Авдеева С.Л.
Многими авторитетами отмечается достаточно высокий уровень системы музыкального образования в Республике Беларусь. Но, справедливо заметить, что сегодня ощущается потребность в её совершенствовании.
Система музыкального образования в той или иной мере является моделью практики, а эффективность каждого взятого предмета определяется степенью его соответствия потребностям этой практики.
Объектом исследования в музыкальной педагогике явилось музыкальное восприятие, которое сможет обогатить эстетический вкус учащихся и имеет общекультурную и художественную ценность. Это ставит педагогику музыкального образования перед необходимостью решения важнейших задач; выяснить, каким образом музыка, опираясь на собственные слуховые способности, втягивает в свою работу широкий культурный опыт, каковы педагогические пути подключения данного опыта к специфическим механизмам музыкального восприятия.
Известно, что организация восприятия музыкальных произведений - одна из самых сложных проблем педагогики музыкального образования. Ряд ведущих деятелей постсоветского пространства - Б.Л.Яворский, Б.В.Асафьев, Д.Б.Кабалевский выдвигали принципиальную установку на решение задач общекультурного и художественного развития школьников и , именно восприятие явилось приоритетной сферой их художественной активности. Для того, чтобы музыкальное восприятие стало образным, оно должно быть рассмотрено в движении от объективного внешнего плана к внутреннему, т. е. от внешних условий мира музыкальной действительности - к внутреннему «культурному» содержанию музыкального восприятия.
Предметом музыкального восприятия является музыкальное произведение как особый предмет, в котором материально-звуковая сторона является носителем музыкального образа. Известно, что при восприятии музыки наиболее существенным моментом, связывающим личность и художественный предмет, оказываются эмоциональные процессы. Распознавая эмоции, являющиеся составной частью структуры художественного содержания музыки, воспринимающий одновременно проникается ими, т. е. воспринимает их не только как объективно существующие, но и как собственные эмоциональные реакции. Эти реакции отражают глубинный процесс освоения произведения, в ходе которого оно соотносится со всеми сторонами личности слушателя, с его психологической организацией, системой идеалов, обусловленных общей и индивидуальной культурой.
Актуальность представленной проблемы обусловлена противоречием, суть которого в том, что музыкальные знания, умения и навыки традиционно усваиваются в определённой последовательности, что противоречит целостному процессу овладения опытом музыкально-творческой деятельности.
Разрешение этих противоречий особенно важно для современной системы профессиональной подготовки педагогов музыки, которое характеризуется недостаточной координацией между содержательной стороной музыки, её интерпритацией и технической стороной обучения. Рамки отдельной статьи не позволяют охарактеризовать возможности всех дисциплин и crop и ко - теоретического цикла, в процессе изучения которых может осуществляться формирование адекватного музыкального восприятия. Поэтому обратимся к содержанию дисциплины, с изучения которой начинается историко-теоретическая подготовка будущего учителя музыки. Это изучения истории музыки, которое обусловливает необходимость рассмотрения исторической перспективы развития жанров, стилей, эпохи в целом. Выявление данных теоретических положений особенно важно для профессиональной деятельности будущих учителей музыки, поскольку поможет им привести учащихся от эмпирического общения жанровых сфер к теоретическому обобщению маршевости, песенности и танцевальное™ как основ музыки, за которыми, в свою очередь, стоит проблема стиля. Процесс формирования музыкального восприятия в ходе изучения историко-теоретических дисциплин кроме аналитических методов должны включать в себя методы, направленные на выявление специфических музыкальных эмоций, на средства их выражения. Один из таких методов - метод эмоционально-эстетического анализа на основе постепенного приобретения навыков эстетических эмоций. Если в начале обучения метафорический язык учащихся беден, то в дальнейшем обнаруживается дифференцированный подход к определению эмоционального образа музыкальных произведений и творчества композитора.
Таким образом, стилевой подход в процессе изучения дисциплины выступает как основополагающий, позволяя будущим педагогам музыки выходить на семантический уровень анализа в культурно-художественном контексте.
Список литературы
1. Сладкое П.П. Вопросы совершенствования музыкального образования // Музыковедение. - №1. - 2004. - С.47-50
2. Хитко И.В. Педагогическая диагностика: критерии и показатели // Адукацыя i выхаванне. - №2. - 2004. - С.40-43.
Другие работы по теме:
Ударение (акцент)
Ударение или акцент (лат.) — выделение отдельных элементов в потоке звуков речи, осуществляемое или путем усиления мускульного напряжения и напора выдыхаемой воздушной струи.
Поэзия и философия Ницше в музыкальном искусстве
Фридрих Ницше вошел в историю музыкального искусства как величайший поэт и мыслитель, вдохновлявший многих композиторов, известных и забытых, на создание произведений разных жанров (оратории, песни, программные симфонические поэмы).
Методы обучения музыке в современной школе
Во все времена музыку как мощную психологическую силу старались использовать для оказания влияния на чувства и волю людей. Этот энергетический потенциал музыки успешно применяется и современным шоу-бизнесом.
Рабочей учебной программы по дисциплине
Цель изучения дисциплины состоит в активном содействии становлению специальной профессиональной компетентности магистра музыкального образования в сфере преподавания игра на музыкальном инструменте
Сущность и особенности музыкального искусства
На протяжении всей истории человечества, к каким бы эпохам и народам мы ни обратились, музыка стоит в ряду самых дорогих человеку искусств. Истинное призвание музыки – быть выражением человеческой жизни во всём её многообразии.
Черты модернизма в программной музыке Айвара Брока
Это сравнительно молодой жанр, который сформировался в 30-х годах XIX века. Специфика программной музыки состоит в том, что художественный замысел раскрывается не только музыкальными средствами, но также и с помощью программы.
Леонард Бернстайн
Леонард Бернстайн родился 25 августа 1918 года в городе Лоу-ренс (штат Массачусетс) в семье выходцев с Западной Украины, эмигрировавших в Америку до первой мировой войны. Любовь к музыке проявилась в нем с ранних лет.
Музыкальное искусство Византии
В основе музыкального искусства Византии лежали многообразные по этническому составу и культурному уровню элементы: позднегреческие, римские, сирийские, славянские (болгарские, древнерусские), армянские и грузинские.
Общая характеристика музыкальной культуры Возрождения
Основой искусства Возрождения был гуманизм (от лат. «humanus» - человечный, человеколюбивый) – воззрение, которое провозглашает человека высшей ценностью, отстаивает право человека на собственную оценку явлений действительности.
Музыка XIX века
Text Text Text Text Text Text Text Text Text Text Text Text Text Text Text Text Text Text Text Text Text Text Text Text Text Text Text Graphics Музыка XIX века Graphics
Система музыкального воспитания Ветлугиной
Задачи и содержание программы музыкального воспитания. Разработка Н.А. Ветлугиной системы музыкального воспитания для детей дошкольного возраста, применяемой в детских садах. Виды и формы организации музыкальной деятельности детей. Музыкальный букварь.
Эдвард Григ
Норвежский композитор, пианист, дирижёр, музыкальный деятель. Его творческий путь.
Музыкальная деятельность. Мотивационный аспект
Как известно, психологической основой всех видов музыкальной деятельности личности является восприятие музыки. Слушание, исполнение, сочинение, музицирование предполагают восприятие или сопровождаются им.
Музыкальная жизнь Англии в XVII в.
XVII в. оказался противоречивым и для музыкального искусства Англии. Творческое наследие английской музыки было богатым и разнообразным: традиция многоголосья, разработка полифонических форм, расцвет мадригала… .
Никколо Паганини
Паганини, Никколо (Paganini, Niccolo) (1782–1840), итальянский скрипач и композитор, один из величайших виртуозов в истории мирового музыкального искусства.
Стихотворение А.А.Фета Это утро, радость эта... Восприятие, истолкование, оценка.
Стихотворение А.А.Фета "Это утро, радость эта..." (Восприятие, истолкование, оценка.) Автор: Фет А.А. К.Д. Бальмонт отмечал, что Фет видел окружающий мир целостно, не расчленяя его на отдельные детали, то есть как некое гармоническое, музыкальное единство, а также, что "ни у одного из русских поэтов нет таких воздушных мелодичных песен о любви".
Театр как синтетический вид искусства
Театр как синтетический вид искусства .Театр заключает в себе многообразие многих форм художественного творчества, опираясь на отдельные виды искусства. Это не метафора, когда говорят о музыкальности живописи, о музыкальности архитектуры, пластичность литературных героев. Какое же различие между реально звучащим звуком музыкального инструмента и звуком, запечатленным в живописных полотнах? Для этого нам необходимо различать художественное произведение как
Первые чувашские композиторы
Первые чувашские композиторы. В начале XX века успешно стала развиваться чувашская профессиональная музыка. Появилось много замечательных композиторов.
Да здравствует король гимн
«Trăiască Regele» («Да здравствует король») — гимн Румынии в 1866—1947 годах. Музыку к гимну сочинил в 1862 году капитан Эдуард Хюбш (Eduard Hьbsch), который позже стал главой музыкального департамента Министерства Обороны. В 1862 году эта мелодия выиграла конкурс композиций для государственного гимна Румынии.
Бетховен
Детство а было короче, чем у его сверстников. Не потому только, что житейские заботы рано обременили его. В самом его характере не по годам рано проявилась удивительная задумчивость. Людвиг любил подолгу созерцать природу.
Пауль Хиндемит
Немецкий композитор, альтист, дирижер, педагог, музыковед-теоретик. Родился 16 ноября 1895 года в Ханау-на-Майне. Музыке начал обучаться с 9 лет (уроки игры на скрипке). Дальнейшее музыкальное образование получил во Франфуртской консерватории.
Казаков Ю.П.
Русский советский писатель. Родился 8 июля в Москве в семье рабочего. С детства мечтая стать музыкантом, будущий писатель окончил музыкальное училище им. Гнесиных по классу контрабаса в 1951 и сразу был принят в состав оркестра Музыкального театра.
Александр Иванов-Крамской
Александр Михайлович Иванов-Крамской – его имя в Советском Союзе являло собой эталон гитарного мастерства, музыкального вкуса и тонкого понимания музыкальной специфики русского музыкального фольклора для всех любителей гитары.
Бородин Александр Порфирьевич
Русский композитор, учёный-химик, общественный деятель. Получил разностороннее домашнее, в т. ч. и музыкальное, образование. Окончил петербургскую Медико-хирургическую академию (1856). Доктор медицины (1858). Профессор (с 1864)