Марина Толстоброва
Библейские инструменты: Органум (Organum), Туба (Tuba), Фистула (Fistula), Китара (Cithara), Самбука (Sambuca), Псалтерий (Psalterium), Тимпан (Tympanum), Хорус (Chorus), Кимвалы (Сymbalum), изображенные и описанные в так называемых посланиях Св. Иеронима Дарданам (Epistel ad Dardanum Sancti Hieronimi De diversis generibus musicorum) — разрозненных рукописях с иллюстрациями, созданных предположительно в IX-X вв. (эпоха Каролингов). В основе этих посланий лежат комментарии к книге Даниила (3:5; 3:7; 3:15). Создателем этих писем традиционно считается Св.Иероним — создатель Вульгаты, чьи многочисленные письма находились в рукописях Псалтыря. Рукописи многократно копировались в теч. X-XIV вв. Большая часть текста совпадает с главой De musica et partibus eius из MS 843 “De universo” Рабануса Мавра. Каждый инструмент имеет свое изображение, описание формы и внешнего вида и аллегорическое толкование, необходимое для своего рода “освящения” библейских инструментов, чтобы они вошли в христианский культ.
Последнее упоминание Инструментов Иеронима — в трактате М.Преториуса Sintagma musicum-II; этот фрагмент взят им из трактата С.Вирдунга Musica getutscht 1511.
Уже ко времени написания посланий многие из инструментов были неизвестны: "Ты принуждаешь меня, Дарданин, рассказать тебе в двух словах о различных видах музыки, т.е. о тех инструментах, которые упомянуты в послании Даниила, вид и звучание которых я изучил. О прочих из-за их отсутствия я не могу ни знать, ни рассказать, ибо знания каждого человека основываются на его опыте. Но если мы земные вещи мудро и внимательно рассмотрим, то будут они поняты в духовном или мистическом плане."
Довольно условно нарисованные инструменты из-за многократного, часто неточного копирования, со временем вообще потеряли какую-либо связь с реальными музыкальными инструментами. Вирдунг колеблется между возможным их реальным применением и предположением, что они должны иметь "иной смысл" и пишет, что он совсем не знает "как они использовались", кроме того изображения Вирдунга уже совсем не похожи на реальные инструменты.
Органум (Organum)
В описании прежде всего подчеркивается необычно громкая звучность инструмента, из-за чего он уподобляется органу иудеев, который слышен от Иерусалима до Масличной горы (парафраз из Талмуда “Из Иерихона слышен...”). Описан как полость из двух шкур с двенадцатью мехами, накачивающими в нее воздух, и двенадцатью медными трубками, издающими “громоподобный вой” — своего рода волынка. Более поздние изображения сочетали в себе элементы волынки и органа. Меха очень часто не изображались, клавиши и трубы могли изображаться весьма условно. Вирдунг помимо всего прочего еще и переворачивает изображение, т.к. вероятно, оно было скопировано им из другого источника и он не имел представления, что это за инструмент.
Аллегория: Аллегорическое толкование связано с Евангельской числовой символикой: 12 мехов означают Пророков, 12 труб — Апостолов, орган — губы Отцов Церкви, поясняющих Евангелие.
Туба (Tuba)
Текст описывает инструмент из трех труб на одном конце металлического корпуса для вдувания и из четырех звучащих на другом, из которых “исходит сильный и резкий рев”. Инструмент типа тромбона, полумеханический, использовался в качестве сигнального инструмента. Медный корпус представлял собой гидравлический накопитель воздуха. Описание во многом совпадает с описанием акустической чудо-машины арабско-византийского мира, органа-тромбона, полумеханического инструмента, описанного в трактате Пс.-Аристотеля “О правлении”.
Аллегории: три трубы сравниваются с Троицей; четыре звучащие трубки — с четырьмя Евангелистами, медный корпус — с торжеством веры. Вирдунг приводит лишь аллегорическое толкование чисел три и четыре.
Фистула (Fistula)
В тексте описывается как ящик из кованой меди четырехугольной формы, на котором установлено “дерево”, имеющее форму угла, другой конец которого свисает, не касаясь земли. По сторонам этого ящика на цепях висят 12 колокольчиков с язычками, по три на каждой стороне. Когда воздух внутри ящика приводится в движение, язычки в колокольчиках колышутся и издают звон.
Инструмент типа “дерева с колокольчиками” — по типу восточно-азиатских колоколов или византийских механических чудес — золотого дерева с птичками, оживлявшимися с помощью воздуха, накачававшегося мехами.
Аллегория: основной корпус уподоблялся Отцам Церкви, в которых говорит Дух Святой; цепи символизировали веру: подвески, несоприкасающиеся с землей — не связанность с плотским: 12 колоколов — 12 Апостолов. Аллегория, приведенная Вирдунгом, соответствует тексту письма.
Китара (Cithara)
Описывается струнный инструмент треугольной формы, повиду напоминающий греческую букву D, имеющий 24 струны. Китара — единственная из всех библейских инструментов не рассматривалась как варварский инструмент, а пользовалась большим уважением как инструмент царя Давида (вместе с псалтерием).
Аллегория: 24 струны символизировали 24 старцев Апокалипсиса, три стороны — Троицу. Вирдунг вообще не дает описания этого инструмента, лишь сообщает о его треугольной форме и называет его арфой.
Псалтерий (Psalterium)
По-латыни именовался Laudatorium — буквально “служащий для восхваления”. Имел форму квадратного ящика с десятью струнами, наиянутыми поперек. Аллегория: десять струн символизировали десять заповедей, квадрат — четырех Евангелистов. Вирдунг также не дает описания, но сообщает о том, что он "не видел иного, нежели треугольной формы", возможно, путая его с Китарой.
Тимпан (Nympanum)
Описание инструмента практически отсутствует. О нем сообщается лишь, что он “был настолько малд, что его могла носить женщина в одной руке”. Первоначально определяется как духовой инструмент, и лишь позже, у Исидора и Рабануса он описывается как ударный. В рукописи Псалтыря изображен волынкообразный инструмент, по-видимому, имевший меха. Вирдунг описывает его несколько иначе, как разновидность тубы, принимая меха за трубку.
Хорус (Chorus)
“Это простой мех с двумя медными дудками,через одну из них дуют, а через другую звук исходит наружу”. Это описание соответствует реальному инструменту — волынке. Сам термин, вероятно, позднейшего происхождения. Августин пользуется словом concordia ( греч. symphonia), отсюда и происходит chorus. Вирдунг, описывая этот инструмент, принимает меха за две расходящиеся посередине трубки.
Другие работы по теме:
Особенности экономической политики государства
11.1 Экономическая политика: принципы, цели, инструменты Государственное регулирование, обеспечивающее реализацию экономических функций государства, осуществляется посредством проведения экономической политики.
Регулирование спроса в открытой экономике
УРАЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ, УПРАВЛЕНИЯ И ПРАВА (УИЭУиП) Доклад по предмету: Мировая экономика Тема: Регулирование спроса в открытой экономике Факультет Региональный Исполнитель Моисеев В.С.
Переходная экономика 5
Переходная экономика — экономика, осуществляющая переход из одного состояния в другое, в процессе которого происходит радикальное преобразование всей социально-экономической системы, трансформируются отношения собственности, институты и инструменты управления, цели и средства экономического развития.
Финансовые инструменты понятие, виды
В структуру финансового механизма входят пять взаимосвязанных элементов: — финансовые методы; — финансовые инструменты; — правовое обеспечение; — нормативное обеспечение;
Патристика. Отцы церкви
Патристика - (от греч. pater - отец) обозначает совокупность теологических, философских и политико-социологичеких доктрин христианских мыслителей 2 - 8 веков, так называемых отцов церкви.
Проблема перевода Библии в переписке Августина и Иеронима
В статье рассматривается переписка блаженного Августина (354–430 гг.) c блаженным Иеронимом (ок. 347–420 гг.) (переводившаяся ранее лишь частично) в аспекте нового перевода Библии (Вульгата) с еврейского языка, предпринятого Иеронимом.
Сочинения на свободную тему - Мое понимание музыки2
Если прислушаться, то везде, где бы ни находился человек, его сопровождает музыка. На отдыхе мы слушаем легкую музыку, на симфоническом концерте - произведения серьезных композиторов. А еще есть зажигательная танцевальная музыка, удивитель-5ьщ джаз, музыка альтернативных направлений...
Как выбрать правильную гитару
В настоящее время выбор гитар огромен, что, к сожалению, осложняет покупку. Достаточно зайти в большой магазин музыкальных инструментов и увидеть во всём великолепии стенд с гитарами, что б впасть в ступор.
Струнные инструменты
Струнные инструменты Скрипка Пожалуй, самый известный инструмент из оркестровых, для нее написано огромное количество как сольных произведений, так и сольных кусков в оркестровых сочинениях (т.е. одна скрипка отделяется от остальной группы и становится на время главным "действующим лицом").
Сальса
Сальса – дитя двух культур, европейской (вернее, испано-арабской), подарившей сальсе струнные инструменты, мелодику и поэтическую форму и африканской, давшей сальсе барабаны и другие ударные инструменты.
Устройство и режим работы инфекционного стационара 2
Текущая дезинфекция – это дезинфекция в помещениях, в которых находится больной или бацилловыделитель. Текущая дезинфекция должна проводиться до тех пор, пока больной заразен и представляет собой опасность как источник инфекции. Текущая дезинфекция организовывается ЛПУ или санитарно-профилактическим учреждением.
Практический маркетинг для продавцов
Тренинг «» Описание тренинга: Тренинг рассказывает об эффективных неценовых маркетинговых инструментах, которые будут полезны сотрудникам отдела продаж в текущей ситуации. Как быть эффективными в кризис? На что в первую очередь обратить внимание?
Стихотворение Маяковского Скрипка и немножко нервно
Поэзия В. Маяковского авангардная по сути. Возможно, что стихотворение «Скрипка и немножко нервно» написана под аккомпанемент модернистских скрипичных концертов. Это психологически тяжелая музыка, которая выворачивает все нервы.
Жизнь и деятельность Витторио Карпаччо
САМАРСКИЙ МУНИЦИПАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ НАЯНОВОЙ «ВИТТОРЕ КАРПАЧО» доклад по МХК студента 8 «Б-1» класса АЛЕКСЕЯ ТОПОЛЬСКОГО г.Самара, 2002г. Венеция всегда была самой независимой из всех итальянских городов. Ее исключительное географическое положение — на островах, в точке пересечения многих караванных путей — определило и своеобразие исторического развития города, и особенное политическое устройство, и экономическую свободу.
Гравюры Альбрехта Дюрера
В богатом графическом наследии а. Дюрера центральное место по праву принадлежит трём гравюрам на меди, которые вошли в историю живописи под названием «мастерские гравюры».
Мир одного предмета: астролябия Г.Арсениуса
В известном нам виде астролябия сформировалась на Востоке к IX — XI вв. и тогда же получила там самое широкое распространение. В XI в. приборы появляются в Испании, а затем и в других странах Западной Европы.
Древнеримская музыка
Введение 1 История 2 Музыка и быт 3 Музыкальные инструменты Список литературы Введение Древнеримская музыка развивалась на основе эллинистической культуры и играла большую роль в жизни римлян.[1] Хоровые ансамбли выступали в цирках и театрах, эффектные зрелища (бои гладиаторов, казни) шли под звуки труб, рогов и других инструментов.
Антиохия
Из 16 древних городов под названием Антиохи́я (от имени Антиох) наиболее известна Антиохи́я-на-Оро́нте Антиохия-на-Дафне, Антиохия Великая
Сангушко, Евстахий Эразм
Евстахий Эразм Сангушко , в российских документах Евстафий Иеронимович Сангушко (польск. Eustachy Erazm Sanguszko; 26 октября 1768(17681026) — 2 декабря 1844) — польский князь, военачальник.
Экзаменационные билеты по Информатика
Первые вопросы: Устройство и архитектура компьютера. Виды информации: текст, звук. Виды информации: графика, анимация, видео. Единицы измерения информации. Системы исчисления.
Инструменты необходимые для тестирования Linux
Данная статья представляет из себя набор тех утилит, с которыми приходится сталкиваться QA инженеру при тестировании linux/unix подобных таргетов. Здесь описаны лишь некоторые, основные инструменты, с которыми Вам наверняка придется работать.
Виртуальный магазин
Разработка интернет-магазина для ООО «Электроприбор» Архитектура: Администрирование Инструменты управления интернет-магазином, общие и специальные настройки интернет-магазина.
Kristijonas Donelaitis
Kristijonas Donelaitis gimė pirmąja Naujųjų, 1714, metų dieną Rytų Prūsijoje, Lazdynėlių kaime laisvo valstiečio šeimoje.
Рафаэль Санти
Рафаэль (Рафаэлло) Санти (Санцио) Урбинский (1483-1520) - живописец и архитектор, сын урбинского живописца Джованни Санти.
Эразм Роттердамский
Эразм Роттердамский - выдающийся гуманист эпохи Возрождения. "Вольтер XVI века" (Дильтей); друг Томаса Мора; был связан с флорентийской академией платоников. Отстаивал веротерпимость и в полемике, которая происходила по вопросу реформации.