Александрова С.А., Зеленевская С.Н.
Для выявления уровня сформированности музыкального мышления и разработки методики его развития необходимо иметь представление о критериях сформированности его различных уровней и, в частности, концептуального. Трудность представляет тот факт, что мышление - это внутренний процесс, и осознание, рефлексия, понимание и смысл явления для внешнего наблюдения почти недоступны. В музыкальной педагогике сделаны попытки разработки диагностики музыкального мышления, но в этих работах рассматривается младший школьный возраст [1]. Мы исходили из того, что на концептуальном этапе развития музыкальною мышления решаются такие учебные задачи, как постижение сущности художественного обобщения в музыкальных образах и порождение субъективных (личностных) вариантов их толкования (слушательской и исполнительской интерпретации).
Выявив сущность и обозначив содержание концептуального уровня музыкального мышления, изучив особенности его протекания и формирования у детей среднего школьного возраста, мы выделили три группы критериев, включающих в себя ряд показателей - конкретных измерителей критерия - обеспечивающих его доступность для наблюдения и измерения:
1. Умение анализировать и оценивать музыкальные произведения включает в себя такие показатели, как наличие аргументации при нравственно-эстетической оценке произведения музыкальной культуры в форме словесного суждения, наличие собственного ценностного отношения к музыкальному произведению; степень активности участия в дискуссии, умения интонационно-смыслового и сравнительно-художественного анализа музыкальных произведений.
2. Практические исполнительские умения включают в себя адекватность выбора выразительных средств музыки при исполнительской трактовке произведения; выразительность исполнения разнохарактерных вокальных произведений различного уровня сложности, умение самостоятельно разработать исполнительский план песни; умение провести аналогию музыкального образа с художественным образом из других видов искусства.
3. Наличие элементов собственной творческой деятельности. Для развития музыкального мышления, стимуляции интереса, самостоятельности, творческой инициативы подростка необходимым в учебной деятельности является наличие творческих элементов: пластическая, словесная, вокальная ритмомелодическая импровизация; написание рассказов, сочинений о музыке и другие творческие задания Концептуальное мышление предполагает умение сочинить мелодию, ритмический аккомпанемент, двигаться под музыку в соответствии с ее характером.
На основе перечисленных признаков, соответствующих критериям определения с формированности концептуального уровня музыкального мышления в зависимости от степени полноты их проявления в различных видах деятельности детей мы выделили высокий, средний, и низкий уровни развития концептуального уровня музыкального мышления, создав шкалу оценки этих уровней. Каждый уровень музыкальных достижений учащихся отвечает определенному диапазону баллов, характеризующихся интегральными показателями.
Используя разработанную шкалу, мы определили уровень развития концептуального музыкального мышления учащихся 6-7 классов. Нами были выявлены и типичные факторы, оказывающие влияние на процесс формирования музыкального мышления подростков. Полученные в процессе проведения констатирующего этапа исследования результаты свидетельствуют о недостаточной сформированности познавательной потребности учащихся как внутреннего условия, стимулирующего мыслительную деятельность. Преобладание репродуктивной деятельности на уроке является предпосылкой их пассивности. Недостаточное использование приемов мыслительной деятельности (сравнение, анализ, сопоставление, синтез) вызывает у учащихся затруднения при определении музыкальных характеристик, самостоятельности обобщения музыкальных явлений. Отмечается низкий уровень развития творческого потенциала учащихся.
Таким образом, можно предположить, что формированию концептуального уровня музыкального мышления будут способствовать: формирование у учащихся потребности к самовыражению средствами музыки, проблемный и творческий характер обучения, развитие умений сопоставлять и различать музыкальные произведения с точки зрения образности и средств музыкальной выразительности, а также анализировать их стилевые особенности.
Список литературы
Другие работы по теме:
Глава 1.Три типа социологического дискурса исторический очерк.
Лекции по методологии социологических исследований 1. Социологические доктрины Является ли социология «словесным образом» общества? Характерные черты социологических доктрин: мировоззренческая установка, личностное начало, уникальность, метафоричность концептуального лексикона, критический амелиоризм, рациональный активизм, романтизм.
Рабочей учебной программы по дисциплине
Цель изучения дисциплины состоит в активном содействии становлению специальной профессиональной компетентности магистра музыкального образования в сфере преподавания игра на музыкальном инструменте
Черты модернизма в программной музыке Айвара Брока
Это сравнительно молодой жанр, который сформировался в 30-х годах XIX века. Специфика программной музыки состоит в том, что художественный замысел раскрывается не только музыкальными средствами, но также и с помощью программы.
Музыка XIX века
Text Text Text Text Text Text Text Text Text Text Text Text Text Text Text Text Text Text Text Text Text Text Text Text Text Text Text Graphics Музыка XIX века Graphics
Музыкальная культура Галичины на изломе ХІХ-ХХ веков
В истории музыкального искусства Украины важное место занимает культурно-художественная деятельность хоровых обществ Галичины. Есть ряд содержательных трудов, в которых раскрываются аспекты развития музыкальной культуры Западной Украины.
Рихард Штраус
Немецкий композитор, дирижёр, музыкально-общественный деятель. Творческий путь и сочинения.
Музыка барокко
Барокко живет в музыкальном обиходе, в интонациях и ритмах легкой музыки, в пресловутом «под музыку Вивальди», в школьных нормах музыкального языка. Живы и развиваются своими путями жанры, рожденные эпохой барокко.
Haggard
Этот интересный немецкий проект был образован в 1991 году. Вначале там было всего несколько человек, которые исполняли вполне традиционный дэт. Однако со временем команда разрослась до 16-17 единиц.
Музыкальная жизнь Англии в XVII в.
XVII в. оказался противоречивым и для музыкального искусства Англии. Творческое наследие английской музыки было богатым и разнообразным: традиция многоголосья, разработка полифонических форм, расцвет мадригала… .
Никколо Паганини
Паганини, Никколо (Paganini, Niccolo) (1782–1840), итальянский скрипач и композитор, один из величайших виртуозов в истории мирового музыкального искусства.
Производственные критерии оценки проекта
Основные задачи оценки инновационного проекта, собирание и анализ сведений о перспективности управленческих решений, организованных в проект. Оценка экономической эффективности проекта, рисков, внешних условий. Критерии оценки инновационного проекта.
Театр как синтетический вид искусства
Театр как синтетический вид искусства .Театр заключает в себе многообразие многих форм художественного творчества, опираясь на отдельные виды искусства. Это не метафора, когда говорят о музыкальности живописи, о музыкальности архитектуры, пластичность литературных героев. Какое же различие между реально звучащим звуком музыкального инструмента и звуком, запечатленным в живописных полотнах? Для этого нам необходимо различать художественное произведение как
Да здравствует король гимн
«Trăiască Regele» («Да здравствует король») — гимн Румынии в 1866—1947 годах. Музыку к гимну сочинил в 1862 году капитан Эдуард Хюбш (Eduard Hьbsch), который позже стал главой музыкального департамента Министерства Обороны. В 1862 году эта мелодия выиграла конкурс композиций для государственного гимна Румынии.
Марксистско-ленинская философия
Марксистско-ленинская философия (МЛФ) — философское учение, развившее и последовательно проводящее материалистический принцип в понимании объективного мира и мышления, дополнив его диалектическим воззрением. Построившее, по словам В. Ленина[1], диалектическую логику как «учение не о внешних формах мышления, а о законах развития „всех материальных, природных и духовных вещей“, то есть развития всего конкретного содержания мира и познания его, то есть итог, сумма, вывод истории познания мира».
Адан, Адольф Шарль
Адольф Шарль Адан (Адам) (фр. Adolphe Charles Adam; 24 июля 1803, Париж, Франция — 3 мая 1856, Париж, Франция) — французский композитор, автор опер и балетов[1]. Сын композитора, пианиста и музыкального педагога Луи Адана. Член Ин-та Франции с 1844 года.
Казаков Ю.П.
Русский советский писатель. Родился 8 июля в Москве в семье рабочего. С детства мечтая стать музыкантом, будущий писатель окончил музыкальное училище им. Гнесиных по классу контрабаса в 1951 и сразу был принят в состав оркестра Музыкального театра.
Соловьев Николай Феопемптович
В русской музыкальной жизни шестидесятых годов 19 века идеям известной «Могучей кучки», противостояло не менее могучее академическое направление в определении пути развития русской музыкальной культуры.
Александр Иванов-Крамской
Александр Михайлович Иванов-Крамской – его имя в Советском Союзе являло собой эталон гитарного мастерства, музыкального вкуса и тонкого понимания музыкальной специфики русского музыкального фольклора для всех любителей гитары.
Бонгард Михаил Моисеевич
Бонгард Михаил Моисеевич (1924-71), российский ученый в области кибернетики, физиологии зрения и психологии мышления, один из создателей теории узнавания.
Геннадий Рождественский
Рождественский, несомненно, самый интеллектуальный и культурный дирижер своего поколения. Его репертуар практически не знает стилевых и хронологических границ; список сыгранных им премьер грандиозен.