(22. V. 1813, Лейпциг - 13. II. 1883, Венеция)
Г. Маркези
В шесть месяцев теряет отца, который умер от тифа вскоре после знаменитой битвы Наполеона. Мать вторично выходит замуж за актёра и художника Г. Х. Гейера, умершего в 1821 году. Рихард посещает средние учебные заведения, затем лекции в университете; музыке обучается самостоятельно и несколько месяцев берёт уроки у Х. Т. Вейнлига. В 1836 году женится на актрисе Минне Планер; выступает как композитор и дирижёр.
Погрязнув в долгах, в 1839 году тайно покидает Ригу, где он пробыл два года, и появляется в Париже. После успеха в Дрездене "Летучего голландца" выполняет обязанности при дворе; в 1849 году, замешанный в революционных событиях, бежит в Цюрих, который покинет в 1857 году, последовав за своей возлюбленной Матильдой Везендонк. В 1862-1863 годах расстаётся с женой; нежная дружба с Матильдой Майер; дирижирует в разных странах, обременён долгами. В 1864 году Людвиг Баварский приглашает его в Мюнхен; композитор вынужден покинуть этот город вследствие развязанной против него кампании. Обосновывается в Тришбене, близ Люцерны (Швейцария) совместно с Козимой Лист, дочерью великого композитора и своего покровителя, которая была женой Бюлова. Вагнер женится на ней в 1870 году (после рождения троих детей). В 1872 году закладывается первый камень "Фестшпильхауса" в Байрёйте, его театра, воздвигнутого на средства почитателей композитора и Людвига Баварского. Театр был открыт в 1876 году постановкой "Кольца нибелунга". Между 1873 и 1876 годами Вагнер выступает как дирижёр. В 1882 году в Палермо заканчивает партитуру "Парсифаля".
Оперы (на собственные либретто): Феи (1834), Запрет любви, или Послушница из Палермо (1836), Риенци (1842), Летучий голландец (1843), Тангейзер (1845), Лоэнгрин (1850), Тристан и Изольда (1865), Нюрнбергские мейстерзингеры (1868), Кольцо нибелунга: Золото Рейна, Валькирия, Зигфрид, Гибель богов (1876), Парсифаль (1882).
Если мы захотим составить список персонажей, сцен, костюмов, предметов, изобилующих в операх Вагнера, перед нами предстанет сказочный мир. Драконы, карлики, гиганты, боги и полубоги, копья, шлемы, мечи, трубы, кольца, рожки, арфы, знамёна, бури, радуги, лебеди, голуби, озёра, реки, горы, пожары, моря и корабли на них, чудесные явления и исчезновения, чаши с ядом и волшебными напитками, переодевания, летающие кони, заколдованные замки, крепости, поединки, неприступные вершины, заоблачные выси, подводные и земные бездны, цветущие сады, волшебницы, юные герои, отвратительные злобные существа, непорочные и вечно юные красавицы, жрецы и рыцари, страстные любовники, хитрые мудрецы, могучие властители и властители, страждущие от ужасных чар... Можно не говорить о том, что повсюду царит магия, колдовство, а неизменный фон всего составляет борьба между добром и злом, грехом и спасением, мраком и светом. Чтобы описать всё это, музыка должна быть великолепной, облачённой в роскошные одежды, полной мелких подробностей, как большой реалистический роман, окрылённый фантазией, питающей приключенческие и рыцарские романы, в которых всё может произойти. Даже когда Вагнер повествует об обычных событиях, соразмерных с обычными людьми, он всегда старается уйти от повседневности: изобразить любовь, её чары, презрение к опасностям, неограниченную личную свободу. Все приключения возникают у него спонтанно, а музыка получается естественной, льющейся так, словно на её пути нет преград: в ней есть сила, бесстрастно обнимающая всю возможную жизнь и превращающая её в чудо. Она легко и внешне беспечно переходит от педантичного подражания музыке до XIX века к самым потрясающим новшествам, к музыке будущего.
Вот почему Вагнер сразу стяжал славу революционера у того общества, которому нравятся удобные революции. Он и впрямь казался как раз тем человеком, который может ввести в практику различные экспериментальные формы, нисколько не потесняя традиционных. В действительности он сделал гораздо больше, но это стало понятно лишь позднее. Однако Вагнер не торговал своим мастерством, хотя ему очень нравилось блистать (помимо того, что он был музыкальным гением, он владел также искусством дирижёра и большим талантом поэта и прозаика). Искусство всегда было для него объектом нравственной борьбы, той, которую мы определили как борьбу между добром и злом. Именно она сдерживала всякий порыв радостной свободы, умеряла всякое изобилие, всякую устремлённость вовне: гнетущая потребность в самооправдании брала верх над природной порывистостью композитора и придавала его поэтическим и музыкальным построениям протяжённость, жестоко испытывающую терпение слушателей, которые спешат к заключению. Вагнер, напротив, не торопится; он не хочет оказаться неподготовленным к моменту окончательного суда и просит публику не оставлять его одного в поисках истины. Нельзя сказать, что, поступая так, он ведёт себя как джентльмен: за его хорошими манерами рафинированного художника скрывается деспот, не позволяющий нам мирно насладиться хотя бы часом музыки и представления: он требует, чтобы мы, не моргнув глазом, присутствовали при его исповедовании грехов и вытекающих из этих исповедей последствиях. Сейчас ещё многие, в том числе среди знатоков вагнеровских опер, утверждают, что такой театр не актуален, что он не до конца использует собственные открытия и гениальная фантазия композитора растрачивается на плачевные, раздражающие длинноты. Может, и так; кто идёт в театр по одной причине, кто по другой; между тем в музыкальном спектакле не существует канонов (как, впрочем, нет их ни в одном искусстве), по меньшей мере канонов априорных, поскольку они всякий раз рождаются заново талантом художника, его культурой, его сердцем. Тот, кто, слушая Вагнера, скучает из-за длиннот и обилия подробностей в действии или описаниях, имеет полное право скучать, но он не может с такой же уверенностью утверждать, что настоящий театр должен быть совсем другим. Тем более что ещё худшими длиннотами начинены музыкальные спектакли от XVII века до наших дней.
Конечно, в вагнеровском театре есть нечто особое, неактуальное даже для своей эпохи. Сформировавшись в пору расцвета мелодрамы, когда консолидировались вокальные, музыкальные и сценические достижения этого жанра, Вагнер вновь предложил концепцию глобальной драмы с абсолютным превосходством легендарного, сказочного элемента, что было равносильно возврату к мифологическому и декоративному театру барокко, на сей раз обогащённому мощным оркестром и вокальной частью без прикрас, но ориентированному в том же направлении, что и театр XVII и начала XVIII века. Томления и подвиги персонажей этого театра, окружающая их сказочная обстановка и великолепный аристократизм находили в лице Вагнера убеждённого, красноречивого, блистательного приверженца. И проповеднический тон, и ритуальные элементы его опер восходят к театру барокко, в котором ораториальные проповеди и демонстрирующие виртуозность обширные оперные построения оспаривали пристрастия публики. С этим последним направлением легко связать легендарную средневековую героико-христианскую тематику, крупнейшим певцом которой в музыкальном театре был, безусловно, Вагнер. Здесь и в ряде других моментов, на которые мы уже указали, он, естественно, имел предшественников в эпоху романтизма. Но в старые модели Вагнер влил свежую кровь, наполнил их энергией и одновременно печалью, невиданными до тех пор, разве что в несравненно более слабых предвосхищениях: он привнёс жажду и муки свободы, свойственные Европе XIX века, в сочетании с сомнением в её достижимости. В этом смысле вагнеровские легенды становятся актуальной для нас вестью. С порывом великодушия сочетается в них страх, с восторгом - мрак одиночества, со звуковым взрывом - свёртывание звуковой мощи, с плавной мелодией - впечатление возврата на круги своя. Сегодняшний человек узнаёт себя в операх Вагнера, ему достаточно слышать их, а не видеть, он находит изображение собственных желаний, свою чувственность и пылкость, своё требование нового, жажду жизни, лихорадочной деятельности и, по контрасту, сознание бессилия, подавляющего всякое человеческое деяние. И он с восторгом безумия вбирает в себя "искусственный рай", создаваемый этими переливчатыми гармониями, этими тембрами, благоухающими, как цветы вечности.
Другие работы по теме:
Музыка периода романтизма
Музыка периода романтизма — это профессиональный термин в музыковедении, описывающий период в истории Европейской музыки, который охватывает условно 1800 - 1910 годы.
Рихард Штраус
Немецкий композитор, дирижёр, музыкально-общественный деятель. Творческий путь и сочинения.
Broken hope
Эта брутальная команда из Чикаго появилась в 1988 году на основе другой банды, "Crypt", в которой играли Джереми Вагнер (гитара), Джо Птасек (вокал) и Райан Станек (ударные).
Штаб заместителя фюрера
Введение 1 Структура Штаба Список литературы Введение Шта́б замести́теля фю́рера (нем.: Der Stab des Stellvertreters des Fьhrers), ведущее партийное учреждение в системе управления Национал-социалистической рабочей партии Германии (НСДАП) в 1933—1941 годах.
Немецкий романтизм
Введение 1 История 2 Основные фигуры Введение Немецкий романтизм (нем. Deutsch romantik, англ. German romanticism) — термин использовавшийся странах Европы Нового времени, говорящих на немецком языке.
Йон, Рихард Эдуард
Рихард Эдуард Йон (нем. Richard Eduard John; 1827—1889) — немецкий учёный специалист в области уголовного и уголовно-процессуального права. Профессор в Кёнигсберге, Киле и Геттингене, в 1862—1867 член прусской палаты депутатов, где принадлежал сначала к прогрессивной, затем к национал-либеральной партии.
Б5-Рихард
Б5-Рихард (нем. B5-Richard) — секретный подземный военный завод Третьего рейха, расположенный у чешского города Литомержице под холмами Биднице и Радобыл. Общая длина подземных сооружений оценивается приблизительно в 25-30 километров.
Visit To The Planetarium Essay Research Paper
Astronomy Second Paper 11-27-00 I attended the Wagner College Planetarium(located in Spiro Hall)on November 15, 2000 at 11:00 for research and to observe the stars, planets and our entire solar system more closely. There was a clear dome on the ceiling for us to see the sky. The director of the show was Dennis Anderson.
Death Of A Salesman 7 Essay Research
Paper 1. The book Death of a Salesman is a play about a salesman who wants to be well liked by everyone. The title of this book fits the book because there are two salesmen who die in the book. The two salesmen who die in the book are Dave Singleman, who was well liked by everyone, and Willy Loman who was the main character.
The Dissatisfaction Of Georgiana Essay Research Paper
The Dissatisfaction of Georgiana In the story A Wagner Matinee, by Willa Cather, a short story by Willa Cather, an elderly old woman named Aunt Georgiana is dissatisfied with her life because she is completely isolated from the rest of the world because of her small prairie farm in the Midwest as well as the tremendous amount of work which is expected of her.
Philosophy Goal In My Life Essay Research
Paper PHILOSOPHY: I have a goal in my life… to read and understand the works of the greatest philosophers of all cultures. For now, I am trying to get more familiar to them, to their ideologies. Nietzsche is the one I strongest admire at the moment, for the strength he proves to have in everything he writes
Faust By Goethe 1749
– 1832) Essay, Research Paper The legend of Faust is older than Goethe’s version, dating back to the early years of Christianity. The English poet Christopher Marlowe wrote his own version of the play several centuries
Richard Wagner The Life Of Essay Research
Paper One of the key figures in the history of opera, Wagner was largely responsible for altering its orientation in the Nineteenth Century. His program of artistic reform, though not executed to the last detail, accelerated the trend towards organically conceived, through-composed structures, as well as influencing the development of the orchestra, of a new breed of singer, and of various aspects of theatrical practice.
School Vouchers Essay Research Paper Brian WagnerEnglish
School Vouchers Essay, Research Paper Brian Wagner English IV September 5, 2000 School Vouchers In today?s society a new question of controversy has arisen. That question is the idea of school vouchers. Presidential candidate republican George Busch has decide that American students deserve the right to choose the school they attended allowing a better educational opportunity for those who would like them.
Good And Evil In The Novel Maestro
Essay, Research Paper Good and Evil The novel of Maestro reflect many aspects of mankind which are both good and evil. The effects of evil can be seen in the character of Keller; after he has seen what cruelty human beings are capable of he becomes very pessimistic about humanity. He had underestimated the extent of evil and even the music he loves becomes a weapon of evil, which was used against him and so it subsequently becomes his enemy.
A Short History Of AntiSemitism In Germany
Essay, Research Paper The Second World War has left an unmistakable impression on the whole of Europe that will never be forgotten. Whether visible to the naked eye, or hidden in the consciousness of its people, the war has scarred Europe indelibly. Historically, the foremost recognizable perpetration against Europeans was Adolf Hitler s Final Solution to the Jewish question .
Richard Wagner Essay Research Paper One of
Richard Wagner Essay, Research Paper One of the key figures in the history of opera, Wagner was largely responsible for altering its orientation in the nineteenth century. His program of artistic reform accelerated the trend towards organically conceived, through-composed structures, as well as influencing the development of the orchestra, of a new breed of singer, and of various aspects of theatrical practice.
Glory Essay Research Paper Glory is the
Glory Essay, Research Paper Glory is the story of the first black regiment to fight in the civil war. Under the name division fifty-four the courageous black troops voluntarily risked their lives for their country. The uneducated men trained hard to led the attack on South Carolina against the confederates at Fort Wagner, but were unsuccessful in there efforts The film portrays the courage and the struggle of the black soldiers, and how no matter how poorly they where treated the kept working harder and harder to gain respect.
GLory Essay Research Paper Glory EssayThe Civil
GLory Essay, Research Paper Glory Essay The Civil War was a great event in everyone’s life. Especially in the lives of the African Americans. We saw how they were forced into slavery and the hardships and torture that these men and women went through. However, we cannot go through what these brave men and women went through.
Faust The Characters That Define Him Essay
, Research Paper Faust: a figure defined by the characters in which he interacts. In Johann Wolfgang von Goethe?s Faust first part, Faust is a famous character of self-inflicted tragedy. The characters such as Mephistopholes, Wagner, and Gretchen imply those feelings, impulses, needs, and wants that many may face during a lifetime.
Faded Dreams Essay Research Paper Faded DreamsIn
Faded Dreams Essay, Research Paper ?Faded Dreams? In the play Death of a Salesman Willy Loman who is the salesman, was mainly concerned with the success of his family. He set his goals and expectations for himself and his sons that were so high that they were impossible to reach. Willy was reaching for the American dream.
Death Of A Salesman By Arthur Miller
Essay, Research Paper Death of a Salesman is a play by Arthur Miller. It takes place in New York. It is about a man named Willy Loman. He has been traveling salesman for the
Music As A Nationalistic Tool Essay Research
Paper Music has been a powerful force throughout history. Its power has affected all aspects of people?s lives. The ideas and attitudes people have toward their country can easily be seen in their music. While music in the early part of the modern era (1400-1900) served to promote patriotism and nationalism, music?s role in the late 20th century seems a reversal and has been a deconstructive force challenging nationalistic feelings.
Wagner In Dr Faustus Essay Research Paper
In Christopher Marlowe’s play, Doctor Faustus, Wagner is the most loyal, loving, and protective character in regards to protagonist, Faustus. His actions, which include everything
Рихард Вагнер
Вагнер Рихард (Richard Wagner, 1813—1883) — композитор, драматург и писатель. С В. в одинаковой степени связывается как имя выдающегося музыканта, так и писателя, поэта и драматурга. После
Рихард Вагнер
В гораздо большей мере, чем все европейские композиторы с конца 16 в. (времени Флорентийской камераты), Вагнер рассматривал свое искусство как синтез и как способ выражения определенной философской концепции.
Юлиус Вагнер-Яурегг
Вагнер-Яурегг, Юлиус (Wagner-Jauregg, Julius) (1857–1940), австрийский невропатолог, психиатр и патоморфолог, удостоенный в 1927 Нобелевской премии по физиологии и медицине за обоснование теоретических положений пиротерапии.