргомыжский подходит к стиху более конкретно, как бы выделяя отдельные детали, поэтому вокальные партии у него более речитативные, есть речевые интонации, в вокальных партиях меньше пластичности. Это особенно заметно в сатирических романсах.
Для Глинки характерны куплетные формы, которые отражают общее настроение, а у Даргомыжского очень мало куплетной формы, т.к. все постоянно меняется, музыка меняется вслед за текстом. Романс “Ночной зефир струит эфир” (на Пушкина) есть и у Глинки, и у Даргомыжского. У Глинки форма АВАВА, а у Даргомыжского – рондо с контрастными эпизодами.
“Мне минуло 16 лет” на Дельвига. Это бесхитростный романс, который очень точно выражает настроение юной девушки. C-dur. Пример широкой песенной мелодии.
“Мне грустно” на Лермонтова. Элегия. D-moll.
“Старый капрал” на Курочкина. Жанр - драматическая сцена. Монолог старого капрала, приговоренного к смерти за оскорбление молодого офицера. Состоит из нескольких разделов, в конце каждого из них рефрен. В вокальной партии много речитативности: “В ногу, ребята, раз, два” (рефрен). 2-й куплет – “Я оскорбил офицера”. Каждый куплет более драматический, чем предыдущий. В конце Даргомыжский вводит хор: “В ногу, ребята, раз, два”. Его обычно исполняет фортепиано.
“Червяк” на Курочкина. Сатирическая сцена. Высмеивание чинопочитания. Главное – вокальная партия. Фортепианная партия очень скромная. Смена интонаций – C-dur-As-dur. “Какое счастье”.
“Титулярный советник” на Вейнберга. B-dur. Музыка идет за каждым словом текста. Сквозная форма. 1-й раздел – B-dur, 2-й раздел – пьяный советник.
“Ночной зефир” на Пушкина. Один из лучших романсов Даргомыжского. В этом романсе заключено отличие стиля Даргомыжского от Глинки. У Глинки обобщенное отражение текста, объективное, форма 3-х-5-ти частная (АВАВА). Даргомыжский подходит к стихам более конкретно и делает из романса сцену. Получается форма рондо. Есть рефрен c-moll: “Ночной зефир струит эфир”.
1-й эпизод. Резкий контраст. C-dur. Сценка. “Вот взошла луна золотая”. Серенада. В фортепианной партии изображается перебор гитарных струн. Даргомыжский конкретизирует картину.
2-й эпизод. Опять контраст. Серенада кавалера перед дамой. “Сбрось мантилью, ангел милый”. Смена темпа. Тоже есть переборы струн.
Рефрен – “Ночной зефир струит эфир”.
Другие работы по теме:
Российские композиторы
лябьев, Александр Александрович, русский композитор-дилетант. Родился 4 августа 1787 года в Москве. Умер 22 февраля 1851 года там же. Происходил из старинного дворянского рода. Отец А., сенатор, затем президент Берг-Коллегии и главноуправляющий межевой канцелярией, дал сыну хорошее домашнее воспитание.
Музыка периода романтизма
Музыка периода романтизма — это профессиональный термин в музыковедении, описывающий период в истории Европейской музыки, который охватывает условно 1800 - 1910 годы.
Русская музыка
На территории России археологи находят древние следы занятий музыкой. Близ Воронежа в жилищах древнего каменного века найдены камни со следами ударов друг о друга - это был "оркестр ударных инструментов".
История первой награды
Автор: Сочинения на свободную тему В жизни... всегда есть место подвигам. М. Горький. Это воскресное июньское утро Василий Петрович и его сын Александр решили провести на окраине города, на берегу небольшой речушки с удочками. Возвращались с рыбалки вдоль берега реки в хорошем настроении, несмотря на небольшой улов.
Директория Совет пяти
Директория Совет пяти ») — коллегия 5 министров Временного правительства — временный чрезвычайный орган верховной власти в России в сентябре — октябре 1917.
Александр Комин, граф Бюшан
Александр Комин (англ. Alexander Comyn, умер 1289), граф Бюшан. Он был англо-шотландским бароном и одной из наиболее важных фигур в истории Шотландии XIII века. Он был сыном Уильяма Комина, по праву жены (jure uxoris) графа Бюшана, и Марджори, графини Бюшан, наследницы последнего кельтского графа Бюшана, Фергюса.
Зеленые дворянство
Зеленые — русский дворянский род, восходящий к концу XV века. Семён Зеленый подписал грамоту об избрании на престол царя Михаила Федоровича, а потом был дьяком. Генерал-адъютант Александр Алексеевич был министром государственных имуществ. Род Зеленых внесен во II часть родословной книги Псковской губернии.
Клит военачальник
Клит Черный (греч. Κλείτος, ок. 380—328 гг. до н. э.) — военачальник и личный друг Александра Великого.
Ростовский, Дмитрий Владимирович
Князь Дмитрий Владимирович Ростовский (ум. 1518) — боярин и воевода на службе у Московских князей Ивана III и Василия III. Рюрикович в XIX колене, потомок Ростовских князей, суверенных прав уже не имел, его отец Владимир Андреевич продал свою долю в Ростовском княжестве Ивану III. Его младший брат Александр, сыновья Пётр Бессчастный и Андрей также находились на службе у московских князей.
Бордуков, Александр Сергеевич
Введение 1 Биография 2 Признание и награды 3 Творчество 3.1 Роли в театре 3.2 Фильмография Список литературы Введение Александр Сергеевич Бордуков (род. 1946) — советский и российский актёр театра и кино, театральный режиссёр, заслуженный артист России.
Донецкий областной комитет КП Украины
Введение 1 Первые секретари Донецкого обкома КП(б)У (1932-1938) 2 Первые секретари Сталинского обкома КП(б)У-КПУ (1938-1961) 3 Первые секретари Донецкого обкома КПУ (1961-1991)
Артём, Александр Родионович
Александр Родионович Артём (наст. фам. — Артемьев; 1842—1914) — русский актёр. Биография Александр Артём сын крепостного крестьянина. После окончания московского Училища живописи, ваяния и зодчества (1878), работал учителем рисования и чистописания. С 1880-х гг. принимал участие в любительских постановках.
Адашев, Александр Иванович
Александр Иванович Ада́шев (наст. фам. — Платонов) (1871—1934?) — русский актёр и театральный педагог. Играл в театре с 1890 года в городах Рыбинске, Твери, Костроме и других. С 1898 по 1913 год в Московском художественном театре.
Литературные группы России
«Арзамас»: Василий Андреевич Жуковский, Константин Николаевич Батюшков, Василий Львович Пушкин, Сергей Семенович Уваров, Дмитрий Николаевич Блудов, Николай Иванович Тургенев, Александр Иванович Тургенев, Петр Андреевич Вяземский, Александр Сергеевич Пушкин.
Александр. Невская битва
План Введение 1 Сюжет 2 В ролях 3 Съёмочная группа 4 Дополнительные факты 5 Цитаты Введение «Александр. Невская битва» — исторический фильм режиссёра Игоря Каленова. Вышел в российский прокат 1 мая 2008 года.
Николаев, Александр Васильевич
План Введение 1 Биография 2 Произведения 3 Рисунки Введение Николаев Александр Васильевич (1887—1957), русский, советский художник, заслуженный работник искусств Узбекской ССР, живописец, график.
Воскресенский, Александр Григорьевич
Александр Григорьевич Воскресенский — российский педагог и революционер. Родился 30 марта 1835 года в селе Козловки Ардатовского уезда в семье священника. В 1858 году окончил Казанскую духовную академию. Работал в Перми учителем Пермской духовной семинарии и секретарём статистического комитета.
Константин Ипсиланти
Константи́н Ипсила́нти (рум. Constantin Ipsilanti, греч. Κωνσταντινος Υψιλαντης; 1760, Стамбул — 24 июня 1816, Киев) — великий драгоман Порты в 1796—1799 гг., господарь Молдовы в 1799—1802 и Валахии в 1802—1806.
Александр Васильевич Суворов 2
Александра Васильеви ча Суворова (1730—1800) Великий русский полководец Александр Васильевич Суворов родился 13 ноября 1730 года в Москве. C рождения он был маленького роста, хилым и болезненным. Однако сила духа помогла ему изменить себя. Он увлекался книгами о подвигах великого полководца Ганнибала.
Вермишев, Александр Александрович
Александр Александрович Вермишев (29.8(10.9).1879, Санкт-Петербург, — 31 августа 1919, Елец) — революционный деятель, поэт и журналист, псевдонимы — Александр Савицкий, С. A., Save (партийная кличка).
Александр Великий розширює кордони
Військовий похід та розширення кордонів імперії Александра Великого. Об'єднання грецьких держав і створення могутньої армії для завоювання Перської імперії та колонізації Єгипту. Дослідження Каспійського моря, гірського масиву Гіндукуш і Перської затоки.
Октябрь литературное объединение
«Октябрь» — литературная группа писателей-коммунистов, существовавшая в 1922—1925 годах в Москве. Основана молодыми большевиками-писателями 7 декабря 1922 года в Москве. Руководителями группы стали критики Г. Лелевич, Семён Родов, И. Вардин. В неё входили также писатели Александр Безыменский, Артём Весёлый, Иван Доронин, Александр Жаров, Юрий Либединский, Александр Тарасов-Родионов и другие.
Грессер, Александр Иванович
Александр Иванович Грессер (1772 – 1822), российский командир эпохи наполеоновских войн, генерал-лейтенант Биография Из лифляндских дворян. Вступил в службу 12 января 1778 капралом в л.-гв. Преображенский полк. В 1783 произведён в поручики.
Закушняк, Александр Яковлевич
Александр Яковлевич Закушняк (1879—1930; псевдоним Самарский) — российский и советский артист театра и эстрады, чтец, основоположник реалистической школы литературного рассказывания, создатель жанра вечера рассказа[1]
Игельстром, Александр Евстафьевич
Игельстром, Александр Евстафьевич Граф Александр Евстафьевич Игельстром (1770—1855), российский командир эпохи наполеоновских войн, генерал-майор
Александр II и его реформы
РЕФЕРАТ НА ТЕМУ АЛЕКСАНДР II И ЕГО РЕФОРМЫ Содержание: Введение 3 Глава 1. Личность императора Александра Николаевича и первые годы его царствования. 4
Нильский, Александр Александрович
Александр Александрович Нильский (настоящая фамилия Нилус; 1840—1899) — русский актёр. Биография Александр Нильский родился 10 (22) июля 1840 года[1]. Учился в Петербургском театральном училище, по его окончании был принят в Александринский театр, где работал в 1860—1883 и в 1892—1897. Поначалу стал играть роли героев и любовников, подвергаясь нападкам печати, отказывавшей ему в горячности и видевшей в нём артиста, вполне подходящего на амплуа фатов и простаков.
Кабанов, Александр Викторович
Александр Викторович Кабано́в (род. 1962) — российский и американский учёный-химик. Биография Александр Кабанов родился 27 марта 1962 года в Москве, в семье В. А. Кабанова.
Цулукидзе, Александр Григорьевич
Александр (Саша) Григорьевич Цулукидзе (груз. ალექსანდრე (საშა) გრიგოლის ძე წულუკიძე, 1 (13) ноября 1876, Хони — 8 (21) июня 1905, Кутаиси) — российский революционер, литературовед.
Попов, Александр Андреевич художник
Александр Андреевич Попов (1852—1919) — академик Петербургской академии художеств. Биография Александр Попов родился в селе Георгиевское Ярославской губернии. Учился в Петербургской академии художеств (1872—1879). В 1881 году был отправлен на стажировку за границу на 4 года. Работал в Риме вместе с Игорем Селезнёвым и Степаном Бакаловичем.
Ольхин, Александр Александрович
Александр Александрович Ольхин (13 (25) октября 1839, Петербург — 22 ноября (4 декабря) 1897, Белоостров) — русский юрист, литератор, поэт. Биография
Александр Сергеевич Даргомыжский
Обычай 19 века требовал, что бы каждый дворянин служил и имел чин. В 18 лет Даргомыжский поступил на службу в Министерство двора, по контрольной части. Но это было всего лишь формальностью в жизни композитора.
Александр Лозовой
Александр Лозовой остался в XXI веке единственным художником, являющимся подлинным учеником русских авангардистов начала прошлого века.
Александр Cергеевич Даргомыжский
Даргомыжский, Александр Сергеевич - знаменитый русский композитор. Родился 14 февраля 1813 г. в селе Даргомыже Белевского уезда, Тульской губернии. Умер 17 января 1869 г. в Петербурге.