1786 - 1826
Творческий путь
Немецкий композитор, дирижер, превосходный пианист. Он так же был музыкальным критиком. Написал критические статьи: “Музыкальные и драматические заметки”, автобиографический роман (незавершенный) “Жизнь музыканта”, рецензии. Значение творчества Вебера в западноевропейской музыке – основоположник национальной немецкой оперы (романтической). Несмотря на оперы Моцарта (зингшпили) и “Фиделио” Бетховена, в Германии, по сути, не было национальной оперной школы, господствовала итальянская опера. Вебер выступал против нее в рецензиях. Первую немецкую романтическую оперу написал Гофман – “Ундина”.
Основные произведения: 10 опер, музыка к спектаклям “Турандот” и “Проциоза”, 2 симфонии, увертюры, 2 фортепианных концерта, “Концертштюк” для фортепиано с оркестром, концерты для кларнета, фагота, валторны, камерные ансамбли, 4 сонаты для фортепиано, “Приглашение к танцу”, вариации, романсы, пьесы, песни, хоровые сочинения.
Жизненный путь
С детства Вебер находился в атмосфере театра, т. к. его отец был антерпринтром (устроителем и капельмейстером) в труппе. Из-за постоянных переездов не было постоянного образования, но в конце 90-х годов он начинает заниматься с Михаэлем Гайдном (младший брат Йозефа Гайдна) и пишет первые произведения и оперы: опера “Лесная девушка”, зингшпиль “Петер Шмоль и его соседи”.
В 14 лет он выступает как пианист, а в 17 лет как дирижер. В 1803 году занимается с аббатом Фоглером, который привил Веберу интерес к народной музыке.
1804-1817 гг. – становление оперного творчества. Вебер работает при различных дворах и театрах (капельмейстер в оперном театре Бреславля, несколько лет прослужил личным секретарем герцога Вюртембергского в Штутгарде, руководил оперным театром в Праге (1813-1816 гг.). В Дармштадте он встречался с другими композиторами, и образовалось “Гармоническое общество”, в числе композиторов которого был Мейербер. Вебера интересует немецкая литература и немецкая музыка (песня). Начал писать критические статьи. Появляются оперы “Рюбецаль”, “Сильвана”, “Абу Гассан”.
1817-1826 гг. – зрелый дрезденский период. В это время Вебер работает как дирижер и руководитель оперного театра. Идет борьба за национальную оперу (немецкую), против итальянской. Это период творческого расцвета. В этот период Вебер создает свои лучшие произведения: сонаты, “Приглашение к танцу” (поднимает бытовой жанр на художественную высоту). Предвосхищает вальсы Шопена, написал “Концертштюк” для фортепиано с оркестром - программная музыка, виртуозное концертное произведение.
1821 г. – опера “Волшебный стрелок”. С огромным успехом она была поставлена в Берлине. Это – рождение национальной немецкой оперы. Жанр – романтический зингшпиль.
1823 г. – опера “Эврианта”. Написана для Вены. Новый тип оперы – большая романтическая рыцарская опера без разговорных диалогов. В основе сюжета – средневековая легенда (13 века). Эта опера большого признания не получила. Она предвосхищает оперы Вагнера (“Лоэнгрин”).
1826 г. – опера “Оберон”. Поставлена в Лондоне. Сказочная опера. По жанру – зингшпиль. Сочетается фантастика с реальностью.
“Волшебный стрелок”
Опера прошла в Берлине с колоссальным успехом. Это – первая немецкая романтическая опера. Жанр – романтический зингшпиль. Либретто – Кинда. По народному сказанию о черном охотнике (из книги Апеля “Книга страшных историй”).
Строение оперы: 3 действия: 1-е действие – завязка драмы; 2-е действие – развитие; 3-е действие – кульминация и развязка. В 1-ом и 3-ем действиях есть массовые сцены. Во 2-м действии – фантастика. Оно (2-е действие) контрастирует с 1 и 3 действиями. В драматургии видны 3 плана:
1 план – народно-бытовые массовые сцены. Для них Вебер использует бытовые жанры, танцы, марши, подменные Богемские темы, интонации “золотого хода” валторн. Ясная и простая инструментовка, очень простые гармонии, несложные мелодии, которые близки народным темам. Он переделал местный богемский колорит и опоэтизировал его.
1 действие – хоры и лендлер, марш крестьян, песнь народа.
3 действие – хор подружек, хор охотников.
2 план – связан с фантастикой – финал 2-го действия. Музыка резко контрастирует с 1-м и 3-м действиями. Это – фантастика ужасов. Огромную роль играет оркестр. Вебер использует совершенно иные выразительные средства, чем в 1-м плане. Финал 2-го действия – сцена в “Волчьей долине”. Каждую пулю сопровождает новое фантастическое видение: буря, дикая охота (лай собак), дикий вихрь, битва и др. Использует минор. Тональный план: c-moll, fis-moll, c-moll. Лай собак – аккорды у валторн и фаготов. Вихрь – фагот и низкие струнные с неуклюжей темой в басу. Вебер использует деревянные духовые инструменты в нехарактерных регистрах: кларнеты – в низком, флейты – либо очень низко, любо очень высоко, пронзительно. Использует так же тромбоны, валторны и литавры. Оркестровые находки Вебера повлияли на творчество других композиторов – Берлиоза, Мусоргского (“Ночь на лысой горе”).
3 план – связан с отдельными героями:
Характеристика Макса – типичный романтический герой. Ария (I действие) – слабовольный характер. Агата – более целеустремленная натура. Ей посвящена большая ария – портрет во II действии из нескольких разделов: речитативное вступление, 1-й раздел – возвышенного молитвенного характера. Последний раздел – быстрая, активная, очень оптимистическая музыка, это – лейтмотив Агаты, который звучит в увертюре и завершает всю оперу. Есть и другие лейтмотивы. Один из них – лейтмотив Самьеля – лейтмотив злых сил. Есть так же лейт-тембры. У Агаты – кларнет, у Самьеля – флейта в низком регистре. Лейтмотивы предвосхищают творчество Вагнера.
Другие работы по теме:
Литературный герой МАРИЯ СТЮАРТ
Мария стюарт нем. Mary Stuart героиня трагедии Ф. Шиллера Мария Стюарт Исторический прототип. Мария Стюарт шотландская королева претендовавшая на английский престол.
Музыка периода романтизма
Музыка периода романтизма — это профессиональный термин в музыковедении, описывающий период в истории Европейской музыки, который охватывает условно 1800 - 1910 годы.
Дитя Марии
Автор: Гримм. Бедный дровосек отдал единственную дочь деве Марии. Девочка зажила как в сказке. Когда ей исполнилось 14 лет, Мария дала ей ключи от 13 дверей, последнюю из которых нельзя было открывать. В 12 комнатах девочка увидела сияющих апостолов. Когда из любопытства, не обращая внимания на протесты ангелов, открыла 13-ю, увидела Троицу.
Мария Изабелла Испанская
Мария Изабелла (исп. Marнa Isabel de Borbуn; 6 июля 1789, Мадрид, Испания — 13 сентября 1848, Портичи, Королевство Обеих Сицилий) — инфанта Испанская, в замужестве королева-консорт Обеих Сицилий.
Мария Луиза Испанская
Введение 1 Имя 2 Биография 3 Герцогиня 4 Императрица 5 Дети Введение Мария Луиза Испанская (исп. Marнa Luisa, нем. Maria Ludovika) была императрицей Священной Римской Империи, королевой Германии, королевой Богемии и Венгрии как супруга Леопольда II, императора Священной Римской империи.
Мария-Луиза Пармская
(исп. Marнa Luisa de Parma, итал. Maria Luisa di Borbone-Parma), (9 декабря 1751, Парма, Пармское герцогство — 2 января 1819, Рим, Папская область) — королева Испании и супруга короля Карла IV Испанского. Известный парк Мария Луиса в Севилье назван по ее имени.
Гогенцоллерн, Карл Альбрехт
Карл Фридрих Альбрехт Гогенцоллерн , маркграф Бранденбург-Шведтский, принц Прусский (нем. Karl Friedrich Albrecht, Prinz von PreuЯen, Markgraf zu Brandenburg-Schwedt; 10 июня 1705(17050610), Берлин — 22 июня 1762, Бреслау) — прусский военачальник середины XVIII века, младший сын Альбрехта Фридриха.
Элеонора Австрийская
Элеонора Габсбург (15 ноября 1498, Лёвен — 18 февраля 1558, Талавера-ла-Реаль) — урождённая эрцгерцогиня Австрийская, инфанта Испанская и принцесса Бургундии; третья супруга короля Мануэля I Португальского, затем вторая короля Франции Франциска I.
Прагматическая санкция 1713
Введение 1 План Введение 2 История Введение Прагматическая санкция — закон о престолонаследии, принятый императором Священной Римской империи Карлом VI 19 апреля 1713 года.
Зита Бурбон-Пармская
Цита Мария дель-Грацие Адельгонда Микаэла Рафаэла Габриэла Джузеппина Антония Луиза Аньеза Бурбон-Пармская (9 мая 1892 — 14 марта 1989) — последняя императрица Австрии, королева Богемии и Венгрии. Седьмая дочь лишившегося своего престола в ходе Рисорджименто пармского герцога Роберта I. Её родной сестрой была Мария-Луиза Бурбон-Пармская, княгиня Болгарии и мать Бориса III, умершая в 1899 году, когда Ците было семь лет.
Карл Фридрих Баденский
Карл Фридрих (нем. Karl Friedrich von Baden; 22 ноября 1728, Карлсруэ — 10 июня 1811, там же) — маркграф Баден-Дурлаха (1746—1771), маркграф объединённого Бадена (1771—1803), курфюрст Бадена (1803—1806), великий герцог Бадена (1806—1811). Сын Фридриха Баден-Дурлахского и Анны Шарлотты Амалии Нассау-Диц.
Вебер, Карл Мария фон
Введение 1 Биография 2 Сочинения 2.1 Оперы 3 Библиография Введение Карл Мария Фридрих Август (Эрнст) фон Вебер (нем. Carl Maria von Weber; 18 или 19 ноября 1786, Ойтин — 5 июня 1826, Лондон) — барон, немецкий композитор, дирижёр, пианист, музыкальный писатель, основоположник немецкой романтической оперы.
Немецкий романтизм
Введение 1 История 2 Основные фигуры Введение Немецкий романтизм (нем. Deutsch romantik, англ. German romanticism) — термин использовавшийся странах Европы Нового времени, говорящих на немецком языке.
Список графов и герцогов Гелдерна
Введение 1 Графы Гелдерна 1.1 Вассенберги 2 Герцоги Гелдерна 2.1 Вассенберги 2.2 Второй Юлихский дом 2.3 Эгмонты 2.4 Бургундский дом 2.5 Габсбурги 2.6 Эгмонты
Мария Тереза Бурбон-Неаполитанская
Мария Тереза Каролина (итал. Maria Teresa Carolina di Borbone-Napoli; 6 июня 1772, Неаполь, Неаполитанское королевство — 13 апреля 1807, Вена, Австрийская империя) — принцесса Неаполитанская и Сицилийская, после замужества императрица Священной Римской империи, затем австрийская императрица.
Мария Аннунциата Бурбон-Сицилийская
Принцесса Мария Аннунциата Изабелла Филомена Sabasia Бурбон-Сицилийская (итал. Maria Annunziata Isabella Filomena Sabasia, Principessa di Borbone delle Due Sicilie; (24 марта 1843, Казерта — 4 мая 1871, Вена) — дочь короля Обеих Сицилий Фердинанда II и австрийской эрцгерцогини Марии Терезы, мать эрцгерцога Франца Фердинанда, убитого в Сараево в 1914 году.
Карл архиепископ Майнца
Карл (архиепископ Майнца) Карл Майнцский (между 825 и 830—4 июня 863) — 7-й архиепископ Майнца (856—863), младший сын короля Аквитании Пипина I, представитель династии Каролингов.
Карл великий герцог Баденский
Карл Людвиг Фридрих (нем. Karl Ludwig Friedrich von Baden; 8 июня 1786, Карлсруэ — 8 декабря 1818, Раштатт) — великий герцог Бадена с 1811 года. Последний представитель старшей ветви рода Церингенов.
Карл VII император Священной Римской империи
План Введение 1 До избрания императором 2 Семья 3 Война за австрийское наследство Введение Карл VII Альбрехт (нем. Karl VII. Albrecht, 6 августа 1697(16970806), Брюссель — 20 января 1745, Мюнхен) — император Священной Римской империи с 14 января 1742 года, король Чехии с 7 декабря 1741 года, курфюрст Баварии (Карл Альбрехт) с 26 февраля 1726 года.
Итальянская война 1536 1538
Итальянская война (1536—1538) ПротивникиФранция Османская империяСвященная Римская империя ИспанияКомандующие Франциск I Хайр-ад-Дин Барбаросса Карл V
Карл IV Теодор
Карл Филипп Теодор (нем. Karl (oder Carl) Philipp Theodor (10 декабря 1724, замок Дрогенбуш, около Брюсселя — 16 февраля 1799, Мюнхен) — курфюрст Баварии в 1745—1777. Карл Теодор был сыном Иоганна Христиана Пфальц-Зульцбахского и Марии Генриетты де ла Тур, дочери Франсуа Эгона де ла Тур д'Овернь и Марии Анны де Линь из герцогского дома Аренберг.
Шарлотта великая герцогиня Люксембургская
Шарлотта (полное имя Шарлотта Альдегонда Элиза Мария Вильгельмина, люксемб. D'Charlotte Adelgonde Elisabeth Marie Wilhelmine vu Lлtzebuerg; 23 января 1896, Замок Берг, Люксембург — 9 июля 1985) — великая герцогиня Люксембургская с 1919 по 1964 годы.
Мария Люксембургская
План Введение 1 Биография 1.1 Свадьба 1.2 Наследники и смерть 2 Предки Список литературы Введение Мария Люксембургская (нем. Maria von Luxemburg), (1305—1324) — королева Франции в 1322—1324 годах, вторая жена Карла IV Красивого
Фердинанд I король Обеих Сицилий
Фердинанд I (итал. Ferdinando I; 12 января 1751(17510112), Неаполь — 4 января 1825, Неаполь) — король Неаполя (как Фердинанд IV , 1759—1806), король Сицилии (как
Габсбурги
Первым достоверным предком рода Габсбургов считается упоминающийся в 938 году Гунтрам Богатый, владевший землями в швейцарских областях Ааргау и Тургау. В Швейцарии же расположено давшее имя роду графство Габсбург.
Мария Терезия Испанская
Эта статья посвящена супруге Людовика XIV. Об императрице см. Мария Терезия Мария Терезия Австрийская (Испанская) (исп. Marнa Teresa de Austria; 10 сентября 1638(16380910) — 30 июля 1683) — инфанта Испании, супруга короля Франции Людовика XIV.
Елизавета Стюарт
О поэтессе см. Стюарт, Елизавета Короли Англии Династия Стюартов Яков I Дети Генрих, принц Уэльский Карл I Елизавета
Изабелла Французская королева Испании
Изабелла Бурбонская (фр. Йlisabeth de Bourbon, 22 ноября 1602 года, Фонтенбло — 6 октября 1644 года, Мадрид) — французская принцесса, первая жена Филиппа IV, королева Испании и Португалии.
Карл III король Наварры
Карл III Благородный (фр. Charles le Noble, исп. Carlos el Noble, умер в 1425) — король Наварры (1387—1425), сын короля Карла II Злого и Жанны Французской.
Мария Лещинская
(польск. Maria Katarzyna Leszczyńska, фр. Marie Leszczyńska, 23 июня 1703, Польша — 24 июня 1768, Версаль) — королева Франции, супруга короля Людовика XV. Дочь экс-короля Польши Станислава Лещинского и Екатерины Опалинской.
Мария-Тереза Савойская
Мария-Тереза Савойская (фр. Marie Thйrиse de Sardaigne, итал. Maria Teresa di Savoia) (31 января 1756, Турин, Сардинское королевство — 2 июня [1] 1805, Грац, Австрийская империя) — принцесса Сардинская и Пьемонтская, супруга Шарля де Бурбона, графа де Артуа, самого младшего внука короля Франции Людовика XV, который через 19 лет после её смерти стал королём Франции Карлом X.
Мария-Жозефина Савойская
План Введение 1 Принцесса Савойского Дома 2 Де-юре королева Франции 3 Смерть и похороны Список литературы Введение Мария-Жозефина-Луиза Савойская (фр. Marie-Josйphine-Louise de Savoie, итал. Maria Giuseppina Luisa di Savoia), (2 сентября 1753, Турин, Сардинское королевство — 13 ноября 1810, Хартвелл Хаус, Великобритания) — титулярная королева Франции, жена Людовика XVIII, принцесса Сардинская и Пьемонтская.
Мария де Немур
Мария Лонгвиль-Орлеанская (Marie d’Orlйans-Longueville; 1625—1707) — последняя представительница рода Лонгвилей (побочная ветвь династии Валуа), герцогиня Немурская и владетельная княгиня Нёвшательская. Она считалась самой состоятельной женщиной Франции времён Людовика XIV после Великой мадемуазель.
Карл IV де Бурбон
Шарль IV де Бурбон де ла Марш (фр. Charles de Bourbon; 2 июня 1489, Вандом, Франция — 25 марта 1537, Амьен, Франция) — старший сын Франсуа де Бурбона, графа де Вандома и Марии де Люксембург, графини де Сен-Поль. После смерти отца (1495) всеми владениями родителей распоряжалась его мать, а Шарль поступил в услужение к Людовику XII, который для него возвёл Вандом в степень герцогства (1514).