Лютня (Laud, Laute, Lute… etc.) - струнный щипковый инструмент, широко распространённый в Европе в XV - XVII вв. Иконография инструмента этого периода подтверждает то, что лютня самый распространённый и излюбленный инструмент во многих западноевропейских странах. На ней играют при королевских, княжеских и герцогских дворах, звучит она и в домашнем быту горожан, и на открытом воздухе. Для неё пишут специальные, новые произведения, но значительно чаще перекладывают и обрабатывают всё, что нравится слушателям: популярные песни и танцы, даже духовную музыку крупнейших мастеров. Среди исполнителей на лютне – бесчисленное количество любителей и множество прославленных виртуозов (они же обычно и композиторы). Её любят в Италии, Германии, Франции, Англии, Польше, и лишь в Испании конкуренцию ей составляет виуэла, а позднее гитара.
Происхождение лютни относят к глубокой древности. Она была известна за 2000 лет до н.э. Ею пользовались египтяне, персы, греки, римляне. В VIII в., во время нашествия мавров, лютня, или по-испански лауд (от арабского аль-уд), приживается в Испании, вскоре она становится популярной в большинстве европейских стран.
Наиболее типичные признаки конструкции лютни - овальный, выпуклый корпус (в виде продольно разрезанной груши), а также короткая и широкая шейка, резко отогнутая назад. Лютня XVI века имела 5 - 7 парных струн и одну одинарную. Позднее число струн у лютни увеличилось (до 2-х десятков и более). Первоначальные названия струн лютни были очень выразительны: bordon, tenor, mezzana (средняя), sottana (подголосок), canto (пение). Настройка была разнообразной, но чаще всего каждая струна звучала на кварту или квинту выше (или ниже) соседней. В XVI веке наиболее распространённой была шестиструнная лютня со строем ADGHE'A'. Играли на лютне преимущественно пальцами, иногда при помощи плектра. Запись лютневых произведений производилась в основном при помощи табулатур, которые
имели ряд вариантов и различались как итальянская, испанская, старонемецкая и старофранцузская. На протяжении XVI века выдвинулись блистательные творческие фигуры композиторов-лютнистов. Крупнейшими из них явились: Франческо Канова да Милано и Винченцо Галилей в Италии, Ханс и Мельхиор Нойзидлеры в Германии, Джон Дауленд в Англии, венгр по происхождению Валентин Грефф Бакфарк, Войцех Длугорай и Якуб Рейс в Польше. Во Франции наиболее крупные композиторы-лютнисты появились уже в XVII веке.
Хотя лютню нередко использовали как сольный инструмент, всё же главным образом она служила для аккомпанемента. Вместе с тем её включали и в состав различных инструментальных ансамблей. В XVI - XVII веках получили распространение басовые разновидности лютни - теорба и китарроне.
В наши дни в связи с изучением старинной музыки возродился интерес и к лютне.
Список литературы
Музыкальный энциклопедический словарь. М., Советская энциклопедия, 1990.
Розеншильд К. "История зарубежной музыки" вып.1. М., Музыка 1978.
Ливанова Т. "История западноевропейской музыки" до 1789 года. М., Музыка 1983.
Булучевский Ю., Фомин В. Старинная музыка" (словарь-справочник). Л., Музыка 1974
Другие работы по теме:
Аполлон и музы
В роли бога поэзии и музыки Аполлон обитает на горе Парнас, в обществе девяти муз - богинь поэтического вдохновения и творческих искусств; отсюда другое его имя - Аполлон Мусагет. Он часто изображается в одеяниях, на нем лавровый венок, и он играет на своей лире или, особенно в живописи XV-XVI веков, на лире да браччо или другой современной разновидности виолы.
Лютня маркиза де Садова
Так чем же "Гранд-садора" отличается от обыкновенной гитары? Первое, что бросается в глаза, – два грифа и куча струн (некоторые из них сдвоены). Однако два грифа сегодня не такая уж редкость.
Арабский уд - исторический предшественник европейской лютни
Самые ранние сведения о музыкальной практике и музыкальной жизни арабов восходят в Хиджаз. Хиджаз (буквально «горы») – прибрежная область Аравийского полуострова (вдоль Красного моря), где расположены древнейшие и священные города арабов Мекка и Медина.
Музыкальная культура арабов
В основе музыкальной культуры современных стран Арабского Востока (Египет, Сирия, Ирак, Йемен, Судан, Бахрейн и др.) лежит древнеарабская цивилизация.
История гитары
Гитара - (исп. quitarra от греч. kithara - лира) род струнного щипкового музыкального инструмента с деревянным корпусом - резонатором в форме восьмёрки и с длинным грифом. Применяется в качестве аккомпанирующего инструмента во многих музыкальных стилях, а также как сольный классический инструмент.
Физика и музыка 3
ФИЗИКА И МУЗЫКА План Звук.У.с.166 Устройство струнных инструментов(корпус,шейка,струны)-К.с.18 -2.5 Об истории лютни Появление рояля.К.с.32 Заключение.К.с.181
Музыкальная культура Галичины на изломе ХІХ-ХХ веков
В истории музыкального искусства Украины важное место занимает культурно-художественная деятельность хоровых обществ Галичины. Есть ряд содержательных трудов, в которых раскрываются аспекты развития музыкальной культуры Западной Украины.
Качественный анализ музыки как вида искусства
Общая характеристика и особенности музыки как вида искусства, ее возникновение и взаимосвязь с литературой. Роль музыки как фактор развития личности. Звук как материал, физическая основа построения музыкального образа. Мера громкости музыкального звука.
Тронь рукою струны лютни
Лютня как музыкальный инструмент отнюдь не утратила своего самостоятельного значения и продолжает жить полноценной жизнью, имеет ряд почитателей и приверженцев и обладает богатейшими исполнительскими возможностями и репертуаром.
Классическая гитара
Классификация. Характерные особенности. Составные части классической гитары.
Музыка вокруг нас
(30 ч) Тема первого полугодия « Музыка вокруг нас » 16 ч Содержание: Музыка и её роль в повседневной жизни человека. Песни, танцы и марши – основа многообразных жизненно-музыкальных впечатлений
Аль-уд (ла-уд)
Уд (аль-уд - по-арабски буквально дерево, отсюда происходит испанская версия названия инструмента - ла-уд) - струнный щипковый инструмент.
Гитара, виуэла, лютня в культуре Нового Света
То обстоятельство, что именно Испания первая выслала в 1492г. в западном направлении маленькую флотилию Христофора Колумба, объясняется теми условиями, которые исторически сложились в этой стране к концу XV века.
Струнные инструменты в Европе XV - XVII века
Конечно культура Испании оказала влияние на европейскую, но всё же не гитара, а лютня стала здесь излюбленным музыкальным инструментом, пригодным как для домашнего музицирования, так и для услаждения слуха власть предержащих.
Гитара: Guitarra antiqua
Хотя родословная гитары, как утверждают её исследователи, начинается с Востока, а название инструмента выводят от греческого kithara, родиной современной классической гитары, несомненно, следует считать Испанию.
Духовні і культурні здобутки українського етносу зростали від покоління до покоління
, формуючи його психологію, світогляд, спосіб життя та національну ментальність. Як відомо, культура виникла на ранніх стадіях розвитку суспільства і нерозривно пов'язана з його історією, а оскільки ми з Вами є дітьми древнього народу, то можна з впевненістю сказати, що українська культура - одна з найдавніших європейських культур, яка творилася і розвивається впродовж тисячоліть.
Китайская опера
Из истории культурно-досуговой деятельности. Тема: Китайская опера. Китайский музыкальный театр (опера) объединяет в себе элементы музыки, пения, диалога, танца, акробатики и упражнений военного искусства с мастерски написанным текстом и техникой воплощения. Исполнители должны строго следовать традиционным требованиям.
Західноєвропейська класична музика
Реферат на тему: Західноєвропейська класична музика До XVII ст. в Західній Європі намічалося дві лінії розвитку музики — церковна і світська. Церковна музика розвивалася спочатку у вигляді одноголосних, а потім у вигляді поліфонічних
Средневековые струнные музыкальные инструменты
Феодальная Европа возникла на развалинах Западной Римской империи. Колониальную периферию этой империи составляли страны с огромными территориями, заселёнными множеством племён и народов.
Танидзаки Дзюнъитиро
Кого Модзуя, известная под именем Сюнкин, родилась в Осаке в семье аптекаря в 1828 г. Она была самой красивой и самой одаренной из всех детей аптекаря, к тому же обладала ровным, веселым нравом. Но в восемь лет девочку постигло несчастье: она ослепла.
Хелл, Максимилиан
Введение 1 Биография 2 Публикации Введение Максимилиан Хелл (венг. Hell Miksa, имя при рождении — Maximilian Hцll, (1720 −1792)) — венгерский астроном и священник-иезуит.
Музыка эпохи барокко
Введение 1 Происхождение 2 Обзор 2.1 Стили и тенденции 2.1.1 Отличия барокко от Ренессанса 2.1.2 Отличия барокко от классицизма 2.1.3 Другие особенности музыки барокко
Праздники Древней Руси
ДАЛЬНЕВОСТОЧНАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ ИСКУССТВ Кафедра гуманитарных наук ПРАЗДНИКИ ДРЕВНЕЙ РУСИ Реферат Выполнила: студентка первого курса театрального факультета ДВГАИ
Две разновидности интертекста в романе В Орлова Альтист Данилов
Две разновидности интертекста в романе В. Орлова "Альтист Данилов" И. А. Суханова Часть 1 В нашей предыдущей работе [1] мы рассматривали семантические преобразования, которым подверглись в тексте романа Владимира Орлова "Альтист Данилов" прямые отсылки к поэме М.Ю. Лермонтова "Демон".
Греция
Эту страну с великим историческим прошлым наряду с Италией по праву называют колыбелью европейской цивилизации. Однако традиции античного государства — лишь одна из сторон современной жизни Греции.
Фикрет Тевфик
Фикрет Тевфик (1868—1914) — виднейший турецкий поэт. Вырос в семье чиновника. Начал писать с 14—15 лет. Учителями Ф. были Муаллим Фейзи, Наджи и Реджаи-заде Экрем.
Александр Суэтин
Александр Суетин (р. 1957 г.Москва) - экс-гитарист, лютнист-мультиинструменталист, - в совершенстве владеет всеми щипковыми инструментами семейства лютневых: лютни ренессанса, теорба, орфарион, барочные лютня и гитара, мандора.
Ірак 2
Географічне положення та природні умови Іраку Держава в Південно-Західній Азії. На півночі граничить з Туреччиною, на сході - з Іраном, на півдні - із Саудівською Аравією і Кувейтом, на заході - з Йорданією і Сирією. На півдні країна омивається Перською затокою. Площа Іраку 434924 км2. Північний регіон Іраку- Аль-Джазра - займає Вірменське нагір'я, висота якого досягає 2135 м у районі турецької границі.