Статус депутатов местных Советов и формы их работы

Рефераты по муниципальному праву » Статус депутатов местных Советов и формы их работы

БЕЛОРУССКИЙ ИНСТИТУТ ПРАВОВЕДЕНИЯ

Курсовая работа по предмету муниципальное право

Тема: «Статус депутатов местных Советов и формы их работы»

Подготовил: студент 2 курса

3 группы Кузьменок П.В.

Проверил: Куневич Г.Г.

Минск 2002

План:

Ведение. (стр.3)

Вывод.(стр.30)

Список используемой литературы. (стр.32)

Ведение

Данная проблема статуса депутата которую я рассматриваю в курсовой работе является важной темой в процессе формирования муниципальных органов на местах. Взаимодействие депутатов с население и решение вопросов является главной целью создания Советов депутатов. Эффективное взаимодействие электората и депутата помогает всё более улучшать процесс демократизации всего общества. Вынесенные в курсовой работе проблемы позволят лучше и более углубленнее взглянуть на систему местных органов выявить их неточности и на этом основании способствовать улучшению их взаимодействия. Проблема демократизации нашего общества состоит из многих факторов но одним из самых важных является эффективное взаимодействие депутата и населения ведь именно от этого зависит во многом успешное решение бытовых городских и государственных проблем.

Понятие статуса депутата.

В соответствии с законом «О статусе депутата» выборное должностное лицо местного само­управления — это должностное лицо избранное населением не­посредственно или представительным органом местного само­управления из своего состава и наделенное согласно уставу муниципального образования полномочиями на решение воп­росов местного значения. Наиболее яркими представителями выборных должностных лиц местного самоуправления явля­ются главы муниципальных образований и депутаты предста­вительных органов местного самоуправления.

Депутат - это избранное лицо уполномоченное представ­лять в выборном органе местного самоуправления интересы населения1 . Депутат обладает следующими особенностями: это выборное лицо; он представляет интересы населения соот­ветствующей территории; он представляет соответствующий представительный орган перед населением.

В законе закреплено что срок полномочий депутата члена вы­борного органа местного самоуправления выборного должно­стного лица местного самоуправления не может быть меньше двух лет. Установленный срок полномочий не может быть из­менен в течение текущего срока полномочий.

Полномочия де­путата члена выборного органа местного самоуправления на­чинаются со дня его избрания и прекращаются с момента на­чала работы выборного органа местного самоуправления ново­го состава. Полномочия выборного должностного лица мест­ного самоуправления начинаются со дня вступления его в должность и прекращаются в день вступления в должность вновь избранного должностного лица. Следует обратить вни­мание

1 Выдрин И.В. Кокотов А.Н. Муниципальное право России. С. 150—151. 187

что сроки полномочий депутата и срок полномочий представительного органа могут не совпадать. Как правило срок полномочий выборного лица местного самоуправления составляет 4 года.

Глава муниципального образования депутат член выбор­ного органа местного самоуправления другие выборные долж­ностные лица местного самоуправления в соответствии с уста­вом муниципального образования могут осуществлять свои полномочия на постоянной основе.

Как правило формами деятельности депутата представи­тельного органа местного самоуправления являются: участие в заседаниях представительного органа местного самоуправле­ния; участие в работе комитетов комиссий рабочих групп создаваемых представительным органом местного самоуправ­ления; участие в выполнении поручений представительного органа местного самоуправления; обращение с депутатским запросом; работа с избирателями. Депутатская деятельность может осуществляться также в иных формах предусмотрен­ных действующим законодательством уставом муниципально­го образования и регламентом представительного органа мест­ного самоуправления.

В целях эффективного осуществления своих полномочий депутат имеет право:

• участвовать в рассмотрении любых вопросов затрагива­ющих интересы избирателей в органах местного самоуправле­ния на предприятиях в учреждениях и организациях находя­щихся на территории муниципального образования;

• осуществлять по поручению представительного органа местного самоуправления контроль за исполнением решений принятых представительным органом местного самоуправле­ния;

• проверять по поручению представительного органа ме­стного самоуправления а также по собственной инициативе с привлечением соответствующих должностных лиц местного самоуправления общественных объединений сведения о нару­шении прав и законных интересов граждан предприятий уч­реждений и организаций;

• осуществлять контроль за рассмотрением предложений заявлений и жалоб направленных им в органы местного само­управления предприятий учреждений и организаций прини­мать личное участие в их рассмотрении;

• проводить собрания избирателей округа встречи с тру­довыми коллективами и местными общественными организа­циями;

• участвовать в работе различных объединений избирате­лей органов общественного территориального управления трудовых коллективов граждан по месту жительства и военно­служащих по воинским частям.

Реализация указанных прав осуществляется в соответствии с действующим законодательством и с учетом правил и норм внутренней деятельности установленных на предприятиях в учреждениях и организациях. Глава муниципального образова­ния выборные должностные лица местного самоуправления в соответствии с уставом муниципального образования наделя­ются собственной компетенцией по решению вопросов мест­ного значения.

Если брать в пример опыт других зарубежных законодательств то в соответствии с новосибирским областным Законом "О статусе депутата представительного органа местного самоупра­вления в Новосибирской области" депутат обладает следую­щими обязанностями:

• регулярно поддерживать связь с избирателями своего округа;

• принимать меры по обеспечению прав свобод и за­конных интересов своих избирателей рассматривать посту­пившие от них предложения заявления и жалобы способст­вовать в пределах своих полномочий правильному и своевре­менному решению содержащихся в них вопросов; вести при­ем граждан; изучать общественное мнение; вносить предложения в представительный орган местного самоуправления а при необходимости в другие государственные органы ком­мерческие и некоммерческие организации и общественные объединения;

• информировать избирателей о своей деятельности во время встреч с ними а также через средства массовой инфор­мации;

• не менее одного раза в год отчитываться о своей работе перед избирателями округа; для проведения отчетов и встреч с избирателями депутату предоставляются служебные помеще­ния на безвозмездной основе;

• соблюдать правила этики; ответственность за наруше­ние норм депутатской этики устанавливается представитель­ным органом местного самоуправления;

• участвовать в работе сессий представительного органа местного самоуправления;

• лично участвовать в работе комитета или комиссии членом которой он является¹ .

В своей деятельности депутат обладает значительными га­рантиями которые представляют совокупность организацион­ных материальных социальных и иных механизмов форм или способов обеспечения реализации депутатских обязанно­стей. В законе Рязанской области "О статусе депутата предста­вительного органа местного самоуправления главы муниципального образования и выборных лиц местного самоуправле­ния"² закреплены следующие гарантии.

• Депутат пользуется правом решающего голоса по всем вопросам рассматриваемым представительным органом мест­ного самоуправления а также комиссией рабочей группой и другим формированием созданным данным органом

¹ Новосибирский областной закон от 16 марта 1998 г. № 3-03 //Совет­ская Сибирь. 1998. 24 марта.

² Закон Рязанской области от 19 июня 1996 г. (в ред. от 15 апреля 1998 г.) //Приокская газета. 1996. 31 июля.

• Депутат группа депутатов представительного органа ме­стного самоуправления имеют право на внесение депутатско­го запроса к любым структурам местного самоуправления действующим на самоуправляющейся территории или к их должностным лицам руководителям общественных объедине­ний предприятий учреждений организаций к командова­нию войсковых частей расположенных на территории муни­ципального образования а также к органам государственной власти области по вопросам входящим в их компетенцию. За­прос вносится на заседание представительного органа местного самоуправления в письменной форме. Орган или должно­стное лицо к которому обращен запрос должны дать на него ответ в устной (на заседании представительного органа мест­ного самоуправления) или письменной форме не позднее чем через 15 дней со дня его получения или в иной более поздний срок установленный представительным органом местного са­моуправления.

• По вопросам своей деятельности депутат глава муници­пального образования выборные должностные лица местного самоуправления пользуются правом безотлагательного приема руководителями и другими должностными лицами органов местного самоуправления общественных объединений пред­приятий и организаций лицами начальствующего состава во­инских формирований расположенных на данной территории муниципального образования.

• Депутат глава муниципального образования выборные должностные лица местного самоуправления в установленном порядке обеспечиваются документами принятыми органами местного самоуправления данного муниципального образова­ния другими информационными и справочными материала­ми а также документами официально распространяемыми областной Думой и администрацией области.

• Депутат глава муниципального образования выборные должностные лица местного самоуправления имеют преиму­щественное право выступать по вопросам их деятельности в средствах массовой информации действующих на территории муниципального образования учредителем или соучредителем которых является орган местного самоуправления а также в средствах массовой информации полностью или частично финансируемых за счет местного бюджета. При этом матери­алы выступления представляемые депутатом по поручению представительного органа местного самоуправления подлежат обязательному опубликованию или распространению через средства массовой информации в срок согласованный с депу­татом но не позднее 15 дней после обращения. Редактирова­ние представленных депутатом материалов без его согласия не допускается.

• Все органы местного самоуправления общественные объединения а также предприятия учреждения и организа­ции расположенные на территории муниципального образо­вания должностные лица к которым обратился депутат пред­ставительного органа местного самоуправления по вопросам связанным с его депутатской деятельностью обязаны в двух­недельный срок со дня получения обращения дать депутату ответ или представить запрашиваемые им документы или сведения с учетом федерального законодательства о государствен­ной тайне. Все органы местного самоуправления обществен­ные объединения а также предприятия учреждения органи­зации расположенные на территории муниципального обра­зования должностные лица к которым обратились глава му­ниципального образования выборные должностные лица ме­стного самоуправления обязаны в двухнедельный срок со дня получения обращения или предложения дать ответ или пред­ставить запрашиваемые документы или сведения с учетом фе­дерального законодательства о государственной тайне.

• Депутаты главы муниципальных образований выбор­ные должностные лица местного самоуправления на террито­рии муниципального образования не могут быть задержаны (за исключением случаев задержания на месте преступления) подвергнуты обыску по месту жительства или работы аресто­ваны привлечены к уголовной ответственности без согласия прокурора Рязанской области.

• Депутат глава муниципального образования выборные должностные лица местного самоуправления имеют право на отсрочку от призыва на военную службу и военные сборы на срок их полномочий в соответствии с Законом Российской Федерации "О воинской обязанности и военной службе".

• Освобождение депутата от выполнения производствен­ных или служебных обязанностей по месту основной работы на время осуществления депутатской деятельности производится на основании официального уведомления о вызове в предста­вительный орган местного самоуправления. При этом требова­ние каких-либо других документов не допускается. Официаль­ное уведомление депутата о вызове в представительный орган местного самоуправления служит основанием для выплаты ему средней заработной платы (денежного содержания) за весь пе­риод освобождения от выполнения производственных или слу­жебных обязанностей по месту основной работы.

• Депутату работающему на постоянной основе для осу­ществления депутатской деятельности предоставляется в зда­нии органа местного самоуправления служебное помещение оборудованное мебелью средствами связи и необходимой орг­техникой.

• Срок полномочий депутата представительного органа местного самоуправления работающего в данном органе на постоянной оплачиваемой основе время работы на должности главы муниципального образования выборного должностного лица местного самоуправления засчитываются в общий и не­прерывный трудовой стаж или срок службы стаж работы по специальности а также в стаж исчисляемый для предоставле­ния льгот и гарантий в соответствии с законодательством о государственной и муниципальной службе. При этом непрерыв­ный трудовой стаж сохраняется при условии поступления на работу или службу в течение одного года после прекращения полномочий если иное не предусмотрено федеральным зако­нодательством. Депутату выполнявшему депутатские обязан­ности на постоянной оплачиваемой основе а также главе му­ниципального образования и выборному должностному лицу по окончании их полномочий предоставляется прежняя рабо­та (должность) а при ее отсутствии — другая равноценная ра­бота (должность) по предыдущему месту работы или с его со­гласия на другом предприятии в учреждении организации. Депутат представительного органа местного самоуправления не работающий на постоянной основе не может быть освобо­жден от должности или переведен на нижеоплачиваемую должность на постоянном месте работы без согласия предста­вительного органа местного самоуправления.

• Размер денежного вознаграждения депутата работаю­щего в представительном органе местного самоуправления на постоянной оплачиваемой основе главы муниципального об­разования выборных должностных лиц местного самоуправ­ления определяется представительным органом местного са­моуправления в соответствии с действующим законодательст­вом. Дополнительные расходы связанные с депутатской дея­тельностью возмещаются за счет местного бюджета предста­вительным органом местного самоуправления по представле­нии соответствующих документов. Уставом муниципального образования может быть предусмотрена возможность возме­щения иных расходов связанных с деятельностью депутатов главы муниципального образования выборных должностных лиц местного самоуправления.

• По решению представительного органа местного само­управления жизнь и здоровье депутата главы муниципально­го образования выборных должностных лиц местного самоуп­равления могут подлежать страхованию за счет местного бюд­жета. Органы страхования выплачивают страховые суммы в случае: гибели (смерти) депутата главы муниципального обра­зования выборных должностных лиц местного самоуправле­ния если гибель (смерть) наступила вследствие телесных по­вреждений или причинения иного повреждения их здоровью в период осуществления ими их полномочий; причинения депу­тату главе муниципального образования выборному должно­стному лицу местного самоуправления в период осуществле­ния ими их полномочий увечья или иного повреждения здо­ровья как не повлекших стойкой утраты трудоспособности так и повлекших стойкую утрату трудоспособности.

• Депутату представительного органа местного самоупра­вления работающему на постоянной основе главе муници­пального образования выборным должностным лицам предо­ставляется ежегодный оплачиваемый отпуск продолжительно­стью 24 рабочих дня и дополнительный отпуск в соответствии с положением разработанным и принятым представительным органом местного самоуправления.

• Депутат глава муниципального образования выборные должностные лица местного самоуправления на территории му­ниципального образования пользуются правом бесплатного про­езда водным железнодорожным и автомобильным транспортом и на всех видах городского пассажирского транспорта за исклю­чением такси а также правом внеочередного приобретения про­ездных документов. Порядок бесплатного проезда связанных с ним расчетов с транспортными организациями а также условия использования депутатом главой муниципального образования выборным должностным лицом личного автотранспорта в связи с осуществлением ими своей деятельности определяются пред­ставительным органом местного самоуправления.

• В случае досрочного прекращения деятельности пред­ставительного органа местного самоуправления на депутата распространяются гарантии и компенсации предусмотренные действующим трудовым и пенсионным законодательством Российской Федерации при ликвидации предприятий.

• Глава муниципального образования выборные должно­стные лица местного самоуправления продолжают получать на­значенную им заработную плату (с учетом индексации) до уст­ройства на новое место работы в течение одного года после ос­вобождения их от должности в следующих случаях: после окон­чания срока полномочий и при не избрании на должность на новый срок полномочий; при упразднении должности; после удовлетворения заявления о добровольной отставке если они проработали в этой должности не менее одного года.

Аналогичные гарантии депутатской деятельности закрепле­ны практически во всех региональных законах о статусе депу­татов представительных органов местного самоуправления. Если глава муниципального образования избран из числа де­путатов представительного органа местного самоуправления то на него автоматически распространяются все гарантии де­путатской деятельности. Сложнее обстоит дело с главами му­ниципальных образований избираемыми населением. Необ­ходимо дополнительно регулировать этот вопрос ибо на сего­дняшний день он отрегулирован недостаточно.

В Законе Рязанской области "О статусе депутата предста­вительного органа местного самоуправления главы муниципального образования и выборных лиц местного самоуправле­ния" по-разному регулируется вопрос о досрочном прекраще­нии полномочий депутатов глав муниципальных образований и иных выборных лиц местного самоуправления.

Полномочия главы муниципального образования выбор­ных должностных лиц местного самоуправления могут быть прекращены досрочно в случаях: письменного заявления главы муниципального образования выборного должностно­го лица местного самоуправления о сложении полномочий;

выезда главы муниципального образования выборного должностного лица местного самоуправления на постоянное жительство и работу за пределы территории муниципально­го образования; утраты главой муниципального образования выборным должностным лицом местного самоуправления гражданства Российской Федерации; вступления в законную силу обвинительного приговора суда в отношении лица яв­ляющегося главой муниципального образования выборным должностным лицом местного самоуправления; признание гражданина являющегося главой муниципального образова­ния выборным должностным лицом местного самоуправле­ния недееспособным решением суда вступившим в закон­ную силу; смерти главы муниципального образования вы­борного должностного лица местного самоуправления; из­брания или назначения на должность занятие которой несо­вместимо с выполнением полномочий главы муниципально­го образования выборного должностного лица местного са­моуправления; реорганизации или ликвидации муниципаль­ного образования; других случаях установленных уставом муниципального образования.

Полномочия депутата представительного органа местного самоуправления прекращаются досрочно в тех же случаях; но кроме того еще по двум причинам: при избрании депу­тата в иной представительный орган местного самоуправле­ния или представительный орган государственной власти; при отзыве депутата избирателями. Решение о досрочном прекращении полномочий депутата принимается на заседа­нии представительного органа местного самоуправления. Полномочия прекращаются с момента принятия указанного решения.

В республике Беларусь прекращение полномочий депутата наступают : Полномочия депутата прекращаются досрочно по решению соответствующего Совета в связи:

с избранием или назначением депутата на должность занятие которой по закону несовместимо с выполнением депутатских полномочий; с личным заявлением депутата ввиду обстоятельств препятствующих выполнению полномочий либо по иным личным мотивам;

с признанием результатов выборов недействительными;

со вступившим в законную силу обвинительным приговором суда в отношении лица являющегося депутатом;

с прекращением гражданства Республики Беларусь;

с признанием его судом недееспособным;

с несогласием его в течение трех месяцев оставить работу не совместимую с обязанностями депутата местного Совета;

с отзывом депутата в установленном законом порядке как не оправдавшего доверия избирателей

в невыполнении предусмотренных законом депутатских обязанностей нарушении Конституции Республики Беларусь законов Республики Беларусь актов Президента Республики Беларусь совершении действий дискредитирующих депутата.¹

Законом Иркутской области от 14 декабря 1996 г. № 52-03 "О временном порядке приостановления полномочий главы местного самоуправления" предусмотрено что полномочия главы местного самоуправления могут быть приостановлены на период решения вопроса о наличии или отсутствии основа­ний для досрочного прекращения его полномочий.

Основаниями приостановления полномочий главы местного самоуправ­ления являются: привлечение к уголовной ответственности; систематическое неисполнение служебных обязанностей по неуважительной причине. Решение о приостановлении полно­мочий главы местного самоуправления принимается губерна­тором области по соглашению с представительным органом местного самоуправления на срок не более 6 месяцев. На пе­риод приостановления полномочий главы местного самоупра­вления представительный орган местного самоуправления на­значает из своего состава исполняющего обязанности главы местного самоуправления.В исключительных случаях когда данный вопрос представительным органом местного самоуп­равления не может быть решен самостоятельно решение о на­значении исполняющего обязанности главы местного самоуп­равления принимается губернатором области по согласованию

¹ Закон «О статусе депутата местного совета депутатов Республики Беларусь»

с представительным органом местного самоуправления.¹

Сама деятельность депутата должное исполнение им своих обязанностей непосредственно зависит и от самого мандата депутата который оказывает существенное влияние на выполнение возложенных на депутата задач.

¹ Ведомости законодательного собрания Иркутской области. 1997. №5


Императивный и свободный мандат депутата.

В соответствии с законодательством мандат депутата может быть двух видов: императивный и свободный. Сущность императивного мандата заключа­ется в том что депутат обязан выполнять волю избирателей; свободный же мандат предоставляет возможность депутату действовать по своему усмотрению. В современной трактовке императивного мандата выделяют три его главных элемента: наказы избирателей отчеты депутатов перед избирателями и право избирателей на досрочный отзыв депутатов не оправ­давших их доверия¹ .

В настоящее время депутаты полу­чают свободный мандат и в своих действиях ничем кроме со­вести и Закона не связаны. Думается что на местном уровне целесообразно введение некоторых элементов императивного мандата например института отзыва. В целом вводить импе­ративный мандат представляется нецелесообразным так как он обладает рядом недостатков;

• императивный мандат предусматривает обязательность воли избирателей но избиратели высказываются далеко не по всем вопросам в решении которых участвует их депутат;

• выражая свою волю давая наказ избиратели могут не располагать сведениями о каких-то объективно существующих обстоятельствах влияющих на формирование общественного мнения (например о наличии денежных или материальных ресурсов) следовательно их наказы будут заведомо невыпол­нимыми;

¹ См. :КотокВ.Ф. Наказы избирателей в социалистическом государстве. М. 1967.135 с.;Шугрина Е.С. Свободный и императивный мандат депутата. С. 72-74.

• такой мандат сковывает творческую деятельность депу­тата препятствует быстрому разрешению вопросов не терпя­щихотлогательства.

• воля одних избирателей может вступить в противоречие с волей других: в таком случае чьи интересы депутат должен представлять?¹

Свободный мандат тоже далек от совершенства. В част­ности он повышает требования к избирателям которые за непродолжительный период избирательной кампании долж­ны выявить и выбрать самого достойного кандидата в пред­ставители своих интересов.

¹ Шугрина Е.С. Свободный и императивный мандат депутата. С. 72-74.


Формы работы депутата в Совете и избирательном округе.

Закон исходит из того что депутат пользуется правом решающего голоса по всем вопросам рас­сматриваемым на сессии Совета. Депутат имеет пра­во предлагать вопросы для рассмотрения Советом. В этом отношении у органов Совета — президиумов постоянных комиссий и комитетов и у дру­гих государственных органов нет каких-либо преиму­ществ. При обсуждении проекта повестки дня депу­тат может вносить свои предложения и замечания как по ее сути так и по порядку обсуждения и существу обсуждаемых вопросов.

Если вопрос который предлагает обсудить депу­тат на сессии требует принятия нормативного акта депутат может подготовить либо проект этого доку­мента и внести его на рассмотрение Совета либо предложение о принятии акта или внесении измене­ний в действующие нормативы. Для депутата высше­го органа власти это право именуется правом законодатель­ной инициативы в местных Советах ему соответ­ствует правотворческая инициатива депутата если речь идет о принятии решения нормативного харак­тера.

Вместе с тем у депутата есть общее право вносить проекты решений по любым вопросам рассматривае­мым Советом. Это означает что депутат может под­готовить свой проект и по тем вопросам которые вне­сены на обсуждение органа власти другими государ­ственными органами органами данного Совета и де­путатами. Кроме того у депутата есть право вносить поправки в проекты решений которые должен при­нять Совет.

В своей деятельности депутат является активной фи­гурой процесса работы Совета на сессии. Он имеет право участвовать в прениях обращаться с запроса­ми задавать вопросы. Депутат вправе выступать с обоснованием своих предложений и по мотивам голо­сования давать справки. По обсуждаемому на сессии вопросу депутат может передать председательствую­щему текст своего выступления предложения и за­мечания для включения в протокол сессии.

Депутат вправе избирать и быть избранным в ор­ганы Совета. Он является активным участником про­цесса формирования на сессии как органов Совета так и состава других государственных органов. В этих целях депутат вправе высказывать свое мнение по персональному составу создаваемых Советом органов и кандидатурам должностных лиц избираемых наз­начаемых или утверждаемых Советом.

В отдельной статье Закона о стату­се установлено что депутат имеет право на постановку в Совете вопроса о доверии составу обра­зованных или избранных Советом органов или избранным назначенным или утвержденным им долж­ностным лицам.

Какими бы широкими правами ни обладал депутат на сессии Совета ее результативность зависит от умения осуществлять эти права от «искусства» пове­дения депутата на сессионных заседаниях от той ат­мосферы которую они сами создают в период сессии.

В законе о статусе депутата (статья 12) в РБ чётко разграничиваются права: депутат пользуется правом решающего голоса по всем вопросам рассматриваемым Советом и его органами в состав которых он избран или входит по должности.

Депутат имеет право:

избирать и быть избранным в органы Совета;

участвовать с правом совещательного голоса в работе любого образованного Советом органа;

предлагать вопросы для рассмотрения Советом и его органами;

вносить предложения и замечания по повестке дня сессии порядку рассмотрения и существу обсуждаемых вопросов;

вносить проекты решений и поправки к ним;

выдвигать кандидатуры в том числе и свою собственную в состав образуемых Советом органов;

вносить предложения о заслушивании на сессии Совета отчета или информации любого органа либо должностного лица подотчетного или подконтрольного Совету;

вносить предложения об освобождении от обязанностей должностных лиц о других кадровых перестановках в подчиненных или подконтрольных Совету органах; предлагать к рассмотрению Советом вопросы о проведении проверок исполнения законов Республики Беларусь решений соответствующего Совета подотчетными органами управления предприятиями учреждениями и организациями расположенными на территории Совета;

обращаться с запросами участвовать в обсуждениях задавать вопросы докладчикам и председательствующему на заседании давать оценку полученным ответам;

выступать с обоснованием своих предложений и по мотивам голосованиядавать справки;

знакомиться с текстами своих выступлений в стенограммах и протоколах заседаний Совета и его органов до опубликования а также получать тексты выступлений не подлежащих опубликованию;

оглашать на сессиях Совета обращения граждан имеющие общественное значение.

Депутат по обсуждаемому на сессии вопросу может передать председательствующему текст своего выступления предложений и замечаний которые подлежат включению в протокол сессии и учитываются при принятии решений. В случае их отклонения депутату дается обоснованный ответ.

Депутат не согласный с решением Совета или его органа имеет преимущественное право на изложение своего особого мнения на их заседаниях.¹

¹Закон «О статусе депутата местного Совета Депутатов Республики Беларусь».

Необходимо отметить и саму работу депутатов на сессии. О предстоящей сессии депутату необходимо сообщать индивидуально независимо от публикации в печати. В извещении следовало бы указать дату не только от­крытия сессии но и явки депутата (возможно ему на­до приехать раньше из-за каких-то дел по подготовке сессии и документов Совета); перечень предполагае­мых для обсуждения вопросов; возможную просьбу к депутату собрать ту или иную информацию.

Устанавливается минимальные сроки рассылки (раздачи) сессионных материалов и их ви­ды. Ведь это полностью зависит от аппарата: ранее — исполнительных органов теперь — самого Совета.

Полученное депутатом извещение о сессии явля­ется основанием чтобы администрация отпустила его с работы. Не имея возможности по уважительным причинам прибыть на сессию депутат должен сооб­щить

об этом президиуму Совета. Уважительными считаются личные обстоятельства — болезнь смерть близкого родственника и т. п. а также определенные производственные — например авария.

Сессии обычно проводятся в зале заседаний Сове­та либо в здании какой-то школы конференц-зале предприятия. Выездные сессионные заседания про­водятся непосредственно на предприятиях в учреж­дениях организациях—в тех помещениях которыми они располагают.

По прибытии на сессию и перед каждым заседанием проводится регистрация депутатов. Пер­вое заседание первой сессии вновь избранного Совета открывает и ведет председатель соответствующей (центральной или территориальной) избирательной комиссии последующие —председатель Совета. Сес­сии правомочны при наличии не менее двух третей общего числа депутатов соответствующего Совета. Начинается работа сессии с обсуждения и утвержде­ния повестки дня. С сообщением (докладом) по это­му поводу выступает один из руководителей Совета (часто — заместитель председателя) он отвечает на вопросы депутатов. Возможна дискуссия по проекту повестки дня затем — голосование о ее утвержде­нии. Одновременно определяется и порядок работы т.е. последовательность обсуждения вопросов вре­мя отводимое на обсуждение доклады выступле­ния и т. п.

Польза для депутата должна быть не только от самих сессионных заседаний. Но и до начала в перерывах депутат встречается с должностными лицами решает многие вопросы по­лучает консультации и т. д. Соответствующие орга­низационные меры принимает аппарат Совета. Ис­полнительные и распорядительные органы Совета другие государственные органы учитывают что приб­лижается время сессии или что она в данный момент проводится. Ответственные работники готовы к встре­чам с депутатами находятся на рабочих местах не­замедлительно принимают депутатов.

Прибыв на сессию депутат дол­жен активно в ней участвовать. Как известно сессия — основная форма деятельности Совета. Она состоит из заседа­ний Совета (порой их называют пленарными) а так­же проводимых в период между ними заседаний по­стоянных комиссий (комитетов) Совета. Сессия от­крывается и закрывается на заседаниях Совета.

Такой порядок проведения сессии отражен в рег­ламентах Советов. Таким образом если исходить из него частью сессии считаются не все заседания по­стоянных комиссий (комитетов) а лишь те которые проводятся после ее официального открытия. Заседа­ния состоявшиеся до первого и после последнего за­седаний сессии ее частью не считаются.

Процедура сессий во многом едина для Верхов­ных и местных Советов хотя конечно имеет свои осо­бенности на соответствующих уровнях. Эти особенно­сти могут быть обусловлены структурой Совета (на­пример у Верхней Палаты РФ — две палаты и это влияет на порядок работы) его полно­мочиями (так для законодательного процесса в Вер­хней Палате характерна своеобразная процедура).

Депутат в избирательном округе

На избирательный округ прихо­дится большой объем депутат­ской деятельности. В Совете как правило решают­ся наиболее важные дела принимаются принци­пиальные документы. В округе много повседневной оперативной так называемой рутинной работы. Но именно здесь депутату часто приходится действовать в интересах конкретных людей встречаться с ними по­лучать от них заявления. Поэтому и результаты дея­тельности здесь тоже зачастую нагляднее — избиратель получил квартиру место в детском саду оборудована спортивная площадка и т. д. И во всем этом депутат видит и результат собственных усилий.

Работа в округе это часть усилий депутата как представителя народа в Со­вете осуществляющего функции государственной вла­сти. Причем важная часть. И оценивать ее надо не столько по количеству обращений избирателей к де­путату хотя само по себе это существенно сколько по тому как в принципе депутат понимает свою миссию и что делает для своих избирателей — чтобы им лучше жилось чтобы они имели хорошее обслуживание и т. п.

У работы депутата в округе есть и еще ряд целей. Одна из них — проводить в жизнь решения Совета. Депутат призван сделать все от него завися­щее чтобы с этими решениями познакомилось как можно большее число жителей избирательного округа работников предприятий учреждений и организаций расположенных на его территории. Он добивается то­го чтобы решения Совета были взяты к руководству всеми должностными лицами при необходимости со­ставлены планы мероприятий по реализации решений а затем проведены и сами эти мероприятия.

От имени и по поручению Совета и его органов де­путат осуществляет в округе контроль за выполнением решений за состоянием дел на предприятиях в учреж­дениях и организациях в том числе по части создания нормальных условий труда и отдыха для работников разрешению поступающих от них в адрес администра­ции предложений заявлений и жалоб.

Следует иметь в виду что задачей депутата явля­ется и обеспечение так называемой «обратной связи» т. е. постоянное укрепление контактов Совета в целом его органов с населением. В этих целях депутат при­зван информировать Совет и его органы о насущных нуждах населения своего избирательного округа о проблемах недостатках нарушениях закона которые здесь имеют место. Зачастую депутат должен быть ру­пором населения трудовых коллективов находящих­ся в округе — доводить до сведения Совета исполни­тельного комитета их мнение по определенному поводу добиваться его учета при принятии решения.

Вместе с тем депутат если требуется должен ста­вить вопрос о заслушивании в Совете на заседаниях его органов докладов и сообщений руководителей предприятий учреждений и организаций расположен­ных в его избирательном округе особенно если он об­наруживает неблагоприятные обстоятельства и собственными силами не может добиться желаемого резуль­тата. В определенных случаях например по поводу работы с предложениями заявлениями и жалоба­ми граждан — Совет вправе слушать отчеты руково­дителей предприятий учреждений и организаций расположенных на территории Совета и депутат мо­жет быть инициатором таких отчетов.

Округ должен стать для депутата конкретным мес­том где можно и нужно воплотить в жизнь установ­ки относительно углубления демократии и самоуправ­ления народа. Задачей депутата является содействие развитию самоуправленческих начал в управлении про­изводством на предприятиях в строительных управле­ниях трестах в других трудовых коллективах на тер­ритории округа. Кроме того в округе немало различ­ных органов общественной самодеятельности насе­ления — советов микрорайонов домкомов селькомов и др. Они обеспечивают развитие территориального самоуправления вовлекают в него население по месту жительства т. е. проводят собрания сходы граждан обсуждение и решение на них многих проблем вол­нующих жителей.

Наконец избирательный округ—та территориаль­ная единица где выявляется мнение населения о рабо­те Совета и депутата. Поэтому важной частью дея­тельности депутата является информирование населе­ния о мероприятиях проводимых органом власти его президиумом исполкомом постоянными комиссиями. Здесь же проводятся отчеты депутатов.

Задачи у депутатов в округе довольно ответственные они подкрепляются широким кругом прав и обязанностей депутата в округе.

Депутат имеет право участвовать если сочтет не­обходимым в рассмотрении в органах государственного управления и органах соответствующих общественных организаций любых вопросов затрагивающих интере­сы граждан в округах. Эти органы обязаны заблаго­временно извещать депутатов о рассмотрении таких вопросов.

Одна из важнейших функций депутата — проводить проверки по собст­венной инициативе. Закон исходит из активной пози­ции депутата в том числе и в округе необходимости его борьбы с любыми нарушениями законности.

Активная роль депутата нашла отражение еще в одном новом положении закона. Он получил право проводить собрания конференции избирателей окру­га встречи с трудовыми коллективами и органами об­щественных организаций. Конечно здесь тоже под­разумевается его инициатива. Депутат может органи­зовать мероприятие сам.

У депутата есть право участвовать в заседаниях нижестоящих Советов и их органов с совещательным голосом в заседаниях органов общественного самоуп­равления е собраниях советского и хозяйственного актива трудовых коллективов граждан по месту жи­тельства.

Страницы: 1 2