Шуберт
Творчество Франца Шуберта – заря романтического направления в музыке.
В своих великолепных произведениях он противопоставлял житейской действительности – богатство внутреннего мира маленького человека. Важнейшей областью в его музыке является песня.
В его творчестве все время соприкасаются мрак и свет, хотелось бы это показать на примере 2х его песенных циклов: «Прекрасная мельничиха» и «Зимний путь».
«Пр. мел.» 1823 - цикл написан на стихи Мюллера, привлекшие композитора своей наивностью и чистотой. Многое в них совпало с переживаниями и судьбой самого Шуберта. Незатейливая повесть о жизни, любви и страданиях молодого мельника-подмастерья.
Цикл обрамлен 2 песнями – «В путь» и «Колыбельная ручья», представляющими собой вступление и заключение.
Между крайними точками цикла расположено повествование самого юноши о своих странствиях, о любви к дочери хозяина-мельника.
Цикл как бы распадается на 2 фазы:
из 10песен (до «Паузы»№12) – это дни светлых надежд
уже иные мотивы: сомнение, ревность, печаль
Развитие драматургии цикла:
экспозиция образов №1-3
завязка №4 «благодарность ручью»
развитие чувств №5-10
кульминация №11
драматургичес перелом, появление соперника №14
развязка №20
«В путь» - раскрывает строй мыслей и чувств молодого мельника, только что ступающего на жизненную дорогу. Впрочем, герой в "Прекрасной мельничихе" не один. Рядом с ним действует другой, не менее важный герой - ручей. Он живет бурливой, напряженно-изменчивой жизнью. Меняются чувства героя, меняется и ручей, ибо душа его слита с душой мельника, а песнь выражает все, что переживает он.
Музыкальные средства 1 песни чрезвычайно просты и наиболее близки к приемам народного песенного творчества.
Кульминационный номер «Моя» - сосредоточие всех радостных чувств. Этой песней замыкается 1раздел цикла. Сочностью фактуры и веселой подвижностью, упругостью ритма и размашистым рисунком мелодии, она сходна с начальной песней «В путь».
В песнях 2раздела, Шуберт показывает, как нарастает боль и горечь в душе молодого мельника, как прорывается она в бурных вспышках ревности, скорби. Мельник видит соперника – охотника.
№14 «Охотник», в обрисовке этого персонажа композитор использует приемы, привычные в т.н. «охотничьей музыке»: размер 6/8, «пустые»4 и 5 - «золотой ход валторны», изображающий охотничий рог, так же характерные ходы 63//63.
3 песни «Ревность и гордость», «Любимый цвет», «Мельник и ручей» - составляют драматургический стержень 2раздела. Нарастающая тревога выливается в смятение всех чувств и мыслей.
«Колыбельная ручья» - передача тех самых настроений, с которыми заканчивает он свой жизненный путь. Наполнена чувством тихой печали и меланхолии. Монатонное ритмическое покачивание и тоничность гармонии, мажорный лад, спокойный рисунок песенной мелодии создают впечатление покоя, примеренности.
В заключении цикла Шуберт возвращает нас в мажор, придавая этим светлый колорит – это рассказ о вечном покое, смирении, но не смерть.
«Зимн. Путь» 1827 – так же на стихи Мюллера, контрастен цикл тем, что теперь глав герой из радостного и бодрого юноши превратился в страдающего, разочарованного одинокого чел (теперь он покинутый всеми скиталец)
Он вынужден уйти от любимой, т.к. беден. Без нужды он пускается в путь.
Тема одиночества в цикле представлена во множестве оттенков: от лирических изменений до философских размышлений.
Отличия от «Пр мел» также в том, что здесь нет сюжета. Песни объединяются трагичес темой.
Сложность образов – акцент на внутренне-психологической стороне жизни, вызвал усложнение муз. Яз. :
3х част форма драматизируется (т.е. в ней появляются вариационные изменения каждой части, развернутая сред.часть и реприза изменяется по сравнению с 1частью.
Мелодия обогащается декламационными и речевыми оборотами (текст на распев)
Гармония (внезапные модуляции, нетерцовая структура аккордов, сложные аккордовые сочетания)
В цикле 24 песни: 2 части по 12песен.
Во 2 разделе (13-24) – тема трагич представлена более явно, а тема одиночества сменяется темой смерти.
Первая песня цикла «Спокойно спи», так же как и «В путь» выполняет функцию вступления – это невеселый рассказ о былых надеждах и любви. Напев ее прост и печален. Мелодия малоподвижна. И лишь ритм и фортепьянный аккомпанемент передают мерное, однообразное движение одиноко бредущего человека. Его безостановочный шаг. Мелодия представляет собой движение из вершины источника (катабасис – нисходящее движение) – скорбь, страдания. 4 куплета отделены др от др проигрышами с интонациями задержания – обострение драматизма.
В последующих песнях 1раздела, Шуберт все больше склоняется к минору, к использованию диссонирующих и альтерированных аккордов. Вывод всего этого: Прекрасное – это всего лишь иллюзия грез – типичное настроение композитора в последние годы жизни.
Во 2 разделе тема одиночества сменяется темой смерти. Все больше нарастает трагическое настроение.
Шуберт вводит даже образ-предвестник смерти №15 «Ворон», с господствующим мрачным угрюмым настроением. Печальное, полное щемящей тоски вступление рисует безостановочное движение и мерные взмахи крыльев. Черный ворон в снежной вы- шине преследует свою будущую жертву - путника. Ворон терпелив и нетороплив. Он ждет добычи. И дождется ее.
Последняя №24 песня «Шарманщик». Она завершает цикл. И совершенно не походит на двадцать три остальные. Те рисовали мир таким, каким он представлялся герою. Эта изображает жизнь такой, какая она есть. В "Шарманщике" нет ни взволнованного трагизма, ни романтической взвинченности, ни горькой иронии, присущих остальным песням. Это реалистическая картинка жизни, грустная и трогательная, мгновенно схваченная и метко запечатленная. В ней все просто и незатейливо.
Композитор здесь олицетворяет себя с обездоленным нищим музыкантом, представленным в песне, кот строится на чередовании вокал фраз и инструм проигрышей. Тонический орган.пункт изображает звучание шарманки или волынки, однообразные повторы создают настроение тоски и одиночества.
Большое значение в вокальной литературе имеют сборники песен Шуберта на стихи Вильгельма Мюллера — «Прекрасная мельничиха» и «Зимний путь», являющиеся как бы продолжением идеи Бетховена, выраженной в сборнике песен «Возлюбленной. Во всех этих произведениях виден замечательный мелодический талант и большое разнообразие настроений; большее значение аккомпанемента, высокий художественный смысл. Открыв для себя лирику Мюллера, повествующую о странствиях, страданиях, надеждах и разочарованиях одинокой романтической души, Шуберт создал вокальные циклы — по существу, первые в истории большие серии песен-монологов, связанных единым сюжетом.
Другие работы по теме:
Шуберт
УБЕРТ (Schubert) Франц (1797-1828), австрийский композитор. Создатель романтических песни и баллады, вокального цикла, фортепианной миниатюры, симфонии, инструментального ансамбля. Песенность пронизывает сочинения всех жанров. Автор около 600 песен (на слова Ф. Шиллера, И. В. Гете, Г. Гейне), в т. ч. из циклов «Прекрасная мельничиха» (1823), «Зимний путь» (1827, оба на слова В.
Тем, кто не знает Шуберта
Кем был Шуберт для его современников, австрийцев первой трети XIX столетия? Тем же, кем для нашей интеллигенции стал Булат Окуджава. Шуберт сочинял песни, которые молодежь любила петь и слушать, собираясь в дружеском кругу.
Тема моральных обязательств в драме Ф. Шиллера «Разбойники»
Как-то Фридрих Шиллер сказал, что знает, как уберечь людей от падения. Для этого нужно закрыть свое сердце для слабости. Глубина данного изречения становится более прозрачной, если всматриваться в образ немецкого поэта-романтика Фридриха Шиллера.
Взгляды на творчество Гоголя
Полтора столетия ведутся ожесточенные споры о Гоголе. Сталкиваются противоположные взгляды на творчество писателя, его вклад в литературу, особенности его реализма.
Последние сонаты Шуберта
Три последние сонаты Шуберта (D958 — D960) получили оценку критиков как одно из величайших творческих достижений композитора. Они были сочинены в последние месяцы жизни, а опубликованы только спустя 11 лет после смерти Шуберта. Зачастую их объединяют в некую трилогию, подобно трем последним сонатам Бетховена и трем последним симфониям Моцарта.
Мюллер, Вильгельм поэт
Вильгельм Мюллер (нем. Wilhelm Mьller; 7 октября 1794, Дессау — 30 сентября 1827, там же) — немецкий поэт-романтик, знаменитый прежде всего как автор слов к вокальным циклам Франца Шуберта.
1745 год
Введение 1 События 1.1 Без точных дат 2 Родились 3 Скончались Список литературы Введение 1745 год — невисокосный год, начинающийся в пятницу по григорианскому календарю.
Круселль, Бернхард Хенрик
Введение 1 Биография 2 Творчество 3 Основные сочинения 4 Библиография Введение Бе́рнхард Хе́нрик Кру́селль (швед. Bernhard Henrik Crusell; 15 октября 1775, Нистад, Швеция, ныне Уусикаупунки, Финляндия — 28 июля 1838, Стокгольм) — финско-шведский композитор, кларнетист и переводчик.
Куинси, Джозайя III
Введение 1 Краткая биография 2 Творчество Список литературы Введение Джозайя Куинси III (англ. Josiah Quincy III; 4 февраля 1772 — 1 июля 1864) — американский государственный деятель. Мэр г. Бостона (1823—1828), Президент Гарвардского университета (1829—1845) Сын публициста Джозайи Куинси II.
Фюссли, Иоганн Генрих
Введение 1 Биография 2 Творчество 3 Интересные факты Введение Иога́нн Ге́нрих Фю́ссли, или Ге́нри Фю́зели (нем. Johann Heinrich Fьssli, англ. Henry Fuseli, 7 февраля 1741, Цюрих — 16 апреля 1825, Лондон) — швейцарский и английский живописец, график, историк и теоретик искусства.
Тик, Людвиг Иоганн
Лю́двиг Ио́ганн Тик (нем. Johann Ludwig Tieck, 31 мая 1773, Берлин — 28 апреля 1853, Берлин) — немецкий поэт, писатель, драматург, переводчик.
Бордуков, Александр Сергеевич
Введение 1 Биография 2 Признание и награды 3 Творчество 3.1 Роли в театре 3.2 Фильмография Список литературы Введение Александр Сергеевич Бордуков (род. 1946) — советский и российский актёр театра и кино, театральный режиссёр, заслуженный артист России.
Триалистическая федерация
— это государственное объединение, состоящее из 3 частей, связанных между собой федеративными отношениями. В 1906 году австрийский политик и юрист Аурел Петровичи составил проект преобразования Австро-Венгрии в триалистическую федерацию — Соединенные Штаты Великой Австрии, предполагалось создание 12 автономных «штатов»-национальных автономий-Немецкая Австрия, Чехия, Карниола(Словения),Хорватия,Трансильвания, Венгрия, Словакия,Восточная(русины)Галиция, Западная(польская)Галиция,Немецкая Моравия, Немецкая Богемия(Судеты),Воеводина.
Балакин, Олег Александрович
Введение 1 Биография 2 Творчество 2.1 Роли в театре 2.2 Фильмография Список литературы Введение Олег Александрович Балакин — советский актёр театра и кино, 1975[1][2].
Мария Амалия Австрийская
(1746—1804, при рождении Maria Amalia Josepha Johanna Antonia) — герцогиня Пармская, дочь эрцгерцогини Австрии Марии Терезии и императора Священной Римской Империи Франца I. Жена Фердинанда I, герцога Пармского.
Беккер, Борис Израилевич
Введение 1 Биография 2 Признание и награды 3 Творчество 3.1 Роли в театре 3.1.1 Ленком 3.2 Фильмография Список литературы Введение Борис Израилевич Беккер (1929—2011) — советский и российский актёр театра и кино, заслуженный артист России (1993)[1].
Барков, Дмитрий Дмитриевич
Введение 1 Биография 2 Творчество 2.1 Фильмография Введение Барко́в Дми́трий Дми́триевич (род. 1972) — советский и российский актёр кино.
Кейль, Альфредо
Введение 1 Биография 2 Творчество 3 Признание и наследие Введение Альфре́до Кейль (порт. Alfredo Keil; 3 июля 1850, Лиссабон — 4 октября 1907, Гамбург) — португальский поэт, композитор, художник, коллекционер немецкого происхождения, автор мелодии государственного гимна Португалии.
Швинд, Мориц фон
Введение 1 Биография 2 Творчество 5 Галерея Введение Мориц фон Швинд (нем. Moritz Ludwig von Schwind, 21 января 1804, Вена — 8 февраля 1871, Нидерпёклинг) — австрийский художник и график.
Шуберт, Франц
Введение 1 Биография 2 Творчество 3 Неоконченная симфония 4 Сочинения Список литературы Введение Франц Пе́тер Шу́берт (нем. Franz Peter Schubert; 31 января 1797, Лихтенталь, Австрия — 19 ноября 1828, Вена) — великий австрийский композитор, один из основоположников романтизма в музыке, автор около 600 песен, девяти симфоний (в том числе знаменитой «Неоконченной симфонии»), а также большого количества камерной и сольной фортепианной музыки.
Сараевское убийство
— убийство 28 июня 1914 эрцгерцога Франца Фердинанда, наследника австро-венгерского престола, и его жены герцогини Софии Гогенберг в Сараево сербским гимназистом Гаврилой Принципом, членом сербской террористической организации «Млада Босна». Принцип входил в группу из 5 террористов, координировавшихся Данилой Иличем.
Мария Тереза Бурбон-Неаполитанская
Мария Тереза Каролина (итал. Maria Teresa Carolina di Borbone-Napoli; 6 июня 1772, Неаполь, Неаполитанское королевство — 13 апреля 1807, Вена, Австрийская империя) — принцесса Неаполитанская и Сицилийская, после замужества императрица Священной Римской империи, затем австрийская императрица.
Мария Аннунциата Бурбон-Сицилийская
Принцесса Мария Аннунциата Изабелла Филомена Sabasia Бурбон-Сицилийская (итал. Maria Annunziata Isabella Filomena Sabasia, Principessa di Borbone delle Due Sicilie; (24 марта 1843, Казерта — 4 мая 1871, Вена) — дочь короля Обеих Сицилий Фердинанда II и австрийской эрцгерцогини Марии Терезы, мать эрцгерцога Франца Фердинанда, убитого в Сараево в 1914 году.
Лотарингский дом
План Введение 1 История Введение Лотарингский дом (фр. Maison de Lorraine), также известен как Эльзасский дом (фр. Maison d'Alsace) или дом Шатенуа (нем. Haus Chвtenois) — один из величайших владетельных домов в истории Европы. Семейная традиция без каких бы то ни было оснований считает их Каролингами.
Антоненко, Григорий Николаевич
Введение 1 Биография 2 Почетные звания и награды 3 Творчество 4 Роли в театре 4.1 Роли в кино Список литературы Введение Григорий Николаевич Антоненко — актёр театра и кино театра, народный артист Украины (1996)[1].
Путь к Первой мировой
Чтобы начать войну, нужны основания. И Первая мировая, вспыхнувшая в августе 1914 года, в этом смысле не исключение. Повод для нее появился за несколько недель до ее начала - 28 июня.
Мария-Луиза Австрийская
(нем. Marie-Louise von Цsterreich; 12 декабря 1791(17911212) — 17 декабря 1847) — дочь императора Священной Римской империи Франца II (с 1806 года — императора Австрии Франца I), внучатая племянница Марии Антуанетты. Вторая жена Наполеона I, императрица Франции в 1810—1814 годах, после отречения Наполеона — герцогиня Пармы, Пьяченцы и Гуасталлы.
Шуберт, Фёдор Иванович
Фёдор Иванович (Фридрих Теодор) Шуберт (нем. Friedrich Theodor von Schubert; 1758—1825) — русский математик, астроном, геодезист и популяризатор науки немецкого происхождения.
Глазунов Александр Константинович
Крупнейший русский композитор, автор симфонической музыки разных жанров в которой нашли отражение героические образы русского эпоса, картины родной природы и русская действительность.