В. А. Бабарико
Композиционный принцип полифонии, выражающийся в приоритете линеарности как непрерывности развертывания мелодических линий, их горизонтальной интонационной сопряженности, отмечают многие исследователи. Интонационная специфика сольно-инструментального исполнения полифонии происходит из мелосной природы музыки и состоит в горизонтальном процессуально-динамическом развертывании во времени содержания музыкальной формы, сопутствующем суммировании ее вертикальных составляющих, - итоговом синтезе интонационных пластов фактуры в единое интонируемое движение.
Интонационность различных видов музыкального исполнительства можно рассматривать как имманентное качество звукообразования, социально обусловленную манеру исполнения (при соответствующих требованиях к музыкальной композиции), а также как реализуемую способность выражения звуковысотной, громкостной, тембровой динамики звучания воспроизводимой фактуры, интеграции ее элементов в интонируемую линию. Сольно-инструментальное исполнение полифонии - по определению данного типа музыкальной фактуры – многосоставно, номинально включает в себя необходимость выполнения действий по возможному выявлению мелодической выразительности, интонационной самостоятельности каждого фактурного пласта (гóлоса).
А. Ровенко, рассматривая общие композиционные принципы полифонической музыки, отмечает, что «идеальное или абсолютное равноправие мелодических голосов в полифонии практически недостижимо» [1, с. 137]. Исследователем подчеркивается, что «насыщение конструктивно ведущего голоса <…> темпово- и ладово-значимыми моментами естественно ограничивает возможности насыщения ими дополняющих голосов и полностью подчиняет их ему» [там же, с. 147], в результате чего слушателем будет восприниматься «не слияние голосов (единое звучание), а ведущий голос и «аккомпанемент» к нему из дополняющих голосов» [там же, с. 147]. Э. Курт говорил о том, что слияние «всегда сильнее охватывает средние голоса, чем крайние» [2, с. 177] и связывал то, что «на крайние голоса, сопрано и бас, обращаешь больше внимания» с «особыми функциями» [там же, с. 177] данных голосов.
Советский психолог Ю. Гиппенрейтер подчеркивала: «во внимании отражается <...> не вся система деятельности, а лишь работа ее ведущего уровня» [3, c. 240]. Н. Степанской отмечается, что «предпосылкой осознания фактурного многоголосия в виде целостности служат психологические и акустические закономерности музыкального восприятия, которые под разными углами зрения освещают вопрос единства звукового континуума фактуры, независимо от количества его компонентов и характера их соотношения» [4, с. 61].
Сумму обобщенных слуховых и двигательных образов, воспринятых музыкантом в процессе исполнения музыкального произведения, представляющую собой организованный, реструктурируемый и воспроизводимый в мышлении исполнителя опыт, правомерно назвать музыкальным слухо-двигательным представлением исполнителя. На формирование данного представления качественно влияет функционирование используемых инструментально-интонационных средств.
Известно, что организация слухового внимания подчиняется общему психологическому закону разделения слухового поля на «фигуру» и «фон». В соответствии с особенностями восприятия в слуховом компоненте музыкального представлении исполнителя в качестве фигуры выделяется обобщаемая в мышлении одноголосная (интонируемая) схема воспроизводимой полифонической фактуры. Адекватный фигуре слухового восприятия двигательный компонент исполнительского представления выражается в использовании ведущего инструментально-интонационного средства. Понимание сольного исполнения музыки как организуемого исполнителем процесса извлечения тонов в соответствии с определенной интонационной стратегией, а также ряд вышеуказанных фактов позволяют утверждать, что интонирование – ведущий уровень организации деятельности исполнителя; в процессе интонирования задействованы основные ресурсы внимания музыканта (интонируемое становится безусловной фигурой (предметом) восприятия).
Сольное исполнение полифонии наизусть часто вызывает определенные трудности вследствие непроизвольного переключения внимания на какой-либо из слуховых образов представления, воспринимавшийся ранее как периферический (т. е. фон либо его компонент). Произвольное удержание исполнительского внимания на определенном интонационном материале полифонии (слуховой составляющей исполнительского представления полифонического произведения) без предвосхищения какого-либо из соответствующих слуховому компоненту двигательных образов малоэффективно.
В психологии определено, что «наименее эффективно запоминаются нейтральные, фоновые раздражители, не связанные ни с содержанием, ни с характером протекания определенного действия» [цит. по: 5, с. 154]. На основании данного определения можно сделать вывод, что фрагменты звукового потока сольно исполняемой полифонии, не поддерживаемые использованием ведущих инструментально-интонационных средств, становятся фоновыми в слуховой и двигательной составляющей формирующегося исполнительского представления (данное обстоятельство позволяет говорить о безусловной комплексности слухо-двигательных представлений сольно исполняемого многоголосия). Таким образом, успеху сольного исполнения полифонии как деятельности способствует предвосхищение исполнителем внутренне интонируемых, обобщенных слуховых образов (некой одноголосной схемы) и антиципация двигательных компонентов соответствующего представления.
Список литературы
1. Ровенко, А. Ведущий голос в полифонии / А. Ровенко // Сб. науч. тр. / ГМПИ им. Гнесиных; ред.-сост. Ф.Г. Арзаманов. – М, 1976. - Вып. 20: Вопросы полифонии и анализа музыкальных произведений. - С. 136 – 155.
2. Курт, Э. Музыкальная психология / Э. Курт; пер. с нем. Л. Товалевой и О. Галкина; науч. ред. М. Старчеус. – Минск : БелГИПК, 2007. – 496 с.
3. Дормашев, Ю.Б., Романов, В.Я. Психология внимания: Учебник / Ю.Б. Дормашев, В.Я. Романов; Послесловие проф. В.П. Зинченко. – 3-е изд., испр. – М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 2002. – 376 с.
4. Степанская, Н.С. Мелодия в условиях инструментального многоголосия : дисс. на соиск. зв. канд. иск.: 17.00.02 / Н.С. Степанская; Бел. ордена др. народов гос. конс. им. А.В.Луначарского. – Минск, 1985. - 203 с.
5.Соколов, Ф. О музыкальной памяти пианистов-исполнителей / Ф. Соколов // Музыкальное исполнительство: Сб. статей. Вып. 6 / Сост. и общ. ред. Г. Я. Эдельман. - М. : Музыка, 1970. - С. 144 – 161.
Другие работы по теме:
Новые правила регистрации счетов-фактур
Наконец-то бухгалтеры узнают, как правильно регистрировать счета-фактуры, выставленные или полученные по авансам. Нормы, обязывающие продавца выдавать счет-фактуру на аванс, по которому покупатель сможет получить вычет, действуют с начала 2009 г.
Расчеты наличными денежными средствами 2
Расчеты наличными денежными средствами периодически осуществляются практически всеми субъектами предпринимательской деятельности независимо от их организационно-правовой формы, объемов реализации и прочих финансово-экономических показателей с целью ускорения расчетов и снижения издержек, связанных с оформлением безналичных операций.
Полимерные материалы и их применение
Graphics Фотохимическое формирование печатных форм -совокупность взаимосвязанных технологических операций, обеспечивающих преобразование исходной жидкой фотополимеризующейся композиции (ЖФПК) в конечное изделие - фотополимерную печатную форму(ФПФ). Фотохимическое формирование основано на явлении послойного отвердения жидкой композиции под воздействием ультрафиолетового излучения (УФ - излучения).
Общая характеристика музыкальной культуры Возрождения
Основой искусства Возрождения был гуманизм (от лат. «humanus» - человечный, человеколюбивый) – воззрение, которое провозглашает человека высшей ценностью, отстаивает право человека на собственную оценку явлений действительности.
Учебно-исполнительский анализ хоровой партитуры
Историко-стилистический анализ: знакомство с конкретными общественно-историческими условиями, в которых протекала жизнь и деятельность композитора и поэта, формировались их эстетические взгляды, характеристика основных черт творчества поэта и композитора, типичные черты хорового письма композитора.
Жанр хорового концерта в русской духовной музыке рубежа XIX в.
Теоретический анализ особенностей формирования хорового концертного жанра в русской духовной музыке. Анализ произведения - хорового концерта А.И. Красностовского "Господи, Господь наш", в котором присутствуют типические жанровые черты партесного концерта.
Народная музыка башкир
Башкирский музыкальный фольклор представлен вокальными и инструментальными произведениями. К вокальной музыке относятся обрядовые напевы (заклички дождя и солнца, свадебные напевы), напевы эпических сказаний, песенные вставки в сказках.
Размещение хора
РАЗМЕЩЕНИЕ (расстановка) ХОРА . Обычно однородные голоса группируются по хор. партиям, а в них — по однородн. тембрам. В смеш. хоре слева от дирижера располагаются сопрано (аналогично первым скрипкам в орк.), за ними тенора; справа — альты, за ними басы. Изредка, для создания перекрестного звучания, за сопрано помещаются басы, за альтами — тенора.
Свиридов Георгий Васильевич
Советский композитор, пианист, музыкально-общественный деятель. Народный артист СССР. Краткая творческая биография и список музыкальных произведений.
Asia
Обязанная своим появлением таким командам как " Yes" (Стив Хауи и Джеффри Даунс), " ELP" (Карл Палмер) и " UK" (Джон Уэттон), "Asia" - первая супергруппа 80-х и самое большое разочарование для всех поклонников арт-рока.
Family
Высокопрофессиональная команда "Family" была одной из ведущих британских прогрессив-рок-групп конца 60-х и начала 70-х. Коллектив возглавлял вокалист Роджер Чапмэн.
Левидов Иосиф Ионович
Расстройство голосовой функции ведёт к существенным нарушениям процесса речевой коммуникации, так как голос является одним из основных средств выразительности, слышимости, эмоционального и смыслового значения речи.
Стихотворение Родина и его место в лирике Лермонтова
В этом стихотворении Лермонтов заявляет несогласие с официальной патриотической идеологией и противопоставляет ей свою любовь к родине и русскому народу. Такова главная идея стихотворения, которая отразилась и в его композиции. Стихотворение как бы делится на две части, объясняющих «странную» любовь автора к отчизне. «Страна рабов, страна господ» — это еще не родина.
Искусство Италии
Первоначально очагом культуры барокко была Италия. Для Италии — это время медленного заката многовекового блистательного искусство. Наиболее ярко стиль проявился в архитектуре.
Строцци, Барбара
Введение 1 Биография и творчество 2 Сочинения Введение Барбара Строцци (итал. Barbara Strozzi, иначе итал. Barbara Valle, крещ. 6 августа 1619, Венеция — 11 ноября 1677, Падуя) — итальянская певица (сопрано), прозванная «Виртуознейшей» (итал. Virtuosissima), композитор эпохи барокко.
Музыка периода классицизма
Музыкой периода классицизма музыкой классицизма , называют период в развитии европейской музыки приблизительно между 1730 и 1820 годами (см. «Временные рамки периодов развития классической музыки» для более подробного освещения вопросов, связанных с выделением этих рамок). Понятие классицизма в музыке устойчиво ассоциируется с творчеством Гайдна, Моцарта и Бетховена, называемых венскими классиками и определивших направление дальнейшего развития музыкальной композиции.
Скуратов, Павел Леонидович
Павел Леонидович Скуратов (1861(?) — ?) — русский актёр и антрепренёр. Учился в Петербурской консерватории (класс скрипки и композиции), где слушал курс драматического искусства под рук. Н. Ф. Сазонова и Д. Д. Коровякова. На сцене с 1881 года. В 1882—1884 годах — в Малом театре. С 1884 года — в провинции.
Гайдн, Йозеф
План Введение 1 Биография 1.1 Юность 1.2 Служба у Эстерхази 1.3 Снова свободный музыкант 2 Список сочинений 2.1 Камерная музыка 2.2 Концерты 2.3 Вокальные произведения
Регер, Макс
Иоганн Баптист Иозеф Максимилиан Регер (нем. Johann Baptist Joseph Maximilian Reger 19 марта 1873 — 11 мая 1916) — немецкий композитор, дирижер, пианист, органист и педагог.[1]
Композиционные принципы
Принцип целесообразности заключается в том, что авторский замысел и весь строй произведения предполагают наличие цели, идеи, смысла, художественной задачи, что и определяет, в конечном счете, развитие содержания произведения.
Летучие мыши
Министерство Образования РФ Школа-Лицей №130 Сообщение тема: Выполнил: Смирнов Артур ученик 8 класса “Б” Проверил: учитель биологии и
Габриэль Форе (Faure)
Французский композитор и педагог. Родился 12 мая 1845 в Памье (департамент Арьеж). Младший сын школьного учителя, он получил образование в Школе классической и духовной музыки, основанной Нидермейером с целью подготовки церковных музыкантов.
Александр Константинович Глазунов
Русский композитор, дирижёр, музыкально-общественный деятель. Народный артист Республики (1922) Ученик Н. А. Римского-Корсакова (композиция) родился 10 августа 1865 года.
Чемберс Джон
Чемберс (Chambers) Джон, американский предприниматель, президент и главный исполнительный директор компьютерной компании Cisco Systems, ведущего производителя оборудования для построения инфраструктуры глобальных сетей (Интернет).
Карл Черни (Czerny)
Австрийский композитор, педагог и пианист. Родился 20 февраля 1791 в Вене. Начал учиться музыке в возрасте 5 лет под руководством отца, известного педагога и высокообразованного музыканта.
Джон Кейдж (Cage)
Американский композитор и теоретик, чье вызывавшее немало споров творчество сильно повлияло не только на современную музыку, но и на целое направление в искусстве.