Каранькова Ю.Н.
Индийская музыкальная культура – одна из наиболее древних и самобытных. Её истоки восходят к III тыс. до н.э. Важный этап развития индийской музыки связан с древнейшими литературными памятниками Индии – Ведами (кон. II - 1-я пол. I тыс. до н. э.) - и представлен речитацией священных текстов Ригведы (веда гимнов) и мелодическими образцами гимнотворчества, зафиксированными в Самаведе (веда мелодий). Наряду с культово-ритуальной ведической традицией существовали развитые формы народного и светского искусства.
Древнеиндийская музыка, как и музыка других древневосточных народов, синтетична. Индийский термин «сангит» («музыка») - выражает единство пения, инструментальной музыки и танца. В одном древнеиндийском трактате различалось 24 поворота головы, соответственно выражавшие сострадание, удивление, страх, равнодушие, страсть и т. д., а также 57 вариантов движения рук.
В музыкальной культуре Индии танцевальная музыка занимает господствующее положение. Она всегда связана с определённым сюжетом (чаще из древних индийских легенд – особенно из эпоса «Махабхарата» и «Рамаяна», а также темы природы и трудовой деятельности – образы посева, жатвы, рыбной ловли).
Ритм танцевальной древнеиндийской музыки подчёркивается ударными инструментами. В старинных трактатах описано 120 ритмических типов. Одновременно звучат двудольные, трёхдольные и смешанные ритмы (полиметрия, полиритмия), характерны многочисленные акценты и синкопы. Многокрасочность создаётся богатым набором инструментов – различные барабаны, колокольчики, бубенцы, гонги и т.д.
Характерными особенностями вокально-танцевального искусства Древней Индии являются:
Вокально-инструментальный аккомпанемент к танцу. Вокалисты сами играли на ударных инструментах и сами танцевали. Текст пения как бы объяснял содержание танца. Вокальное искусство Древней Индии имело много разновидностей пения: плавные мелодии, скороговорки, сложные колоратуры, украшения, трели (при помощи горла или языка).
Импровизационный характер исполнительства, предполагающий возникновение множества вариантов при каждом новом исполнении уже известного произведения.
Значительного развития достигло в древности индийское театральное искусство. Актёр в индийском театре одновременно должен был быть певцом, поэтом и музыкантом.
Древнеиндийская музыка в целом одноголосна. В основе её ладовой системы лежит семиступенный диатонический звукоряд. Северно-индийская музыкальная система опирается на 10 ладов, южно-индийская - на 72 лада.
Философско-эстетические и теоретические принципы индийского классического искусства, в т.ч. музыки, получили обоснование в трактатах «Брихаддеши" Матанги (5-7 вв.), «Сангитаратнакара" Шарнгадевы (13 в.), "Натьяшастра" Бхараты (14 в. н.э.). Звук (нада) рассматривался в виде энергии космоса, давшей начало жизни, а ритм развития Вселенной, как считалось, воплощался посредством определённого сочетания музыкальных звуков (система тала). На основе космологических представлений, в музыке возникают аналогии семи основных звуков индийского лада с семью планетами Солнечной системы, а также звуковая градация октавы на 22 интервала менее полутона - шрути (что значит «еле доступные восприятию»). Величина шрути примерно равна четверти тона – это наименьший из доступных восприятию интервалов. Каждому музыкальному звуку соответствовал определённый поэтико-цветовой символ, а лад, составленный с учётом преобладания тех или иных тонов и опорных ступеней (вади и самвади), рассматривался как носитель конкретного образно-эмоционального содержания (табл. 3).
Таблица 3.
Символика индийского семиступенного звукоряда
Музыкальные звуки | Социа льная группа | Планеты | Созвез дия | Цвет | Живо тные | Органы тела | Этическое воздействие |
Шадджа | Брахманы | Сатурн | Водо лей | Цвет лотоса | Павлин | Душа | Изумление и героизм |
Ришабха | Кшатрии (воины) | Венера | Весы | Оран жевый | Бык | Голова | Гнев |
Гандхара | Вайшья (земледель цы и торгов цы) | Луна | Рыбы | Цвет золота | Козел | Руки | Умиро тво рение |
Мадхьяма | Брахманы | Солнце | Лев | Цвет жасмина | Кроншнеп | Грудь | Любовь |
Панчама | Брахманы | Меркурий | Дева | Белый | Кокила | Шея | Любовь |
Дхайвата | Кшатрии | Юпитер | Стре лец | Желтый | Лошадь | Бедра | Отвращение |
Нищада | Шудры (слуги) | Марс | Скорпион | Пестрый | Слон | Ноги | Сострадание |
Индийское музыкальное мышление в корне отличается от европейского. Его основой стала концепция раги (от санскритского «краска», «окрашивать», но также и «чувство, страсть»). Подобно арабскому макаму, рага имеет несколько семантических уровней:
принцип ладово-мелодического и метроритмического развёртывания (тала);
специфическая ладовая организация;
психоэмоциональный строй мелодии.
Считалось, что под влиянием рага у человека зарождаются определённые настроения и чувства – раса. Индийцы различают 9 основных раса: любовь, веселье, сочувствие, гнев, отвага, ужас, отвращение, изумление, покой. Нередко характер раса связан с картинами природы, с пейзажем (некоторые раса имеют название: «Весна», «Вечерняя краска», «Медовый цветок» и т.д.).
Содержание той или иной раги определено, с одной стороны, ладом, с другой – ритмом. Выбор в качестве доминирующей ступени лада того или иного звука (свара) определяет характер раса всей раги в целом. Например, если преобладает первая ступень лада – шадджа – то возбуждается раса изумления, героики и отваги.
Исполнение определённых рага предписывалось в предустановленное время суток (раги раннего утра, заката солнца, сумерек и т.д.) и года, подчинялось движению светил и т.д. Если данная рага не совпадает с предопределённым для неё временем звучания, то композиция, по мнению древнеиндийских философов и музыкантов, может оказать вредное воздействие на человека, вплоть до возникновения у него смертельной болезни.
Таким образом, в раговой композиции (как вокальной, так и инструментальной) нет такого уровня музыкальной организации, который не подчинился бы единой задаче воссоздания свойственной той или иной раге ментальной природы. Вся эстетико-философская система индийской классической музыки призвана гармонизировать и соединить в неразрывном целом Космос, Звук и Человека.
Музыкальный инструментарий:
струнно-щипковые - вина, ситар, тампура;
струнно-смычковые – саранги, рабаб;
духовые - разновидности флейты, гобоя;
ударные - табла, гонги, тарелки (особая техника игры: удар не кистью, а пальцами – извлекаются тоны определённой высоты).
Список литературы
Другие работы по теме:
Мифология Индии
Мифология Индии представляет собой сложное явление из-за того, что Индийский субконтинент стал родиной для самых разных народов очень непохожего происхождения с совершенно разными культурными и мифологическими истоками.
Музыкальная культура Древнего Египта
Истоки древнеегипетской музыки восходят к концу IV – началу III тыс. до н. э. Основными источниками сведений о ней служат памятники материальной культуры - музыкальные инструменты, иконографические материалы (барельефы), словесные тексты.
Православная музыка на Руси
МОУ Гимназии №55 Доклад на тему: « Православная музыка на Руси» Выполняла: Зарина Дарья 8 «Г» класс. Томск 2010 Православная музыка на Руси. Музыкальная культура Древней Руси, начинается с Киевского периода и в течение всего Средневековья, имела двойственный характер. В ней одновременно сосуществовали две культуры разного происхождения: народная и церковная.
Музыкальная культура Татарстана
ТЕМА 21. Исторические сведения о древней татарской музыке. Особенности татарских мелодий. Многовековая история татар. Центр татарской культуры – город Казань. Представление о древней музыке из рукописей путешественников. Давнее развитие татарской профессиональной музыки. Многожанровость древней музыки.
Культура США
Литература. Музыкальная культура. Изобразительное искусство.
Культура Йотоко
Введение 1 Экономика 2 Общественное устройство Введение Йотоко, исп. Yotoco — древняя колумбийская культура местного происхождения, существовавшая в долинах Калима и Дорадо, департамент Валье-дель-Каука. Культура йотоко считается наследником более древней культуры Илама, существовавшей в том же регионе в 14-1 вв. до н. э.
Древнеримская музыка
Введение 1 История 2 Музыка и быт 3 Музыкальные инструменты Список литературы Введение Древнеримская музыка развивалась на основе эллинистической культуры и играла большую роль в жизни римлян.[1] Хоровые ансамбли выступали в цирках и театрах, эффектные зрелища (бои гладиаторов, казни) шли под звуки труб, рогов и других инструментов.
Заминдар
(от перс. земиндер — «землевладелец») — в государствах средневековой Индии в широком значении слова — феодальный наследственный держатель земли. История
Парламентские выборы в Индии 2009
Индийские всеобщие выборы — серия выборов прошедших в Индии в апреле-мае 2009 года на которых избирался 15-й созыв Лок Сабхи (нижней палаты парламента Индии). Выборы прошли в пять туров: 16 апреля, 22/23 апреля, 30 апреля, 7 мая и 13 мая 2009 года. Результаты были объявлены 16 мая 2009 года.[1]. Это одни из самых масштабных демократических выборов, их сложность обусловлена огромным числом избирателей и сложностью подсчёта голосов.[2]
Ортоироидная культура
(ортоироиды; Ortoiroid) — первая известная археологическая культура на островах Вест-Индии. Считается, что она происходит из бассейна Ориноко (север Южной Америки), откуда её носители мигрировали на Малые Антильские острова и дошли до Пуэрто-Рико. Согласно Раузу ортоироидная культура долгое время развивалась в Южной Америки прежде чем началось переселение на Антильские острова.[1] Наиболее ранние радиоуглеродные датировки для Тринидада относятся к 5230 году до н. э., наиболее поздние (190 год н. э.) получены для Пуэрто-Рико.
Первый раздел Бенгалии
(1905-1911) - неудачная первая попытка раздела историко-культурной области Бенгалия английскими колониальными властями Индии. 16 октября 1905 — лорд Керзон, британский вице-король Индии, отдал приказ о разделе Бенгалии. Но из-за начавшихся, в том числе и под влиянием российской революции 1905 года национально-освободительных волнений, обе Бенгалии, Восточная и Западная, вновь объединились в единую административную единицу уже в 1911 году.
Второй раздел Бенгалии
(1947 год) - окончательный раздел историко-культурной области Бенгалия, входившей в состав бывшей Британской Индии, между обретшими независимость от Великобритании республиками Индия с преобладающим индуистским населением и Пакистан, где преобладали мусульмане. Второй раздел Бенгалии пришёлся на 1947 год, когда Индия обрела независимость и Бенгалия была во второй раз разделена на две части по религиозному признаку.
Президент Индии
Введение 1 Список президентов Индии Список литературы Введение Президент Индии, или Раштрапати (хинди राष्ट्रपति) — глава Республики Индия, первый гражданин Индии, а также Верховный главнокомандующий индийскими вооружёнными силами.
Туземное княжество
(англ. princely state) — феодальное государственное образование, из числа которых состояла Британская Индия. Во главе княжества стоял местный правитель — раджа, махараджа, низам или наваб.
Интернет-культура
Содержание 1 Частные случаи интернет-культуры Интернет-культура (англ. Internet culture) — это культура подачи информации и культура общения пользователей в Интернете. Как глобальный феномен интернет-культура (киберкультура пользователей Интернета) возникла благодаря Интернету и приобрела признаки обособленного общественного явления в рамках человеческой цивилизации.
Локоть посёлок
План Введение 1 История 2 Экономика 3 Образование и культура 4 Источники Введение Ло́коть — посёлок городского типа, административный центр Брасовского района Брянской области Российской Федерации.
Португальская Индия
Португальская Индия (порт. Estado Portuguкs da Нndia, Нndia Portuguesa) — португальские колониальные владения на полуострове Индостан. Португальская Индия включала в себя Гоа, Дадра и Нагар-Хавели, Даман и Диу, а также Мумбаи (до 1661 года) — в XVI столетии португальцы назвали это место «Бом Баи» или «Бом Бейм» — «хороший залив».
Вестник древней истории
Вестник древней истории Вестник древней истории (общепринятое сокращение — , англ. Journal of Ancient History) — важнейший академический советский и российский журнал, посвященный истории древнего мира. В настоящее время издается Институтом всеобщей истории Российской Академии наук.
Голландская Индия
Голландская Индия — нидерландские колониальные владения на полуострове Индостан. От них следует отличать Голландские Индии, более широкое понятие, включающее в себя также Голландскую Вест-Индию (в Америке) и Голландскую Ост-Индию (современная Индонезия, жемчужина голландской колониальной империи).
Индийский сип
Индийский сип Научная классификация Латинское название Gyps indicus (Scopoli, 1786) Систематика на Викивидах Изображения на Викискладе Индийский сип
Мусульманская лига
Всеиндийская мусульманская лига (англ. All India Muslim League) — политическая партия, призывавшая к разделу Британской Индии и выделению из её состава мусульманского государства.
Датская Индия
Датская Индия — колонии Дании в Индии. Эти колонии включали в себя Транкебар, Серампур в Западной Бенгалии и Никобарские острова. История Датские колонии в Индии были основаны Датской Ост-Индской компанией. Столицей был Форт Дансборг в Транкебаре, основанный в 1620 году.
Династия Акбаров
Династия Акбаров правила Могольской империей в Северной Индии в 16–17 вв. Начиная с Акбара, занимавшего престол с 1556 по 1605, в нее входили последние императоры державы Великих Моголов.
Шуджа уд-Доула
(англ. Shuja-ud-Daula, хинди शुजा उद दौला, 19 января 1732 Дели — 1775) — правитель (наваб) Ауда, в Индии.
Джинна, Мухаммад Али
Мухамма́д Али́ Джинна́ (англ. Muhammad Ali Jinnah) 25 декабря 1876 — 11 сентября 1948 года) — мусульманский политик, который почитается в Пакистане в качестве отца-основателя национальной государственности. Один из инициаторов и самых активных участников раздела Британской Индии.
Дадабхай Наороджи
Наороджи, Дадабхай (Naoroji, Dadabhai) (1825–1917), индийский политический деятель.
Азад, Абул Калам
Азад, Абул Калам (Azad, Maulana Abul Kalam) (1888–1958), индийский политический деятель, один из лидеров движения за независимость Индии.
Первый индийский космонавт
Ракеш ШАРМА майор, Герой Советского Союза (1984). Первый гражданин Республики Индия, совершивший полет в космос на космических кораблях "Союз Т-10, -11" и орбитальной станции "Салют-7" (апрель 1984).