Местное самоуправление в Нижнем Новгороде

Рефераты по муниципальному праву » Местное самоуправление в Нижнем Новгороде

Московский Институт Права

Юридический факультет

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине: Муниципальное право.

Тема: "Местное самоуправление

В Нижнем Новгороде".

Выполнила студентка VI курса гр.Ю-436А

Силкина Елена Александровна

Рецензент: Фролов

Сергей Владимирович

Нижний Новгород

2005

Содержание

Введение . 3

1 Местное самоуправление как форма местной власти. 6

1.1 Основные понятия. 6

1.2 Организация власти на местах. 8

1.3 Ответственность местного самоуправления. 10

1.3.1 Ответственность перед населением. 11

1.3.2 Ответственность перед государством. 12

1.3.3 Ответственность перед физическими и юридическими лицами. 13

2 Местное самоуправление в Нижнем Новгороде. 15

2.1 Состояние местного самоуправления в Нижнем Новгороде. 15

2.2 Организация местной власти в г. Нижнем Новгороде………………….17

2.2.1 Основные положения и вопросы ведения. 17

2.2.2 Правовые и финансово-экономические основы местного самоуправления 19

2.2.3 Органы и должностные лица местного самоуправления. 21

2.2.4 Ответственность местного самоуправления. 25

2.3 «Плюсы» и «минусы» местного самоуправления. 26

2.4 Пути решения существующих проблем. 27

Заключение. 29

Список использованной литературы………………………………………… 31

Введение

«В Российской Федерации признаётся и гарантируется местное самоуправление» (Конституция РФ ст. 12)[1] . В данной статье также говорится о том что местное самоуправление не является частью системы государственной власти и «в пределах своих полномочий самостоятельно».

Местное самоуправление в Российской Федерации довольно интересно в качестве объекта изучения так как является вполне самостоятельной сферой. Также следует отметить что современное самоуправление в России находится на стадии становления. Этот процесс шёл на протяжении по меньшей мере десяти лет и довольно динамично продолжается сегодня.

Предметом данной курсовой работы является местное самоуправление в Нижнем Новгороде - власти на местах его организация и функционирование и структура.

Несмотря на срок действия Конституции Российской Федерации тема становления местного самоуправления не утратила своей актуальности. Об этом из года в год в своих посланиях Федеральному Собранию Российской Федерации говорит Президент России. Например в послании 2002 года Президент России В.В. Путин подчеркивает что “в течение длительного времени федеральная власть практически не уделяла внимания проблемам местного самоуправления”[2] . Для организации местного самоуправления должны быть «единые правила поскольку Россия - единая страна»[3] отметил президент. Вместе с тем глава государства подчеркнул что «должно быть учтено «все многообразие» регионов и территорий»[4] . При рассмотрении темы данной курсовой работы нельзя не отметить конституционные права граждан на осуществление местного самоуправления[5] :

1. право осуществлять местное самоуправление путем прямого волеизъявления и через избираемые ими органы (ст. 3 32 130);

2. право участвовать в референдумах избирать и быть изб­ранными в органы местного самоуправления (ст. 32);

3. право самостоятельно определять структуру органов мест­ного самоуправления (ст. 131);

4. право на участие в решении вопросов об изменении границ муниципальных образований (ст. 131);

5. право владеть пользоваться и распоряжаться муниципаль­ной собственностью (ст. 130).

Таким образом мы видим довольно широкий спектр конституционных прав граждан Российской Федерации которые служат основой для законодательства в данной сфере. Это особенно показательно в рамках заявленного пост перестроечными реформаторами курса к демократическому государству и гражданскому обществу.

Одной из задач данной работы является показать какие же гарантии и ответственность со стороны органов и должностных лиц местного самоуправления существуют в отношении населения муниципального образования.

Также среди задач курсовой работы можно выделить следующие:

1. Ознакомиться с сутью понятия и явления местного самоуправления в целом;

2. Ознакомиться с организацией местной власти на местах в соответствии с законодательством Российской Федерации;

3. Рассмотреть деятельность местной власти в Нижнем Новгороде при этом выявить существенные недостатки системы местного самоуправления в городе;

4. Изучить организацию местного самоуправления города Нижнего Новгорода на основе его устава;

5. Сформулировать пути решения имеющихся проблем препятствующих эффективному функционированию местных властей города Нижнего Новгорода.

Цель данной курсовой работы - ознакомиться с деятельностью и организацией местной власти рассмотреть различные аспекты местного самоуправления в Нижнем Новгороде.

При изучении темы курсовой работы были использованы различные источники. Прежде всего были рассмотрены законы обладающие различной юридической силой: Конституция Российской Федерации федеральные законы Устав города Нижнего Новгорода. Также среди источников Большая Советская Энциклопедия позволившая «оттолкнуться» от понятий «самоуправление» и «местное самоуправление». Кроме этого были использованы некоторые Интернет-издания и другая литература.

1 Местное самоуправление как форма местной власти

1.1 Основные понятия

Основным понятием данной работы является понятие «местное самоуправление». Понятие «местное самоуправление» встречается в разных источниках. Большая Советская Энциклопедия определяет самоуправление как «управление делами территориальной общности организации или коллектива самостоятельно осуществляемое их членами через выборные органы либо непосредственно (с помощью собраний референдумов и т.п.)»[6] . Но в то же время здесь мы встречаем следующее определение понятия «местное самоуправление». Во-первых оно рассматривается как «один из видов государственного управления на местах» а уже потом говорится что при этом «население административно-территориальной единицы самостоятельно управляет местными делами (через выборные органы или непосредственно) в пределах прав установленных государством». Действительно в СССР как такового местного самоуправления в современном понимании то есть самостоятельного не было: оно было в системе строгой управленческой вертикали государственного управления. Отсюда и определение в Большой Советской Энциклопедии отличное от встречаемых во многих других источниках на которые сегодня целесообразно опираться. Например в Конституции Российской Федерации (ст. 130) говорится что местное самоуправление «обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения»[7] .

В соответствии с Европейской хартией местного самоуправления «под местным самоуправлением понимается право и реальная способность органов местного самоуправления регламентировать значительную часть государственных дел и управлять ею действуя в рамках закона под свою ответственность и в интересах местного населения»[8] (ст.3). Европейская хартия местного самоуправления не дифференцирует вопросов ведения на вопросы местного значения и государственные дела. Скорее хартией определяется что вопросы местного значения являются частью «государственных дел». В этом особенность понятия местного самоуправления даваемого в настоящем документе. Отметим также что Европейская хартия местного самоуправления «в свое время послужила ориентиром формирования национального законодательст­ва в этой сфере включая и проблемы юридической защиты местного самоуправления»[9] .

В современной же литературе местное самоуправление трактуется «как процесс управления низовыми территориальными сообществами жителей основанный на следующих принципах: разумное сочетание представительных институтов и институтов непосредственной демократии; предоставление всем субъектам территориальных сообществ жителей широких возможностей по заявлению отстаиванию и проведению в жизнь собственных интересов; политико-правовая привязанность органов местного самоуправления к коренным запросам жителей».[10]

«Местное самоуправление в Российской Федерации – признаваемая и гарантируемая Конституцией Российской Федерации самостоятельная и под свою ответственность деятельность населения по решению непосредственно или через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения его исторических и иных местных традиций».[11] Таким образом:

1. В новом законодательстве говорится о самостоятельности деятельности местных властей;

2. В основу этой деятельности ложатся не «государственные интересы» (помимо интересов граждан) а «исторические и иные местные традиции».

Очевидно что такие изменения в законодательстве кардинально меняют не только подходы к управлению всеми сферами жизни муниципального образования но и позволяют (следуя не «государственным интересам» а «историческим и иными местными традициями») полнее учитывать местные особенности и соответственно наиболее эффективно их использовать. При этом следует отметить что использовать специфику местности руководство соответствующей территории будет в интересах (на основе нового законодательства) местного сообщества и самого муниципального образования. А это в свою очередь должно способствовать экономическому росту на местах.

1.2 Организация власти на местах

В соответствии с федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления – это «выборные и другие органы наделенные полномочиями на решение вопросов местного значения и не входящие в систему органов государственной власти»[12] . Кроме того статья 14 пункт 5 закона гласит что «осуществление местного самоуправления органами государственной власти и государственными должностными лицами не допускается»[13] . То есть законом подразумевается автономия органов местного самоуправления в решении вопросов обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования.

Основу организации власти на местах составляют выборные представительные органы и выборные должностные лица местного самоуправления. Выборный представительный орган местного самоуправления по предложению администрации утверждает местный бюджет вводит или отменяет местные налоги и сборы а также принимает положение (устав) о местном самоуправлении контролирует деятельность главы местного самоуправления. Остальные полномочия предусмотренные законом реализует местная администрация. Глава администрации вправе выносить на референдум проект положения (устава) о местном самоуправлении председательствовать на заседаниях представительного органа; «через образуемые им органы местного самоуправления управляет муниципальным хозяйством распоряжается имуществом и объектами муниципальной собственности разрабатывает местный бюджет обеспечивает его исполнение»[14] ; может являться членом представительного органа местного самоуправления. Также глава администрации муниципального образования (или другое выборное должностное лицо местного самоуправления ) подотчётен населению непосредственно и представительному органу местного самоуправления (в соответствии с уставом муниципального образования).

Данное положение свидетельствует об упоминаемом выше преобладании исполнительной ветви власти на местах. Это подтверждается тем что администрация муниципального образования в лице своего главы «управляет муниципальным хозяйством распоряжается имуществом и объектами муниципальной собственности». То есть концентрирует в своих руках экономические рычаги управления муниципальным образованием которые являются наиболее важными ведь в основе любого управленческого решения с точки зрения теории управления лежат ресурсы в особенности финансовые.

Помимо выборных представительных органов и выборных должностных лиц местного самоуправления законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусматривается наличие «иных» органов и должностных лиц местного самоуправления (ст. 17). Они могут быть предусмотрены уставом муниципального образования на основе которого включаются в систему местной власти данного территориального образования. Эта же статья закона воспрещает образование «иных» органов и назначение «иных» должностных лиц органами государственной власти и государственными должностными лицами. Отметим что данные органы и должностные лица могут вводиться для управления материальными ресурсами соответствующей территории и управления муниципальным образованием с помощью этих ресурсов. Так как инициатива разработки положения (устава) муниципального образования принадлежит исполнительной ветви местной власти а также в вопросах создания «иных» органов и введения «иных» должностных лиц местного самоуправления местные власти самостоятельны и не зависят от государственной то на лицо их преимущество в использовании так называемого «административного ресурса».

Таким образом очевиден уклон в распределении полномочий среди различных ветвей власти на местном уровне в сторону исполнительных органов местного самоуправления (с точки зрения законодательства).

1.3 Ответственность местного самоуправления

«Органы государственной власти органы местного самоуправления должностные лица граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы» (Конституция РФ ст. 15)[15] . Данная конституционная норма явля­ется основой юридической ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления. «Органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления несут ответственность перед населением муниципального образования государством физическими и юридическими лицами в соответствии с законом»( ст. 47)[16] .

1.3.1 Ответственность перед населением

«Ответственность перед населением муниципального образова­ния по существу является политико-юридической ответственностью избранных лиц перед избирателями и реализуется путем их отзыва в результате утраты доверия»[17] . Под основаниями же «утраты доверия» разные источники понимают от совершения уголовного преступления до отказа от приема граждан.

Статья 48 закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» гласит «Ответственность органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления перед населением наступает в результате утраты доверия. Порядок и условия ответственности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления в результате доверия определяются уставами муниципальных образований»[18] . То есть вопросы ответственности органов (должностных лиц) местного самоуправления перед населением (в том числе отзыв депутата соответствующего представительного органа) федеральным законодательством практически не регулируются.

Следует отметить также что должностные лица местного самоуправления несут ответственность перед представительными органами местного самоуправления. Это также форма ответственности должностных лиц перед населением поскольку представительный орган состоит из избранников граждан-избирателей данного муниципального образования.

Еще одна разновидность ответственности органов и должност­ных лиц местного самоуправления перед населением связана с реа­лизацией контрольных функций сходов (собраний) граждан. Деятельность их следует оценивать как деятельность органа «не­посредственно осуществляющего полномочия представительной влас­ти»[19] .

1.3.2 Ответственность перед государством

Ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления перед государством базируется на статьях 12 и 15 Конституции Российской Федерации т.е. на признании самостоятельности местного самоуправления «в пределах своих полномочий» и обязанности местных властей соблюдать законы.

Закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» «Ответственность органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления перед государством наступает в случае нарушения ими Конституции Российской Федерации конституции устава субъекта Российской Федерации федеральных законов законов субъекта Российской Федерации устава муниципальных образований» (п. 1 ст. 49)[20] . Также данный закон устанавливает процедуру реализации ответственности включающую судебную оценку факта нарушения местной властью Конституции РФ и федеральных законов конституций (уставов) и законов субъектов Федерации и уставов муници­пальных образований. Затем следует принятие закона субъекта Фе­дерации о прекращении полномочий органа или выборного должност­ного лица местного самоуправления и назначение новых выборов. Следует заметить что закон устанавливает ответствен­ность органов и должностных лиц местного самоуправления за на­рушения различные по своей природе; за нарушение действующего законодательства а также за неисполнение отдельных государственных полномочий (п. 2 ст. 49).

Нельзя не обратить внимание на то что применение мер ответственности органа и выборного должностного лица базируется назаключении суда областного звена о признании несоответствия их деятельности Конституции РФ и действующему законодательству. Это является довольно весомым обстоятельством: данная норма соответствует заявленной в Конституции самостоятельности местного самоуправления и способствует ее реализации.

1.3.3 Ответственность перед физическими и юридическими лицами

Ответственность перед физическими лицами прежде всего связана с обязанностью органов и должност­ных лиц местного самоуправления соблюдать конституционные права и свободы человека и гражданина. Наиболее действенный способ восстановления нарушенных прав – обращение в суд. «Каждый гражданин вправе обратиться с жалобой в суд если считает что неправомерными действиями (решениями) государственных органов органов местного самоуправления учреждений предприятий и их объединений общественных объединений или должностных лиц государственных служащих нарушены его права и свободы»[21] . Другие проблемы ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления перед физическими и юридическими лицами регулируются нормами гражданского законодательства и разрешаются в общеустановленном порядке путем обращения в суды общей юрисдикции и арбитражные суды.

Таким образом ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления перед физическими и юридическими лицами федеральными законами как некая специфическая форма ответственности не прописана.

2 Местное самоуправление в Ниж нем Новгороде

2.1 Состояние местного самоуправления в Нижнем Новгороде.

В Нижнем Новгороде происходит процесс становления местного самоуправления рассматриваемый как институт местной публичной власти с одной стороны и как институт гражданского общества – с другой.

На территории Российской Федерации федеральным законодательством устанавливаются основы и организация местного самоуправления регулируется его деятельность. В то же время на местном уровне деятельность местного самоуправления регулируется уставом муниципального образования что позволяет учитывать культурные социальные и исторические особенности конкретной территории.

Но существуют и негативные аспекты формирования местного самоуправления на территории Нижнего Новгорода. Россия – государство с большим разнообразием территорий нравов традиций специфик уклада жизни и многих других индивидуальных особенностей. В России нельзя (и исторический опыт это подтверждает) насаждать для всей территории страны единую модель чего бы то ни было а уж тем более модель устройства системы управления территорией даже в рамках одного субъекта Российской Федерации. То есть стремление централизованно насадить устройство местного самоуправления является серьезным недостатком самоуправления в области.

Также к недостаткам местного самоуправления в Нижнем Новгороде можно отнести существующий механизм перераспределения финансовых потоков относительно выполняемых функций.

Страницы: 1 2 3