Каранькова Ю.Н.
Периодизация культуры Древней Греции:
Ранняя Греция – 3 тыс. до н.э. – 11 в. до н.э.
Гомеровский период – 11 - 9 вв. до н.э.
Архаический период – 8 - 6 вв. до н.э.
Классический период – 5 – 4 вв. до н.э.
Эллинистический период – кон 4 в. – 1 вв. до н.э.
О музыке Древней Греции можно судить преимущественно по памятникам литературы (художественной и научной) и изобразительного искусства. Уцелели лишь некоторые фрагменты собственно музыкальных памятников – лирических и погребальных песен, 12 строк гимна радости в честь бога Аполлона и др.
Слово «музыка» в переводе с греческого буквально означает «искусство муз». В древнегреческой мифологии музы – богини, покровительницы искусства и науки. Их девять:
Урания – покровительница астрономии
Клио – истории
Каллиопа – эпической поэзии
Эрато – любовной поэзии
Эвтерпа – лирической поэзии (музыки)
Полигимния – священных гимнов
Мельпомена – трагедии
Талия – комедии
Терпсихора – танца.
Возглавлял группу муз Аполлон – древнегреческий бог, покровитель знаний, науки и искусства. Все музы – сёстры, и в их родстве заключается глубокий смысл: миф в образной форме отражает суть реальных явлений. В Древней Греции музыка возникает не как самостоятельное искусство, а в триединстве: поэзия – музыка - танец. Во главе – поэзия, музыка сопровождала её всего несколькими звуками на лире или кифаре. Вот почему Эвтерпа, Эрато, Каллиопа и Полигимния олицетворяли собой не отдельные искусства, а разные жанры внутри музыкально-поэтического искусства. Песни и гимны вначале сопровождались танцем. Музы театра – Талия и Мельпомена – также олицетворяют союз разных искусств. В греческом театре музыка была обязательным элементом, актёры произносили свои роли нараспев. Важное значение имел хор, раскрывавший слушателям смысл происходящего действия.
Древнегреческая трагедия, соединившая в себе драму, танец и музыку, возникла на основе дифирамба – гимна в честь бога вина и веселья Диониса (у римлян – Вакх). Его сопровождала свита – менады (вакханки) с бубнами, плющом или змеями в волосах, сатиры – полулюди с козьим хвостом и лошадиными ушами, нимфы, музыканты и танцоры. Во время Дионисий (праздник в честь бога Диониса) участники надевали козлиные шкуры, рога, бороду, изображая спутников Диониса. Поэтому термин «трагедия» («трагос» - козёл, «одэ» - песня) в переводе с греческого означает «песнь козлов». Во время Дионисий хор исполнял дифирамбы. Из хора впоследствии выделился запевала (корифей). Между хором и корифеем возник диалог, затем появился первый, второй и третий актёры. Так постепенно хоровая песня превратилась в драму, известную в Греции в трёх видах – трагедия, комедия, сатировская драма. Термин «комедия» от греческого «комос» - праздничная процессия и «одэ» - песня. В комедии текст часто сопровождался игрой на кифаре, в спектакль вводились народные песенные мелодии, пляски, хороводы ряженых шутников. Наиболее выдающиеся авторы древнегреческой трагедии - Эсхил, Софокл, Еврипид, комедии – Аристофан.
Древнегреческая музыка была преимущественно вокальной и одноголосной, так как была тесно связана с поэзией. Метр стиха определял ритм музыки. Господствовало хоровое мужское пение. Понятие «необразованный» означало «не умеющий петь в хоре». Платон определял музыку как «искусство управлять хоровыми коллективами».
Большое место в древнегреческой музыке отводилось гимнам - песнопениям в честь богов: Аполлона (номы), Артемиды (парфении), Диониса (дифирамбы, фаллики) и т.д. Древнейший ритуал жертвоприношений представлял собой синкретическое музыкально-танцевальное действо. Аэды и рапсоды были одновременно поэтами, композиторами и певцами, аккомпанировавшими себе на каком-либо струнном инструменте.
Сохранившиеся сведения о различных жанрах народных песен (георгики - крестьянские, эпиталамы и гименеи - свадебные, трены – плачи и др.) свидетельствуют о развитом музыкальном фольклоре. Из народного музыкально-поэтического искусства берёт свои истоки профессиональное искусство древнегреческой хоровой и сольной лирики (первоначально лирика – песня под лиру).
Наиболее распространёнными жанрами хоровой лирики были элегии и оды. Элегией первоначально называлась жалобная песня под флейту, игрой на которой сопровождались причитания по умершим. Впоследствии элегией стали именовать стихотворение либо музыкальное произведение (вокальное или инструментальное) задумчивого, печального характера.
Высшего расцвета хоровая лирика достигла в одах - песнопениях, создававшихся в честь победителей на Пифийских, Олимпийских и других играх. Отсюда торжественность, приподнятость настроения, особое строение оды: в центре – легендарное повествование, обрамлённое воспеванием победителя (трёхчастная форма: строфа-антистрофа-эпод). Классическим образцом древнегреческой оды могут служить творения Пиндара (VI-V вв. до н. э.).
В конце VIII – начале VII вв. до н.э. на острове Лесбос образуется музыкально-поэтическая школа, имевшая особое значение в развитии сольной лирики (Сафо, Алкей, Анакреон). Там возникает школа кифаристов во главе с Терпандром.
Роль инструментальной музыки в Древней Греции была менее значительной, нежели вокальной. Вначале инструменты использовались для аккомпанирования пению. Распространение получили:
Кифародия – сопровождение пения игрой на кифаре (струнный щипковый инструмент, родственный лире. Количество струн – от 4 до 18);
Лиродия – на лире;
Авлодия – на авлосе (род свирели) – обычно сопровождала военные действия, гимнастические упражнения, трагедийные хоры.
В области сольного инструментального исполнительства - авлетика и кифаристика (игра на авлосе и кифаре соло, без пения).
Появляются следующие жанры: авлодический и кифародический номы (песнопения в сопровождении авлоса или кифары), авлетический и кифаристический номы (виртуозные пьесы для солирующих авлоса или кифары).
Популярным духовым инструментом Античности была «флейта Пана» - набор трубок разного размера, из которых каждая давала лишь один тон.
Хоровая и сольная лирика, трагедия и комедия, инструментальная музыка – все эти виды искусства включались в Пифийские игры (названы в честь Аполлона, победившего дракона Пифона), на которых, наряду с атлетами, выступали поэты, певцы, музыканты. Победителей награждали лавровыми венками.
В Древней Греции применялась буквенная нотация. Древнегреческая музыка была, в принципе, одноголосна, но при инструментальном сопровождении напевов и дифференциации вокальных партий возникало гармоническое звучание отдельных интервалов. Основой ладового мышления древних греков были разные виды тетрахорда. Греки определяли ритм как мужское начало, а мелодию – как женское.
В Древней Греции развивались также музыкальная теория и музыкальная эстетика, находившиеся в глубокой связи с античной наукой и философией. Пифагор и пифагорейцы научно сформулировали ряд акустических законов музыки. Аристоксен стал главой школы гармоников, которые исходили в анализе музыкальных явлений из чувственно-слухового восприятия музыки, в отличие от каноников – сторонников абстрактно-математических построений. Они являлись последователями Пифагора, который полагал, что в основе музыки, как и всего мироздания, лежат числовые соотношения. Аристоксен осознал необходимость темперированного строя (почти на два тысячелетия предвосхитив его появление), в то время как пифагорейцы настаивали на «чистом» пифагорейском строе, осуществляемом в точном соответствии с математическими соотношениями интервалов, но резко расходившемся со слуховым восприятием.
Пифагору принадлежит учение о «гармонии небесных сфер». Он считал, что акустические соотношения музыкальных звуков аналогичны соотношениям расстояний небесных светил, и движение светил должно рождать музыкальные звуки – «гармонию небесных сфер», «гармонию мира». Вот почему древние греки поместили Уранию среди муз, покровительниц искусства.
Этическую концепцию музыки (учение о музыкальном этосе – от греч. «нрав», «характер») разрабатывали многие античные учёные, в т. ч. Платон и Аристотель. Исходное положение этого учения сводилось к установлению причинной связи между характером, складом музыки и душевными переживаниями, которые музыка способна вызывать.
Список литературы
Другие работы по теме:
Философия Древней Греции 5
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ РФ ГОУ ВПО «УРАЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГОРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» КАФЕДРА ФИЛОСОФИИ И КУЛЬТУРОЛОГИИ Тема Доклада: Философия Древней Греции
Мифология Древней Греции и Древнего Рима
Древние греки были величайшими мифотворцами Европы. Именно они придумали слово "миф" (в переводе с греческого "предание", "сказание"), которым мы сегодня называем удивительные истории о богах, людях и фантастических существах.
Методические рекомендации для учителя
Авторский медиапродукт: мультимедийная звуковая презентация Power Point – 14 слайдов (презентация работает только с приложением: звуковыми файлами)
работа
В соответствии с учебным планом утвердить следующий перечень экзаменов и зачетов по очно-заочной форме обучения иимо специальность «История», выносимых в летнюю экзаменационную сессию 2011/2012 уч г
Музыкальное искусство Древнего Рима
Истоки древнеримской музыки (8-6 вв. до н.э. – 3-5 вв. н.э.) - в триумфальных, свадебных, застольных, поминальных песнях, сопровождавшихся тибией (латинское название авлоса), в архаических воинских песнях и плясках.
Музыкальное искусство Древнего Рима
Истоки древнеримской музыки (8-6 вв. до н.э. – 3-5 вв. н.э.) - в триумфальных, свадебных, застольных, поминальных песнях, сопровождавшихся тибией (латинское название авлоса), в архаических воинских песнях и плясках.
Щука Леонида Глебова
Как известно, басня зародилась еще в древней Греции. С тех пор и доныне этот жанр является чрезвычайно популярным. Гением отечественной басни является Леонид Глебов. Большое количество его басен имеет оригинальные сюжеты. Кроме того, он творчески перенес на национальную почву большое количество известных сюжетов басен, наполнив их народными обидами, характерами, деталями.
Что лежит в основе подвигов Прометея по мифам Древней Греции
Автор: Разное От древних греков остались нам их предания, их древние сказания – мифы. Греки прошли длинный исторический путь; понадобились века, прежде чем они стали самым образованным, самым культурным народом древнего мира. Их представления об устройстве мира, их попытки объяснить всё происходящее в природе и в человеческом обществе нашли своё отражение в мифах.
Развитие макраме
Макраме (фр. Macramй, от арабск. — тесьма, бахрома, кружево или от турецк. — шарф или салфетка с бахромой) — техника узелкового плетения. Техника этого узелкового плетения известна ещё с древности. По некоторым данным в Европу макраме пришло в VIII—IX веках с Востока. Эту технику знали в Древнем Египте, Ассирии, Иране, Перу, Китае, Древней Греции.
Художественная культура Древней Греции
Художественная культура Древней Греции Греки активно интересовались окружающим миром и природой в целом. Архитектура В истории Древней Греции насчитывается немало выдающихся памятников зодчества. Все они включали декоративные рельефы и скульптурные изображения. Наилучшие их образцы принадлежат к классической эпохе.
Алпатов Михаил Владимирович
Алпа́тов Михаил Владимирович (10 декабря 1902, Москва - 9 мая 1986, там же) - российский искусствовед, действительный член Академии художеств СССР (1954), заслуженный деятель искусств РСФСР (1958). Лауреат Государственной премии СССР (1974).
Искусство древнего Рима
Римское искусство, явившееся последним этапом развития искусства античного рабовладельческого общества, было результатом творческой деятельности не только римлян.
Скульптура Греции в эпоху архаики
Рассмотрение роли критской, спартанской и аргосской школ в развитии греческой скульптуры. Достижения в материальной культуре эпохи архаики: создание основных типов монументальной архитектуры (курос и кор), разработка технологии отлива статуй из бронзы.
Искусство Греческой классики (Начало 5 — середина 4 в. до н.э.)
С первых десятилетий 5 в. до н.э. начался классический период развития греческой культуры и искусства. Для Древней Греции это был период наивысшего расцвета драмы, политического красноречия, архитектуры, скульптуры, монументальной живописи и вазописи..
Демократия
Слово «демократия» родилось на улицах и площадях города Афин в Древней Греции около двух с половиной тысяч лет назад (см. Античность). По-гречески «демос» — народ, «кратос» — власть, то есть власть народа.
Священные войны в Древней Греции
Священные войны — в древней Греции были связаны с существованием союза амфиктионов, имевшего религиозный характер и заключавшего некоторые элементы международного греческого права: все члены его давали клятву охранять неприкосновенность Дельфийского храма, соблюдать во время войны некоторые правила пощады, не нападать на соплеменников во время празднеств и т. д.
Стилос
Введение 1 История 2 В наше время Список литературы Введение Стилос (по воску) (стило, от др.-греч. στῦλος — столб, колонна, писчая трость, грифель) — в Древней Греции бронзовый стержень, заострённый конец которого использовался для нанесения текста на дощечку, покрытую воском.
Древнегреческий календарь 2
Древнегреческий календарь В начале первого тысячелетия до н. э. в Древней Греции начали создаваться лунно-солнечные календари, причем каждый полис (город-государство) имел свою календарную систему. Несмотря на их сходство, каждый календарь имел свою особенность и несколько отличался от всех остальных.
Антиковедение
Антикове́дение — наука о древней Греции и Риме. В континентальной Европе известна также под названием «классическая филология», но так как многие относили филологию преимущественно к изучению языков и литературы, термин «классическая филология» приобрёл двоякий смысл. В XIX веке немецкими учёными была создана концепция «науки о древности», объединявшая различные аспекты изучения древнего мира, такие дисциплины как собственно классическая филология, история древнего мира, классическая археология, папирология, эпиграфика, нумизматика и история права.
Флоракис, Харилаос
Введение 1 Биография Список литературы Введение Хари́лаос Флора́кис (греч. Χαρίλαος Φλωράκης, 20 июля 1914, Рахула, Кардица — 22 мая 2005, Афины) — греческий государственный и политический деятель, Генеральный секретарь Коммунистической партии Греции в 1972−1989.
Премьер-министр Греции
Введение 1 Избрание и назначение 2 История Список литературы Введение Премьер-министр Греции (греч. Πρωθυπουργός της Ελλάδος), официально: Премьер-министр Греческой Республики (греч. Πρωθυπουργός της Ελληνικής Δημοκρατίας) — глава правительства Греческой Республики и лидер кабинета Греции.
День Охи
(греч. Επέτειος του «'Οχι») — годовщина «Нет». Отмечается 28 октября как государственный праздник в Греции, и на Кипре. Также отмечается в греческих общинах по всему миру как напоминание об отклонении ультиматума, предъявленного Италией греческому диктатору (правившему с 4 августа 1936 года по 29 января 1941) Иоаннису Метаксасу 28 октября 1940 года.
Вестник древней истории
Вестник древней истории Вестник древней истории (общепринятое сокращение — , англ. Journal of Ancient History) — важнейший академический советский и российский журнал, посвященный истории древнего мира. В настоящее время издается Институтом всеобщей истории Российской Академии наук.
Народно-освободительный фронт Македония
План Введение 1 Вступление 1.1 Оккупация Греции 1.2 СНОФ 2 НОФ 2.1 Формирование НОФ-а 2.2 Первые акции 2.3 Соединение НОФ-а с Демократической Армии 3 Гражданская Война в Греции
Олимпийские игры 5
Олимпийские игры (греч. Olэmpia) Древнейшие и наиболее популярные в Древней Греции общегреческие празднества и состязания. Устраивались в честь бога Зевса, согласно традиции, с 776 до н. э. в Олимпии 1 раз в 4 года. На время объявлялся обязательный для всех греков «священный мир», в это время в Греции не велось военных действий и дороги в Олимпию были безопасны.
Парламент Греции
Парламент Греции Парламент Греции (греч. Βουλή των Ελλήνων, дословно Воля эллинов) — однопалатный законодательный орган (парламент) Греции, включающий 300 депутатов, избираемых на срок в четыре года.
Четвёртая Священная война
План Введение 1 Причины войны 2 Ход боевых действий 3 Итоги войны Четвёртая Священная война Введение Четвёртая Священная война (338 до н. э.) — вооружённый конфликт в Древней Греции IV в. до н. э., ставший поводом к завоеванию Греции Македонией.
Вторая Священная война
План Введение 1 Причины войны 2 Ход боевых действий 3 Итоги войны Вторая Священная война Введение Вторая Священная война (448 до н. э.) — вооружённый конфликт в Древней Греции V в. до н. э., являвшийся одним из проявлений конфронтации между Афинами и Спартой во время Малой Пелопоннесской войны.
Кочов, Стоян
Стоян Кочов (макед. Стојан Кочов, род. 25 декабря 1930) — македонский историк и публицист. Биография С 1946 по 1949 годы воевал в рядах Демократической армии Греции во время гражданской войны в стране, тогда же принимал участие в деятельности Народно-освободительного фронта — союзной ДАГ партизанской организации этнических македонцев в Греции.
Греция 2
Греческий полуостров, находящийся на юго-востоке Европы, занимает площадь 131.944 кв. км. Греция расположена в южной части Балканского полуострова и на прилегающих к нему и к побережью Малой Азии островах. Граничит с Албанией, Македонией, Болгарией и Турцией. Омывается: Средиземным морем, в том числе: Ионическим, Эгейским морями, а южное побережье Крита — Ливийским морем.
Эрнесто Битетти
Эрнесто Битетти /Ernesto Bitetti/ родился в Росарио (Аргентина) в 1943г. Получил музыкальное образование в Высшем музыкальном институте Санта Фе при национальном университете Литораль.