Единый Социальный Налог

Рефераты по налогам и налогообложению » Единый Социальный Налог

Идея введения единого социального налога т.е. объединения всех страховых взносов возникла еще в 1998 г. когда Госналогслужба России (ныне — Министерство по налогам и сборам РФ) предложила при сохранении механизма сбора страховых взносов в социальные внебюджетные фонды установить для них единую унифицированную налогооблагаемую базу и передать функции учета и контроля одному ведомству. Однако тогда эти предложения из-за их не совершенства оказались невостребованными и вопрос остался открытым.

Теперь же после принятия части второй Налогового кодекса РФ и Федерального закона от 5 августа 2000 г. № 118-ФЗ с 1 января 2001 года вступил в силу новый порядок исчисления и уплаты взносов в государственные социальные внебюджетные фонды.

Главой 24 части второй Налогового кодекса РФ был введен единый социальный налог (ЕСН).

В составе ЕСН консолидированы взносы в Пенсионный фонд Фонд социального страхования и фонды обязательного медицинского страхования  — с целью мобилизации средств для реализации права граждан на государственное пенсионное и социальное обеспечение и медицинскую помощь.

Отдельный порядок установлен для взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Подобное исключение обусловлено тем что ставки взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний дифференцированы в зависимости от категорий профессионального риска к которым относится сфера деятельности плательщика. Контроль за правильностью исчисления полнотой и своевременностью внесения в фонды взносов уплачиваемых в составе ЕСН согласно ст. 9 Федерального закона № 118 осуществляется налоговыми органами Российской Федерации. Они же должны осуществлять и взыскание сумм недоимки пени и штрафов по платежам во внебюджетные фонды образовавшиеся по состоянию на 1 января 2001 года (за исключением взносов на обязательное страхование от несчастных случаев).

Порядок расходования средств уплачиваемых (зачисляемых) в фонды а также иные условия связанные с использование этих средств устанавливаются законодательством РФ об обязательном социальном страховании.

В первой главе своей курсовой работы я рассмотрел эволюцию развития ЕСН а также основные элементы налога такие как: плательщики данного налога: существует две основные категории: работодатели и так называемые самозанятые граждане (индивидуальные предприниматели адвокаты крестьянские хозяйства а также родовые семейные общины малочисленных народов Севера занимающиеся традиционными отраслями хозяйствования). Если налогоплательщик относится сразу к двум категориям то он уплачивает налог по двум основаниям. Например индивидуальный предприниматель использующий труд наемных работников платит ЕСН как с полученных доходов от предпринимательской деятельности за вычетом связанных с ними расходов так и с начисленных выплат в пользу работников; объект налогообложения: это - выплаты в пользу работников доходы от предприн-ой и иной деятельности а также введен новый объект налогообложения - безвозмездные выплаты тем физическим лицам которые не являются работниками налогоплательщика; необлагаемые выплаты: одним из наиболее важных новшеств является применение по отдельным видам доходов необлагаемого минимума представлен перечень сумм не подлежащих налогообложению ЕСН в ст.237-238 НК РФ например в п.1 ст. 237: если сумма не превышает 1000 рублей в расчете на календарный месяц то она не облагается налогом в случаях когда: а) выплаты в виде материальной помощи б) иные безвозмездные выплаты в) выплаты в натуральной форме производимые с/х продукцией и (или) товарами для детей; ставки единого социального налога: На необходимость введения для страховых взносов во внебюджетные фонды обратно пропорциональной (или регрессивной) шкалы ставки были указаны КС РФ в Постановлении от 23.12.99 г. №18-П но они были указаны только в отношении самозанятых граждан поэтому законодатель ввел в ст. 241 регрессионную шкалу для всех налогоплательщиков; льготы;порядок исчисления и уплаты налога: Введение регрессивной шкалы вызвало необходимость установить для ЕСН иной порядок определения налоговой базы нежели тот что был предусмотрен для взносов поэтому налоговая база ЕСН определяется отдельно по каждому работнику налоговым периодом по ЕСН является год (ст.240 НК РФ) но налогоплательщики-работодатели обязаны ежемесячно исчислять и уплачивать авансовые взносы поэтому налоговая база по каждому работнику определяется с начала налогового периода по истечении каждого месяца нарастающим итогом учет и отчетность: с введением ЕСН введены и новые формы отчетности декларация по ЕСН подается в налоговый орган один раз в год вместе с балансом. В соответствии с п.2 ст.80 НК РФ декларация может быть направлена по почте.

Во второй главе я сравнил поступление взносов в государственные внебюджетные фонды в 2000 и 2001 гг. В результате я пришел к выводу что темп роста поступлений единого социального налога и сумм в счет погашения задолженности предыдущих лет по взносам в 2001 году по сравнению с поступлениями страховых взносов в государственные социальные внебюджетные фонды в 2000 году составил 112 4 процента. Также во второй главе я затронул проблемы взимания единого социального налога основной проблемой является огромные задолженности по ранее начисленным платежам в государственные внебюджетные фонды которую решить только силами налоговых органов в короткий промежуток времени не возможно.

В третьей главе я рассмотрел перспективы развития ЕСН где отметил какие органы осуществляют контроль за поступлениями ЕСН. Также описал каким образом взимается ЕСН в странах Европы Ближнего Востока и США. И высказал свои пути решения тех проблем которые сейчас возникли при взимании ЕСН.

В целом изменения и дополнения внесенные в гл.24 НК РФ Законом N 198-ФЗ направлены на облегчение налогового бремени налогоплательщика с предоставлением ему возможностей для развития его производственной базы.Так значительно снижена налоговая нагрузка в отношении благотворительных и подобного рода организаций.

Значительные изменения претерпели нормы касающиеся вопросов применения ставок налогообложения. Длительное время при взимании страховых взносов в государственные внебюджетные социальные фонды сохранялся высокий уровень процентных отчислений. С целью устранения тенденций сокрытия реально получаемых работниками доходов и увеличения объемов выплат неучтенными наличными средствами или их переведения в доходы не подлежащие налогообложению (например с использованием страховых и банковских схем) при определении ставок ЕСН в основу был положен регрессивный подход. В 2001 г. организация имела право применять регрессивные ставки налогообложения при условии выплаты достаточно высокой средней заработной платы работникам организации в предыдущем году и ее сохранении на минимально допустимом уровне в текущем. Теперь же предусмотрено упрощение этих условий. Поэтому уже многие организации пользуются в течение года регрессивными ставками налогообложения и тем самым снижают уровень своих издержек.



Содержание.


Введение.____________________________________________2 стр.


Глава I. ЕСН: характеристика и сущность._____________4стр.


    1. Эволюция развития ЕСН.____________________4 стр.

1.2 Характеристика ЕСН.________________________7 стр.


Глава II. Роль ЕСН в доходах бюджетов всех уровней.__21 стр.


    1. Сравнение поступлений взносов в

государственные внебюджетные фонды в 2000 и

2001 гг.____________________________________21 стр.


    1. Проблемы взимания ЕСН.___________________27 стр.

Глава III. Перспективы развития ЕСН._______________29 стр.


    1. Органы осуществляющие контроль за

поступлениями ЕСН.________________________29 стр.


    1. Совершенствование ЕСН.___________________32 стр.

Заключение.________________________________________35 стр.


Использованные материалы литература ссылки.______36 стр.


Введение


Одно из направлений мобилизации средств предназначенных для финансирования мероприятий по государственному социальному страхованию связано с совершенствованием работы по учету и контролю за поступлением страховых взносов в государственные социальные внебюджетные фонды.

Идея введения единого социального налога т.е. объединения всех страховых взносов возникла еще в 1998 г. когда Госналогслужба России (ныне — Министерство по налогам и сборам РФ) предложила при сохранении механизма сбора страховых взносов в социальные внебюджетные фонды установить для них единую унифицированную налогооблагаемую базу и передать функции учета и контроля одному ведомству. Однако тогда эти предложения из-за их не совершенства оказались невостребованными и вопрос остался открытым.

Теперь же после принятия части второй Налогового кодекса РФ и Федерального закона от 5 августа 2000 г. № 118-ФЗ “О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах” с 1 января 2001 года вступил в силу новый порядок исчисления и уплаты взносов в государственные социальные внебюджетные фонды.

Главой 24 части второй Налогового кодекса РФ был введен единый социальный налог (ЕСН).

В составе ЕСН консолидированы взносы в Пенсионный фонд Фонд социального страхования и фонды обязательного медицинского страхования  — с целью мобилизации средств для реализации права граждан на государственное пенсионное и социальное обеспечение и медицинскую помощь.

Отдельный порядок установлен для взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Подобное исключение обусловлено тем что ставки взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний дифференцированы в зависимости от категорий профессионального риска к которым относится сфера деятельности плательщика (Закон РФ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» от 24 июля 1998 г. № 125-ФЗ). Таким образом включение данных взносов в состав ЕСН не позволило бы установить единую для всех предприятий не зависимо от сферы деятельности шкалу ставок и расчет налога был бы значительно усложнен.

Контроль за правильностью исчисления полнотой и своевременностью внесения в фонды взносов уплачиваемых в составе ЕСН согласно ст. 9 Федерального закона № 118 осуществляется налоговыми органами Российской Федерации. Они же должны осуществлять и взыскание сумм недоимки пени и штрафов по платежам во внебюджетные фонды образовавшиеся по состоянию на 1 января 2001 года (за исключением взносов на обязательное страхование от несчастных случаев).

Порядок расходования средств уплачиваемых (зачисляемых) в фонды а также иные условия связанные с использование этих средств устанавливаются законодательством РФ об обязательном социальном страховании.

Часть вторая Налогового кодекса РФ применяется к правоотношениям регулируемым законодательством о налогах и сборах возникшим после введения ее в действие. По правоотношениям возникшим до введения ее в действие часть вторая НК РФ применяется к тем правам и обязанностям которые возникнут после введения ее в действие.


Глава I.

ЕСН: характеристика и сущность.

1.1 Эволюция развития ЕСН.

Наиболее известной формой организации финансовых ресурсов в общегосударственном масштабе выступает государственный бюджет. Бюджет согласно ст. 6 Бюджетного кодекса является формой образования и расходования фонда денежных средств предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государственного и местного самоуправления.

Но ряд факторов обуславливает целесообразность использования другой формы аккумулирования финансовых ресурсов – внебюджетных фондов обслуживающих социальные и экономические потребности отдельных групп населения или общества в целом. Необходимость создания социальных фондов предназначенных для естественных потребностей была научно обоснована К. Марксом. Возникновение и рост таких фондов является объективной закономерностью существования и развития общества.

Институт социального страхования в западноевропейских странах возник в период перерастания капитализма в монополистическую фазу и учащения экономических кризисов. Первая система государственного страхования возникла в Германии в конце XIX века чуть позже в Австрии Дании Франции Великобритании. Но несмотря на то что своими корнями социальные услуги уходят еще в XIX столетие относительно широкое распространение они получили после II мировой войны в связи с тяжелыми последствиями предшествующего мирового экономического кризиса мировыми разрушениями и резким падением уровня жизни населения вызванными войной.

Одним из важнейших факторов под воздействием которого возрастает необходимость социального страхования его роль и значение в жизни рабочего класса было ускорение пролетаризации населения когда в процесс капиталистического производства вовлекалась все новая и новая рабочая сила.

Переход к рынку ознаменовался в России рядом кардинальных изменений в организационной структуре хозяйства в ходе чего произошла модернизация финансовой системы и прежде всего ее центрального звена – общегосударственных финансов. Постепенно стали возникать отделяться от бюджетной системы один за другим внебюджетные фонды.

В силу ряда обстоятельств таких как продолжающийся спад производства неплатежи бюджетный дефицит инфляция рост непредвиденных расходов средств для социальных программ хронически не хватает. Кризисная ситуация в финансировании социальной сферы в России имеет свою историю. Недостаточность выделяемых ресурсов и их неэффективное использование были отмечены задолго до проведения коренных экономических преобразований. На рубеже 70-80-х гг. в стране велись поиски модернизации действующего механизма хозяйственно деятельности учреждений социального обслуживания а также новых форм финансирования к числу которых относится и институт внебюджетных фондов.

Социалистическая экономика базировавшаяся на планово-централизованной системе управления экономическим и социальным развитием сформировала и утвердила систему социального обслуживания населения в основу которой был положен принцип бесплатности. Ориентиры социальной политики на бесплатность в социально-культурном обслуживании населения были логическим следствием господствовавших идеологических установок. Данная система и связанная с ней модель финансирования основных отраслей социальной сферы за счет бюджета некоторое время достаточно успешно выполняли свои функции. Однако по мере роста спроса и увеличения выплат на социальные услуги централизованное финансирование социального обслуживания стало давать сбой. Поэтому через государственный бюджет как показала практика прошлых лет не всегда удавалось достаточно последовательно проводить в жизнь те или иные социальные и экономические программы. В начале 90-х годов ситуация обострилась так как в результате гигантского бюджетного дефицита инфляции продолжающегося спада производства и его эффективности вся система пенсионного обеспечения и социального страхования начала финансироваться по «остаточному» принципу. В этих условиях развитие социальной сферы стало отставать от требований времени.

Немаловажными факторами обуславливающими целесообразность образования внебюджетных фондов являются бюджетный дефицит инфляция.

Создание в начале 90-х гг. внебюджетных фондов позволило ослабить негативные последствия либерализации цен и несколько сдержать снижение уровня жизни пенсионеров и других незащищенных слоев населения. Тогда самостоятельный статус фондов препятствовал прямому покушению государственных финансовых органов на средства внебюджетных социальных фондов при подготовке и исполнении федерального бюджета и других звеньев бюджетной системы. К сожалению анализ практики бюджетирования на федеральном и местном уровнях в последнее время показал что использование средств внебюджетных фондов и нередко не по назначению получило достаточно широкое распространение. На федеральном уровне это проявилось например в отношении Пенсионного Фонда России в форме платежей и задолженностей по формированию средств для выплаты военнослужащим рядового сержантского и старшинского состава а также социальных пенсий. На местных уровнях – в форме прямого привлечения средств соответствующих подразделений ПФР для выплат местных пособий.

Внебюджетные фонды представляют собой достаточно динамичный элемент финансовой системы. Это обусловлено тем что они в отличие от государственного бюджета находятся в распоряжении специального государственного органа. Поэтому в сравнении с бюджетом перераспределение внутри внебюджетных фондов и их использование осуществляется более оперативно. Кроме того внебюджетные фонды создаются для реализации конкретных целей. Таким образом необходимость образования внебюджетных фондов вызвана объективной закономерностью существования и развития общества что связано в первую очередь с потребностью перераспределения финансовых ресурсов для решения наиболее важных направлений не предусмотренных бюджетом.


1.2. Характеристика ЕСН.

     С вступлением в силу второй части Налогового кодекса на территории Российской Федерации вводится в действие единый социальный налог (далее - ЕСН). Он призван заменить собой страховые взносы в Пенсионный фонд РФ Фонд социального страхования РФ и фонды обязательного медицинского страхования РФ. Весь контроль за правильностью исчисления и уплаты ЕСН возлагается на налоговые органы (ст.9 Федерального закона от 05.08.2000 N 118-ФЗ "О введении в действие части второй Налогового кодекса РФ и внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ о налогах").
     В состав ЕСН не включены страховые взносы на обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний которые будут уплачиваться в соответствии со специальным законодательством регулирующим этот вид страхования (ст.11 Закона о введении) и независимо от ЕСН.
     Если сравнить законодательство о взносах действующие до Нового года и 24 главу НК РФ то становится ясно что каких-либо кардинальных изменений не произошло. Фактически проведена лишь некоторая унификация правовых норм вызванная объединением взносов в ПФР ФСС ФОМС под одним общим названием а также урегулированы некоторые из существующих спорных вопросов.

ПЛАТЕЛЬЩИКИ

     Платить ЕСН будут те же категории лиц что и платят взносы во внебюджетные фонды за одним исключением - с первого января перестает существовать такая категория налогоплательщиков как наемные работники (до введения ЕСН они уплачивают в ПФР страховые взносы по однопроцентной ставке).
     Существует две основные категории: работодатели и так называемые самозанятые граждане (индивидуальные предприниматели адвокаты крестьянские (фермерские) хозяйства а также родовые семейные общины малочисленных народов Севера занимающиеся традиционными отраслями хозяйствования). До введения ЕСН последние были освобождены от уплаты взносов в ФСС с полученных доходов это правило сохранится и впредь - в соответствии с подп."4" п.1 ст.239 НК РФ самозанятые граждане освобождены от уплаты ЕСН в этой части.
     Если налогоплательщик относится сразу к двум категориям то он уплачивает налог по двум основаниям.

Страницы: 1 2 3 4