Каранькова Ю.Н.
Эпоха первобытнообщинного строя составила самую длительную полосу в истории человечества. Сведения о ней наука черпает в археологических раскопках и оставленных первобытным человеком наскальных росписях и рисунках. Художественное творчество первобытных людей не было искусством в современном его понимании. Оно не выделилось в самостоятельный род деятельности, и было подчинено практическим целям. Музыка была «вплетена» в каждодневную жизнь, и её важнейшим предназначением было объединение людей в общем трудовом усилии.
Первобытные люди наделяли музыку также магической силой, видели в ней средство, способное защитить от злых чар, принести успех начатому делу. Такие ритуальные действия – и не религия, и не искусство, они – и то и другое вместе. Именно таким предстаёт первобытное искусство – целостным, нерасчленённым – т.е. синкретичным.
Начальные стадии формирования музыки были связаны с выработкой навыков пения. Вокальное исполнительство явно доминирует. Оно было связано с пантомимной пляской, мимикой, жестом и представляло собой натуралистическое копирование природных интонаций: пения птиц, рёва животных, завывания ветра. Пляски и игры сопровождались ритмически организованными ударами и выкриками.
Прототипом музыкальных инструментов оказалось человеческое тело: если человеческий голос привёл к созданию духовых инструментов, то хлопанье в ладоши, удары ног по земле при пляске оказались прообразами ударных инструментов, которые являются самым ранним видом музыкальных инструментов. Впоследствии хлопанье в ладоши привело к использованию медных тарелок. Очень рано появились различного рода погремушки (тыквенные, например, где звук получался благодаря ударам косточек о внутренние стенки выдолбленной тыквы). Для изготовления музыкальных инструментов также использовалось дерево, шкура и кости убитого зверя и т.д.
Весьма распространённым был шумовой инструмент гуделка (у австралийцев - чуринга). Гуделка представляла собой овальную пластинку с просверленным у одной стороны отверстием, за которое она привязывалась к верёвке (палке). Размахивая ею над головой с меньшей или большей быстротой, дикарь варьировал характер и силу звучности – от лёгкого шума ветерка до ужасающего завывания. Эту устрашающую силу звучания использовали шаманы для воздействия на соплеменников, в силу чего гуделка приобрела грозное магическое значение. Древность гуделки доказана нахождением её в палеолитических раскопках.
Вслед за шумовыми инструментами возникают примитивные духовые – ракушки с просверлёнными отверстиями, различные свистульки и инструменты типа флейт. Наиболее архаические флейты – из костей животных убитого врага или животного и тростниковые. Костяные флейты занимали большое место в магических действиях.
От ударов по стволу дерева, игры над пустой ямой перешли к корытообразному деревянному барабану без мембраны. Он достигал громадных размеров: на нём можно было коллективно плясать. Использовались и барабаны из шкур убитых животных, которые расстилали между коленями и ударяли по ним руками.
Прототип современного ксилофона – ряд дощечек различной величины, которые укреплялись на тыквах – резонаторах. Такой инструмент под названием маримба существует и сейчас в Африке.
Позднее других появились струнные инструменты. Некоторые учёные считают прототипом лук, другие – полоску коры бамбука или другого растения.
Таким образом, поздний палеолит являет собой начальную стадию формирования музыки, а именно: зарождение первичных вокальных навыков, появление примитивных музыкальных инструментов. Первобытное искусство имело синкретичный характер, где музыка была тесно связана с пантомимной пляской и магическим ритуалом.
Список литературы
Другие работы по теме:
Поэзия и философия Ницше в музыкальном искусстве
Фридрих Ницше вошел в историю музыкального искусства как величайший поэт и мыслитель, вдохновлявший многих композиторов, известных и забытых, на создание произведений разных жанров (оратории, песни, программные симфонические поэмы).
Власть как общесоциологическая категория. Политическая власть
1. ВЛАСТЬ КАК ОБЩЕСОЦИОЛОГИЧЕСКАЯ КАТЕГОРИЯ. ПОЛИТИЧЕСКАЯ (ГОСУДАРСТВЕННАЯ) ВЛАСТЬ Изучение сложной темы о сущности государства представляется логически последовательным начать с рассмотрения неразрывно взаимосвязанного с ней вопроса о политической власти.
Черты модернизма в программной музыке Айвара Брока
Это сравнительно молодой жанр, который сформировался в 30-х годах XIX века. Специфика программной музыки состоит в том, что художественный замысел раскрывается не только музыкальными средствами, но также и с помощью программы.
Музыкальное искусство Византии
В основе музыкального искусства Византии лежали многообразные по этническому составу и культурному уровню элементы: позднегреческие, римские, сирийские, славянские (болгарские, древнерусские), армянские и грузинские.
Музыка XIX века
Text Text Text Text Text Text Text Text Text Text Text Text Text Text Text Text Text Text Text Text Text Text Text Text Text Text Text Graphics Музыка XIX века Graphics
Мемориальный дом-музей Бюль-Бюля в Баку
Бюль-Бюль (1897-1961) (в переводе с азербайджанского Соловей) - неповторимое явление в вокальном искусстве, его актерская жизнь золотыми буквами вписана в историю мировой культуры.
Эдвард Григ
Норвежский композитор, пианист, дирижёр, музыкальный деятель. Его творческий путь.
Универсальный музыкальный строй
Требование равномерной темперации. Ширина функциональной зоны музыкального интервала. Требование минимизации ошибки в настройке квинты.
Рихард Штраус
Немецкий композитор, дирижёр, музыкально-общественный деятель. Творческий путь и сочинения.
Музыкальная жизнь Англии в XVII в.
XVII в. оказался противоречивым и для музыкального искусства Англии. Творческое наследие английской музыки было богатым и разнообразным: традиция многоголосья, разработка полифонических форм, расцвет мадригала… .
Никколо Паганини
Паганини, Никколо (Paganini, Niccolo) (1782–1840), итальянский скрипач и композитор, один из величайших виртуозов в истории мирового музыкального искусства.
Отравляющие вещества общеядовитого действия
Cинильная кислота. Механизм действия. Клиническая картина поражения. Легкая степень. Средняя степень. Тяжелая степень. Начальная стадия. Стадия одышки. Судорожная стадия. Парлитическая стадия. Молниеносная форма.
Единение жизни и искусства в эпоху постмодернизма
ХХ век - время больших изменений не только в обществе, но и в самом сознании людей. Если в эпоху модернизма можно было говорить о несоответствии сфер жизни и искусства и о существовании иерархий внутри этих сфер, то в постмодернизме соотношения реального и художественного возникает по-иному.
Трагедия Шекспира Ромео и Джульетта
Трагедия Шекспира "Ромео и Джульетта" Автор: Зарубежная литература Действие трагедии происходит в эпоху Возрождения – XIV-XVI века. В это время люди средствами искусства заговорили о красоте жизни и любви, художники в своих картинах изображали прекрасных женщин, воспевают их красоту, а в литературе появляются великолепные стихи о любви: Петрарки, Данте, Шекспире.
Театр как синтетический вид искусства
Театр как синтетический вид искусства .Театр заключает в себе многообразие многих форм художественного творчества, опираясь на отдельные виды искусства. Это не метафора, когда говорят о музыкальности живописи, о музыкальности архитектуры, пластичность литературных героев. Какое же различие между реально звучащим звуком музыкального инструмента и звуком, запечатленным в живописных полотнах? Для этого нам необходимо различать художественное произведение как
Предмет и задачи искусства
Искусство выполняет исследовательскую, просветительскую и публицистическую функции. Искусство - это наука о пластических искусствах (живопись, скульптура, графика, архитектура).
Реализм в искусстве
Реализм-понятие ,характеризующее познавательную функцию искусства: правда жизни, воплощенная специфическими средствами искусства, мера его проникновения в реальность, глубина и полнота её художественного познания. Так, широко понимаемый реализм – основная тенденция исторического развития искусства, присущая различным его видам, стилям, эпохам.
Искусство хеттов и митанни (18 - 8 вв. до н.э.)
Искусство хеттов не едино. Различают малоазийское искусство хеттов (памятники Хаттушаша, Язылы - Кая), датируемое 18 — 12 вв. до н.э., и искусство хеттов северной Сирии, представленное памятниками городов Самаля, Кархемиша и других.
Искусство передней Азии
Эксплуатация рабов не только позволила выделить значительные материальные ресурсы для проведения огромного строительства, но породила разделение и противоположность труда физического, и умственного.
Кватроченто
Кватроче́нто , также кваттроченто (итал. quattrocento, «четыреста», сокращенно от mille quattrocento — «тысяча четыреста») — общепринятое обозначение эпохи итальянского искусства XV века, соотносимой с периодом раннего итальянского Возрождения. Это время творчества Пьерро делла Франческа, Ботичелли, Донателло, Брунеллески, Мазаччо, Беллини, Пинтуриккьо, Фра Анжелико, Перуджино и мн. др.
Индо-скифское царство
— аморфное в плане границ государство, созданное в эпоху эллинизма на территории Бактрии, Согдианы, Арахосии, Гандхары, Кашмира, Пенджаба, Раджастана и Гуджарата восточной ветвью кочевого племени скифов — саками.
Каспийские ворота
(греч. Κάσπιαιπύλαι) — историко-географическое название, которым со времён древних цивилизаций обозначали два узких прибрежных прохода, доступ к которым открывал северным первобытно-общинным кочевым племенам дорогу на на юг в богатые земледельческие цивилизации древних Персии, Мидии и Месопотамии. [1]
Цели Петровских реформ
Петровские реформы открывают собой эпоху Нового времени в русской истории и прежде всего – эру русского Просвещения, которой задают тон и идейную направленность. Заметим попутно, что термин “Петровские реформы” понимается нами не буквально как реформы, проводившиеся Петром I, но как условное, устоявшееся в науке наименование социокультурного “первотолчка” модернизационных процессов в России, которые вывели страну и русскую культуру из эпохи Древности и Средневековья (с конца Х до конца XVII в.) в нововременную парадигму.
О наших далеких предках
Откуда и когда взяла свое начало Древняя Русь? Эпоха первобытно-общинного строя. Археологические памятники (древние предметы, сооружения, изображения, погребения).
Славяне в древности
О НАШИХ ДАЛЕКИХ ПРЕДКАХ. Откуда и когда взяла свое начало Древняя Русь? На эти вопросы до сих пор нет точных и однозначных ответов, ибо складывание этнической карты нашей страны началось в столь отдаленную эпоху первобытно- общинного строя, когда еще не появилась письменность, а археологические памятники (древние предметы,сооружения, изображения, погребения и т.п.) не дают сведений о языке - важнейшем этническом признаке.
Общественная власть и нормы при первобытно - общинном строе
Первобытно – общинный строй является начальным этапом исторического процесса и захватывает период времени от появления на земле человека до становления первых классовых обществ и государства, а так же обычно сопутствующего им становления упорядоченной письменности. П/общинный строй был самым протяженным во времени, более миллиона лет. (Земля появилась 4,5 млрд. лет назад, организмы-3,5 млрд., Homohabilitis 7-5 млн. лет назад, палеолит-4-3 млн.лет до нашей эры).