1864-1949
Немецкий композитор, дирижёр, музыкально-общественный деятель. С детства обучался игре на фортепьяно и скрипке. Изучал гармонию, контрапункт, инструментовку под руководством Ф. В. Мейера. Первые навыки дирижирования получил в любительском оркестре. Выступал с оркестрами Майнингена, Берлина, руководил оркестрами Государственной оперы в Дрездене и в Вене. С 1924 гастролировал в странах Европы (в России в 1896) и в США, выступал в Байрейтских фестивалях. В 1901—09 председатель Всегерманского музыкального союза, в 1917—20 руководитель класса композиторского мастерства в Берлинской академии искусств.
Ведущий жанр творчества Штрауса в 1880-х гг. —симфоническая поэма или фантазия, с 1900 — опера (всего 6, многие оперы созданы в содружестве с австрийским драматургом X. Гофмансталем). Творчество Штрауса , тесно связанное с традициями романтического искусства (Р. Вагнер, И. Брамс, Ф. Лист), немецкой поэзией и философией (И. В. Гёте, И. Эйхендорф, А. Шопенгауэр, Ф. Ницше), отразило характерные тенденции западно-европейского искусства 1-й половины 20 в. Штраус прошёл путь от позднего романтизма к экспрессионизму, а затем — к неоклассицизму.
Отталкиваясь от опыта Листа (одночастность, принципы монотематизма, лейтмотивного развития, трансформации тем), Штраус создал тип симфонической поэмы, в которой философская концепционность сочетается с яркой изобразительностью, театральностью музыкальных характеристик. Многие симфонические поэмы и фантазии Штрауса связаны с произведениями мировой литературы («Макбет» по У. Шекспиру, «Дон Жуан» по Н.Ленау, «Дон Кихот» по М. Сервантесу), а также философскими учениями («Так говорил Заратустра» по Ф. Ницше). Симфоническим поэмам близки симфонии Штрауса , среди которых особенно известны одночастная «Домашняя» и «Альпийская», продолжающая линию 6-й «Пасторальной» симфонии Бетховена и являющаяся по существу программной симфонической поэмой.
Оперное творчество Штрауса отличается жанровым многообразием. Первая опера («Гунтрам», 1893) написана по образцу вагнеровских музыкальных драм. В «Саломее» (1905) и «Электре» (1908) близость к экспрессионизму проявилась в обострённости выразительных средств, передающих состояние напряжённости, порой экзальтации (обилие хроматизмов и задержаний, элементы политональности, полиритмические эффекты, мощная и красочная инструментовка, оркестр увеличенного состава).
Стилевой поворот от повышенной экспрессивности и сложности музыкального языка к нарочитой простоте, прозрачности и экономности выразительных средств произошёл в опере «Кавалер розы» (1910), отличающейся ясностью языка, изящной комедийностью в духе опер-буффа В. А. Моцарта. В русле неоклассицизма созданы также оперы «Ариадна на Наксосе» (1912), «Молчаливая женщина» (1935), «Дафна» (1937) и др. Разнообразное по стилю оперное творчество Штрауса оказало влияние на развитие музыкального театра 20 века. Сохранилось большое эпистолярное наследие Штрауса (издана переписка с X. Бюловом, X. Гоф-мансталем, Р. Ролланом, Г. Малером, Э. Шухом, И. Грегором, С. Цвейгом, К. Краусом, В. Шу, Р. Хартманном и др.). Штраусу принадлежит также новая редакция трактата об оркестровке Г. Берлиоза («Instrumenta-lionslehre», 1905 ).
Другие работы по теме:
Поэзия и философия Ницше в музыкальном искусстве
Фридрих Ницше вошел в историю музыкального искусства как величайший поэт и мыслитель, вдохновлявший многих композиторов, известных и забытых, на создание произведений разных жанров (оратории, песни, программные симфонические поэмы).
Гобой
Гобой (от фр. hautbois, буквально «высокое дерево», англ. , нем. и итал. oboe) — деревянный духовой музыкальный инструмент сопранового регистра симфонического оркестра, представляющий собой трубку конической формы с системой клапанов и двойной тростью (язычком).
Музыка XIX века
Text Text Text Text Text Text Text Text Text Text Text Text Text Text Text Text Text Text Text Text Text Text Text Text Text Text Text Graphics Музыка XIX века Graphics
Два Штрауса
Распространенная в германоязычном мире фамилия Штраус (Strauss) прославилась особенно в музыке. Было несколько музыкантов с этим именем, но самыми известными стали два композитора.
Музыка периода романтизма
Музыка периода романтизма — это профессиональный термин в музыковедении, описывающий период в истории Европейской музыки, который охватывает условно 1800 - 1910 годы.
Оперетта
Оперетта, в современном понимании, развлекательное представление лирического или комического характера; в музыкальной партитуре оперетты вокальные номера и танцы чередуются с оркестровыми фрагментами концертного типа.
Рихард Штраус и творчество Ницше
Несомненно, что Штраус прочел Ницше на свой манер, т. е. прочел его, примеривая на себя, в соответствии с собственным самоощущением. Ницше как бы помог Штраусу осознать себя.
Искусство Германии
Свое дальнейшее распространение стиль барроко получил в Германии. Особого расцвета достигла скульптура. В интерьере немецкой барочной церкви ей отводится большая роль, чем живописи.
Павловск
Павловск называют музыкальной усадьбой. История этих земель печальна и прекрасна одновременно. Здесь сверкали фейерверками праздники и печально пели клавиши фортепьяно. Здесь влюблялись и теряли, радовались и грустили.
Ницше и Густав Малер
Выбирая сейчас то, что соотносится в симфонии Малера с произведениями Ницше, мы вынуждены искусственно вычленять отдельные элементы из того целого, в котором они реально существуют.
Габсбургские Нидерланды
Введение 1 Предыстория земель 2 Завершение Список литературы Введение Га́бсбургские Нидерла́нды (фр. Pays-Bas des Habsbourg, нидерл. Habsburgse Nederlanden) — историческая область Европы, соответствующая владениям дома Габсбургов в XV–XVIII веках. В 1482–1556/1581 годах эта геополитическая единица соответствовала Нижним землям.
Буранс, Интс
Введение 1 Биография 2 Признание и награды 3 Творчество 3.1 Роли в театре 3.1.1 Драматический театр им. А. Упита (Национальный театр) 3.2 Режиссёрские работы
Зорге, Рихард
Введение 1 Биография 1.1 Перед и во время Второй Мировой войны 2 Интересные факты 3 Память Список литературы Введение Ри́хард Зо́рге (нем. Richard Sorge, агентурный псевдоним Рамза́й, 4 октября 1895, Сабунчи[1][2] Бакинского уезда, Бакинской губернии, Российская империя (ныне Азербайджан) — 7 ноября 1944, Токио, Японская империя) — советский разведчик времён Второй мировой войны, Герой Советского Союза.
Гёльдерлин, Иоганн Христиан Фридрих
Введение 1 Биография и творчество 2 Признание и наследие 3 Гёльдерлин и музыка 4 Издания Введение Иоганн Христиан Фридрих Гёльдерлин (нем. Johann Christian Friedrich Hцlderlin; 20 марта 1770, Лауффен-на-Неккаре — 7 июня 1843, Тюбинген) — выдающийся немецкий поэт.
Грейфельт, Ульрих
Введение 1 Биография 2 Награды Список литературы Введение У́льрих Гре́йфельт (нем. Ulrich Greifelt), полное имя: Ульрих Генрих Эмиль Рихард Грейфельт (8 декабря 1896(18961208), Берлин – 6 февраля 1949, Ландсберг-на-Лехе), один из высших руководителей СС и ближайший помощник рейхсфюрера СС Генриха Гиммлера, обергруппенфюрер СС и генерал полиции (30 января 1944 года).
Штраус, Натан
Введение 1 Детство и семья 2 Карьера 3 Гуманитарная деятельность 4 Израиль 5 Связь Штраусов с Анной Франк Введение Натан Штраус (нем. Nathan Straus, 31 января 1848(18480131) — 11 января 1931) — американский промышленник, филантроп, гуманист, совладелец крупнейшей американской сети универмагов : «RH Macy & Co» а также владелец сети универмагов «Abraham & Straus».
Немецкий романтизм
Введение 1 История 2 Основные фигуры Введение Немецкий романтизм (нем. Deutsch romantik, англ. German romanticism) — термин использовавшийся странах Европы Нового времени, говорящих на немецком языке.
Роланд батальон
Специальное подразделение Роланд (нем. Roland)[1] — батальон вермахта, сформированный в Австрии в 1941 году из украинских националистов. Один из первых иностранных легионов вермахта. Вместе с батальоном «Нахтигаль» был одним из двух легионов (батальонов) спецназначения Абвера, созданных в начале Второй мировой войны.
Имперская палата культуры
Имперская палата культуры (нем. Reichskulturkammer: RKK) — высший государственнцый орган, объединяющий и контролирующий всех работников сферы искусства в Третьем Рейхе. Официальной датой создания ведомства является 22 сентября 1933 года. 31 мая 1939 года палата была официальна переданна в управление Й.
Йон, Рихард Эдуард
Рихард Эдуард Йон (нем. Richard Eduard John; 1827—1889) — немецкий учёный специалист в области уголовного и уголовно-процессуального права. Профессор в Кёнигсберге, Киле и Геттингене, в 1862—1867 член прусской палаты депутатов, где принадлежал сначала к прогрессивной, затем к национал-либеральной партии.
Б5-Рихард
Б5-Рихард (нем. B5-Richard) — секретный подземный военный завод Третьего рейха, расположенный у чешского города Литомержице под холмами Биднице и Радобыл. Общая длина подземных сооружений оценивается приблизительно в 25-30 километров.
Вулфовиц, Пол
Введение 1 Политик США 2 Госдепартамент и Министерство обороны США 3 Заместитель министра обороны США 4 Президент Всемирного банка 5 Мнения о Вулфовице
Подвиг Рихарда Зорге
ИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ДОКЛАД Тема: Подвиг Рихарда Зорге. Исполнила: ученица 9 «В» класса школы № 13 Новикова М. Проверила: учитель
Австрия
Государство в Центральной Европе. На севере граничит с Чехией, на северо-востоке - со Словакией, на востоке - с Венгрией, на юге - со Словенией, Италией и Швейцарией, на западе - с Лихтенштейном, Швейцарией и Германией. Площадь страны 83859 км2.
Австрия
Краткий географический очерк.
Майский Жук-Носорог
Существуют разные гипотезы и о принципах полёта этого жука. С точки зрения законов физики этот жук никак не может летать. Однако он прекрасно летает и преодолевает без остановки расстояния более 50 километров (меченые жуки перелетали пролив Ла-Манш).
Николай Страхов
Страхов Николай Николаевич (1828—1896) — критик, публицист. Р. в Белгороде, Курской губ., в семье священика. Учился в духовной семинарии. В 1851 кончил Главный педагогический ин-т. Был десять лет преподавателем математики и естественных наук.
Авенариус (Avenarius) Рихард
Авенариус (Avenarius) Рихард (1843—1896) — швейцарский философ, один из основоположников эмпириокритицизма — разновидности позитивизма.
Рихард Штраус (Strauss)
Его называли Рихардом вторым, преемником Рихарда Вагнера на престоле некоронованного главы немецкой музыки. Он был наделён многими способностями и талантами, а также неистощимой творческой энергией.
Рихард Вагнер
Вагнер Рихард (Richard Wagner, 1813—1883) — композитор, драматург и писатель. С В. в одинаковой степени связывается как имя выдающегося музыканта, так и писателя, поэта и драматурга. После
Иоганн Штраус (Strauss) (сын)
Иоганн Штраус-сын родился в Вене в 1825 году. Его отец, тоже Иоганн, прежде чем стать скрипачом, перепробовал несколько профессий, и в конце концов именно на музыкальном поприще добился больших успехов.