Шпаргалки по муниципальному праву

Рефераты по муниципальному праву » Шпаргалки по муниципальному праву

5. Муниципальное право как наука.

Муниципальное право является составной частью юриспруденции. Наука муниципального права относится к числу отраслевых наук. Ее предметом является изучение муниципального права как отрасли права. Она исследует изучает специфические общественные отношения регулируемые нормами муниципального права содержание и виды самих этих норм механизмы их реализации и т.п.

Исходя из содержания предмета муниципального права как отрасли права особенностей составляющих его общественных отношений определяется характер и спектр основных теоретических проблем и задач современной российской науки муниципального права. Среди этих проблем важнейшими являются следующие: понятие местного (муниципального) самоуправления: соотношение его с государственным управлением; соотношение и содержание федерального регионального и локального правового регулирования организации и деятельности муниципальных образований; проблемы территориальных основ местного самоуправления; полномочия и предметы ведения муниципальных образований и разграничение их с органами государственной власти; характер и формы взаимоотношений муниципальных органов с государственными органами; реальные гарантии местного самоуправления защиты его самостоятельности надежности достаточной финансово-материальной обеспеченности; и наконец это изучение обобщение практики деятельности местного самоуправления как в России так и за рубежом.

Если в самом общем виде сформулировать понятие муниципального права как науки то можно сказать что она представляет собой совокупность знаний теорий концепций о местном (муниципальном) самоуправлении формах его осуществления правовом регулировании в данной сфере общественных отношений.

В заключение данной лекции можно сделать следующие выводы относительно понятия и предмета муниципального права РФ.

Во-первых муниципальное право связано с муниципальным (или местным) самоуправлением и следовательно его можно трактовать как право местного самоуправления местное (локальное) право.

Во-вторых муниципальное право - комплексная отрасль права которая включает как собственные правовые нормы регулирующие отношения в сфере местного самоуправления так и нормы других отраслей права регулирующих отношений в данной сфере но на локальном (местном) уровне.

И в-третьих нормы муниципального права регулируют специфический круг общественных отношений связанных с организацией и функционированием местного самоуправления в городских и сельских поселениях.


6. Понятие и виды источников муниципального права РФ

В общей теории права принято различать понятия источника права в материальном и в формальном юридическом смыслах.

В первом значении под источником права понимаются те факторы которые определяют сущностное содержание права. К ним принято относите прежде всего. материальные условия жизни общества свойственные ему экономические отношения.

В юридическом смысле в качестве источника нрава рассматриваются формы в которых объективируются правовые нормы получают общеобязательность и общеизвестность. Формами выполняющими такую функцию выступают в РФ соответствующие нормативные правовые акты.

Таким образом источниками муниципального права в юридическом смысле являются действующие в настоящее время в РФ правовые акты содержащие нормы муниципального права.

Виды источников МП

Во-первых Европейская Хартия местного самоуправления и другие международно-правовые акты касающиеся местного (муниципального) самоуправления.

Внутрироссийская система источников муниципального права включает в себя три иерархически взаимосвязанных уровня нормативно-правовых актов.

К первому уровню относятся нормативно-правовые акты федерального уровня содержащие нормы муниципального права.

Среди них важнейшее значение принадлежит действующей Конституции РФ. В ней содержится около двадцати статей касающихся в той или иной степени местного самоуправления.

Однако особое значение имеют положения статей 12. 130-133. Для муниципального права Конституция РФ является базовым источником права но не ее главным источником’.

Следующую группу источников муниципального права федерального уровня составляют федеральные законы и федеральные конституционные законы содержащие нормы муниципального права.

Среди этих законов первостепенное значение имеет Федеральный Закон от 12.08.95 № 154 <Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ> подписанный Президентом РФ 28 августа 1995 года и вступивший в силу с 1 сентября 1995 года с последующими изменениями и дополнениями внесенными в данный ФЗ. Можно с полным основанием сказать что ФЗ № 154 является главным источником муниципального права РФ.

По своей форме и содержанию данный закон носит рамочный характер. Этим законом федеральный законодатель определил основы местного самоуправления в РФ. закрепил общие принципы организации и деятельности муниципальных образований в нашей стране.

Наряду с ФЗ № 154 к источникам муниципального права относятся также другие федеральные законы содержащие отдельные муниципальные нормы. Среди них:

<Об основных гарантиях избирательных прав граждан РФ> <О милиции>. <Об основах налоговой системы РФ> <Об охране природной среды> <О недрах> <О закрытом административно-территориальном образовании> и другие.

К источникам муниципального права федерального уровня относятся также:

1 ) Указы Президента РФ. содержащие нормы ‘ муниципального права и действующие в настоящее время (например. <Об основных направлениях реформы местного самоуправления в РФ>

2) нормативные постановления палат Федерального Собрания РФ по вопросам местного самоуправления (например постановление ГД РФ <Об обеспечении конституционных прав населения на местное самоуправление в нормативных актах субъектов РФ> и др.):

3) постановления Правительства РФ содержащие нормы муниципального права (например <Об утверждении Федеральной программы государственной поддержки местного самоуправления в РФ>);

4) постановления и другие акты Конституционного Суда РФ касающиеся местного самоуправления .

Ко второму уровню источников муниципального права относятся нормативные правовые акты субъектов РФ содержащие нормы муниципального права. Это: конституции и уставы субъектов РФ законы субъектов РФ о местном самоуправлении о выборах депутатов представительных органов местного самоуправления глав муниципальных образований о муниципальной службе и другие. Главное требование к этой группе нормативно-правовых актов состоит в том чтобы они не противоречили КОНСТИТУЦИИ РФ (т федеральным законам в части. касающейся общих принципов организации и деятельности местного самоуправления в РФ.

Наконец к третьему уровню источников муниципального права относятся локальные (местные) нормативные правовые акты содержащие нормы муниципального права. Речь идет о нормативных установлениях прямо регулирующих общественные отношения на локальном уровне в сфере местного самоуправления и исходящие прежде всего от самих муниципальных образований (путем местного референдума)


3 45 . Предмет муниципального права РФ как отрасли права

Как известно отрасли права различаются по предмету и методу правового регулирования. В характеристике отрасли права первостепенное значение имеет определение ее предмета то есть совокупности тех специфических общественных отношений которые нормами данной отрасли права регулируются и закрепляются.

Таким образом вопрос о предмете муниципального права - это прежде всего вопрос о характере объеме и особенностях общественных отношений которые регулируются нормами муниципального права.

Если определить в самом общем виде предмет муниципального права то можно сказать что им являются общественные отношения возникающие в связи с организацией и деятельностью населения городских и сельских поселений по решению непосредственно или через образуемые им органы вопросов местного значения.

Методы муниципального права

Каждая отрасль права имеет свои методы правового регулирования то есть специальные юридические средства и способы воздействия норм права на общественные отношения.

Муниципальное право РФ будучи комплексной отраслью права использует методы присущие другим отраслям права однако в специфическом для данной отрасли права их соотношении и переплетении. Так являясь отраслью публично-частного характера муниципальное право использует в механизме правового регулирования сочетание публично-правового (императивного) и частноправового (диспозитивного) методов правового регулирования.

В основном в сущностном плане для местного самоуправления как публично-правового института характерно безусловно преобладание публично-правовых методов правового регулирования. Однако в тех сферах правового регулирования местного самоуправления. которые касаются деятельности его органов как юридических лиц реализации их полномочий в сфере управления муниципальной собственностью местными финансами и т.п. используются как правило частноправовые методы.

Методы правового регулирования во многом ориентированы на способы правового регулирования к которым теория права относит дозволение обязывание и запрет. Для муниципального права как комплексной отрасли права характерно использование в механизме

правового регулирования таких способов правового воздействия как дозволение и обязывание


3 45 . Понятие муниципального права РФ

Муниципальное право - относительно новое явление в российской правовой системе. Оно формируется под влиянием утверждения и развития местного самоуправления в РФ появления и закрепления в законодательстве таких терминов понятий и отношений как муниципальное образование муниципальная собственность муниципальное предприятие местные финансы бюджет муниципальная служба муниципальный служащий и т.п.

Понятие <муниципальное право> используется в трех значениях.

Во-первых муниципальное право как отрасль права. то есть относительно самостоятельное правовое образование в системе российского права.

Во-вторых так именуется одна из отраслей правовой науки исследующая изучающая муниципальное право как отрасль права нормы ее составляющие муниципальные правоотношения и институты.

И в-третьих муниципальное право - это одна из учебных юридических дисциплин включенная в учебные планы и программы различных вузовских специальностей и прежде всего <Юриспруденции>.

Муниципальное право не относится к числу основных отраслей права. Его место в системе права определяется тем что данная правовая отрасль носит вторичный производный характер. Подобного рода отрасли права в правовой науке именуются комплексными отраслями права. Примерами подобного рода правовых образований можно считать морское право банковское право таможенное право страховое право служебное право и др. Спецификой подобного рода отраслей права является то что нормы их образующие носят комплексный характер то есть с одной стороны эти нормы как правило относятся к основным отраслям права (таким например как конституционное право гражданское право финансовое право и т.п.) а с другой - они регулируют отношения в сфере местного самоуправления и следовательно образуют правовую систему как бы вторичного характера - муниципальное право РФ. Такие нормы в теории права именуют

<поливалентными>.

Однако отрасль муниципального нрава составляют не только поливалентные нормы но и нормы собственно являющиеся муниципальными нормами права. К этим нормам относятся прежде всего так называемые нормы организационно-правового характера.

Как известно отрасли права подразделяются на отрасли публичного права и отрасли частного права. Муниципальное право РФ с этой точки зрения носит смешанный характер. С одной стороны муниципальное право регулирует отношения связанные с осуществлением власти местной (муниципальной) власти то есть особого специфического круга властеотношений. Эта сфера

правового регулирования безусловно относится к публично-правовой. С Другой стороны местное самоуправление - это широкая сфера частноправовых отношений особенно в той части где органы местного самоуправления выступают как юридические лица.

Таким образом муниципальное право РФ - это комплексная научная дисциплина и отрасль публично-частного характера.


4. Муниципально – правовые отношения.

Юридические нормы составляющие муниципальное право как отрасль права регулируют различные по характеру общественные отношения. Это организационные статусные процессуальные материальные и иные отношения. Это общественные отношения в самых различных сферах: экономики финансов бюджета налогов экологии земли и других природных ресурсов социальной сфере и т.д.

Главными объединительными критериями данного круга общественных отношений являются во-первых их локально-территориальный уровень а во-вторых специфический характер их содержания (исключительно вопросы местного значения).

Муниципальное право как отрасль российского права призвана регулировать:

- отношения связанные с местом местного самоуправления в конституционном механизме РФ;

- договорные отношения по взаимным обязательствам’ муниципальных органов и органов государственной власти различного уровня;

- отношения связанные с образованием видами и структурой муниципальных органов и других организационных форм осуществления местного самоуправления;

- отношения связанные с установлением разграничением и реализацией компетенции (полномочий) в области местного самоуправления;

- отношения касающиеся особенностей организации и деятельности муниципальных образований различного уровня;

- отношения в сфере местных налогов местного бюджета муниципальной собственности и т.п.;

- отношения вытекающие из статуса муниципальных органов как юридических лиц.

Предметом муниципального права является также практика деятельности муниципальных органов’.

Из сказанного выше следует что муниципально-правовые отношения - это регулируемые нормами муниципального права общественные отношения связанные с организацией и функционированием местного самоуправления в городских и сельских поселениях а также в других муниципальных образованиях.


50. Правовые (законодательные) основы местного самоуправления в РФ

Местное самоуправление осуществляется на основе и в соответствии с Конституцией РФ. ФЗ № 154. другими федеральными законами конституциями уставами и законами субъектов РФ а также уставами соответствующих муниципальных образований.

Законодательное регулирование субъектами РФ вопросов местного значения осуществляется в соответствии с Конституцией РФ и ФЗ №154.

Федеральные законы законы субъектов РФ устанавливающие нормы муниципального права не могут противоречить Конституции РФ и ФЗ № 154 ограничивать гарантированные ими права местного самоуправления.

В случае противоречия норм муниципального права. содержащихся в законах положениям Конституции РФ. ФЗ № 154. применяются положения Конституции РФ и ФЗ

№ 154.

Положения ФЗ № 154 в равной мере распространяются на республики края области города федерального значения автономную область автономные округа.

Принятые в субъектах РФ до принятия ФЗ № 154 законы о местном самоуправлении требуют пересмотра и приведения их в соответствие с ним. Противоречащие ФЗ № 154 законы субъектов РФ о местном самоуправлении на их территории и не приведенные в соответствие с ним. нс подлежат применению.


16. Территориальные основы местного самоуправления в РФ .

Местное самоуправление осуществляется на определенной территории. Это территориальное самоуправление. В РФ местное самоуправление осуществляется на всей ее территории в городских сельских поселениях и на других территориях.

ФЗ № 154 относит к этим территориям территории городов поселков станиц районов (уездов) сельских округов (волостей сельсоветов) и других муниципальных образований.

Что касается городских поселений то к ним в РФ относятся города и поселки городского типа. К первым относятся- города федерального значения (их всего два -Москва и Санкт-Петербург); города республиканского областного краевого и окружного (автономного округа) значения; и города районного значения. Российское законодательство не предусматривает какого-либо исключения для тех или иных типов городов на территории которых их население вправе осуществлять местное

самоуправление (это касается и городов федерального значения).

К поселкам городского типа относятся рабочие поселки курортные поселки и дачные поселки.

К сельским поселениям на территории РФ относятся: сельские районы сельсоветы сельские поселки села деревни станицы хутора аулы и т.п.

Как видно из приведенного перечня территорий местное самоуправление в РФ осуществляется прежде всего в пределах определенных административно-территориальных единиц которые образуют территориальное устройство каждого из субъектов РФ и относятся к компетенции последних.

Однако территориальные основы местного самоуправления не всегда могут совпадать с административно-территориальными единицами. Оно может осуществляться и на территориях не являющихся таковыми: округ (район) в городе: село; деревня; станица и др.

Гщс раз подчеркнем что в принципе местное самоуправление в РФ может осуществляться на любой части территории России. При этом население городскою сельского поселения независимо от его численности не может быть лишено права на осуществление местного самоуправления.

Вместе с тем в целях защиты конституционного строя обеспечения обороны страны и безопасности государства допускается ограничение прав граждан на осуществление местного самоуправления на отдельных территориях в РФ однако только на основании соответствующих федеральных законов. Этими

территориями могут быть приграничные территории военные городки закрытые административно-территориальные образования.

Субъекты РФ своими решениями не могут исключать какие-либо территории и право их населения на создание муниципальных образований и осуществление в них местного самоуправления тем более без учета мнения населения этих территорий. В противном случае это бы противоречило Конституции РФ и Федеральному закону № 154^.

Территорию муниципального образования составляют земли городских сельских поселений прилегающие к ним земли общего пользования рекреационные зоны земли необходимые для развития поселений и другие земли в границах муниципального образования независимо от форм собственности и целевого назначения.


18 . Устав муниципального образования

Юридическая природа. Каждое муниципальное образование обязано иметь свой Устав разработанный принятый и зарегистрированный в установленном законом порядке. Подобного рода <акты-статуты> о местном (муниципальном) самоуправлении имеются в большинстве развитых зарубежных стран. Так. в ФРГ - это уставы коммун (общин) в США - муниципальные хартии и т.д.

Среди других локальных нормативных актов Устав муниципального образования занимает главное место. Это документ комплексного нормативного характера. Несмотря на то что в нем воспроизводятся все важнейшие принципиальные положения федерального законодательства и законодательства соответствующего субъекта РФ касающиеся местного самоуправления Устав в значительной степени призван детализировать и конкретизировать все что касается организационно-правового статуса соответствующего муниципального образования.

Страницы: 1 2 3 4 5